Проблемы национальной и международной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 13:58, реферат

Описание работы

Стремительные изменения в России и во всем мире в конце XX - начале XXI века и связанные с ними положение граждан страны, состояние общества и государственных институтов, а также международных отношений обусловили широкий интерес к проблемам национальной и международной безопасности.
Формирование такой политики в России в XXI веке - это интеллектуальный вызов для дипломатов, ученых, военных экспертов, всех специалистов сферы обеспечения безопасности. Острота и специфика содержания и смысла этого вызова обусловлена помимо всего прочего новыми подходами США к своей безопасности, к международным отношениям и международному праву в целом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Национальная безопасность Российской Федерации…………........4
Национальные приоритеты РФ………………………………………5
Осуществление экономической безопасности………………………7
Принципа международной безопасности……………………………12
Экологическая, демографическая, энергетическая безопасность…13
Национальные интересы России в международной сфере…………18
Заключение…………………………………………………………….21
Библиографический список…………………………………………..23

Файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТ1.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Речь, прежде всего, идет о добывании информации об угрозах безопасности Российской Федерации, которые скрытно формируются и реализуются и поэтому не могут быть выявлены с помощью других способов их обнаружения и раскрытия.

Эта область деятельности органов Федеральной службы безопасности имеет двоякое назначение.

Во-первых, она подчинена  задаче систематического информирования Президента РФ, Председателя Правительства  РФ и по их поручениям федеральных  органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов РФ об угрозах безопасности РФ и наряду с информацией, поступающей главе государства от других государственных органов, учитывается при выработке и принятии государственных решений, разработке законодательных актов и т. п.

Во-вторых, осуществление  этой функции позволяет органам  Федеральной службы безопасности определять первоочередные задачи и направления их деятельности, разрабатывать и реализовывать упреждающие контрразведывательные и разведывательные программы, а также меры борьбы с преступными посягательствами. Реализация этой функции предполагает решение задач выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной подрывной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств против РФ, борьбы с терроризмом, незаконным оборотом оружия, противоправными посягательствами на конституционный строй России и другими преступлениями, дознание и расследование которых отнесено к ведению органов Федеральной службы безопасности, а также задач обеспечения сохранности государственной тайны и охраны Государственной границы РФ.

Имеющиеся в настоящее  время данные позволяют сделать  вывод, что Россия находится в  центре разведывательных устремлений специальных служб и организаций иностранных государств как мировая ядерная держава, обладающая громадными ресурсами, высоким научным и военным потенциалом, оказывающая влияние на ход геополитических процессов. При этом в условиях бурного развития международных связей, расширяется практика ведения разведки с легальных позиций — она все активнее используется в целях контроля за ситуацией в России, своевременного обнаружения нежелательных для иностранных государств тенденций внутреннего развития страны.

Круг иностранных резидентур в России значительно расширился за счет представителей спецслужб из стран Северной и Восточной Европы, государств Балтии, Азии и Африки, Ближнего и Дальнего Востока. Конец «холодной войны» послужил началом активных разведывательных действий практически во всех экономически развитых странах мира. Сотрудники разведки едут к нам явно и тайно под видом дипломатов, журналистов, ученых, потенциальных инвесторов, бизнесменов, представителей различных зарубежных фондов, благотворительных организаций и религиозных миссий. В настоящее время разведка стала одним из основных инструментов большой политики. В этих условиях органы контрразведки принимают эффективные меры по противодействию разведдеятельности иностранных государств против нашей страны.

В настоящее время  серьезно возросла опасность агентурной разведки, способной нанести значительный ущерб безопасности Российской Федерации. Свидетельство тому — увеличение за последнее время числа разоблачений граждан России, вступивших в преступную связь с разведками иностранных государств. Целенаправленная работа оперативных и следственных подразделений позволила локализовать или полностью пресечь противоправную деятельность нескольких десятков агентов спецслужб иностранных государств, в том числе российских граждан.

Наряду с ФСБ России важную роль в обеспечение международной безопасности играет военная и внешняя разведка. Военная — это, прежде всего, Главное разведывательное управление ГРУ, основной задачей которого является добывание военно-технической информации, сведений о передовых научных достижениях в военной области.

Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) является составной частью сил обеспечения безопасности и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз. СВР России осуществляет разведывательную деятельность в целях:

  • обеспечения Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях;
  • обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
  • содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Разведывательная информация предоставляется Президенту РФ, палатам  Федерального Собрания, Правительству РФ и определяемым Президентом федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям.

 

Заключение

 

Описание положения  России в современном мире, а также  ее интересов дано в нынешней редакции Концепции национальной безопасности и вполне приемлемо. Так, в первом разделе "Россия в современном  мире" констатируется наличие двух противоположных тенденций формирования многополюсного мира: снижение значения военно-силовых факторов в международных отношениях, с одной стороны, и формирование системы международных отношений, основанной на "доминировании сообщества развитых стран при лидерстве США", - с другой. Обе тенденции присутствуют и сегодня. Необходима работа по корректировке законодательства о борьбе с терроризмом, военной доктрины РФ, укреплению союза России и стран СНГ.

Правильное понимание  сущности национальных интересов России позволяет сформулировать цель государственной политики в области национальной безопасности. Это официально принятая (декларируемая) установка высших государственных органов (Президента, Федерального собрания, Правительства), определяющая направление усилий всех государственных институтов власти для обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации.

Приоритетными направлениями  обеспечения безопасности государства  в военной сфере, на наш взгляд, являются проведение государственной  политики, направленной на предотвращение войны и поддержание мира, нейтрализацию возможных внешних военных угроз, создание необходимого оборонного потенциала и механизма его использования.

 

Международный терроризм  и сопряженные с ним контрабанда  оружия, незаконный оборот наркотиков, этнорелигиозный экстремизм, незаконная миграция превратились в один из основных факторов, подрывающих безопасность не только отдельных стран, но и всего мирового сообщества. Наличие доступа к видам оружия массового уничтожения выходит на первый план и приобретает особое значение в решении проблемы терроризма. В этих условиях Россия в новом мировом порядке формирует систему безопасности под влиянием национальных интересов государства и предотвращения угроз со стороны любого агрессора.

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Е.А. Калюжный С.В. Михайлова, С.Г. Напреев, Д.Г. Сидоров; АГПИ им.А.П.Гайдара. -Арзамас: АГПИ, 2011. – 300 с.
  2. О безопасности: Закон Российской Федерации Концепция национальной безопасности РФ. Утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 997 г. N 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24) // Российская газета. 1992. - 9 марта.
  3. Плотников Н. Такая горячая планета // Новое военное обозрение. 2000-2001. - N 49.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".
  5. Иванов Л. Г. Россия на пороге нового тысячелетия // Великая Россия. 1999. N 1.

 




Информация о работе Проблемы национальной и международной безопасности