Природные пожары. Организация пожарной охраны в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 07:01, реферат

Описание работы

Сегодня, в век технического прогресса, развития науки и технологии в мире происходит множество различного рода аварий, катастроф, непременно связанных с гибелью людей, с разрушением материальных ценностей, с возникновением серьезных нарушений экологии и т.д. Все более актуальной становиться тема чрезвычайных ситуаций природного характера. Число наводнений, землетрясений, извержений вулканов увеличивается с каждым годом, в них погибает все большее количество людей.

Файлы: 1 файл

БЖД реферат.docx

— 99.94 Кб (Скачать файл)

Потеря видимости вследствие задымления. Успех эвакуации людей  при пожаре может быть обеспечен  лишь при их беспрепятственном движении. Эвакуируемые обязательно должны четко  видеть эвакуационные выходы или  указатели выходов. При потере видимости  движение людей становится хаотичным. В результате этого процесса эвакуации  затрудняется, а затем может стать  неуправляемым.

Пониженная концентрация кислорода. В условиях пожара концентрация кислорода в воздухе уменьшается. Между тем понижение ее даже на 3 % вызывает ухудшение двигательных функций организма. Опасной считается  концентрация менее 14 %; при ней нарушаются мозговая деятельность и координация  движений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Природные пожары  в России 

 

2.1 Природные пожары в России в 2010 г.

В конце июля, августе  и начале сентября 2010 года в России на всей территории сначала Центрального федерального округа, а затем и  в других регионах России возникла сложная пожарная обстановка из-за аномальной жары и отсутствия осадков. Торфяные пожары Подмосковья сопровождались запахом гари и сильным задымлением в Москве и во многих других городах. По состоянию на начало августа 2010 года, в России пожарами было охвачено около 200 тыс. га в 20 регионах (Центральная Россия и Поволжье, Дагестан). Торфяные пожары были зафиксированы в Московской области, Свердловской, Кировской, Тверской, Калужской и Псковской областях. Самые сильные пожары были в Рязанской и Нижегородской областях и Мордовии, где фактически произошла настоящая катастрофа.

Можно выделить две основные причины сильных пожаров. Первая — это продолжительная жара и  засуха, начавшиеся местами ещё в  мае, которые привели к высыханию  растительности. Из-за этого лесной пожар мог возникнуть от самого небольшого источника огня, а также легко  перерасти в разрушительный верховой пожар, который охватывает деревья  целиком и движется со скоростью до 30 км/ч. Вторая причина — слабая работа государственной лесной охраны, фактическая бесхозность и беспризорность больших участков леса.

По сообщению начальника главного управления МЧС по Московской области Евгения Секирина, 10 % торфяных пожаров приходятся на самовозгорание торфа, тогда как в других случаях  виной служит «человеческий фактор»: окурки, спички. Этой же точки зрения придерживается координатор по сохранению торфяных болот Международного бюро по сохранению водно-болотных угодий Татьяна Минаева. Она утверждает, что основной причиной торфяных пожаров как в 1972 году, так и сейчас, стал человеческий фактор: в частности, выброшенные из проезжающих автомобилей непотушенные сигареты.

2.2 Хронология  Природных пожаров в России в 2011 г.

27 апреля состоялось совещание  у президента Медведева по  по вопросу профилактики природных пожаров. Медведев, в частности, пообещал «Если не справитесь – все поедете как раз на торфяники, тушить: и Правительство Московской области, и Правительство Российской Федерации»

4 мая представители Гринпис  сообщили о горящих торфяниках в Сергиево-Посадском районе Московской области 5 мая МЧС официально опровергло эту информацию. В ответ гринписовцы в сообществе gp_russia — сообщество «Природные пожары в России в 2011 году» в Живом Журнале опубликовали фотографии и координаты действующих торфяных пожаров.

12 мая по сведениям  МЧС площадь природных пожаров  в России составила 8.17 тысячи гектаров.

13 мая в Томской области  в двух деревнях сгорело более  10 домов, причиной стал загоревшийся лес.

14 мая по сообщению  ИТАР-ТАСС площадь лесных пожаров  в Сибири за сутки возросла  в 6,5 раза, в регионе было зафиксировано  78 очагов возгорания на общей  площади более 923 гектаров, из  которых 28 очагов локализованы. Наиболее  сложная ситуация, по данным МЧС,  наблюдалась в Якутии, а также  в Амурской области и Хабаровском крае.

16 мая первые очаги  торфяных возгораний зафиксированы  на территории Гусь-Хрустального  района, которые были обнаружены  в ходе наземного патрулирования. Ранее уже были зафиксированы  первые очаги лесных пожаров  в Собинском и Селивановском районах.

18 мая по данным Гринпис  «В лесах Урала и юга Западной  Сибири наблюдается катастрофический  рост количества и площади  лесных пожаров, ситуация уже  очень напоминает конец лета  прошлого года. Режим чрезвычайной  ситуации в связи с пожарами  введен в городе Ревда Свердловской  области, возможно возникновение  непосредственной угрозы ряду других населенных пунктов Уральского федерального округа. Вопрос о том, может ли повториться пожарная катастрофа типа прошлогодней, уже не актуален: она повторилась, хотя массовые пожары пока не дошли до густонаселенных регионов Европейской России.»

19 мая телеканал Вести-24 сообщил о введении в городе  Ревда режима чрезвычайной ситуации  из-за приблизившихся к городу  верховых пожаров. В это же время на сайте регионального уральского отделения МЧС появилась единственная новость с заголовком «Веселится и ликует детвора — в МЧС пришла Баба-Яга!»

22 мая по данным МЧС  общая площадь природных пожаров  в России с начала года в  1.9 раза больше аналогичного показателя  за 2010 год, наиболее сложная с  пожарами складывалась на территории  Республики Саха (Якутия), Амурской  области, Красноярском крае и  Ханты-Мансийского АО. Причиной возникновения  пожаров МЧС называет установившуюся  теплую погоду и труднодоступные территории.

25 мая по сообщению  ИТАР-ТАСС глава МЧС России  Сергей Шойгу сообщил журналистам,  что "ситуация с природными  пожарами в текущем году в  России лучше, чем в прошлые годы".

27 мая глава Якутии  Егор Борисов подписал указ  о введении режима чрезвычайной  ситуации регионального характера  на территории восьми районов  республики и города Якутска из-за лесных пожаров.

4 июня площадь природных  пожаров составила по данным  МЧС 585,5 тысячи га, что в 2,9 раза  больше, чем на аналогичный период 2010 года.

2.3 Природные пожары в России в 2012 г.

В июне и июле 2012 года в  России на значительной территории Сибирского и Дальневосточного ФО возникла сложная  пожарная обстановка, вызванная аномальной жарой, отсутствием осадков и сухими грозами.

Значительно пострадали леса в Красноярском крае, Томской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. По состоянию на конец июля, в Сибири пожарами охвачено свыше 23 тыс. га. Неоднократно вводился режим чрезвычайной ситуации в нескольких регионах.

В Томске, Новосибирске, Омске в конце июля наблюдался сильный смог, в Омске и Томске несколько дней не принимали рейсы аэропорты.

На начало августа суммарная  площадь лесных пожаров за сезон  составила более 1 млн гектаров по оценкам Россельхоза и 10-12 млн гектаров по оценке Гринпис.

В августе на борьбе с  пожарами было задействовано более 20 тыс людей и 4 тыс единиц техники. Всего к тушению привлекалось 113 тыс человек, 17 тыс ед. техники, 37 самолетов или вертолетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Организация  пожарной охраны в России.

 

3.1 Организация  пожарной охраны

Пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке  органов управления, подразделений  и организаций, предназначенных  для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных  на них аварийно-спасательных работ.

Первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров  — боевые действия пожарной охраны по спасению людей, имущества, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах.

Гарнизон пожарной охраны — совокупность дислоцированных  на определенной территории органов  управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских  и пожарно-технических учебных  заведений, иных, предназначенных для  тушения пожаров, противопожарных  формирований независимо от их ведомственной  принадлежности и форм собственности.

Действия по тушению пожаров  начинаются с момента получения  сообщения о пожаре пожарной охраной, считаются законченными по возвращении  подразделения пожарной охраны на место  постоянной дислокации и включают в  себя:

  • прием и обработку сообщения о пожаре (вызове);
  • выезд и следование к месту пожара (вызова);
  • разведку места пожара;
  • аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров;
  • развертывание сил и средств;
  • ликвидацию горения;
  • специальные работы;
  • сбор и возвращение к месту постоянного расположения.

 

Разведка места пожара, аварийно-спасательные работы, связанные  с тушением пожаров, развертывание  сил и средств, ликвидация горения  и специальные работы, по решению  руководителя тушения пожара и при  достаточности сил и средств  на месте пожара, выполняются одновременно.

Для вызова подразделений  пожарной охраны в телефонных сетях  населенных пунктов устанавливается  единый номер — 01 (для мобильных  телефонов — 112).

При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению  безопасности людей, спасению имущества, в том числе:

  • проникновение в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;
  • создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;
  • использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования;
  • ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;
  • эвакуация с мест пожаров людей и имущества.

Непосредственное руководство  тушением пожара осуществляется руководителем  тушения пожара (РТП) — прибывшим  на пожар старшим оперативным  должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое  управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим  в выполнении боевых действий по тушению  пожара, а также привлеченными  к тушению пожара силами. Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного  состава пожарной охраны участвующего в выполнении боевых действий по тушению  пожара, и привлеченных к тушению  пожара сил. Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения  пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

3.2 История пожарной охраны в России

Известно много исторических документов по вопросам организации  пожарного дела в России.

В 1472 году Великий князь  Иван III, во главе царской дружины  участвовавший в тушении пожара в Москве и получивший на нем ожоги, издал указ о мерах пожарной безопасности в городе.

В 1504 году в Москве была создана  первая пожарно-сторожевая охрана.

В 1549 году царь Иван Грозный  издал специальный указ о мерах  противопожарной защиты в городах.

В 1624 году в России организована первая специализированная пожарная команда.

30 апреля 1649 года царь  Алексей Михаилович издал «Наказ о градском благочинии», содержащий основные положения, присущие пожарной охране: определены ее штатный состав, техническое обеспечение, источники финансирования, установлено постоянное дежурство, предусмотрено наказание жителей за нарушения правил обращения с огнем. Эти положения распространились на все города России.

17 апреля 1918 года был издан  Декрет «Об организации государственных  мер борьбы с огнем», в котором  защита народного достояния от  пожаров была поставлена на  уровень важнейших государственных  задач.

В 1934 в составе НКВД СССР организовано Главное управление пожарной охраны. Для охраны пожароопасных  и особо важных промышленных объектов и крупных административных центров  создана военизированная Пожарная охрана НКВД.

В 1936 году утверждено Положение  о Государственном пожарном надзоре.

В годы Великой Отечественной  Войны пожарная охрана стала своеобразным щитом, обороняющим от огня военные  объекты, критически важные объекты, населенные пункты. В первые месяцы войны основную тяжесть борьбы с пожарами, возникавшими при налетах вражеской авиации, пришлось выдерживать городским профессиональным пожарным командам. Многие огнеборцы сражались с врагом в партизанских отрядах.

Орденами и медалями были награждены свыше 31 тыс. человек. Известно о 35 защитниках Отечества, до войны  работавших в пожарной охране или  ушедших на фронт из пожарной охраны, которые были удостоены звания Героя  Советского Союза. В первые послевоенные годы восстановились и приступили к производству пожарной техники Московский, Горьковский, Варгашинский, Грабовский, Новоторжский автозаводы, Ливенский и Запорожский заводы по производству мотопомп. Было принято решение, положившее начало техническому перевооружению пожарной охраны страны.

Информация о работе Природные пожары. Организация пожарной охраны в России