Профессиональное правовое сознание юристов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания.

Содержание работы

ГЛАВА 1 .ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ 5
1.1. Понятие и структура правосознания 5
1.2. Виды и функции правосознания 11
ГЛАВА 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ 14
2.1. Понятие, структура, сущность и содержание профессионального правового сознания 14
ГЛАВА 3.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЮРИСТА И ЕЁ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ........................................20
3.1. Понятие профессиональной деформации…………………………………………………...20
3.2. Сущность профессиональной деформации юриста…………………………………….......22
3.3. Пути предупреждения профессиональной деформации юриста…......................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_RABOTA_TGP (3).doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

«Теория государства и права»

 

 

 

Профессиональное правовое сознание юристов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Выполнил(а): Коновалова А.А.

 

                                                                  Научный руководитель: Лозовская С.В,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Как явление духовной жизни, право  принадлежит к сфере общественного  и индивидуального сознания. Нормы  права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания.

Правосознание — это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей  к действующему или желаемому  праву. Правосознание — одна из форм общественного сознания. Как и иные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, наука, философия, — правосознание выступает специфическим способом духовного познания действительности. Правосознанию в духовной культуре присуща относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже позитивного законодательства. Изменения последнего задает, конечно, определенные параметры для развития правосознания, но никогда не способно кардинально “перестроить” и тем более устранить исходного культурно-исторического смысла правосознания.

Правосознание юристов представляет немалый интерес с точки зрения уяснения специфики формирования, функционирования и развития одной из форм сознания довольно многочисленной социальной группы, объединенной существенными профессиональными интересами.

Целью данной курсовой работы является изучение профессионального правового  сознания юристов и его роль в  жизни общества.

Исследование профессионального правосознания юристов позволяет углубить разработку проблем правосознания, открыть в нем новые грани. Как известно, различение тех или иных сторон, видов, сфер, уровней как правового, так и общественного сознания в целом носит абстрактный характер, поскольку в действительности они находятся в неразрывном единстве. В профессионально-юридической области имеется возможность теоретически в наиболее «чистом» виде выделить и рассмотреть различные проявления правового сознания, его формы, отличные от других явлений общественного, группового и индивидуального сознания.

Значение исследования структуры, функционирования профессионального  правосознания в условиях нашего общества объясняется тем, что на этом этапе профессиональное правосознание  приобретает наиболее отчетливые формы, так как основные тенденции его развития проявляются с наибольшей полнотой как в системе в целом, так и в составляющих ее элементах. Это позволяет глубже раскрыть сущность профессионального правосознания, поскольку в стадии зрелости оно представляет собой развитую конкретность, в которой то, что в процессе исторического развития было лишь тенденцией, намеком, получило реальное воплощение.

Изучение профессионального правосознания  в условиях совершенствования общества исключительно благоприятно и для познания тенденций дальнейшего его развития.

 

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ

1.1. Понятие и структура правосознания

Как явление духовной жизни, право  принадлежит к сфере общественного  и индивидуального сознания. Нормы  права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведенье выступает категория правосознания.

Правосознание — весьма независимое, целостное и как бы даже “рядоположенное” праву явление, требующее изучения в качестве особого объекта правовой теории, через которое теория права “выходит” на такие сокровенные вопросы, как сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или иной цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности и иной социальной патологии и т.д.

Правосознание наиболее полно и  разносторонне отражает идеальную, духовную сущность права как элемента культуры, своеобразной архетипической инварианты жизненного уклада данного  народа. Замечено, что в разных типах  цивилизации, различных культурно-исторических сообществах существуют весьма неоднозначные представления о нормах поведения, о должном, о способах регулирования тех или иных ситуаций и т.д.

Речь идет об этноправовых закономерностях  социального регулирования, выявить  которые можно, только рассматривая правосознание как феномен, “подчиняющийся” определенной внутренней логике своего развития, которая детерминируется не приказами государственной власти и экономическими решениями, а, прежде всего накопленным культурой духовным, мыслительным потенциалом мирового и национального права.

Правосознание имеет сложную содержательную морфологию. В науке выработано понятие  структуры правосознания. Структурно правосознание складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.

Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Правосознание – одна из форм общественного сознания. Как и иные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, наука, философия, - правосознание выступает специфическим способом духовного познания действительности. Правосознанию в духовной культуре присуща относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже позитивного законодательства. Изменения последнего задает, конечно, определенные параметры для развития правосознания, но никогда не способно кардинально «перестроить» и тем более устранить исходного культурно-исторического смысла правосознания.

Поэтому, правосознание – весьма независимое, целостное явление, требующее  изучения в качестве особого объекта  правовой теории. Через правосознание  теория права «выходит» на такие  сокровенные вопросы, как сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или иной цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности и иной социальной патологии и т.д.

Правосознание имеет сложную содержательную морфологию. В науке выработано понятие структуры правосознания. Структурно правосознание складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.

Правовая психология соответствует  эмпирическому, обыденному уровню общественного  сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики, как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации. Правовая психология – своего рода стихийный, несистематизированный слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство, другие юридические феномены.

Правовая психология – форма  сознания права, присущая в той или  иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента. Это наиболее глубинная, «скрытая»  от непосредственного восприятия и понимания сфера правового отражения, которая дает подчас такие типы индивидуальных и массовых реакций на право, законодательство, которые способны кардинально определить успех или неудачу тех или иных законодательных программ. Игнорирование юридической психологии населения правовой политике государства не раз оборачивалось провалом тех или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих социальных целей часто общественно полезных (борьба с отдельными противоправными традициями и обычаями и т.д.).

Радость или огорчение по поводу принятия нового или отмены старого  закона, чувство удовлетворения или  недовольства практикой применения юридических норм, действий правоохранительных органов, нетерпимое или равнодушное  отношение к нарушениям юридических запретов — все это правовые чувства (эмоции) и в совокупности они образуют в общественном сознании сферу правовой психологии.

Не следует думать, что правовая психология как отражение обыденного уровня жизни играет второстепенную роль в структуре правосознания. Отнюдь нет. Правовая психология — наиболее “распространенная” форма осознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента.

Именно в среде психологических  реакций право осуществляете ведущие определения своей социальной сущности — гуманизм, справедливость, формальное равенство субъектов и т.д. Эти характеристики права выражают человеческие чувства и оценки: от их адекватности законодательству, психологическому настрою людей во многом зависит эффективность действующих актов, всей правореализационной практики.

Более того, правовая психология —  наиболее глубинная, “скрытая” от непосредственного восприятия и  понимания сфера правового отражения, которая дает подчас такие типы индивидуальных и массовых реакций на право, законодательство, которые способны кардинально определить успех или неудачу тех или иных законодательных программ. Невосприятие в психологии населения тех или иных запретов как реально упроченных, а дозволений — как социально оправданных ведет, как правило, к серьезным проблемам в реализации нового законодательства, порождает многочисленные трудности в деятельности правоохранительных органов. Игнорирование юридической психологии населения в правовой политике государства не раз оборачивалось провалом тех или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих социальных целей часто общественно полезных (борьба с самогоноварением, с отдельными противоправными традициям и обычаями и т.д.).

Кроме этого, юридическая психология, будучи, сама по себе сложносодержательным, объективно-регуляторным явлением, включает значительную область бессознательного — целый мир психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правового (стереотипы, привычки, автоматизмы и т.д.), так и противоправного поведения.

Бессознательное как явление правовой психологии находит выражение в таких формах познания действительности, как интуиция, психологический аффект (при совершении тех или иных противоправных поступков), привычные действия, социальное возбуждение (паника), а также в стремлениях, действиях и установках, причины которых не осознаются человеком.

Кроме этого, юридическая психология, будучи, сама по себе сложносодержательным, объективно-регуляторным явлением, включает значительную область бессознательного – целый мир психических явлений  и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правового (стереотипа, привычки, автоматизмы и т.д.), так и противоправного поведения.

Бессознательное как явление правовой психологии находит выражение в  таких формах познания действительности, как интуиция, психологический аффект (при совершении тех или иных противоправных поступков), привычные действия, социальное возбуждение (паника), а также в стремлениях, действиях и установках, причины которых не осознаются человеком.

Таким образом, правовая психология –  принципиально значимая для правового  регулирования сферы общественного  сознания, на изучение которой направлены усилия, как теоретиков права, так и специалистов отраслевых юридических наук.

Правовая идеология – это  совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.

Правовая идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (например, в виде тех или иных норм, судебных решений и т.д.), а в качестве самостоятельного элемента общества (общественно-экономической формации, культуры, цивилизации).

В сфере идеологии и через  идеологию находят отражение  потребности и интересы, прежде всего  социальных групп, классов, народов, государства, мирового сообщества в целом. Конечно, элемент индивидуального, личностного присутствия и в идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается и формулируется, как правило, отдельными людьми – учеными, философами, общественно-политическими деятелями, а далее становится достоянием многих людей, которые достигают в своем сознании целостного системного отражения государства и права.1

Однако правовая идеология значительно  превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-чувственный аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повседневный человеческий опыт, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.

Информация о работе Профессиональное правовое сознание юристов