Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 09:08, контрольная работа
Целью управления экологической обстановкой и охраной окружающей среды является согласование экономических и экологических интересов общественного производства как вертикальных - федеральных, региональных, локальных, так и горизонтальных - территориальных, ведомственных, на уровне связей между предприятиями.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ 4
2. ПРОБЛЕМА СБОРА СРЕДСТВ С ПРЕДПРИЯТИЙ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 7
3. ПРОБЛЕМА СТРОИТЕЛЬСТВА ХРАНИЛИЩ И ПОЛИГОНОВ 9
4. ПРОБЛЕМА ИНФОРМАЦИИ И ГЛАСНОСТИ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
ПРИЛОЖЕНИЕ 16
Помимо этого, соблюдение экологических норм для больших предприятий приобретает и важное имиджевое значение. Как правило, компании широко освещают свои достижения в области экологии, создавая образ надежного и заботливого партнера. Во многом это обусловлено и тем, что представители крупных промышленных предприятий вхожи не только в коммерческие, но и в политические круги, принимают участие в выборах различных уровней. Поэтому внедрение новой экологически безопасной линии производства или модернизация очистных систем для многих компаний не только коммерческий, но и политический ход.
В случае возникновения какой-либо чрезвычайной ситуации, связанной, например, с разливом нефти или выбросом в атмосферу большого объема загрязняющих веществ, имидж компании может серьезно пострадать. Вложения в модернизацию производства — своеобразная страховка от подобных случаев. Кроме того, траты на экологические новшества являются своеобразным пропуском на международный рынок, так как требования зарубежных стран в этом отношении намного жестче, чем в России. Сейчас, например, предприятия региона стремятся получить сертификат ИСО 14001, который говорит о том, что уровень экологичности компании соответствует международным нормам. Среди таких предприятий можно отметить «Лукойлпермнефтеоргсинтез», «Соликамскбумпром», «Уралкалий» и ряд других.
Несмотря на то что сфера производства, особенно среди крупных компаний, с каждым годом становится безопаснее для экологии, проблема промышленных отходов, по словам специалистов, приобретает все большую остроту. В пределах краевого центра ситуация с несанкционированными свалками в настоящее время неподконтрольна властям: Количество «диких» свалок на территории города растет. При этом весомую лепту вносят компании известные и крупные, говорящие о своей социальной ответственности. Однако поймать кого-либо за руку чрезвычайно сложно, так как законодательство в этой сфере далеко несовершенно.
По словам специалистов экологической сферы, отрасль утилизации и захоронения промышленных отходов на территории Пермского края практически отсутствует. Средства, выделяемые промышленными компаниями на ликвидацию отходов, уходят в другие регионы. Технологией переработки промышленных отходов обладают далеко не все компании, поэтому объем производственных отходов, которые подлежат захоронению, велик. Между тем в Пермском крае отсутствуют полигоны для промышленных отходов, поэтому предприятия направляют отходы в Кировскую, Дзержинскую и Калужскую области. Естественно, что эти регионы и получают средства на захоронение, которые вполне могли бы остаться в крае. [9]
Помимо вывоза за пределы региона, среди наиболее крупных производителей распространена практика создания собственных хранилищ.
При производстве калийных удобрений образуется большое количество галитов и шламов. Значительная часть отходов поступает на закладку шахтных пустот. Только в 2011 году в шахтных выработках было размещено около 6,7 миллиона тонн галитов и шламов. Часть галитов (а это, по сути, обычная соль с примесями глины) поступает на солеотвалы, а для складирования шламов или соляных растворов на «Сильвините» оборудованы специальные шламохранилища, представляющие собой сложные гидротехнические сооружения.
Многие компании оставляют промышленные отходы, которые нельзя переработать, на своей территории, переводя их в разряд «неликвидного товара». Это дает возможность экономить на транспортировке либо на хранении, однако зачастую приводит к ряду трудностей. Подобная ситуация произошла на территории завода «Велта», на которой после закрытия предприятия были обнаружены емкости с ядовитым веществом. На ликвидацию опасных реагентов были направлены силы МЧС и ПАСО.
По мнению экспертов, строительство полигона для захоронения промышленных отходов — проект капиталоемкий, со сроком окупаемости не менее 10 лет. Вследствие этого инвесторы не проявляют желания вкладывать средства в возведение таких объектов, и аналитики сходятся во мнении, что в строительстве полигонов должны принимать участие средства из бюджетов разных уровней. Опыт создания полигона для захоронения твердых бытовых и промышленных отходов есть в г. Березники. В начале 2006 года вблизи города была построена первая очередь объекта, однако в настоящее время проект не закончен.
Большинство производственных предприятий Пермского края являются потенциальными источниками чрезвычайных ситуаций разных уровней. Во многом опасность возникновения ЧС обусловлена использованием опасных и ядовитых веществ, таких как хлор и аммиак. Поэтому законодательство причисляет к рангу опасных производств не только компании нефтяной промышленности, но и предприятия продовольственной сферы, использующие аммиак в холодильных установках. Всего предусмотрено четыре степени опасности ЧС: локальная, муниципальная, региональная и федеральная.
В настоящее время в регионе начинает формироваться отдельный рынок услуг, направленных на предотвращение, локализацию и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Однако пока на этом рынке присутствует только одна лицензированная компания, имеющая сертификат на проведение соответствующих работ, — ПАСО.
У потенциально опасных для экологии компаний по закону должны быть аварийно-спасательные группы, состоящие из квалифицированных специалистов. Но так как это дополнительные затраты (500–600 тысяч рублей в месяц будет уходить только на зарплаты), такие группы есть не у всех.
По словам представителей ПАСО, чрезвычайные ситуации, связанные с промышленными объектами, являются перспективным направлением бизнеса, так как у крупных промышленных компаний время от времени случаются внештатные ситуации. И если компании предпочитают предавать гласности свои достижения в экологической сфере, то о чрезвычайных ситуациях, как правило, умалчивают. Намного выгодней занизить размеры урона, нанесенного окружающей среде. На территории Пермского края постоянно происходят незаконные врезки в нефтепроводы, в результате чего на землю проливаются сотни тонн нефти. Об этом говорится только тогда, когда разлив становится очевидным. Но большая часть случаев замалчивается, так как нефтяники обязаны вкладывать средства в ликвидацию разливов, случившихся на их территории. Этот процесс очень капиталоемкий, и дешевле оставить все как есть, что и делается в большинстве случаев. Поэтому никто не может сказать, сколько в Пермском крае происходит чрезвычайных ситуаций и какой урон наносится экологии на самом деле.
Несмотря на то что федеральное законодательство предъявляет жесткие требования к технологиям любого производства, многие сферы, по признанию специалистов, остаются неохваченными. В результате этого промышленные предприятия тратят большие средства на модернизацию производства, экономят на утилизации и хранении промышленных отходов, а также ликвидации внештатных ситуаций, негативно влияющих на окружающую среду. Такая ситуация, по мнению экспертов, приводит к постепенному ухудшению экологической обстановки в регионе. Одновременно с этим сфера экологии становится объектом коммерческих операций — появляются компании, так или иначе связывающие свою деятельность с вопросами экологии.
Итак, проанализировав проблему управления экологической обстановкой
в
Пермском крае, можно сделать вывод о том,
что экологические проблемы региона можно
условно поделить на две части. Есть накопленные
ущербы, наносимые природе давними ее
загрязнителями: Кизеловским угольным
бассейном, Краснокамским короотвалом,
отходами Березниковско-Соликамского
узла. Негативное наследие оставили после
себя и ядерные взрывные технологии на
севере края.
И есть экологические проблемы, которые создаются постоянно: это ежедневные выбросы загрязняющих веществ в воздух, в воду, замусоривание земли бытовыми отходами.
На проблему автомобильных выбросов можно активно влиять. Для этого создаются объездные дороги. На объемы коммунальных отходов также можно влиять. В Перми введен раздельный сбор мусора.
Однако настойчивое нежелание региона всерьез взяться за решение экологических проблем, разработать программу по сокращению выбросов в воздух, сливов в воду загрязняющих веществ промышленными предприятиями, так же как и отсутствие программ по переработке мусора, вызвает вопросы у федеральных властей.
Регион занимает лидирующее в стране место по загрязнению окружающей среды, и на протяжении нескольких лет живет в отсутствии региональных целевых программ.
Пермский край не исполняет
свои полномочия в сфере охраны водных
объектов от загрязнений. Целевой программы по охране
окружающей среды нет с 2006 года - ее разработка
и исполнение также входят в обязанности
региона. Нет в крае и нормативно-правовых
актов в области охраны и использования
объектов животного мира, среды их обитания
и водных биологических ресурсов.
Краевая программа по сбору и переработки отходов готовится, правда, уже на протяжении нескольких лет. В соответствии с этой программой, количество полигонов, которые сегодня действительно находятся в ненормативном состоянии, будет оптимизировано. Из 19 официально действующих полигонов сохранятся только девять межмуниципальных.
Но есть проблемы, решение которых до сих пор не найдено. Кизеловский угольный бассейн - это затопленные шахты, из которых вытекает зараженная вода. И туда по федеральным программам вкладывались деньги, правда, не регулярно. Но ни одного эффективного результата добиться не удалось.
Нужно составить программу об уменьшении выбросов в воздух, рассчитанную на предприятия-нарушителей. И специалисты должны ходить по предприятиям и проверять: выполняется эта программа или нет. Если она не выполняется, то у существуют экономические инструменты воздействия, и они у государственных инспекторов будут еще больше, вплоть до остановки процесса.
Нужна и программа по сбору и переработке твердых бытовых отходов. Очевидно, что переработку отходов надо развивать, и использовать все формы хранения мусора, чтобы максимально его использовать и минимально захламлять мусором окружающее пространство.
Карта расположения особо охраняемых природных территорий Пермской области
Пермь 2012
Информация о работе Проблема управления экологической обстановкой в регионе (Пермский край)