Производственная среда и проблемы ее безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

Производственная среда – часть окружающей среды, в которой происходит профессиональная деятельность человека, связанная с вредными (вибрации, шум, гарь, копоть и т.д.) и опасными ( радиация, токсичные пары и т.д.) факторами.
Вредными факторами называют такие условия, которые отрицательно влияют на работоспособность и, вызывают профессиональные заболевания. Опасными называются факторы способные вызвать острые ухудшения здоровья или гибель человека.
Характер труда , психологическая обстановка и взаимоотношения в коллективе также могут негативно сказаться на работоспособности или здоровьи. Они называются «профессиональные вредности».

Содержание работы

Теоретический вопрос
Производственная среда и проблемы ее безопасности. Стр.3
Тестовые задания
1. В программных документах Всемирной программы действий Стр.12
«Повестка дня на XXI век» уделяется особое внимание:
а) всем направлениям устойчивого развития с акцентом на развитие окружающей среды;
б) вопросам борьбы с бедностью;
в) вопросам обеспечения здоровья населения;
г) вопросам сотрудничества в области метеорологических исследований.
2. Устойчивое развитие – это: Стр.14
а) процесс, позволяющий обеспечить стабильное социально-)
экономическое развитие при высокой степени безопасности социо-природных систем;
б) процесс, обеспечивающий глобальное выживание цивилизации, ведущий к повышению качества жизни настоящих и будущих
поколений человечества в условиях сохранения исторически сложившегося равновесия биосферы;
в) процесс оптимизации человеческой деятельности по отношению к локальным экосистемам и биосфере в целом;
г) процесс экономического и социального развития общества.
3. Пороговые значения безопасности – это: Стр.15
а) параметры, оценивающие состояние экономики по критериям безопасности;
б) количественные показатели, характеризующие предельно
допустимый уровень снижения объемов производства;
в) количественные оценки, характеризующие предельно допустимый уровень снижения качества жизни основной массы населения;
г) количественные показатели, характеризующие состояние
и развитие какой-либо сферы экономики в экстремальных режимах.
Практическое задание Стр.16
У пострадавшего кровотечение. Необходимо его остановить.
Расскажите о видах кровотечений и правилах их остановки.

Файлы: 1 файл

Контр. по БЖД.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

   Â íàñòîÿùåå âðåìÿ óñòàíîâëåíî, ÷òî ïðîäîëæèòåëüíàÿ óìñòâåííàÿ ðàáîòà ïðèâîäèò ê ïàäåíèþ óñëîâíûõ ñîñóäèñòûõ ðåôëåêñîâ è îáðàçîâàíèþ ïàðàäîêñàëüíûõ ðåàêöèé. Ïðè íàïðÿæåííîé óìñòâåííîé ðàáîòå ïðîèñõîäÿò èçìåíåíèÿ ôóíêöèé äûõàòåëüíîé ñèñòåìû.

   Íàïðÿæåííûé óìñòâåííûé òðóä âûçûâàåò îòêëîíåíèÿ îò íîðìû òîíóñà ãëàäêèõ ìûøö âíóòðåííèõ îðãàíîâ, êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ, â îñîáåííîñòè ñîñóäîâ ìîçãà è ñåðäöà. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, îãðîìíîå êîëè÷åñòâî èìïóëüñîâ, èäóùèõ îò ïåðèôåðèè è âíóòðåííèõ îðãàíîâ, îò íåñêîëüêèõ âèäîâ ðåöåïòîðîâ (ýêñòåðîðåöåïòîðîâ, èíòåðîðåöåïòîðîâ è ïðîïðèîðåöåïòîðîâ), âëèÿåò íà õîä óìñòâåííîé ðàáîòû.

   Ìûøå÷íàÿ ðàáîòà ïðè óìñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà èãðàåò áîëüøóþ ðîëü. Óñòàíîâëåíî, ÷òî ëåãêàÿ ìûøå÷íàÿ ðàáîòà ñòèìóëèðóåò óìñòâåííóþ äåÿòåëüíîñòü, à òÿæåëàÿ, èçíóðèòåëüíàÿ ðàáîòà, íàîáîðîò, ïîíèæàåò åå, ñíèæàåò êà÷åñòâî. Èìåþòñÿ äàííûå î òîì, ÷òî äëÿ ìíîãèõ ïðåäñòàâèòåëåé òâîð÷åñêîé óìñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè õîäüáà ÿâëÿëàñü íåîáõîäèìûì óñëîâèåì óñïåøíîãî âûïîëíåíèÿ ðàáîòû.

   Èíòåíñèâíàÿ ðàáîòà, êàê ôèçè÷åñêàÿ, òàê è óìñòâåííàÿ, ìîæåò ïðèâåñòè ê óòîìëåíèþ è ïåðåóòîìëåíèþ.

   Ïîä óòîìëåíèåì ïîíèìàþò îñîáîå ôèçèîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå îðãàíèçìà, âîçíèêàþùåå ïîñëå ïðîäåëàííîé ðàáîòû è âûðàæàþùååñÿ âî âðåìåííîì ïîíèæåíèè ðàáîòîñïîñîáíîñòè.

   Îäèí èç îáúåêòèâíûõ ïðèçíàêî⠖ ýòî ñíèæåíèå ïðîèçâîäèòåëüíîñòè òðóäà, ñóáúåêòèâíî æå îíî îáû÷íî âûðàæàåòñÿ â îùóùåíèè óñòàëîñòè, ò. å. íåæåëàíèè èëè äàæå íåâîçìîæíîñòè ïðîäîëæåíèÿ ðàáîòû.

   Óòîìëåíèå ñâÿçàíî ñ èçìåíåíèÿìè ôèçèîëîãè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ âñåãî îðãàíèçìà â ðåçóëüòàòå äëèòåëüíîé èëè òÿæåëîé ðàáîòû, ïðè÷åì îïðåäåëåííîå çíà÷åíèå èìåþò íàðóøåíèÿ, âîçíèêàþùèå â öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìå.

   Ïðè äëèòåëüíîì âîçäåéñòâèè íà îðãàíèçì âðåäíûõ ôàêòîðîâ ïðîèçâîäñòâåííîé ñðåäû ìîæåò ðàçâèòüñÿ ïåðåóòîìëåíèå, íàçûâàåìîå èíîãäà õðîíè÷åñêèì óòîìëåíèåì, êîãäà íî÷íîé îòäûõ ïîëíîñòüþ íå âîññòàíàâëèâàåò ñíèçèâøóþñÿ çà äåíü ðàáîòîñïîñîáíîñòü.

   Îñíîâîé äëÿ âîçíèêíîâåíèÿ ïåðåóòîìëåíèÿ ñëóæèò ïîñòîÿííîå íåñîîòâåòñòâèå ïðîäîëæèòåëüíîñòè è òÿæåñòè ðàáîòû ñî âðåìåíåì îòäûõà. Êðîìå òîãî, ðàçâèòèþ ïåðåóòîìëåíèÿ ìîãóò ñïîñîáñòâîâàòü íåóäîâëåòâîðèòåëüíàÿ îáñòàíîâêà òðóäà, íåáëàãîïðèÿòíûå áûòîâûå óñëîâèÿ, ïëîõîå ïèòàíèå.

   Ñèìïòîìû ïåðåóòîìëåíèÿ – ðàçëè÷íûå íàðóøåíèÿ ñî ñòîðîíû íåðâíî-ïñèõè÷åñêîé ñôåðû, íàïðèìåð îñëàáëåíèå âíèìàíèÿ è ïàìÿòè. Íàðÿäó ñ ýòèì ó ïåðåóòîìëåííûõ ëþäåé íàáëþäàþòñÿ ãîëîâíûå áîëè, ðàññòðîéñòâà ñíà (áåññîííèöà), óõóäøåíèå àïïåòèòà è ïîâûøåííàÿ ðàçäðàæèòåëüíîñòü.

   Êðîìå òîãî, õðîíè÷åñêîå ïåðåóòîìëåíèå îáû÷íî âûçûâàåò îñëàáëåíèå îðãàíèçìà, ñíèæåíèå åãî ñîïðîòèâëÿåìîñòè âíåøíèì âîçäåéñòâèÿì, ÷òî âûðàæàåòñÿ â ïîâûøåíèè çàáîëåâàåìîñòè è òðàâìàòèçìà. Äîâîëüíî ÷àñòî ýòî ñîñòîÿíèå ïðåäðàñïîëàãàåò ê ðàçâèòèþ íåâðàñòåíèè è èñòåðèè.

Íàïðèìåð, ñòàòèñòè÷åñêèå äàííûå ñâèäåòåëüñòâóþò î òîì, ÷òî ðåçêîå ïîâûøåíèå çàáîëåâàåìîñòè íåðâíûìè áîëåçíÿìè ñðåäè ðàáî÷èõ íà ïðîèçâîäñòâàõ âûçâàíî íåóäîâëåòâîðèòåëüíûìè ãèãèåíè÷åñêèìè óñëîâèÿìè òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè.

  Òàêèì îáðàçîì, â ñîâðåìåííîì ìèðå óäåëÿåòñÿ îãðîìíîå çíà÷åíèå âîïðîñàì áåçîïàñíîñòè ïðîèçâîäñòâåííîé ñðåäû. Îäíèì èç àêòóàëüíûõ âîïðîñîâ â íàñòîÿùåå âðåìÿ ðîáîòèçèðîâàíèå è êîìïüþòåðèçèðîâàíèå, ñ öåëüþ óâåëè÷åíèÿ ïðîèçâîäèòåëüíîñòè òðóäà è óìåíüøåíèÿ âîçäåéñòâèÿ âðåäíûõ ôàêòîðîâ íà ÷åëîâåêà.

 Äëÿ óñòðàíåíèÿ âðåäíûõ ôàêòîðîâ íà ïðîèçâîäñòâå âíåäðÿþòñÿ ïðîãðàììû, ïðåäóñìàòðèâàþùèå  çàìåíó óñòàðåâøèõ òåõíîëîãèé è òåõíè÷åñêîå ïåðåîñíàùåíèå ïðåäïðèÿòèé.

 

Òåñòîâûå çàäàíèÿ

 

 

1. Â ïðîãðàììíûõ äîêóìåíòàõ Âñåìèðíîé ïðîãðàììû äåéñòâèé

«Ïîâåñòêà äíÿ íà XXI âåê» óäåëÿåòñÿ îñîáîå âíèìàíèå:

à) âñåì íàïðàâëåíèÿì óñòîé÷èâîãî ðàçâèòèÿ ñ àêöåíòîì íà ðàçâèòèå îêðóæàþùåé ñðåäû;

á) âîïðîñàì áîðüáû ñ áåäíîñòüþ;

â) âîïðîñàì îáåñïå÷åíèÿ çäîðîâüÿ íàñåëåíèÿ;

ã) âîïðîñàì ñîòðóäíè÷åñòâà â îáëàñòè ìåòåîðîëîãè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé.

 

Îòâåò:  á

 

Âàæíåéøèì äîêóìåíòîì, ïðèíÿòûì íà êîíôåðåíöèè áûëà «Ïîâåñòêà äíÿ íà ÕÕI âåê». Ýòîò äîêóìåíò ÿâëÿåòñÿ ïðîãðàììîé òîãî, êàê ñäåëàòü ðàçâèòèå óñòîé÷èâûì ñ ñîöèàëüíîé, ýêîíîìè÷åñêîé è ýêîëîãè÷åñêîé òî÷åê çðåíèÿ.

 

          «Ïîâåñòêå äíÿ íà ÕÕI âåê» ðàçúÿñíÿåòñÿ, ÷òî äâèæóùèìè ñèëàìè ïåðåìåí â îêðóæàþùåé ñðåäå ÿâëÿþòñÿ íàñåëåíèå, ïîòðåáëåíèå è òåõíîëîãèÿ.  íåé èçëàãàåòñÿ, ÷òî íóæíî ñäåëàòü äëÿ ñîêðàùåíèÿ ðàñòî÷èòåëüíûõ è íåýôôåêòèâíûõ ñòðóêòóð ïîòðåáëåíèÿ â íåêîòîðûõ ÷àñòÿõ ìèðà ïðè îäíîâðåìåííîì ñîäåéñòâèè óñêîðåííîìó è óñòîé÷èâîìó ðàçâèòèþ â äðóãèõ åãî ÷àñòÿõ.  íåé ïðåäëàãàþòñÿ ìåðû â îáëàñòè ïîëèòèêè è ïðîãðàììû äëÿ äîñòèæåíèÿ óñòîé÷èâîãî ðàâíîâåñèÿ ìåæäó ïîòðåáëåíèåì, è ñïîñîáíîñòüþ Çåìëè ïîääåðæèâàòü æèçíü. Òàêæå â ýòîé ïðîãðàììå îïèñûâàþòñÿ íåêîòîðûå ìåòîäû è òåõíîëîãèè, êîòîðûå íåîáõîäèìî ðàçðàáîòàòü äëÿ óäîâëåòâîðåíèÿ ïîòðåáíîñòåé ëþäåé ïðè ðàöèîíàëüíîì èñïîëüçîâàíèè ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ.

 

        «Ïîâåñòêà äíÿ íà ÕÕI âåê» ïðåäóñìàòðèâàåò âàðèàíòû ïðåäîòâðàùåíèÿ óõóäøåíèÿ ñîñòîÿíèÿ ïî÷âû, âîçäóõà è âîäû, ñîõðàíåíèÿ ëåñîâ è ðàçíîîáðàçèÿ ôîðì æèçíè.  íåé ðàññìàòðèâàþòñÿ âîïðîñû áåäíîñòè è ÷ðåçìåðíîãî ïîòðåáëåíèÿ, çäðàâîîõðàíåíèÿ è îáðàçîâàíèÿ. Îòâîäèòñÿ ñâîÿ ðîëü êàæäîìó: ïðàâèòåëüñòâàì, äåëîâûì ëþäÿì, ïðîôñîþçàì, ó÷¸íûì, êîðåííûì íàðîäàì, ìóæ÷èíàì è æåíùèíàì, ìîëîä¸æè è äåòÿì. Ýòîò äîêóìåíò íå íàïðàâëåí ïðîòèâ ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè, íàïðîòèâ, â í¸ì óòâåðæäàåòñÿ, ÷òî óñòîé÷èâîå ðàçâèòèå – ýòî ñïîñîá áîðüáû ñ áåäíîñòüþ è ðàçðóøåíèåì îêðóæàþùåé ñðåäû.

         íàñòîÿùåå âðåìÿ óñïåõ ýêîíîìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ îöåíèâàåòñÿ ãëàâíûì îáðàçîì êîëè÷åñòâîì äåíåã, êîòîðîå îíî ïðèíîñèò. Îäíàêî, ñèñòåìû ó÷¸òà íàöèîíàëüíûõ áîãàòñòâ äîëæíû òàêæå ïðèíèìàòü â ðàñ÷åò ïîëíóþ ñòîèìîñòü óõóäøåíèÿ ñîñòîÿíèÿ îêðóæàþùåé ñðåäû. Òîò, êòî å¸ çàãðÿçíÿåò, â ïðèíöèïå, äîëæåí íåñòè ðàñõîäû ïî ëèêâèäàöèè çàãðÿçíåíèÿ. Äëÿ óìåíüøåíèÿ ðèñêà íàíåñåíèÿ âðåäà îöåíêà ñîñòîÿíèÿ îêðóæàþùåé ñðåäû äîëæíà ïðîèçâîäèòüñÿ äî íà÷àëà îñóùåñòâëåíèÿ ïðîåêòîâ, êîòîðûå ìîãóò èìåòü íåæåëàòåëüíûå ïîñëåäñòâèÿ. Ïðàâèòåëüñòâàì ñëåäóåò óìåíüøèòü èëè îòìåíèòü ñóáñèäèðîâàíèå òåõ ïðîåêòîâ, êîòîðûå íå ñîîòâåòñòâóþò öåëÿì è çàäà÷àì óñòîé÷èâîãî ðàçâèòèÿ.

       Âàæíîé òåìîé ïîâåñòêè äíÿ íà ÕÕI âåê ÿâëÿåòñÿ íåîáõîäèìîñòü ëèêâèäàöèè áåäíîñòè ïóò¸ì ïðåäîñòàâëåíèÿ áåäíûì ñòðàíàì áîëåå øèðîêîãî äîñòóïà ê ðåñóðñàì, êîòîðûå èì íåîáõîäèìû äëÿ óñòîé÷èâîãî ðàçâèòèÿ. Ïðèíÿâ ýòîò äîêóìåíò, ïðîìûøëåííî ðàçâèòûå ñòðàíû ïðèçíàëè, ÷òî îíè äîëæíû èãðàòü áîëåå âàæíóþ ðîëü â ñîõðàíåíèè è óëó÷øåíèè îêðóæàþùåé ñðåäû, ÷åì áåäíûå ñòðàíû. Áîãàòûå ñòðàíû îáåùàëè òàêæå óâåëè÷èòü ôèíàíñîâóþ ïîìîùü äðóãèì ñòðàíàì, äëÿ òàêîãî ðàçâèòèÿ, êîòîðîå èìååò ìåíüøèå ýêîëîãè÷åñêèå ïîñëåäñòâèÿ.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Óñòîé÷èâîå ðàçâèòèå – ýòî:

à) ïðîöåññ, ïîçâîëÿþùèé îáåñïå÷èòü ñòàáèëüíîå ñîöèàëüíî-

ýêîíîìè÷åñêîå ðàçâèòèå ïðè âûñîêîé ñòåïåíè áåçîïàñíîñòè ñîöèîïðèðîäíûõ ñèñòåì;

á) ïðîöåññ, îáåñïå÷èâàþùèé ãëîáàëüíîå âûæèâàíèå öèâèëèçàöèè, âåäóùèé ê ïîâûøåíèþ êà÷åñòâà æèçíè íàñòîÿùèõ è áóäóùèõ

ïîêîëåíèé ÷åëîâå÷åñòâà â óñëîâèÿõ ñîõðàíåíèÿ èñòîðè÷åñêè ñëîæèâøåãîñÿ ðàâíîâåñèÿ áèîñôåðû;

â) ïðîöåññ îïòèìèçàöèè ÷åëîâå÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ïî îòíîøåíèþ ê ëîêàëüíûì ýêîñèñòåìàì è áèîñôåðå â öåëîì;

ã) ïðîöåññ ýêîíîìè÷åñêîãî è ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ îáùåñòâà.

 

Îòâåò: à, á, â

 

 

Ïîíÿòèå «óñòîé÷èâîå ðàçâèòèå» ïîäðàçóìåâàåò:

âî-ïåðâûõ, ïðîöåññ, ïîçâîëÿþùèé îáåñïå÷èòü ñòàáèëüíîå ñîöèàëüíî- ýêîíîìè÷åñêîå ðàçâèòèå ïðè âûñîêîé ñòåïåíè áåçîïàñíîñòè ñîöèîïðèðîäíûõ ñèñòåì;

 

âî-âòîðûõ, ïðîöåññ, îáåñïå÷èâàþùèé ãëîáàëüíîå âûæèâàíèå öèâèëèçàöèè, âåäóùèé êà÷åñòâà æèçíè íàñòîÿùèõ è áóäóùèõ ïîêîëåíèé ÷åëîâå÷åñòâà â óñëîâèÿõ ñîõðàíåíèÿ èñòîðè÷åñêè ñëîæèâøåãîñÿ ðàâíîâåñèÿ áèîñôåðû;

 

â-òðåòüèõ, ê ïîâûøåíèþ ïðîöåññà îïòèìèçàöèè ÷åëîâå÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ïî îòíîøåíèþ ê ëîêàëüíûì ýêîñèñòåìàì è áèîñôåðå â öåëîì.

 

 

3. Ïîðîãîâûå çíà÷åíèÿ áåçîïàñíîñòè – ýòî:

à) ïàðàìåòðû, îöåíèâàþùèå ñîñòîÿíèå ýêîíîìèêè ïî êðèòåðèÿì áåçîïàñíîñòè;

á) êîëè÷åñòâåííûå ïîêàçàòåëè, õàðàêòåðèçóþùèå ïðåäåëüíî

äîïóñòèìûé óðîâåíü ñíèæåíèÿ îáúåìîâ ïðîèçâîäñòâà;

â) êîëè÷åñòâåííûå îöåíêè, õàðàêòåðèçóþùèå ïðåäåëüíî äîïóñòèìûé óðîâåíü ñíèæåíèÿ êà÷åñòâà æèçíè îñíîâíîé ìàññû íàñåëåíèÿ;

ã) êîëè÷åñòâåííûå ïîêàçàòåëè, õàðàêòåðèçóþùèå ñîñòîÿíèå

è ðàçâèòèå êàêîé-ëèáî ñôåðû ýêîíîìèêè â ýêñòðåìàëüíûõ ðåæèìàõ.

 

Îòâåò: à

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ïðàêòè÷åñêîå çàäàíèå

Ó ïîñòðàäàâøåãî êðîâîòå÷åíèå. Íåîáõîäèìî åãî îñòàíîâèòü.

Ðàññêàæèòå î âèäàõ êðîâîòå÷åíèé è ïðàâèëàõ èõ îñòàíîâêè.

 

Áîëüøèíñòâî òðàâì ñîïðîâîæäàþòñÿ íàðóøåíèÿìè êðîâîîáðàùåíèÿ. Ñþäà ìîæíî îòíåñòè è ðàçëè÷íîãî ðîäà êðîâîòå÷åíèÿ. Êðîâîòå÷åíèÿ ïðèíÿòî äåëèòü íà àðòåðèàëüíûå, âåíîçíûå è êàïèëëÿðíûå.

Àðòåðèàëüíûå êðîâîòå÷åíèÿ

Äàííûé âèä êðîâîòå÷åíèé õàðàêòåðèçóþòñÿ ñèëüíûì êðîâîòå÷åíèåì, áüþùèì ÷àùå âñåãî ôîíòàíîì àëîãî öâåòà. Êàê ïðàâèëî, àðòåðèàëüíîå êðîâîòå÷åíèå ñîâïàäàåò ñ ðèòìîì ðàáîòû ñåðäöà, àëûé öâåò êðîâè ïðèäàåò ñîäåðæàùåéñÿ â íåé â áîëüøîì êîëè÷åñòâå êèñëîðîä.

Àðòåðèàëüíîå êðîâîòå÷åíèå îòíîñèòñÿ ê ñàìûì îïàñíûì âèäàì êðîâîòå÷åíèé, òàê êàê çà êîðîòêîå âðåìÿ îðãàíèçì ìîæåò ïîòåðÿòü áîëüøîå êîëè÷åñòâî êðîâè, ÷òî íåèçáåæíî ïðèâåäåò ê ãèáåëè îðãàíèçìà. Âñå àðòåðèàëüíûå ñîñóäû ðàñïîëîæåíû ãëóáîêî ïîä ìûøöàìè, ïîýòîìó äëÿ âîçíèêíîâåíèÿ àðòåðèàëüíîãî êðîâîòå÷åíèÿ íåîáõîäèìî î÷åíü ñèëüíîå ïîâðåæäåíèå.

Âåíîçíûå êðîâîòå÷åíèÿ

Êàê è àðòåðèàëüíûå õàðàêòåðèçóþòñÿ ñèëüíîé ïîòåðåé êðîâè. Êðîâü âûãëÿäèò áîëåå òåìíîé, òàê êàê â íåé ñîäåðæèòñÿ íàìíîãî ìåíüøå êèñëîðîäà, ÷åì â àðòåðèàëüíîé êðîâè. Èñòå÷åíèå ïðîèñõîäèò ðàâíîìåðíî áåç ïóëüñàöèè.

Ïîâðåæäåíèå âåíîçíûõ ñîñóäîâ âñòðå÷àåòñÿ íàìíîãî ÷àùå, ÷åì àðòåðèàëüíûõ, òàê êàê âåíîçíûå ñîñóäû ðàñïîëîæåíû àíàòîìè÷åñêè «âûøå» àðòåðèàëüíûõ. Åñòü èñêëþ÷åíèÿ, êîãäà êðóïíûå âåíîçíûå ñîñóäû íàõîäÿòñÿ â ãëóáîêèõ òêàíÿõ è ðàñïîëàãàþòñÿ ïàðàëëåëüíî àðòåðèÿì.

Êàïèëëÿðíûå êðîâîòå÷åíèÿ

Òàêèå êðîâîòå÷åíèÿ ñëó÷àþòñÿ äîâîëüíî ÷àñòî, òàê êàê êàïèëëÿðû ïðîíèçûâàþò ïðàêòè÷åñêè êàæäûé êâàäðàòíûé ñàíòèìåòð îðãàíèçìà. Ïîýòîìó ïðè ïîâðåæäåíèè ëþáîé ÷àñòè îðãàíèçìà, äàæå åñëè ýòî òðàâìà ñðåäíåé ñòåïåíè ìîæåò âîçíèêíóòü êàïèëëÿðíîå êðîâîòå÷åíèå. Âûãëÿäèò ýòî êàê «ñèíÿê», èëè êàê ïîâåðõíîñòíàÿ ðàíà ñ ïîâåðõíîñòè, êîòîðîé ìåäëåííî òå÷åò êðîâü. Òàêèå êðîâîòå÷åíèÿ, êàê ïðàâèëî, íå òðåáóþò íåìåäëåííîé ïîìîùè, òàê êàê îðãàíèçì â ñîñòîÿíèè ñàì ñïðàâèòñÿ è îñòàíîâèòü êðîâîòå÷åíèå ïóòåì îáðàçîâàíèÿ òðîìáîâ â ïîâðåæäåííûõ êàïèëëÿðàõ.

Ïðè òðàâìàõ, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ áîëüøîé ïëîùàäüþ ïîâðåæäåíèÿ ïîâåðõíîñòè òåëà, ïîâðåæäàåòñÿ çíà÷èòåëüíîå êîëè÷åñòâî êàïèëëÿðîâ è ýòî ïðèâîäèò ê áîëåå ñèëüíîìó êîëè÷åñòâåííîìó êðîâîòå÷åíèþ, êîòîðîå ìîæåò áûòü îïàñíûì.

 

 

 

 

Ïðàâèëà âðåìåííîé  îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèé

Ïðè àðòåðèàëüíîì  êðîâîòå÷åíèè, îñòàíàâëèâàòü êðîâîòå÷åíèÿ ìîæíî íåñêîëüêèìè ñïîñîáàìè:

 Íàëîæåíèå æãóòà, çàêðóòêè,  ìàêñèìàëüíîå ñãèáàíèå êîíå÷íîñòåé, ïðèæàòûå ïàëüöåì àðòåðèè âûøå ìåñòà åå ïîâðåæäåíèÿ.

Âèñî÷íóþ  àðòåðèþ   ïðèæèìàþò áîëüøèì ïàëüöåì ê âèñî÷íîé êîñòè âïåðåäè óøíîé ðàêîâèíû ïðè êðîâîòå÷åíèè èç ðàí ãîëîâû.

Íèæíå÷åëþñòíóþ àðòåðèþ  ïðèæèìàþò áîëüøèì ïàëüöåì ê íèæíåé ÷åëþñòè ïðè êðîâîòå÷åíèè èç ðàí, ðàñïîëîæåííûõ íà ëèöå.

Îáùóþ ñîííóþ àðòåðèþ ïðèæèìàþò ê ïîçâîíêàì íà ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè øåè ñáîêó îò ãîðòàíè. Çàòåì íàêëàäûâàþò äàâÿùóþ ïîâÿçêó, ïîä êîòîðóþ íà ïîâðåæäåííóþ ïîâåðõíîñòü àðòåðèè íàêëàäûâàþò ïëîòíûé âàëèê áèíòà èëè âàòû.

Ïîäêëþ÷è÷íóþ àðòåðèþ  ïðèæèìàþò ê ïåðâîìó ðåáðó ïîä êëþ÷èöåé ïðè êðîâîòî÷àùåé ðàíå â îáëàñòè ïëå÷åâîãî ñóñòàâà, âåðõíåé òðåòè ïëå÷à èëè â ïîäìûøå÷íîé âïàäèíå.

Ïðè ðàñïîëîæåíèè ðàíû â îáëàñòè ñðåäíåé èëè íèæíåé òðåòè ïëå÷à ïðèæèìàþò ïîäìûøå÷íóþ àðòåðèþ ê ãîëîâêå ïëå÷åâîé êîñòè, äëÿ òîãî, îïèðàÿñü áîëüøèì ïàëüöåì íà âåðõíþþ ïîâåðõíîñòü ïëå÷åâîãî ñóñòàâà, îñòàëüíûìè ñäàâëèâàþò àðòåðèþ.

Ïëå÷åâóþ àðòåðèþ ïðèæèìàþò ê ïëå÷åâîé êîñòè ñ âíóòðåííåé ñòîðîíû ïëå÷à ñáîêó îò äâóãëàâîé ìûøöû.

Ëó÷åâóþ àðòåðèþ ïðèæèìàþò íåïîñðåäñòâåííî ê ïîäëåæàùåé êîñòè â îáëàñòè çàïÿñòüÿ ó áîëüøîãî ïàëüöà ïðè ïîâðåæäåíèè àðòåðèé êèñòè.

Áåäðåííóþ àðòåðèþ ïðèæèìàþò â ïàõîâîé îáëàñòè è ëîáêîâîé êîñòè ïóòåì ñäàâëèâàíèÿ ñæàòûì êóëàêîì  - ýòî äåëàþò ïðè ïîâðåæäåíèè áåäðåííîé àðòåðèè â ñðåäíåé è íèæíåé òðåòè.

Ïðè àðòåðèàëüíîì êðîâîòå÷åíèè èç ðàíû, ðàñïîëîæåííîé íà ãîëåíè èëè ñòîïû, ïðèæèìàþò ïîäêîëåííóþ àðòåðèþ â îáëàñòè ïîäêîëåííîé ÿìêè, äëÿ òîãî áîëüøèå ïàëüöû êëàäóò íà ïåðåäíþþ ïîâåðõíîñòü êîëåííîãî ñóñòàâà, à îñòàëüíûìè ïðèæèìàþò àðòåðèþ è êîñòè.

Âûïîëíèâ ïàëüöåâîå ïðèæàòèå ñîñóäà, íàäî áûñòðî íàëîæèòü, ãäå ýòî, âîçìîæíî, æãóò èëè çàêðóòêó è ñòåðèëüíóþ ïîâÿçêó íà ðàíó.

 

Ïðè âåíîçíîì êðîâîòå÷åíèè íàêëàäûâàþò äàâÿùóþ ïîâÿçêó

 

Ïðèìåíåíèå äàâÿùåé ïîâÿçêè ïðè âåíîçíîì êðîâîòå÷åíèè:

Íàëîæåíèå æãóòà (çàêðóòêè) - îñíîâíîé ñïîñîá âðåìåííîé îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ. Æãóò Ýñìàðõà - ýòî ðåçèíîâàÿ ëåíòà èëè òðóáêà, ñ îäíîé ñòîðîíû öåïî÷êà ñ êðþ÷êîì, à ñ äðóãîé ñòîðîíû öåïî÷êà ñ êðóïíûìè çâåíüÿìè.

Íàêëàäûâàåòñÿ æãóò òîëüêî íà îäíó êîñòü (ïëå÷î, áåäðî).

Ïîðÿäîê íàëîæåíèÿ æãóòà:

Ïîñòàðàòüñÿ îáåñêðîâèòü êîíå÷íîñòü, ïóòåì ïîäíÿòèÿ åå ââåðõ íà 3 ìèíóòû. Îäíîâðåìåííî ïðèìåíÿåòñÿ ïàëüöåâîå ïðèæàòèå àðòåðèè ê êîñòè, çàòåì ìàêñèìàëüíî ñãèáàòü êîíå÷íîñòü ñóñòàâå ñ îäíîìîìåíòíûì íàëîæåíèåì ïîä ñãèáàòåëüíóþ ïîâåðõíîñòü òóãîãî âàëèêà;

âçÿòü ïîäêëàäêó (ìàðëÿ, ñàëôåòêà, ïîëîòåíöå, îäåæäà) è îáìîòàòü êîíå÷íîñòü âûøå ìåñòà ïîâðåæäåíèÿ (òàì, ãäå îäíà êîñòü);

íàìàòûâàòü æãóò ñëåäóþùèì ñïîñîáîì:

æãóò ïîäâîäèòñÿ ïîä êîíå÷íîñòü, ñèëüíî ðàñòÿãèâàåòñÿ, è, íå óìåíüøàÿ íàòÿæåíèÿ äåëàåòñÿ ïåðâûé òóð âîêðóã êîíå÷íîñòè, òàê ÷òîáû ïîëó÷èëñÿ íàõëåñò;

äåëàòü ïîñëåäóþùèå òóðû ñ ïîñòåïåííûì îñëàáëåíèåì íàòÿæåíèÿ æãóòà;

ôèêñèðîâàòü æãóò öåïî÷êîé è êðþ÷êîì.

îïóñòèòü êîíå÷íîñòü è óêðûòü ÷åì-íèáóäü òåïëûì;

îñòàâèòü çàïèñêó î âðåìåíè íàëîæåíèÿ æãóòà;

áîëüíîé ñäàåòñÿ âðà÷ó,  à òîò  îáÿçàòåëüíî ïðåäóïðåæäàåòñÿ, ÷òî ó áîëüíîãî íàëîæåí æãóò.

Íàêëàäûâàòü æãóò çèìîé íà 30 ìèíóò, ëåòîì – íà 90 ìèíóò. Ïðè òðàíñïîðòèðîâêå íà äàëüíåå ðàññòîÿíèå æãóò íàäî ðàñïóñêàòü ñ êîíå÷íîñòè äî âîçîáíîâëåíèÿ êðîâîòå÷åíèÿ. Äàëåå ïàëüöåâîå ïðèæàòèå è ïîâòîðíîå íàëîæåíèå æãóòà. Ðÿäîì ñ êóëüòåé (ïðè îòðûâå êîíå÷íîñòè) æãóò íàêëàäûâàòü íåëüçÿ (íàêëàäûâàåòñÿ âûøå). Æãóò íàêëàäûâàåòñÿ íå áëèæå 20 ñì îò ðàíû.

Информация о работе Производственная среда и проблемы ее безопасности