Проблемы национальной и международной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 13:58, реферат

Описание работы

Стремительные изменения в России и во всем мире в конце XX - начале XXI века и связанные с ними положение граждан страны, состояние общества и государственных институтов, а также международных отношений обусловили широкий интерес к проблемам национальной и международной безопасности.
Формирование такой политики в России в XXI веке - это интеллектуальный вызов для дипломатов, ученых, военных экспертов, всех специалистов сферы обеспечения безопасности. Острота и специфика содержания и смысла этого вызова обусловлена помимо всего прочего новыми подходами США к своей безопасности, к международным отношениям и международному праву в целом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Национальная безопасность Российской Федерации…………........4
Национальные приоритеты РФ………………………………………5
Осуществление экономической безопасности………………………7
Принципа международной безопасности……………………………12
Экологическая, демографическая, энергетическая безопасность…13
Национальные интересы России в международной сфере…………18
Заключение…………………………………………………………….21
Библиографический список…………………………………………..23

Файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТ1.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

 

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3

Национальная безопасность Российской Федерации…………........4

Национальные приоритеты РФ………………………………………5

Осуществление экономической безопасности………………………7

Принципа международной безопасности……………………………12

Экологическая, демографическая, энергетическая безопасность…13

Национальные интересы России в  международной сфере…………18

Заключение…………………………………………………………….21

Библиографический список…………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
     Стремительные изменения в России и во всем мире в конце XX - начале XXI века и связанные с ними положение граждан страны, состояние общества и государственных институтов, а также международных отношений обусловили широкий интерес к проблемам национальной и международной безопасности.

Формирование такой  политики в России в XXI веке - это  интеллектуальный вызов для дипломатов, ученых, военных экспертов, всех специалистов сферы обеспечения безопасности. Острота и специфика содержания и смысла этого вызова обусловлена помимо всего прочего новыми подходами США к своей безопасности, к международным отношениям и международному праву в целом. Важными этапами в концептуальном осмыслении политики национальной и международной безопасности явились такие государственные документы как Закон "О безопасности" 1992 года, Конституция Российской Федерации 1993 года, Концепция внешней политики РФ 1993 года, Основные положения военной доктрины 1993 года, Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 1996 года, Концепция национальной безопасности РФ 1997 года, Военная доктрина РФ 1998 года, Концепция национальной безопасности РФ 2000 года, Концепция внешней политики РФ 2000 года, ежегодные Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, официальные выступления трех президентов РФ – Б.Ельцина, В.Путина и Д.Медведева. В конце 2002 года Президент РФ дал указание Совету безопасности РФ подготовить Стратегию национальной безопасности РФ РФ до 2020 г., утвержденной Указом президента РФ 12 мая 2009 г. № 537. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

 

Национальная  безопасность Российской Федерации

 

Основными направлениями  обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.

Национальная безопасность Российской Федерации— обеспечивает потенциал развития страны на длительный исторический период, а также стабильность и благополучие общества. Национальная безопасность предполагает защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз.

Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются:

  • в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
  • в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
  • в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

 

 

Национальные  приоритеты

 

Внутренние и внешние  суверенные потребности государства в обеспечении национальной безопасности реализуются через стратегические национальные приоритеты.

Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:

  • повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;
  • экономический рост, который достигается, прежде всего, путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
  • наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;
  • экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;
  • стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

В содержательном плане  национальная безопасность дифференцируется на ряд самостоятельных направлений, таких как: экономическая, продовольственная, международная, военная, пограничная, социальная, экологическая, информационная, психологическая (сознание человека как объект национальной безопасности).

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в сфере экономики являются ключевыми.

Экономическая безопасность — это состояние защищенности экономики от внешних и внутренних угроз.

Обеспечение экономической  безопасности представляет собой систему  мер направленных на защиту общенациональных интересов России в сфере экономики. В своей совокупности они представляют собой политику внешнеэкономической и внутриэкономической деятельности государства.

Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются:

  • создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;
  • расширение рынков сбыта российской продукции;
  • формирование единого экономического пространства с государствами — участниками Содружества Независимых Государств.

 

Основными направлениями  обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности государства являются:

  • правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации;
  • усиление государственного регулирования в экономике;
  • принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала, переходу к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа.

 

Осуществление экономической безопасности

 

Решение задач в сфере  экономической безопасности предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, в том числе путем создания фондов и использования грантов, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с одновременной зашитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.

Экономическими вопросами  в стране занимается ряд министерств и ведомств: Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Министерство имущественных отношений, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по тарифам, Федеральная энергетическая комиссия и др.

Вместе с тем ни для кого не секрет, что сфера  экономики отличается повышенной криминогенностью. С началом демократических преобразований на российский рынок хлынули капиталы, нажитые преступным путем, начала формироваться целая индустрия теневого бизнеса.            Экономические преступления зачастую начинаются с производства где-то российского сырья, потом идет цепочка — цены, двойные контракты, счета, таможенные преступления, вывоз продукции за рубеж, сговор с партнерами, недополучение валютной выручки, неуплата налогов и т. д. Легализация доходов, нажитых преступным путем, равно как и вывоз капитала за рубеж, наносят ущерб национальной безопасности тем, что, во-первых, криминал получает возможность на формально законных основаниях использовать доходы от незаконной деятельности, внедряясь в легальный бизнес, во-вторых, дестабилизируется финансовый рынок, и в-третьих, государство не получает налогов.

Экономическая безопасность государства основывается на его  финансовом могуществе. В рыночной экономике основой финансов государства выступают налоги; как правило, они составляют 80-95% бюджета страны.

Неплатежи в бюджет подрывают  экономическую безопасность государства. Поэтому выявление и пресечение нарушений налогового законодательства является важнейшим условием успешного функционирования всей экономической системы.

В России вопросами выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений занимается Департамент экономической безопасности МВД РФ. В данный департамент наряду с подразделениями по налоговым преступлениям НП входят подразделения по борьбе с экономическими преступлениями БЭП.

Принципиально важное значение в обеспечении экономической безопасности страны играет Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России).

 Наиболее приоритетным в данной области является обеспечение безопасности объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения городов и промышленных центров, других стратегических объектов и приоритетных научных разработок.

Угрозы экономической  безопасности во многом связаны с  попытками иностранных спецслужб  получить доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, использовать фирмы-прикрытия для оказания выгодного иностранным государствам влияния на развитие экономики России, осуществлением неэквивалентного обмена, проталкиванием устаревших технологий и т. п.

Дополнительным каналом  получения шпионских сведений в  настоящее время стали телекоммуникационные системы и глобальные информационные сети, в первую очередь Интернет. У противника расширились возможности проникать в электронные базы и банки данных, содержащих нашу военную, экономическую, экологическую и другую информацию. В настоящее время отмечен рост числа правонарушений в сфере компьютерной информации. Криминальные структуры пытаются проводить крупные финансовые махинации и мошеннические акции, используют специальные программы для контрольно-кассовых машин в интересах уклонения от уплаты налогов.

Серьезную озабоченность  органов Федеральной службы безопасности вызывает рост организованной преступности, представляющей уже прямую угрозу безопасности страны. Обладая широкими международными связями, значительным финансовым и техническим потенциалом, используя агентурные методы противодействия правоохранительным органам и конспирацию, организованная преступность способна нанести ущерб экономике, деформировать властные структуры, подорвать авторитет и действенность власти. Поэтому борьба с организованной преступностью носит не только правовой, но и политический характер.

Наибольшее распространение  получили такие формы коррупции, как противоправное совмещение работы в органах власти и управления с должностями в коммерческих структурах, содействие в передаче госсобственности в частные руки на льготных условиях в ущерб экономическим интересам государства, внедрение и продвижение коррумпированных лиц во властные структуры, использование служебного положения в интересах криминальных групп.

В борьбе с организованной преступностью  органы ФСБ России взаимодействуют со всеми правоохранительными органами. Важнейшая роль в деле обеспечения экономической безопасности государства принадлежит таможенной службе — одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет, и тем самым способствует решению экономических проблем. Путем разумных протекционистских мер, таможенная служба оберегает национальную промышленность. В обеспечении экономической безопасности зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.

Согласно Таможенному кодексу  Российской Федерации, таможенное дело в Российской Федерации составляет таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Одной из целей таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля.

Информация о работе Проблемы национальной и международной безопасности