Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 09:08, контрольная работа
Целью управления экологической обстановкой и охраной окружающей среды является согласование экономических и экологических интересов общественного производства как вертикальных - федеральных, региональных, локальных, так и горизонтальных - территориальных, ведомственных, на уровне связей между предприятиями.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ 4
2. ПРОБЛЕМА СБОРА СРЕДСТВ С ПРЕДПРИЯТИЙ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 7
3. ПРОБЛЕМА СТРОИТЕЛЬСТВА ХРАНИЛИЩ И ПОЛИГОНОВ 9
4. ПРОБЛЕМА ИНФОРМАЦИИ И ГЛАСНОСТИ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
ПРИЛОЖЕНИЕ 16
На тему: «Проблема управления экологической обстановкой в
регионе (Пермский край)»
В России: вопрос охраны окружающей среды - один из важнейших, он находится на контроле у правительства страны и президента.
Целью управления экологической обстановкой и охраной окружающей среды является согласование экономических и экологических интересов общественного производства как вертикальных - федеральных, региональных, локальных, так и горизонтальных - территориальных, ведомственных, на уровне связей между предприятиями.
Элементы механизма управления экологической обстановкой и обеспечения экологической безопасности в России стали развиваться с 60-х годов двадцатого столетия. До этого времени проблемы охраны окружающей среды решались преимущественно на основе административно-правовых методов, путем запретов, ограничений, мер административного и уголовного наказания. Анализ многолетней практики применения административных и правовых мер показал, что использование только прямых методов воздействия на природопользователей на основе отношений власти и подчинения не всегда эффективно, так как зачастую не приводит к заметному улучшению состояния природной среды. Поэтому был сделан вывод о необходимости использования также и экономических рычагов, основанных на материальной заинтересованности, т.е. на косвенном государственном управлении экономикой.
Сейчас эта проблема является как никогда актуальной.
Целью работы является анализ
проблемы управления экологической
обстановкой в
Пермском крае.
Объект исследования: экологическая обстановка в Пермском крае.
Предмет исследования: проблема управления экологической обстановкой в Пермском крае.
Экологическая политика в Пермском крае основана на сочетании административных и экономических методов управления. В основе экологической политики Пермского края лежит планирование природоохранной деятельности – один из отработанных в международной практике механизмов управления охраной окружающей среды и природопользования.
На территории края с момента создания региональной природоохранной отрасли (1988 г.) завершено 3 экологические программы регионального уровня, направленные на оздоровление окружающей среды, обеспечение экологической безопасности. Только за последнее пятилетие в охрану окружающей среды вложено за счет всех источников финансирования более 11 млрд. руб., что способствовало снижению негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека.
Однако экологическую обстановку в Пермском крае, как в целом в промышленно развитых регионах Российской Федерации, нельзя назвать благополучной.
Анализ состояния окружающей среды и здоровья населения, оценка экологической ситуации позволяют выделить основные экологические проблемы Пермского края:
1. Загрязнение атмосферного воздуха выбросами от передвижных и стационарных источников.
2. Загрязнение водных
объектов сбросами
3. Рост образования и накопления отходов производства и потребления.
4. Угроза снижения биологического и ландшафтного разнообразия.
5. Недостаточный уровень
экологической культуры
В табл. 1 представлена информация за 2011 г. об уровне антропогенной нагрузки на окружающую среду в Пермском крае и соседних регионах по данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2011 году».
Таблица 1
Позиционирование Пермского края среди субъектов Российской Федерации конкурентов) по уровню антропогенного воздействия на окружающую среду (по данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2011 году») [1]
Субъект Федерации |
Масса выбросов от стационарных источников, тыс. т |
Ранг субъекта Федерации по воздействию на атмосферу |
Объем загрязненных сточных вод, млн. м3 |
Ранг субъекта Федерации по воздействию на водные объекты |
Масса образов. отходов, млн. т |
Ранг субъекта Федерации по массе образующихся отходов |
Сумма мест |
Ранг |
Пермский край |
321,9 |
4 |
314,19 |
1 |
35,8 |
5 |
10 |
3 |
Республика Башкортостан |
397,9 |
5 |
358,58 |
2 |
31,6 |
4 |
11 |
4 |
Республика Татарстан |
268,3 |
2 |
439,4 |
5 |
2,38 |
2 |
9 |
2 |
Свердловская область |
1137,5 |
7 |
780,32 |
7 |
136,5 |
7 |
21 |
6 |
Челябинская область |
798,4 |
6 |
690,67 |
6 |
69,9 |
6 |
18 |
5 |
Нижегородская область |
160,6 |
1 |
379,02 |
3 |
1,78 |
1 |
5 |
1 |
Самарская область |
288,6 |
3 |
406,33 |
4 |
3,95 |
3 |
10 |
3 |
Министерством природных ресурсов Пермского края подведены итоги выполненных в 2011 году работ по комплексному экологическому обследованию особо охраняемых природных территорий регионального значения (ведение мониторинга ООПТ регионального значения с оценкой современного состояния их природных комплексов и объектов).
Исполнитель работ: Федеральное
бюджетное образовательное
По данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в Пермском крае промышленные предприятия последние два года выбрасывают в воздух более 330 тысяч тонн загрязняющих веществ. Правда, с 2004 по 2008 год предприятия ежегодно "поставляли" загрязняющих веществ в среднем еще на 100 тысяч тонн больше. В выхлопах автомобильного транспорта фиксируется ежегодно от 218 до 293 тысяч тонн загрязняющих веществ.
На проблему автомобильных выбросов можно активно влиять. Для этого создаются объездные дороги: дорога вокруг Перми позволила полностью вывести грузовой транспорт из центра города. Внутри города построили трассу Стахановская - Чкалова - Ива, которая тоже вывела транспорт из города. Построена объездная дорога вокруг Краснокамска, вокруг Суксуна.
Между тем крупнейшие производства региона являются так же и главными загрязнителями воды. Ежегодно в водоемы Прикамья поступает около 300 миллионов кубометров загрязненных сточных вод, из которых десятая часть - без очистки. Из общего числа загрязняющих воду веществ 17 процентов - это стоки предприятий ЖКХ, а 83 процента - стоки промышленных предприятий.
В структуре отходов, загрязняющих третий важнейший элемент окружающей среды - землю, - твердые бытовые отходы занимают тоже не лидирующее место: 760 тысяч тонн отходов ТБО в год против, к примеру, 860 тысяч тонн отходов металла.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования насчитала в Пермском крае около 600 объектов хранения твердых бытовых отходов, из которых только восемь соответствуют санитарным нормам. Обнаружили 900 несанкционированных свалок, которые появились в пермских лесах, по мнению специалистов Росприроднадзора, из за отсутствия в Прикамье региональной программы по сбору и переработке мусора.
В целом, отмечено расширение деградированных участков на ООПТ, подверженных рекреационной нагрузкой. Это, прежде всего, связано с развитием регионального туризма, деятельности туристических фирм, организовывающих региональный активный отдых. В 2012 году целесообразно проведение семинара с участие специалистов и научных сотрудников в области изучения ООПТ и представителей туристических фирм. С одной стороны, необходимо ознакомить гидов туристических фирм с местоположением ООПТ, их режимом охраны. С другой стороны, следует учесть предложения турфирм в области природоохранного обустройства ООПТ и других природоохранных мероприятий.
Предприятия региона с каждым годом вкладывают все больше средств в соблюдение экологических норм. Несмотря на это, экологическая ситуация в регионе не улучшается.
По данным специалистов Росприроднадзора, в Пермском крае с 2008 по 2011 год финансирование природоохранных мероприятий снизилось на 30 процентов: с 56,5 до 39,7 миллиона рублей. Решать проблему ухудшающейся экологической ситуации регион решил другим способом - взимая больше штрафов с предприятий-нарушителей. За последние три года бюджет края увеличил свои доходы за счет взысканных штрафов, за негативное воздействие на окружающую среду с 97,2 до 110,9 миллиона рублей, то есть почти на 12,5 процента. Таким образом, и предприятия, и региональные власти формально исполнили свой долг.
Сфера экологии для промышленных предприятий региона является дополнительной затратной статьей. По законодательству каждая компания, производящая какой-либо товар, обязана пройти множество инстанций, следящих за экологической ситуацией, получить массу разрешений на ведение того или иного вида деятельности и ежегодно вносить «плату за негативное воздействие на окружающую среду».
В базе данных пермского управления Федеральной налоговой службы зарегистрировано порядка 46 тысяч юридических лиц, из которых около 4,5 тысяч находятся под контролем Ростехнадзора. Эта структура отвечает за соблюдение законодательства в экологической сфере, а также занимается проведением экологических экспертиз, которые проходит каждый проект, связанный с реконструкцией и модернизацией производства.
На экспертизу обязаны предоставлять
необходимые материалы как
По данным Ростехнадзора, в 2011 году в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду с предприятий региона было собрано около 270 млн рублей, по планам на 2012 год эта сумма должна составить около 240 млн. Однако, по словам специалистов, снижение сборов не говорит о том, что экологическая ситуация в Пермском крае каким-либо образом улучшилась.
Федеральные законы очень жестко регулируют деятельность производственных компаний, оказывающих негативное влияние на окружающую среду. Размер платы за это зависит не только от объемов, но и от видов негативного воздействия, которые специалисты подразделяют на несколько типов. Всего в сфере работы производства учтено 225 видов загрязняющих веществ, за которые необходимо платить, и 646 видов промышленных отходов, каждый из которых «стоит» по-разному. Правительством установлены специальные ставки платежей, связанных с вредными выбросами, и установлена цена тонны каждого вещества.
В Пермском крае специалисты Ростехнадзора выделяют порядка 100 предприятий, наносящих около 80 % от общего негативного воздействия всех производств. Соответственно, именно на эти компании и приходится больший объем платежей. Однако, несмотря на то что крупные промышленные гиганты оказывают наибольшее воздействие на окружающую среду, их финансовые возможности позволяют с каждым годом минимизировать уровень урона окружающей среде за счет внедрения современных технологий производства. Уменьшение объемов вредных выбросов приводит к снижению платы за них, поэтому многие компании считают вложения в модернизацию производства стратегическими. Между тем затраты на поддержание экологической безопасности во много раз превышают размеры платежей за загрязнение окружающей среды. В частности соликамское предприятие ОАО «Сильвинит» ежегодно тратит около 250–300 млн рублей на поддержание безопасности окружающей среды.
Информация о работе Проблема управления экологической обстановкой в регионе (Пермский край)