Проблема управления экологической обстановкой в регионе (Пермский край)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 09:08, контрольная работа

Описание работы

Целью управления экологической обстановкой и охраной окружающей среды является согласование экономических и экологических интересов общественного производства как вертикальных - федеральных, региональных, локальных, так и горизонтальных - территориальных, ведомственных, на уровне связей между предприятиями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ 4
2. ПРОБЛЕМА СБОРА СРЕДСТВ С ПРЕДПРИЯТИЙ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 7
3. ПРОБЛЕМА СТРОИТЕЛЬСТВА ХРАНИЛИЩ И ПОЛИГОНОВ 9
4. ПРОБЛЕМА ИНФОРМАЦИИ И ГЛАСНОСТИ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
ПРИЛОЖЕНИЕ 16

Файлы: 1 файл

проблема управления экологической обстановкой.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО «санкт-петербургский  институт внешнеэкономических связей, экономики и права»

филиал ноу впо «санкт-петербургский  институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г.перми 

                                     Кафедра экономики и менеджмента

                                     Направление: Менеджмент - 080500

                                                                    Реферат

На тему: «Проблема управления экологической  обстановкой в

регионе (Пермский край)»

 

 

                                                                             Студент:

                                                                             Снигирев Руслан Васильевич

                                                                                      «02» февраля 2012г.

                                                                       Научный руководитель:

                                                                                      Вишневская Нина Леонидовна

                        Д.М.Н.,профессор

 

Содержание

 

Введение

В России: вопрос охраны окружающей среды - один из важнейших, он находится на контроле у правительства страны и президента.

Целью управления экологической обстановкой и охраной окружающей среды является согласование экономических и экологических интересов общественного производства как вертикальных - федеральных, региональных, локальных, так и горизонтальных - территориальных, ведомственных, на уровне связей между предприятиями.

Элементы механизма  управления экологической обстановкой и обеспечения экологической безопасности в России стали развиваться с 60-х годов двадцатого столетия. До этого времени проблемы охраны окружающей среды решались преимущественно на основе административно-правовых методов, путем запретов, ограничений, мер административного и уголовного наказания. Анализ многолетней практики применения административных и правовых мер показал, что использование только прямых методов воздействия на природопользователей на основе отношений власти и подчинения не всегда эффективно, так как зачастую не приводит к заметному улучшению состояния природной среды. Поэтому был сделан вывод о необходимости использования также и экономических рычагов, основанных на материальной заинтересованности, т.е. на косвенном государственном управлении экономикой.

Сейчас эта проблема является как никогда актуальной.

Целью работы является анализ проблемы управления экологической  обстановкой в  
Пермском крае.

Объект исследования: экологическая обстановка в Пермском крае.

Предмет исследования: проблема управления экологической обстановкой  в Пермском крае.

 

1. Экологические проблемы Пермского края

Экологическая политика в Пермском крае основана на сочетании  административных и экономических методов управления. В основе экологической политики Пермского края лежит планирование природоохранной деятельности – один из отработанных в международной практике механизмов управления охраной окружающей среды и природопользования.

На территории края с момента создания региональной природоохранной отрасли (1988 г.) завершено 3 экологические программы регионального уровня, направленные на оздоровление окружающей среды, обеспечение экологической безопасности. Только за последнее пятилетие в охрану окружающей среды вложено за счет всех источников финансирования более 11 млрд. руб., что способствовало снижению негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека.

Однако экологическую обстановку в Пермском крае, как в целом в промышленно развитых регионах Российской Федерации, нельзя назвать благополучной.

Анализ состояния окружающей среды и здоровья населения, оценка экологической ситуации позволяют выделить основные экологические проблемы Пермского края:

1. Загрязнение атмосферного воздуха выбросами от передвижных и стационарных источников.

2. Загрязнение водных  объектов сбросами загрязняющих  веществ субъектами экономической деятельности и повышенный местный гидрохимический фон соединений железа и марганца.

3. Рост образования и накопления отходов производства и потребления.

4. Угроза снижения  биологического и ландшафтного  разнообразия.

5. Недостаточный уровень  экологической культуры населения  Пермского края.

В табл. 1 представлена информация за 2011 г. об уровне антропогенной нагрузки на окружающую среду в Пермском крае и соседних регионах по данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2011 году».

 

Таблица 1

Позиционирование Пермского  края среди субъектов Российской Федерации конкурентов) по уровню антропогенного воздействия на окружающую среду (по данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2011 году») [1]

Субъект Федерации

Масса выбросов от стационарных источников,    тыс. т

Ранг субъекта Федерации  по воздействию на атмосферу

Объем загрязненных сточных вод, млн. м3

Ранг субъекта Федерации  по воздействию на водные            объекты

Масса образов. отходов, млн. т

Ранг субъекта Федерации  по массе образующихся отходов

Сумма мест

Ранг

Пермский край

321,9

4

314,19

1

35,8

5

10

3

Республика Башкортостан

397,9

5

358,58

2

31,6

4

11

4

Республика Татарстан

268,3

2

439,4

5

2,38

2

9

2

Свердловская область

1137,5

7

780,32

7

136,5

7

21

6

Челябинская область

798,4

6

690,67

6

69,9

6

18

5

Нижегородская область

160,6

1

379,02

3

1,78

1

5

1

Самарская область

288,6

3

406,33

4

3,95

3

10

3


 

Министерством природных  ресурсов Пермского края подведены  итоги выполненных в 2011 году работ  по комплексному экологическому обследованию особо охраняемых природных территорий регионального значения (ведение мониторинга ООПТ регионального значения с оценкой современного состояния их природных комплексов и объектов).

Исполнитель работ: Федеральное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет», кафедра биогеоценологии и охраны природы. Проведено полевое обследование 57 ООПТ, расположенных в 23 административных районах Прикамья. Общая площадь обследованных ООПТ составляет 228524,4 га. Среди обследованных территорий Ветлан, Ветряной камень, Говорливый камень, Каменный город, Ординская пещера, Осинская лесная дача и другие широко известные туристам территории. В процессе полевого обследования заложено 339 площадок наблюдений, на которых проведены работы по определению современного состояния почвенного покрова и растительности, фазы трансформации экосистем, выполнены геоботанические описания и пространственная привязка площадок; пройдено 176 км экологических маршрутов наблюдений. Наибольшее количество обследованных ООПТ (40 объектов) имеют очень слабодеградированные экосистемы, воздействия и изменения экосистем не значительные Экосистемы 14 ООПТ явно подвергались воздействиям, изменены и характеризуются как слабодеградированные, среденедеградированы 2 ООПТ, очень сильнодеградирована Губахинская (Мариинская) пещера. Среди источников воздействия выделены следующие: 1. Рекреация (туризм, сбор грибов и ягод, рыбалка, проведение кемпингов); 2. Лесопользование (проведение рубок, развитие лесной инфраструктуры;) 3. Добыча полезных ископаемых (нефть, строительные материалы); 4.Ведение сельского хозяйства (выпас скота, сенокошение). 5.Селитерный фактор (наличие населенных пунктов в пределах ООПТ) 6. Создание лесной инфраструктуры (фоновый фактор, организация лесного хозяйства) 7. Транспортный фактор (наличие магистралей, трубопроводов, линий электропередач). По результатам полевого обследования для ряда объектов рекомендовано проведение природоохранных мероприятий и природоохранного обустройства. Для объектов, не имеющих информационных и предупредительных аншлагов, рекомендована их установка на границах ООПТ. На объектах, имеющих высокую рекреационную ценность и испытывающих рекреационную нагрузку необходимо установить беседки для отдыха. Для ряда объектов целесообразно провести зонирование и выделить зоны (участки, секторы) отдыха. Для объектов, имеющих некорректные границы (в соответствие с действующими нормативными документами) рекомендовано изменить границы.

По данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в Пермском крае промышленные предприятия последние два года выбрасывают в воздух более 330 тысяч тонн загрязняющих веществ. Правда, с 2004 по 2008 год предприятия ежегодно "поставляли" загрязняющих веществ в среднем еще на 100 тысяч тонн больше. В выхлопах автомобильного транспорта фиксируется ежегодно от 218 до 293 тысяч тонн загрязняющих веществ.

На проблему автомобильных  выбросов можно активно влиять. Для этого создаются объездные дороги: дорога вокруг Перми позволила полностью вывести грузовой транспорт из центра города. Внутри города построили трассу Стахановская - Чкалова - Ива, которая тоже вывела транспорт из города. Построена объездная дорога вокруг Краснокамска, вокруг Суксуна.

Между тем крупнейшие производства региона являются так же и главными загрязнителями воды. Ежегодно в водоемы Прикамья поступает около 300 миллионов кубометров загрязненных сточных вод, из которых десятая часть - без очистки. Из общего числа загрязняющих воду веществ 17 процентов - это стоки предприятий ЖКХ, а 83 процента - стоки промышленных предприятий.

В структуре отходов, загрязняющих третий важнейший элемент  окружающей среды - землю, - твердые бытовые отходы занимают тоже не лидирующее место: 760 тысяч тонн отходов ТБО в год против, к примеру, 860 тысяч тонн отходов металла.

Федеральная служба по надзору  в сфере природопользования насчитала  в Пермском крае около 600 объектов хранения твердых бытовых отходов, из которых  только восемь соответствуют санитарным нормам. Обнаружили 900 несанкционированных свалок, которые появились в пермских лесах, по мнению специалистов Росприроднадзора, из за отсутствия в Прикамье региональной программы по сбору и переработке мусора.

В целом, отмечено расширение деградированных участков на ООПТ, подверженных рекреационной нагрузкой. Это, прежде всего, связано с развитием регионального туризма, деятельности туристических фирм, организовывающих региональный активный отдых. В 2012 году целесообразно проведение семинара с участие специалистов и научных сотрудников в области изучения ООПТ и представителей туристических фирм. С одной стороны, необходимо ознакомить гидов туристических фирм с местоположением ООПТ, их режимом охраны. С другой стороны, следует учесть предложения турфирм в области природоохранного обустройства ООПТ и других природоохранных мероприятий.

2. проблема сбора средств  с предприятий за негативное  воздействие на  окружающую среду

Предприятия региона  с каждым годом вкладывают все  больше средств в соблюдение экологических норм. Несмотря на это, экологическая ситуация в регионе не улучшается.

По данным специалистов Росприроднадзора, в Пермском крае с 2008 по 2011 год финансирование природоохранных мероприятий снизилось на 30 процентов: с 56,5 до 39,7 миллиона рублей. Решать проблему ухудшающейся экологической ситуации регион решил другим способом - взимая больше штрафов с предприятий-нарушителей. За последние три года бюджет края увеличил свои доходы за счет взысканных штрафов, за негативное воздействие на окружающую среду с 97,2 до 110,9 миллиона рублей, то есть почти на 12,5 процента. Таким образом, и предприятия, и региональные власти формально исполнили свой долг.

Сфера экологии для промышленных предприятий региона является дополнительной затратной статьей. По законодательству каждая компания, производящая какой-либо товар, обязана пройти множество инстанций, следящих за экологической ситуацией, получить массу разрешений на ведение того или иного вида деятельности и ежегодно вносить «плату за негативное воздействие на окружающую среду».  

В базе данных пермского управления Федеральной налоговой службы зарегистрировано порядка 46 тысяч юридических лиц, из которых около 4,5 тысяч находятся  под контролем Ростехнадзора. Эта структура отвечает за соблюдение законодательства в экологической сфере, а также занимается проведением экологических экспертиз, которые проходит каждый проект, связанный с реконструкцией и модернизацией производства.

На экспертизу обязаны предоставлять  необходимые материалы как крупные  промышленные предприятия, так и небольшие частные структуры. Для ее проведения Ростехнадзор привлекает внештатных экспертов, специалистов в различных областях. Из экспертов составляется комиссия, цель которой — определить степень вредного воздействия на окружающую среду предоставляемого компанией проекта.

По данным Ростехнадзора, в 2011 году в качестве платы за негативное воздействие на  окружающую среду с предприятий региона было собрано около 270 млн рублей, по планам на 2012 год эта сумма должна составить около 240 млн. Однако, по словам специалистов, снижение сборов не говорит о том, что экологическая ситуация в Пермском крае каким-либо образом улучшилась. 

Федеральные законы очень  жестко регулируют деятельность производственных компаний, оказывающих негативное влияние на окружающую среду. Размер платы за это зависит не только от объемов, но и от видов негативного воздействия, которые специалисты подразделяют на несколько типов. Всего в сфере работы производства учтено 225 видов загрязняющих веществ, за которые необходимо платить, и 646 видов промышленных отходов, каждый из которых «стоит» по-разному. Правительством установлены специальные ставки платежей, связанных с вредными выбросами, и установлена цена тонны каждого вещества.  

В Пермском крае специалисты  Ростехнадзора выделяют порядка 100 предприятий, наносящих около 80 % от общего негативного воздействия всех производств. Соответственно, именно на эти компании и приходится больший объем платежей. Однако, несмотря на то что крупные промышленные гиганты оказывают наибольшее воздействие на окружающую среду, их финансовые возможности позволяют с каждым годом минимизировать уровень урона окружающей среде за счет внедрения современных технологий производства. Уменьшение объемов вредных выбросов приводит к снижению платы за них, поэтому многие компании считают вложения в модернизацию производства стратегическими. Между тем затраты на поддержание экологической безопасности во много раз превышают размеры платежей за загрязнение окружающей среды. В частности соликамское предприятие ОАО «Сильвинит» ежегодно тратит около 250–300 млн рублей на поддержание безопасности окружающей среды.

Информация о работе Проблема управления экологической обстановкой в регионе (Пермский край)