Производственная среда и проблемы ее безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

Производственная среда – часть окружающей среды, в которой происходит профессиональная деятельность человека, связанная с вредными (вибрации, шум, гарь, копоть и т.д.) и опасными ( радиация, токсичные пары и т.д.) факторами.
Вредными факторами называют такие условия, которые отрицательно влияют на работоспособность и, вызывают профессиональные заболевания. Опасными называются факторы способные вызвать острые ухудшения здоровья или гибель человека.
Характер труда , психологическая обстановка и взаимоотношения в коллективе также могут негативно сказаться на работоспособности или здоровьи. Они называются «профессиональные вредности».

Содержание работы

Теоретический вопрос
Производственная среда и проблемы ее безопасности. Стр.3
Тестовые задания
1. В программных документах Всемирной программы действий Стр.12
«Повестка дня на XXI век» уделяется особое внимание:
а) всем направлениям устойчивого развития с акцентом на развитие окружающей среды;
б) вопросам борьбы с бедностью;
в) вопросам обеспечения здоровья населения;
г) вопросам сотрудничества в области метеорологических исследований.
2. Устойчивое развитие – это: Стр.14
а) процесс, позволяющий обеспечить стабильное социально-)
экономическое развитие при высокой степени безопасности социо-природных систем;
б) процесс, обеспечивающий глобальное выживание цивилизации, ведущий к повышению качества жизни настоящих и будущих
поколений человечества в условиях сохранения исторически сложившегося равновесия биосферы;
в) процесс оптимизации человеческой деятельности по отношению к локальным экосистемам и биосфере в целом;
г) процесс экономического и социального развития общества.
3. Пороговые значения безопасности – это: Стр.15
а) параметры, оценивающие состояние экономики по критериям безопасности;
б) количественные показатели, характеризующие предельно
допустимый уровень снижения объемов производства;
в) количественные оценки, характеризующие предельно допустимый уровень снижения качества жизни основной массы населения;
г) количественные показатели, характеризующие состояние
и развитие какой-либо сферы экономики в экстремальных режимах.
Практическое задание Стр.16
У пострадавшего кровотечение. Необходимо его остановить.
Расскажите о видах кровотечений и правилах их остановки.

Файлы: 1 файл

Контр. по БЖД.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

* PAGE *22*


* PAGE *21*


 


 


 

 

 

 

 

Ñîäåðæàíèå

 

 

 

Òåîðåòè÷åñêèé âîïðîñ

Ïðîèçâîäñòâåííàÿ ñðåäà è ïðîáëåìû åå áåçîïàñíîñòè.                              Ñòð.3

 

Òåñòîâûå çàäàíèÿ

1. Â ïðîãðàììíûõ äîêóìåíòàõ Âñåìèðíîé ïðîãðàììû äåéñòâèé             Ñòð.12

«Ïîâåñòêà äíÿ íà XXI âåê» óäåëÿåòñÿ îñîáîå âíèìàíèå:

à) âñåì íàïðàâëåíèÿì óñòîé÷èâîãî ðàçâèòèÿ ñ àêöåíòîì íà ðàçâèòèå îêðóæàþùåé ñðåäû;

á) âîïðîñàì áîðüáû ñ áåäíîñòüþ;

â) âîïðîñàì îáåñïå÷åíèÿ çäîðîâüÿ íàñåëåíèÿ;

ã) âîïðîñàì ñîòðóäíè÷åñòâà â îáëàñòè ìåòåîðîëîãè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé.

2. Óñòîé÷èâîå ðàçâèòèå – ýòî:                                                                       Ñòð.14

à) ïðîöåññ, ïîçâîëÿþùèé îáåñïå÷èòü ñòàáèëüíîå ñîöèàëüíî-)

ýêîíîìè÷åñêîå ðàçâèòèå ïðè âûñîêîé ñòåïåíè áåçîïàñíîñòè ñîöèî-ïðèðîäíûõ ñèñòåì;

á) ïðîöåññ, îáåñïå÷èâàþùèé ãëîáàëüíîå âûæèâàíèå öèâèëèçàöèè, âåäóùèé ê ïîâûøåíèþ êà÷åñòâà æèçíè íàñòîÿùèõ è áóäóùèõ

ïîêîëåíèé ÷åëîâå÷åñòâà â óñëîâèÿõ ñîõðàíåíèÿ èñòîðè÷åñêè ñëîæèâøåãîñÿ ðàâíîâåñèÿ áèîñôåðû;

â) ïðîöåññ îïòèìèçàöèè ÷åëîâå÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ïî îòíîøåíèþ ê ëîêàëüíûì ýêîñèñòåìàì è áèîñôåðå â öåëîì;

ã) ïðîöåññ ýêîíîìè÷åñêîãî è ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ îáùåñòâà.

3. Ïîðîãîâûå çíà÷åíèÿ áåçîïàñíîñòè – ýòî:                                                 Ñòð.15

à) ïàðàìåòðû, îöåíèâàþùèå ñîñòîÿíèå ýêîíîìèêè ïî êðèòåðèÿì áåçîïàñíîñòè;

á) êîëè÷åñòâåííûå ïîêàçàòåëè, õàðàêòåðèçóþùèå ïðåäåëüíî

äîïóñòèìûé óðîâåíü ñíèæåíèÿ îáúåìîâ ïðîèçâîäñòâà;

â) êîëè÷åñòâåííûå îöåíêè, õàðàêòåðèçóþùèå ïðåäåëüíî äîïóñòèìûé óðîâåíü ñíèæåíèÿ êà÷åñòâà æèçíè îñíîâíîé ìàññû íàñåëåíèÿ;

ã) êîëè÷åñòâåííûå ïîêàçàòåëè, õàðàêòåðèçóþùèå ñîñòîÿíèå

è ðàçâèòèå êàêîé-ëèáî ñôåðû ýêîíîìèêè â ýêñòðåìàëüíûõ ðåæèìàõ.

 

Ïðàêòè÷åñêîå çàäàíèå                                                                                  Ñòð.16

Ó ïîñòðàäàâøåãî êðîâîòå÷åíèå. Íåîáõîäèìî åãî îñòàíîâèòü.

Ðàññêàæèòå î âèäàõ êðîâîòå÷åíèé è ïðàâèëàõ èõ îñòàíîâêè.

 

 

 

 

Êîíòðîëüíûé òåîðåòè÷åñêèé âîïðîñ

Ïðîèçâîäñòâåííàÿ ñðåäà è ïðîáëåìû åå áåçîïàñíîñòè.

 

Áîëüøóþ ÷àñòü àêòèâíîé æèçíè ÷åëîâåêà ñîñòàâëÿåò ïðîôåññèîíàëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü  â îïðåäåë¸ííîé  ïðîèçâîäñòâåííîé ñðåäå, êîòîðàÿ, ïðè íåñîáëþäåíèè óñòàíîâëåííûõ íîðì è ïðåäïèñàíèé, êàê ðàáîòíèêîì, òàê è ðàáîòîäàòåëåì, ìîæåò íàíåñòè âðåä çäîðîâüþ è æèçíè ðàáîòíèêó.

Ñëåäóåò äàòü îïðåäåëåíèå ïðîèçâîäñòâåííîé ñðåäû:

Ïðîèçâîäñòâåííàÿ ñðåäà – ÷àñòü îêðóæàþùåé ñðåäû, â êîòîðîé ïðîèñõîäèò ïðîôåññèîíàëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü ÷åëîâåêà, ñâÿçàííàÿ ñ âðåäíûìè (âèáðàöèè, øóì, ãàðü, êîïîòü è ò.ä.) è îïàñíûìè ( ðàäèàöèÿ, òîêñè÷íûå ïàðû è ò.ä.) ôàêòîðàìè.

Âðåäíûìè ôàêòîðàìè íàçûâàþò òàêèå óñëîâèÿ, êîòîðûå îòðèöàòåëüíî âëèÿþò íà ðàáîòîñïîñîáíîñòü è, âûçûâàþò ïðîôåññèîíàëüíûå çàáîëåâàíèÿ. Îïàñíûìè íàçûâàþòñÿ ôàêòîðû ñïîñîáíûå âûçâàòü îñòðûå óõóäøåíèÿ çäîðîâüÿ èëè ãèáåëü ÷åëîâåêà.

Õàðàêòåð òðóäà , ïñèõîëîãè÷åñêàÿ îáñòàíîâêà è âçàèìîîòíîøåíèÿ â êîëëåêòèâå òàêæå  ìîãóò íåãàòèâíî ñêàçàòüñÿ íà ðàáîòîñïîñîáíîñòè èëè çäîðîâüè. Îíè íàçûâàþòñÿ «ïðîôåññèîíàëüíûå âðåäíîñòè».

Îïàñíûå ôàêòîðû ðàçäåëÿþòñÿ íà:

-            õèìè÷åñêèå, âîçíèêàþùèå îò òîêñè÷åñêèõ âåùåñòâ, âûçûâàþùèå îòðàâëåíèÿ.

– áèîëîãè÷åñêèå. Ê íèì îòíîñÿò  ôàêòîðû áàêòåðèàëüíîãî è âèðóñíîãî õàðàêòåðà.  Ýòî  îïàñíîñòü çàðàæåíèÿ ìèêðîîðãàíèçìàìè, âûçûâàþùèìè ïàòîãåííûå ðàññòðîéñòâà, áèîëîãè÷åñêèìè ïåñòèöèäàìè, ìèêðîáíûìè ïðåïàðàòàìè .

– Ôèçè÷åñêèå. Âîçíèêàþò èç-çà íåñîáëþäåíèÿ òåõíèêè áåçîïàñíîñòè îáðàùåíèÿ ñ êîëþùèìè, ðóáÿùèìè è  ðåæóùèìè ïðåäìåòàìè. Íåáðåæíîå çàêðåïëåíèå ìåòàëëîêîíñòðóêöèé è äðóãèõ  òÿæåëîâåñíûõ ìàòåðèàëîâ, íàõîäÿùèõñÿ íà âûñîòå òàêæå ìîãóò ïîâëå÷ü òÿæêèå ïîñëåäñòâèÿ èëè äàæå ñìåðòü.

Âðåäíûå ôàêòîðû íàíîñÿò áîëåå  ë¸ãêèé óùåðá. Îíè ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà:

       - ôèçè÷åñêèå. Ýòî ôàêòîðû êîëåáàòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ (øóì, âèáðàöèÿ è äð.), êëèìàòè÷åñêèå ïàðàìåòðû (òåìïåðàòóðà, âëàæíîñòü,  àòìîñôåðíîå äàâëåíèå), ìîùíîñòü îñâåùåíèÿ, ñòàòè÷åñêèå è äèíàìè÷åñêèå ôèçè÷åñêèå íàãðóçêè.

     -  ôèçèîëîãè÷åñêèå (íåäîñòàòîê äâèæåíèÿ, íåóäîáíîå  ïîëîæåíèå òåëà)

     -  íåðâíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå  ïåðåãðóçêè (óìñòâåííîå è ýìîöèîíàëüíîå ïåðåíàïðÿæåíèå)

Òðóäîâàÿ  äåÿòåëüíîñòü è ïðîèçâîäñòâåííàÿ ñðåäà íåïðåðûâíî ìåíÿþòñÿ áëàãîäàðÿ èñïîëüçîâàíèþ íîâåéøèõ äîñòèæåíèé â îáëàñòè íàóêè è òåõíèêè è îñóùåñòâëåíèþ ïðîèçâîäñòâåííûõ ïðåîáðàçîâàíèé.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ ñóùåñòâóåò ñëåäóþùàÿ êëàññèôèêàöèÿ òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè:

 

1. Ïîëíîñòüþ ðó÷íîé òðóä, òðåáóþùèé áîëüøèõ çàòðàò ýíåðãèè (4000 – 6000 êêàë) â ñóòêè èëè âûøå.

Ðó÷íîé òðóä ðàçâèâàåò ìûøå÷íóþ ñèñòåìó è ñòèìóëèðóåò îáìåííûå ïðîöåññû â îðãàíèçìå. Îäíàêî, îí èìååò ðÿä íåäîñòàòêîâ. Ïðåæäå âñåãî, ýòî íèçêàÿ ïðîèçâîäèòåëüíîñòü òðóäà, ñâÿçàííàÿ ñ íåîáõîäèìîñòüþ ïåðåðûâîâ  íà âîññòàíîâëåíèå ôèçè÷åñêèõ ñèë.

2. Íå ïîëíîñòüþ ðó÷íîé òðóä  ñ èñïîëüçîâàíèåì âñïîìîãàòåëüíîé òåõíèêè.

 ýòîì ñëó÷àå îò ðàáî÷åãî òðåáóåòñÿ ìåíüøå ýíåðãåòè÷åñêèõ çàòðàò (3000 – 4000 êêàë), ñëåäîâàòåëüíî òàêîé òðóä áîëåå ýôôåêòèâåí, òàê êàê òðåáóåò ìåíüøå ïåðåðûâîâ.

3. ×àñòè÷íî àâòîìàòèçèðîâàííîå ïðîèçâîäñòâî.

Ïðè òàêîé ôîðìå òðóäà ýíåðãåòè÷åñêèå çàòðàòû ñíèæàþòñÿ, ò.ê  íåêîòîðûå ïðîöåññû íå òðåáóþò ó÷àñòèÿ ÷åëîâåêà â îáðàáîòêå îáúåêòà òðóäà. Íî òàêàÿ ðàáîòà òðåáóåò âíèìàòåëüíîñòè è íåðâíîãî íàïðÿæåíèÿ.

Ôèçèîëîãè÷åñêàÿ îñîáåííîñòü äàííîãî  âèäà ðàáîòû – áûñòðîòà ðåàêöèè ðàáîòíèêîâ ïî óñòðàíåíèþ íåïîëàäîê, âîçíèêàþùèõ íà àâòîìàòèçèðîâàííûõ ëèíèÿõ.

4. Êîíâåéåðíûé òðóä.

Îñîáåííîñòü ýòîé ôîðìû òðóäà ñîñòîèò â òîì, ÷òî  âåñü ïðîöåññ ðàçäåëåí íà îòäåëüíûå îïåðàöèè, êîòîðûå âûïîëíÿþòñÿ â ñòðîãî îïðåäåë¸ííîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè, à âñå äåòàëè ïîäàþòñÿ àâòîìàòè÷åñêè ïî êîíâåéåðíîé ëåíòå ê êàæäîìó ðàáî÷åìó ìåñòó, ÷òî èçáàâëÿåò îò íåîáõîäèìîñòè âñòàâàòü ñ ìåñòà è èäòè çà äåòàëüþ, è, ñëåäîâàòåëüíî, ïîâûøàåò ïðîèçâîäèòåëüíîñòü òðóäà.

Êîíâåéåðíàÿ ðàáîòà òðåáóåò áîëüøîé ñëàæåííîñòè è ÷¸òêîñòè äåéñòâèé êîëëåêòèâà. Ïðè ýòîì, ÷åì ìåíüøå âðåìåíè òðàòèò ðàáîòíèê íà âûïîëíåíèå îïåðàöèè, òåì ìîíîòîííåå ðàáîòà.

5. Óïðàâëåíèå ïðîèçâîäñòâåííûìè ïðîöåññàìè è ìåõàíèçìàìè.

×åëîâåê ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îïåðàòèâíîå çâåíî– ÷åì ìåíåå àâòîìàòèçèðîâàí ïðîöåññ óïðàâëåíèÿ, òåì áîëüøå òðåáóåòñÿ ó÷àñòèå ÷åëîâåêà.  Ðàçëè÷àþò äâà òèïà óïðàâëåíèÿ ïðîèçâîäñòâåííûì ïðîöåññîì ñ ïîìîùüþ ïóëüòà óïðàâëåíèÿ:  êîòîðîå òðåáóåò ÷àñòîãî âìåøàòåëüñòâà ÷åëîâåêà, è êîòîðîå òðåáóåò ðåäêîãî âìåøàòåëüñòâà ÷åëîâåêà.

6.  Èíòåëëåêòóàëüíûé òðóä.

Ýòîò òðóä ïðåäñòàâëåí òàêèìè ïðîôåññèÿìè, êàê õóäîæíèêè, àðõèòåêòîðû, êîíñòðóêòîðû, äèñïåò÷åðû, ó÷¸íûå, ìóçûêàíòû, âðà÷è, ó÷èòåëÿ, ïðîãðàììèñòû, èíæåíåðû, ïèñàòåëè è äð.

Äàííûé âèä òðóäà ñîñòîèò â àíàëèçå áîëüøîãî êîëè÷åñòâà ðàçíîãî ðîäà èíôîðìàöèè, è, êàê ñëåäñòâèå, óëó÷øåíèå  ïàìÿòè è âíèìàíèÿ. Îäíàêî, êðîìå ïîëîæèòåëüíîãî âëèÿíèÿ åñòü åù¸ è  ðÿä íåãàòèâíî äåéñòâóþùèõ ôàêòîðîâ íàïðèìåð, íåäîñòàòîê ìûøå÷íîé íàãðóçêè, ïñèõîëîãè÷åñêîå íàïðÿæåíèå, ÷àñòîòà íåðâíûõ ñðûâîâ è ñòðåññîâ, ðàçäðàæèòåëüíîñòü.

Ñóòî÷íûå ýíåðãîçàòðàòû  óìñòâåííîãî òðóäà ñîñòàâëÿþò 2000 – 2400 êêàë.

 óñëîâèÿõ ðîñòà íàó÷íî – òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà âñ¸ áîëüøå öåíèòñÿ òâîð÷åñêèé ïîäõîä â ëþáîé ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè.

 íàñòóïèâøèé âåê áóðíîãî ðàçâèòèÿ êîìïüþòåðíûõ òåõíîëîãèé

âî ìíîãèõ ïðîôåññèÿõ, ïðåèìóùåñòâåííî ôèçè÷åñêîãî òðóäà, óâåëè÷èâàåòñÿ äîëÿ óìñòâåííîãî êîìïîíåíòà, êîãäà äàæå ôóíêöèè óïðàâëåíèÿ è êîíòðîëÿ âîçëàãàþòñÿ íà ýëåêòðîííóþ òåõíèêó.

Óìñòâåííûé òðóä ñâÿçàí ñ ïðèåìîì è ïåðåðàáîòêîé èíôîðìàöèè, òðåáóåò íàïðÿæåíèÿ ñåíñîðíîãî àïïàðàòà, âíèìàíèÿ, ïàìÿòè, à òàêæå àêòèâàöèè ïðîöåññîâ ìûøëåíèÿ, ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû.

Ôîðìû óìñòâåííîãî òðóäà ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà îïåðàòîðñêèé, óïðàâëåí÷åñêèé, òâîð÷åñêèé òðóä, òðóä ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ, òðóä ïðåïîäàâàòåëåé, ó÷àùèõñÿ è ñòóäåíòîâ. Îíè ðàçëè÷íû ïî îðãàíèçàöèè è ðàâíîìåðíîñòè òðóäà, à òàêæå ïî ýìîöèîíàëüíîìó íàïðÿæåíèþ.

• Îïåðàòîðñêèé òðóä.  óñëîâèÿõ ñîâðåìåííîé êîìïüþòåðèçàöèè î÷åíü âàæíû ôóíêöèè óïðàâëåíèÿ è êîíòðîëÿ çà ðàáîòîé ïðîèçâîäñòâåííûõ ëèíèé ïðîöåññàìè òîâàðîäâèæåíèÿ è îáñëóæèâàíèÿ ïîêóïàòåëåé.

• Óïðàâëåí÷åñêèé òðóä – òðóä ðóêîâîäèòåëåé ó÷ðåæäåíèé, ïðåäïðèÿòèé õàðàêòåðèçóåòñÿ ÷ðåçìåðíûì ðîñòîì îáúåìà èíôîðìàöèè, áûñòðûì ïðèíÿòèåì ðåøåíèÿ, ïîâûøåííîé ëè÷íîé îòâåòñòâåííîñòüþ, ïåðèîäè÷åñêèì âîçíèêíîâåíèåì êîíôëèêòíûõ ñèòóàöèé.

• Òâîð÷åñêèé òðóä – íàèáîëåå ñëîæíàÿ ôîðìà òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè, òðåáóþùàÿ çíà÷èòåëüíîãî îáúåìà ïàìÿòè, íàïðÿæåíèÿ âíèìàíèÿ, ÷òî ïîâûøàåò íåðâíî-ýìîöèîíàëüíîå íàïðÿæåíèå. Ýòî òðóä ïåäàãîãîâ, ïðîãðàììèñòîâ, äèçàéíåðîâ, íàó÷íûõ ðàáîòíèêîâ, ïèñàòåëåé, êîìïîçèòîðîâ, àðòèñòîâ, õóäîæíèêîâ, àðõèòåêòîðîâ, êîíñòðóêòîðîâ.

• Òðóä ïðåïîäàâàòåëåé, òîðãîâûõ è ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ, ðàáîòíèêîâ âñåõ ñôåð óñëóã îòëè÷àåòñÿ ïîñòîÿííûìè êîíòàêòàìè ñ ëþäüìè, ïîâûøåííîé îòâåòñòâåííîñòüþ, ÷àñòî äåôèöèòîì âðåìåíè è èíôîðìàöèè äëÿ ïðèíÿòèÿ ïðàâèëüíîãî ðåøåíèÿ, ÷òî îáóñëîâëèâàåò âûñîêóþ ñòåïåíü íåðâíî-ýìîöèîíàëüíîãî íàïðÿæåíèÿ.

• Òðóä ó÷àùèõñÿ è ñòóäåíòî⠖ ýòî íàïðÿæåíèå îñíîâíûõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, òàêèõ, êàê ïàìÿòü, âíèìàíèå, âîñïðèÿòèå; íàëè÷èå ñòðåññîâûõ ñèòóàöèé (ýêçàìåíû, çà÷åòû).

Óñïåøíîå âûïîëíåíèå òîé èëè èíîé òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè âîçìîæíî ïðè îáÿçàòåëüíîì ó÷¸òå ïñèõî — ôèçèîëîãè÷åñêèõ (óìñòâåííûõ, ôèçè÷åñêèõ, ïñèõè÷åñêèõ è ò. ä.) ñïîñîáíîñòåé ÷åëîâåêà, ïðîâåäåíèè íåîáõîäèìûõ ìåð ïî ïîâûøåíèþ ðàáîòîñïîñîáíîñòè îðãàíèçìà, ñîçäàíèè êîìôîðòíûõ óñëîâèé äëÿ òðóäîâûõ êîëëåêòèâîâ è îòäåëüíûõ ðàáîòíèêîâ.

Ëþáîé âèä òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñëîæíûé êîìïëåêñ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ, â êîòîðûé âîâëåêàþòñÿ âñå îðãàíû è ñèñòåìû ÷åëîâå÷åñêîãî òåëà.    Âàæíåéøóþ ðîëü çäåñü èãðàåò öåíòðàëüíàÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà.  Èìåííî îíà  óïðàâëÿåò âñåìè ïðîöåññàìè è ñèñòåìàìè îðãàíèçìà, êîîðäèíèðóåò äâèæåíèÿ, ðàñïðåäåëÿåò íàãðóçêó ìåæäó ãðóïïàìè èëè îòäåëüíûìè ìûøöàìè.

 Èñòî÷íèêîì õèìè÷åñêîé ýíåðãèè, ïðåâðàùàþùåéñÿ â ìåõàíè÷åñêóþ ðàáîòó ìûøö, ÿâëÿåòñÿ àäåíîçèíòðèôîñôîðíàÿ êèñëîòà (ÀÒÔ). Ïîä âëèÿíèåì íåðâíûõ èìïóëüñîâ ýòà êèñëîòà âçàèìîäåéñòâóåò ñ ñîêðàòèòåëüíîé áåëêîâîé ñòðóêòóðîé ìûøöû, ïðè÷åì ïðîèñõîäèò äèññîöèàöèÿ àêòîìèîçèíà íà åãî êîìïîíåíòû, èçìåíåíèå êîíôèãóðàöèè áåëêîâûõ ìîëåêóë, âîçíèêíîâåíèå ýëåêòðè÷åñêèõ çàðÿäîâ, ôåðìåíòàòèâíîå ðàñùåïëåíèå ÀÒÔ ìèîçèíîì è ò. ä.

Èìåííî êîìïëåêñ âñåõ ÿâëåíèé è âåäåò ê ñîêðàùåíèþ ìûøå÷íîãî âîëîêíà, â ïðîöåññå êîòîðîãî àêòèâíî ó÷àñòâóþò èîíû ñîëåé, â ïåðâóþ î÷åðåäü êàëèÿ, êàëüöèÿ è ìàãíèÿ. Âî âðåìÿ ðàññëàáëåíèÿ ìûøöû óòðàòèâøàÿ ôîñôîð ÀÒÔ

âíîâü ôîñôîðèëèðóåòñÿ çà ñ÷åò ôîñôîêðåàòèíèíà. Çàòåì íà÷èíàþòñÿ ïðîöåññû ãëèêîëèçà è îêèñëèòåëüíîãî ðàñïàäà ãëþêîçû, ñîïðîâîæäàþùåãîñÿ ñâÿçûâàíèåì ôîñôîðíîé êèñëîòû, îòùåïëåííîé îò ÀÒÔ â ïðîöåññå ñîêðàùåíèÿ.

  Èíòåíñèâíîñòü ðàáîòû ìûøö íàïðÿìóþ çàâèñèò îò  êîëè÷åñòâà êèñëîðîäà, ðàñõîäóåìîãî íà îêèñëèòåëüíûå ïðîöåññû â ìûøöàõ. Êèñëîðîäíàÿ çàäîëæåííîñòü ñâèäåòåëüñòâóåò îá îòñòàâàíèè ïîòðåáëåíèÿ êèñëîðîäà âî âðåìÿ âûïîëíåíèÿ ðàáîòû îò ïîòðåáíîñòè â íåì. Òàêèì îáðàçîì, ÷åì  ìåíüøå ïîñòóïàåò êèñëîðîäà â îðãàíèçì, òåì íèæå åãî ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü.

   Êðîìå òîãî, âåëè÷èíà ýòîé çàäîëæåííîñòè îïðåäåëÿåò â èçâåñòíîé ìåðå äëèòåëüíîñòü èçìåíåíèé ãàçîîáìåíà âîññòàíîâèòåëüíîãî ïåðèîäà, ò.å. ïðîìåæóòîê âðåìåíè ïîñëå îêîí÷àíèÿ ðàáîòû, â òå÷åíèå êîòîðîãî ôèçèîëîãè÷åñêèå ôóíêöèè îðãàíèçìà ïîñòåïåííî âîçâðàùàþòñÿ ê äîðàáî÷åìó ñîñòîÿíèþ.

     ïðîöåññå ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè â óñèëåííîì ðåæèìå ðàáîòàþò íå òîëüêî ìûøöû, íî è äðóãèå îðãàíû è ñèñòåìû îðãàíèçìà. Íàïðèìåð,  óâåëè÷èâàåòñÿ ÷àñòîòà ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé, ó÷àùåíèå  è óãëóáëåíèå äûõàíèÿ

   Ìûøå÷íàÿ ðàáîòà òàêæå âûçûâàåò, êàê ïðàâèëî, èçâåñòíîå ïîâûøåíèå ìàêñèìàëüíîãî àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ; ìèíèìàëüíîå æå îáû÷íî âîçðàñòàåò ëèøü ïðè ñðàâíèòåëüíî áîëüøèõ ôèçè÷åñêèõ óñèëèÿõ.

    Èç áèîõèìè÷åñêèõ èçìåíåíèé êðîâè îáðàùàåò íà ñåáÿ âíèìàíèå äèíàìèêà ñàõàðíîé êðèâîé. Ïðè ðàáîòàõ ñðåäíåé òÿæåñòè óðîâåíü ñàõàðà â êðîâè íåñêîëüêî ïîâûøàåòñÿ, ïðè÷åì ïîâûøåííîå åãî ñîäåðæàíèå ñîõðàíÿåòñÿ íåêîòîðîå âðåìÿ è â òå÷åíèå âîññòàíîâèòåëüíîãî ïåðèîäà.

Ïðè çíà÷èòåëüíûõ ýíåðãåòè÷åñêèõ çàòðàòàõ âîçìîæíà ãèïîãëèêåìè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ, ñâèäåòåëüñòâóþùàÿ îá èñòîùåíèè óãëåâîäíûõ ðåçåðâîâ îðãàíèçìà.

   Ðåçêîå ïîâûøåíèå ñîäåðæàíèÿ ìîëî÷íîé êèñëîòû, ñîïðîâîæäàþùååñÿ ïàäåíèåì ðåçåðâíîé ùåëî÷íîñòè êðîâè, íàáëþäàåòñÿ ïðè òÿæåëûõ ðàáîòàõ, ïðîèçâîäèìûõ â óñëîâèÿõ êèñëîðîäíîé çàäîëæåííîñòè.

   Äëèòåëüíûå ôèçè÷åñêèå óñèëèÿ óìåðåííîé ìîùíîñòè âûçûâàþò òîëüêî ïîâûøåíèå ñîäåðæàíèÿ ìîëî÷íîé êèñëîòû â êðîâè.

   Íóæíî  òàêæå îòìåòèòü, ÷òî â ðåçóëüòàòå ïîâûøåíèÿ êîíöåíòðàöèè âîäîðîäíûõ èîíîâ ìîæåò óñêîðÿòüñÿ äèññîöèàöèÿ îêñèãåìîãëîáèíà, óâåëè÷èâàòüñÿ íàïðÿæåíèå êèñëîðîäà â ïëàçìå êðîâè è ñêîðîñòü åãî ïåðåõîäà â òêàíè. . Áëàãîäàðÿ ýòîìó ïðè ðàáîòå çíà÷èòåëüíî ïîâûøàåòñÿ êîýôôèöèåíò  ðàñõîäà êèñëîðîäà.

  Ìîãóò íàáëþäàòüñÿ èçìåíåíèÿ âîäíî-ñîëåâîãî îáìåíà ïðè ðàáîòå â ãîðÿ÷èõ öåõàõ èëè ïðè âûïîëíåíèè òÿæåëîé ôèçè÷åñêîé ðàáîòû. Ïðè ýòîì çíà÷èòåëüíîå ïîâûøåíèå äåÿòåëüíîñòè ïîòîâûõ æåëåç ìîæåò ñíèæàòü âûäåëèòåëüíóþ ôóíêöèþ ïî÷åê.

Ïðè òÿæåëîé ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå âîçìîæíî òîðìîæåíèå ñåêðåöèè è ìîòîðíîé ôóíêöèè æåëóäêà, à òàêæå çàìåäëåíèå ïåðåâàðèâàíèÿ è âñàñûâàåìîñòè ïèùè.

   Òÿæåëàÿ ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà íåðåäêî îáóñëîâëèâàåò ïîíèæåíèå êîðêîâîé âîçáóäèìîñòè, íàðóøåíèå óñëîâíî-ðåôëåêòîðíîé äåÿòåëüíîñòè, à òàêæå ïîâûøåíèå ïîðîãà ÷óâñòâèòåëüíîñòè çðèòåëüíîãî, ñëóõîâîãî è òàêòèëüíîãî àíàëèçàòîðîâ.

   Áîëåå ë¸ãêàÿ ðàáîòà, íàîáîðîò, óëó÷øàåò óñëîâíî-ðåôëåêòîðíóþ äåÿòåëüíîñòü è ñíèæàåò ïîðîã âîñïðèÿòèÿ äëÿ óêàçàííûõ àíàëèçàòîðîâ.

   Íåêîòîðûå ôèçèîëîãè÷åñêèå èçìåíåíèÿ â îðãàíèçìå èìåþò ìåñòî ïðè âûïîëíåíèè óìñòâåííîé ðàáîòû ñ ïðåèìóùåñòâåííûì ó÷àñòèåì âûñøåé íåðâíîé äåÿòåëüíîñòè.

Óìñòâåííûé òðóä îáû÷íî âûçûâàåò çàìåäëåíèå ïóëüñà è ëèøü èíîãäà çíà÷èòåëüíûå óìñòâåííûå íàïðÿæåíèÿ ó÷àùàþò ïóëüñ çà ñ÷åò óìåíüøåíèÿ äèàñòîëû. Ïðè óìñòâåííîé ðàáîòå ïîâûøàåòñÿ êðîâÿíîå äàâëåíèå, ó÷àùàåòñÿ äûõàíèå, óâåëè÷èâàåòñÿ êðîâåíàïîëíåíèå ñîñóäîâ ìîçãà, íî óìåíüøàåòñÿ êðîâåíàïîëíåíèå ñîñóäîâ êîíå÷íîñòåé è áðþøíîé ïîëîñòè.

Информация о работе Производственная среда и проблемы ее безопасности