Противодействие терроризму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:28, реферат

Описание работы

Транснациональный терроризм превратился в одну из наиболее опасных по масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических проблем, с которыми столкнулось человечество. Терроризм угрожает безопасности многих стран и их граждан, влечет за собой огромные политические и экономические потери, оказывает сильное психологическое воздействие на население. При этом террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ.

Файлы: 1 файл

Противодействие терроризму.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

Противодействие терроризму

Министерство обороны  Российской Федерации обеспечивает надежную защиту находящихся на вооружении оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ

Транснациональный терроризм  превратился в одну из наиболее опасных  по масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических проблем, с которыми столкнулось человечество. Терроризм угрожает безопасности многих стран и их граждан, влечет за собой огромные политические и экономические потери, оказывает сильное психологическое воздействие на население. При этом террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ.

 Международный характер  терроризма предопределяет необходимость  адекватного выстраивания системы мер антитеррористического противодействия в национальных российских рамках.

 Так, в условиях  широкомасштабного наступления  международного терроризма на  Российскую Федерацию актуальным  стал вопрос о привлечении  Вооруженных Сил Российской Федерации  к участию в противодействии терроризму, и в первую очередь, к участию в борьбе с терроризмом.

 Противодействие терроризму - деятельность органов государственной  власти и органов местного  самоуправления по:

предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию  террористического акта (борьба с  терроризмом);

минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

  В соответствии  с Федеральным законом от 6 марта  2006 г. «О противодействии терроризму»  в борьбе с терроризмом Вооруженные  Силы Российской Федерации могут  применяться для:

пресечения полетов  воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;

пресечения террористических актов во внутренних водах и в  территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;

участия в проведении контртеррористической операции в  порядке, предусмотренном настоящим  Федеральным законом;

пресечения международной  террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Пресечение террористических актов в воздушной среде

 Вооруженные Силы  Российской Федерации применяют  оружие и боевую технику в  порядке, установленном нормативными  правовыми актами Российской  Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта.

 В случае, если воздушное  судно не реагирует на радиокоманды  наземных пунктов управления  прекратить нарушение правил  использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил Российской Федерации либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем принуждения его к посадке. Если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

 В случае, если имеется  достоверная информация о возможном  использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

Пресечение террористических актов во внутренних водах, в территориальном  море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства

 Вооруженные Силы  Российской Федерации применяют  оружие и боевую технику в  порядке, установленном нормативными  правовыми актами Российской  Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или в целях пресечения такого террористического акта.

 В случае, если морские  или речные суда и корабли  (плавательные средства) не реагируют  на команды и (или) сигналы  прекратить нарушение правил  использования водного пространства  Российской Федерации (подводной  среды) либо отказываются подчиниться требованиям об остановке, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил Российской Федерации применяется для принуждения к остановке плавательного средства в целях устранения угрозы террористического акта.

 Если плавательное средство не подчиняется требованиям об остановке и (или) невозможно принудить его к остановке и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его остановки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил Российской Федерации применяется для пресечения движения плавательного средства путем его уничтожения.

Участие Вооруженных  Сил Российской Федерации в проведении контртеррористической операции

 Подразделения и  воинские части Вооруженных Сил  Российской Федерации привлекаются  для участия в проведении контртеррористической  операции по решению руководителя  контртеррористической операции  в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Соединения Вооруженных  Сил Российской Федерации привлекаются  для участия в проведении контртеррористической  операции по решению Президента  Российской Федерации в порядке,  определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Подразделения, воинские  части и соединения Вооруженных  Сил Российской Федерации, привлеченные  для участия в проведении контртеррористической  операции, применяют боевую технику,  оружие и специальные средства  в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Выполнение Вооруженными Силами Российской Федерации задач  по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации

 Вооруженные Силы  Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации посредством:

применения вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз;

использования формирований Вооруженных  Сил Российской Федерации для  выполнения задач по пресечению международной  террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Решение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации вооружения с территории Российской Федерации  против находящихся за ее пределами  террористов и (или) их баз принимается  Президентом Российской Федерации.

 Решение об использовании  за пределами территории Российской  Федерации формирований Вооруженных  Сил Российской Федерации, применяемых  для выполнения задач по пресечению  международной террористической  деятельности (далее - формирования  Вооруженных Сил Российской Федерации), принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

 Общая численность формирований  Вооруженных Сил Российской Федерации,  районы их действий, стоящие перед ними задачи, срок их пребывания за пределами территории Российской Федерации и порядок замены определяются Президентом Российской Федерации.

 Формирования Вооруженных  Сил Российской Федерации, направляемые  за пределы территории Российской Федерации, комплектуются на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Указанные военнослужащие проходят предварительную специальную подготовку.

Причины терроризма

Как в России, так и за рубежом  довольно популярно мнение, согласно которому основные причины терроризма следует искать, прежде всего, в экономических факторах и, как следствие, в социальном, национальном, межгосударственном неравенстве и угнетении. Согласно этой логике, объяснение террористической практики ссылками на культурные переменные бессмысленно, из-за чего недопустимо, в частности, употреблять словосочетание «исламский терроризм». Террористическая деятельность, считают приверженцы подобных взглядов, не имеет национального или религиозного лица; терроризм — это проблема экономическая и, следовательно, лишенная культурного измерения.

Данная позиция, однако, едва ли является безупречной, причем под сомнение ее ставят сразу несколько  аргументов. Во-первых, несмотря на широкое  распространение нищеты и неравенства в странах «третьего мира», далеко не все из них знакомы с таким социальным феноменом, как терроризм. В некоторых отсталых регионах терроризм воспроизводится систематически, из десятилетия в десятилетие, в то время как в других о нем ничего не знают. Кроме того, во второй половине ХХ века террористические группы действовали и в благополучных в экономическом отношении государствах, среди которых были, например, Германия и Япония. Во-вторых, рассмотрение терроризма в конфессиональной плоскости свидетельствует о том, что есть такие религиозные системы, идейный арсенал которых более часто, в сравнении со всеми остальными, используется для призывов к террору. Так, невозможно представить террористические движения, вдохновляемые конфуцианскими лозунгами. Наконец, в-третьих, введение террористической проблематики в жесткое экономическое русло полностью лишает проблему терроризма ее этической составляющей, поскольку с голодным, как известно, не всегда можно говорить о морали. В итоге терроризм предстает не в виде выбора между добром и злом, но как сугубо физическая реакция на жизненное неустройство, а вопрос о том, почему одни люди допускают собственное вовлечение в террористическую деятельность, а другие нет, вовсе не получает ответа.

По-видимому, объективная  трактовка причин, обусловливающих  терроризм, должна в равной степени  опираться на экономические и  культурные факторы. Действительно, террор в отношении государства и  его представителей является ответом  слабого на ущемление со стороны более сильного. В этом смысле, безусловно, экономическая нищета стимулирует терроризм. Но не меньшую роль в его возникновении играют и духовные конфликты. С одной стороны, глобализация, которая означает нивелировку культур, внедрение по всей планете единых политических, экономических, социальных стандартов, сложившихся в русле иудео-христианской традиции, не может не вызывать сопротивление со стороны носителей иных мировоззрений. В этом смысле исламский терроризм, в частности, оказывается выражением не столько материального, сколько культурного протеста. Неслучайно популярное сегодня на Западе изучение личностных характеристик исполнителей наиболее громких террористических актов последнего времени обнаруживает, что самыми активными и фанатичными бойцами «Аль-Каиды», к примеру, были довольно образованные и весьма благополучные представители среднего класса, а не полуграмотные люмпены, как можно было бы ожидать.

С другой стороны, индивидуальная склонность к совершению актов террора также не может объясняться только лишь экономическими причинами; террорист всегда совершает личный 241 выбор, и, следовательно, мотивы его поступков целесообразно искать в сфере этики, предопределяемой взрастившей его культурой. Именно культура помогает ответить на вопрос о том, почему насилие, которое порой провозглашается средством для достижения благородного идеала, в определенный момент истории какого-то конкретного общества вдруг оказывается самоцелью. Но в том случае, если культурные переменные действительно имеют значение, гипотезы о религиозной или этнической подоплеке террора обретают право на существование. Более того, они выглядят эвристически значимыми, ибо способствуют более глубокому анализу современного терроризма, нежели его упрощенно экономические трактовки (Phares 2007).

БОРЬБА С  ТЕРРОРИЗМОМ

 Важным направлением  работы при решении этих задач  является обучение должностных  лиц и специалистов ГО и  РСЧС вопросам предупреждения  террористических актов и защиты  населения при их возникновении.

 Руководителям занятий при проведении занятий по тематике ГОЧС, вопросам безопасности при террористических актах основное внимание р е к о м е н д у е т с я   уделять:

 объяснению сути  возникающей опасности и обучению  слушателей правилам их возможного  поведения;

Информация о работе Противодействие терроризму