Проблема управления экологической обстановкой в регионе (Пермский край)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 09:08, контрольная работа

Описание работы

Целью управления экологической обстановкой и охраной окружающей среды является согласование экономических и экологических интересов общественного производства как вертикальных - федеральных, региональных, локальных, так и горизонтальных - территориальных, ведомственных, на уровне связей между предприятиями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ 4
2. ПРОБЛЕМА СБОРА СРЕДСТВ С ПРЕДПРИЯТИЙ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 7
3. ПРОБЛЕМА СТРОИТЕЛЬСТВА ХРАНИЛИЩ И ПОЛИГОНОВ 9
4. ПРОБЛЕМА ИНФОРМАЦИИ И ГЛАСНОСТИ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
ПРИЛОЖЕНИЕ 16

Файлы: 1 файл

проблема управления экологической обстановкой.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Помимо этого, соблюдение экологических норм для больших  предприятий приобретает и важное имиджевое значение. Как правило, компании широко освещают свои достижения в области экологии, создавая образ надежного и заботливого партнера. Во многом это обусловлено и тем, что представители крупных промышленных предприятий вхожи не только в коммерческие, но и в политические круги, принимают участие в выборах различных уровней. Поэтому внедрение новой экологически безопасной линии производства или модернизация очистных систем для многих компаний не только коммерческий, но и политический ход.

В случае возникновения какой-либо чрезвычайной ситуации, связанной, например, с разливом нефти или выбросом в атмосферу большого объема загрязняющих веществ, имидж компании может серьезно пострадать. Вложения в модернизацию производства — своеобразная страховка от подобных случаев. Кроме того, траты на экологические новшества являются своеобразным пропуском на международный рынок, так как требования зарубежных стран в этом отношении намного жестче, чем в России. Сейчас, например, предприятия региона стремятся получить сертификат ИСО 14001, который говорит о том, что уровень экологичности компании соответствует международным нормам. Среди таких предприятий можно отметить «Лукойлпермнефтеоргсинтез», «Соликамскбумпром», «Уралкалий» и ряд других.

3. проблема строительства Хранилищ и полигонов

Несмотря на то что  сфера производства, особенно среди  крупных компаний, с каждым годом становится безопаснее для экологии, проблема промышленных отходов, по словам специалистов, приобретает все большую остроту. В пределах краевого центра ситуация с несанкционированными свалками в настоящее время неподконтрольна властям: Количество «диких» свалок на территории города растет. При этом весомую лепту вносят компании известные и крупные, говорящие о своей социальной ответственности. Однако поймать кого-либо за руку чрезвычайно сложно, так как законодательство в этой сфере далеко несовершенно.

По словам специалистов экологической сферы, отрасль утилизации и захоронения промышленных отходов на территории Пермского края практически отсутствует. Средства, выделяемые промышленными компаниями на ликвидацию отходов, уходят в другие регионы. Технологией переработки промышленных отходов обладают далеко не все компании, поэтому объем производственных отходов, которые подлежат захоронению, велик. Между тем в Пермском крае отсутствуют полигоны для промышленных отходов, поэтому предприятия направляют отходы в Кировскую, Дзержинскую и Калужскую области. Естественно, что эти регионы и получают средства на захоронение, которые вполне могли бы остаться в крае. [9]

Помимо вывоза за пределы региона, среди наиболее крупных производителей распространена практика создания собственных хранилищ.

При производстве калийных удобрений образуется большое количество галитов и шламов. Значительная часть отходов поступает на закладку шахтных пустот. Только в 2011 году в шахтных выработках было размещено около 6,7 миллиона тонн галитов и шламов. Часть галитов (а это, по сути, обычная соль с примесями глины) поступает на солеотвалы, а для складирования шламов или соляных растворов на «Сильвините» оборудованы специальные шламохранилища, представляющие собой сложные гидротехнические сооружения.

Многие компании оставляют промышленные отходы, которые нельзя переработать, на своей территории, переводя их в разряд «неликвидного товара». Это дает возможность экономить на транспортировке либо на хранении, однако зачастую приводит к ряду трудностей. Подобная ситуация произошла на территории завода «Велта», на которой после закрытия предприятия были обнаружены емкости с ядовитым веществом. На ликвидацию опасных реагентов были направлены силы МЧС и ПАСО.

По мнению экспертов, строительство полигона для захоронения  промышленных отходов — проект капиталоемкий, со сроком окупаемости не менее 10 лет. Вследствие этого инвесторы не проявляют желания вкладывать средства в возведение таких объектов, и аналитики сходятся во мнении, что в строительстве полигонов должны принимать участие средства из бюджетов разных уровней. Опыт создания полигона для захоронения твердых бытовых и промышленных отходов есть в г. Березники. В начале 2006 года вблизи города была построена первая очередь объекта, однако в настоящее время проект не закончен.

4. проблема информации  и гласности

Большинство производственных предприятий Пермского края являются потенциальными источниками чрезвычайных ситуаций разных уровней. Во многом опасность возникновения ЧС обусловлена использованием опасных и ядовитых веществ, таких как хлор и аммиак. Поэтому законодательство причисляет к рангу опасных производств не только компании нефтяной промышленности, но и предприятия продовольственной сферы, использующие аммиак в холодильных установках. Всего предусмотрено четыре степени опасности ЧС: локальная, муниципальная, региональная и федеральная.

В настоящее время  в регионе начинает формироваться  отдельный рынок услуг, направленных на предотвращение, локализацию и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Однако пока на этом рынке присутствует только одна лицензированная компания, имеющая сертификат на проведение соответствующих работ, — ПАСО.

У потенциально опасных для экологии компаний по закону должны быть аварийно-спасательные группы, состоящие из квалифицированных специалистов. Но так как это дополнительные затраты (500–600 тысяч рублей в месяц будет уходить только на зарплаты), такие группы есть не у всех.

По словам представителей ПАСО, чрезвычайные ситуации, связанные  с промышленными объектами, являются перспективным направлением бизнеса, так как у крупных промышленных компаний время от времени случаются  внештатные ситуации. И если компании предпочитают предавать гласности свои достижения в экологической сфере, то о чрезвычайных ситуациях, как правило, умалчивают. Намного выгодней занизить размеры урона, нанесенного окружающей среде. На территории Пермского края постоянно происходят незаконные врезки в нефтепроводы, в результате чего на землю проливаются сотни тонн нефти. Об этом говорится только тогда, когда разлив становится очевидным. Но большая часть случаев замалчивается, так как нефтяники обязаны вкладывать средства в ликвидацию разливов, случившихся на их территории. Этот процесс очень капиталоемкий, и дешевле оставить все как есть, что и делается в большинстве случаев. Поэтому никто не может сказать, сколько в Пермском крае происходит чрезвычайных ситуаций и какой урон наносится экологии на самом деле.

Несмотря на то что  федеральное законодательство предъявляет  жесткие требования к технологиям любого производства, многие сферы, по признанию специалистов, остаются неохваченными. В результате этого промышленные предприятия тратят большие средства на модернизацию производства,  экономят на утилизации и хранении промышленных отходов, а также ликвидации внештатных ситуаций, негативно влияющих на окружающую среду. Такая ситуация, по мнению экспертов, приводит к постепенному ухудшению экологической обстановки в регионе. Одновременно с этим сфера экологии становится объектом коммерческих операций — появляются компании, так или иначе связывающие свою деятельность с вопросами экологии.

 

 

 

 

Заключение

Итак, проанализировав проблему управления экологической обстановкой в  
Пермском крае, можно сделать вывод о том, что экологические проблемы региона можно условно поделить на две части. Есть накопленные ущербы, наносимые природе давними ее загрязнителями: Кизеловским угольным бассейном, Краснокамским короотвалом, отходами Березниковско-Соликамского узла. Негативное наследие оставили после себя и ядерные взрывные технологии на севере края.

И есть экологические  проблемы, которые создаются постоянно: это ежедневные выбросы загрязняющих веществ в воздух, в воду, замусоривание земли бытовыми отходами.

На проблему автомобильных  выбросов можно активно влиять. Для этого создаются объездные дороги. На объемы коммунальных отходов также можно влиять. В Перми введен раздельный сбор мусора.

Однако настойчивое  нежелание региона всерьез взяться за решение экологических проблем, разработать программу по сокращению выбросов в воздух, сливов в воду загрязняющих веществ промышленными предприятиями, так же как и отсутствие программ по переработке мусора, вызвает вопросы у федеральных властей.

Регион занимает лидирующее в стране место по загрязнению  окружающей среды, и на протяжении нескольких лет живет в отсутствии региональных целевых программ.

Пермский край не исполняет  свои полномочия в сфере охраны водных объектов от загрязнений. Целевой программы по охране окружающей среды нет с 2006 года - ее разработка и исполнение также входят в обязанности региона. Нет в крае и нормативно-правовых актов в области охраны и использования объектов животного мира, среды их обитания  
 и водных биологических ресурсов.

Краевая программа по сбору и переработки отходов готовится, правда, уже на протяжении нескольких лет. В соответствии с этой программой, количество полигонов, которые сегодня действительно находятся в ненормативном состоянии, будет оптимизировано. Из 19 официально действующих полигонов сохранятся только девять межмуниципальных.

Но есть проблемы, решение которых до сих пор не найдено.  Кизеловский угольный бассейн - это затопленные шахты, из которых вытекает зараженная вода. И туда по федеральным программам вкладывались деньги, правда, не регулярно. Но ни одного эффективного результата добиться не удалось.

Нужно составить программу об уменьшении выбросов в воздух, рассчитанную на предприятия-нарушителей. И специалисты должны ходить по предприятиям и проверять: выполняется эта программа или нет. Если она не выполняется, то у существуют экономические инструменты воздействия, и они у государственных инспекторов будут еще больше, вплоть до остановки процесса.

Нужна и программа  по сбору и переработке твердых бытовых отходов. Очевидно, что переработку отходов надо развивать, и использовать все формы хранения мусора, чтобы максимально его использовать и минимально захламлять мусором окружающее пространство.

 

Список литературы

  1. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2011 году» http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1101
  2. Бобылев С.Н. Экологизация экономического развития: Учебное пособие. — М., 2003.
  3. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. — М., 2008.
  4. Еловиков И. Деньги — в экологию  // Новости Перми - деловая газета Business Class (Бизнес-класс) новости бизнеса 37 ( 102 ) от 11 сентября 2006 г.
  5. Игнатьева И. А. Экологическое законодательство России и проблемы его развития. М.: Издательство МГУ, 2001. – 256 с.
  6. Комментарии к Закону «Об охране окружающей природной среды» / Отв. ред. С.А. Боголюбов. — М., 2007.
  7. Макаров С. В.Основы экономики природопользования. — М.: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 2008
  8. Орлов А.И. Проблемы управления экологической безопасностью. Учебное пособие. Второе электронное издание, исправленное и дополненное. - М.: 2002
  9. Позиционирование Пермского края по экологическим показателям http://www.permecology.ru/report2010/poz.htm
  10. Развитие природоохранного законодательства как необходимый фактор устранения экологических проблем в России http://www.garant.ru/action/interview/10310/
  11. Серов Г.П. Основы экологической безопасности. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2003.
  12. Экологический учет для предприятий / Конференция ООН по торговле и развитию: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 200 с.
  13. Экология. Учебное пособие / Под ред. С.А. Боголюбова.  – М.: Знание, 2009. - 288 с.

 

Приложение

Карта расположения особо охраняемых природных  территорий Пермской области

 



Пермь 2012


Информация о работе Проблема управления экологической обстановкой в регионе (Пермский край)