Природа терроризма и проблемы борьбы с ним в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 18:20, доклад

Описание работы

На эти и ряд других вопросов не существует простых и однозначных ответов. В настоящее время существует множество определений терроризма, трактовок его содержания и целей, признаков, характеристик и элементов. Но при этом даже определения терроризма, вошедшие в официальные документы, включая законодательные акты, зачастую порождают критику в свой адрес.

Файлы: 1 файл

terr_ogr.docx

— 33.83 Кб (Скачать файл)
  • «О борьбе с терроризмом»

  • «Об антитеррористической деятельности»

  • «О противодействии терроризму»

 

 Разработчики отклонили название «Об антитеррористической деятельности», так как признали, что оно неоправданно сужает предмет регулирования, сводя его к организационным аспектам реализации антитеррористической функции компетентными государственными органами.

Термин «противодействие» также был признан неудачным, так как его лексический и содержательный анализ свидетельствует: противодействие есть ответная реакция на что-то, уже начавшее действовать.

 

 В преломлении к вопросам борьбы с террористическими угрозами дефиниция «противодействие» в ее традиционном понимании формирует у большинства субъектов антитеррористической деятельности пассивный, выжидательный подход, предполагающий реагирование на уже состоявшиеся акты терроризма.

 

 А вот понятие «борьба», напротив, ориентирует на инициативу, активность, наступательность. Действительно, сам термин «борьба» означает бескомпромиссное противоборство с чем-то в целях искоренения объекта приложения усилий. Одной из целей этой борьбы является выявление и ликвидация причин и условий существования объекта воздействия, а это и есть профилактика.

 

 Следует подчеркнуть, что понятие «борьба с терроризмом» не только наиболее адекватно отражает отношение мирового сообщества к этому злу современности, но и является наиболее широко употребляемой дефиницией в международных политико-правовых актах, регламентирующих сотрудничество государств в области выявления и устранения террористических угроз.

Термин «борьба» (реже – близкий по значению термин «ликвидация») содержат названия специальных национальных законов и всех международных антитеррористических конвенций. И доклад Генерального секретаря ООН на 60-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 27.04.06 г. назван «Единство в борьбе с терроризмом: рекомендации по глобальной контртеррористической стратегии».

 

 Оборот «борьба с терроризмом» последние двадцать лет является центральным при обсуждении антитеррористической проблематики на постсоветском пространстве и занял свою нишу в понятийном аппарате в качестве общепризнанного и универсального инструмента в области законотворчества и формирования договорно-правовых отношений между государствами.

 

 Можно привести в качестве примера:

  • «Договор о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом» 1999 года

  • «Договор о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом государств – членов Шанхайской организации сотрудничества» 2001 года

  • среднесрочные программы государств – участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма (в последние годы - программы государств – участников СНГ по борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма)

  • целый ряд других документов

 

 Вопросы совершенствования борьбы с терроризмом

 

 Терроризм как угроза безопасности государства и общества и как крайне общественно опасный криминальный феномен имеет социально-политическую природу. Изучение его генезиса приводит нас к выводу: он возникает только там и тогда, где и когда возникают и разрастаются острые противоречия социально-политического свойства.

 

  При этом к терроризму, как правило, прибегает та сторона, которая считает, что конституционными, легитимными способами она не сможет достичь целей, представляющихся ей жизненно важными, поскольку противник гораздо сильнее.

 

 Именно по этой причине весьма часто используют террористический метод разрешения конфликтных ситуаций в достижении витальных целей сепаратистские, националистические и иные экстремистские группировки и организации, которым противостоит мощная государственная машина с армией, специальными службами и правоохранительными органами.

 

  Борьба с терроризмом на государственном (а в необходимых случаях – и на межгосударственном) уровне должна осуществляться комплексно, то есть включать в себя ряд мер, ориентированных на решение различных задач и имеющих приложение в различных сферах общественных отношений:

  • нейтрализация (уничтожение) активных субъектов террористической деятельности

  • выявление, разрешение и устранение конфликтов, играющих роль источников и детерминант терроризма

  • разоблачение призывов и лозунгов организаторов террористической деятельности

  • привитие идей терпимости и толерантности тем категориям, слоям и группам населения, представители которых чаще всего вовлекаются в терроризм

 

 Меры профилактики терроризма ориентированы на устранение самих первопричин его возникновения, факторов, детерминирующих терроризм и обстоятельств, способствующих реализации акций терроризма, а также на оказание сдерживающего управляющего воздействия на лиц, динамика поведения которых свидетельствует об их возможном вовлечении в террористическую деятельность в той или иной форме.

 

 В частности, одним из важных направлений в профилактике терроризма являются противодействие распространению террористической идеологии и формирование антитеррористического сознания в обществе. И это понятно, ведь опасность терроризма как нелегитимного и жестокого инструмента для достижения социально-политических целей резко возрастает, если террористические идеи с пониманием и поддержкой воспринимаются среди части населения.

 

  Конечно же, проблемы борьбы с терроризмом должны быть сняты в первую очередь за счет решения экономических, социальных, политических и других задач, накопившихся в России за последние 15-20 лет. Идеология является производным, надстроечным образованием по отношению к этим фундаментальным основам государства и общества.

 

 Однако пренебрегать идеологическим аспектом при поиске эффективных путей борьбы с терроризмом было бы большой ошибкой. И, видимо, не случайно в нашей стране был принят Комплексный план информационного противодействия терроризму в Российской Федерации на 2008-2012 годы. Вспомним старую истину: «Бытие определяет сознание».

 

 С сожалением приходится констатировать, что современная российская действительность дает весьма богатый материал для спекуляций идеологов терроризма:

  • социальная незащищенность граждан, расслоение общества на богатую «верхушку» и малообеспеченное большинство и тесно связанные с этим обстоятельством двойные стандарты при оценке правонарушений граждан

  • безразличие к нуждам простых людей и произвол чиновников

  • высокий уровень коррупции, об истинных масштабах которой мы можем лишь догадываться при отстранении от власти какого-нибудь «утратившего политическое доверие» крупного чиновника (жена которого ввиду «исключительных деловых качеств» «заработала» миллиардное состояние)

  • отсутствие единой и поддерживаемой большинством населения государственной идеологии, внятной молодежной политики, стратегии развития межнациональных отношений

  • недостатки в вопросах образования и воспитания

  • пропаганда безнравственности и насилия в средствах массовой информации

 

 Все это, а также ряд других негативных факторов нашего бытия активно используется организаторами террористической деятельности в целях ее агитационно-пропагандистского обеспечения. На этом фоне вполне понятны часто звучащие заявления о том, что террористы «переигрывают государство на информационном поле».

 

 С учетом изложенного крайне важно, чтобы государство и общество прилагали все усилия для того, чтобы изживать те существующие в нашей жизни острые социальные противоречия и недостатки, которые берут на вооружение субъекты терроризма, используя их как весомые аргументы для обоснования необходимости применения политически мотивированного устрашающего насилия.

Насколько успешно удастся нам решить эту задачу, во многом будет определять и успех в борьбе с терроризмом. И здесь нужно быть предельно объективными и честными при оценке ситуации. В этой связи вряд ли можно согласиться с заявлением Д. Медведева на том же ярославском форуме: «Такая фундаментальная ценность, как свобода выбора, позволяет каждому человеку самостоятельно проектировать свою жизнь и развивать свою личность. Решать, кем быть и каким быть».

Ведь с учетом российского значения децильного коэффициента, о котором говорил Президент, в то время как некоторые россияне выбирают, какой бы очередной завод или иностранный футбольный клуб приобрести собственность, другие определяют путь для борьбы за выживание и социальную справедливость. А здесь возможны различные варианты принятия решений…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемые источники:

 

 

1. Ильин Е.П. О некоторых аспектах формирования единого международного антитеррористического пространства // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2010, №1. С.69-70.

 

 

2. Горбунов Ю.С. Терроризм и правовое регулирование противодействия ему.- М.: Молодая гвардия, 2008. С.417-419.

 

 

3. Горбунов Ю.С. Терроризм и правовое регулирование противодействия ему.- М.: Молодая гвардия, 2008. С.414.

 

 

4. Терроризм в современном мире. 2 изд. / под ред. В.Л. Шульца.- М.: Наука, 2011. С. 325-336.

 


Информация о работе Природа терроризма и проблемы борьбы с ним в России