Пути борьбы с утомлением и стимуляция работоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 01:00, реферат

Описание работы

Учет профессиональных факторов при формировании рациональной жизнедеятельности предполагает, что выполнение человеком своих профессиональных функций часто сопряжено:
С определенным временным режимом работы;
С длительным поддержанием высокого уровня психоэмоционального напряжения;
С необходимостью выполнения однообразных движений или поддержания статических, неблагоприятных для здоровья поз;
С увеличением нагрузки на мозг при снижении двигательной активности (гиподинамии) и т.д.

Содержание работы

Введение 3
1. Характеристика умственного труда 4
2. Работоспособность работника умственного труда 6
3. Утомление 8
4. Стимуляция работоспособности 11
Заключение 17
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

puti_borby_s_utomleniem_i_stimulyaciya_rabotosposobnosti.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Вариант 2. Пути борьбы с утомлением и стимуляция работоспособности (Тест № 2).

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение                                                                                              3

1. Характеристика умственного труда                                              4

2. Работоспособность работника умственного труда                      6

3. Утомление                                                                                        8

4. Стимуляция работоспособности                                                   11

Заключение                                                                                          17

Список используемой литературы                                                    18                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рациональная организация жизнедеятельности есть система жизни данного конкретного человека, которая с учетом необходимых и возможных условий обеспечивает ему высокий уровень здоровья и благополучия в сферах социального, профессионального, семейного и культурного бытия.

Особенно важно таким образом организовывать жизнедеятельность, чтобы она учитывала, с одной стороны, необходимость включения в нее всех компонентов здорового образа жизни, а с другой – личность данного человека во всем многообразии его гено- и фенотипических особенностей, социально-экономического, семейно-бытового и профессионального бытия.

Учет профессиональных факторов при формировании рациональной жизнедеятельности предполагает, что выполнение человеком своих профессиональных функций часто сопряжено:

    • С определенным временным режимом работы;
    • С длительным поддержанием высокого уровня психоэмоционального напряжения;
    • С необходимостью выполнения однообразных движений или поддержания статических, неблагоприятных для здоровья поз;
    • С увеличением нагрузки на мозг при снижении двигательной активности (гиподинамии) и т.д.

 

Задачами рациональной организации жизнедеятельности в отношении профессионального статуса человека должны быть, во-первых, обеспечение высокого уровня профессиональной работоспособности, а во-вторых – минимизация неблагоприятных факторов профессиональной деятельности, влияющих на здоровье человека.

Целью данной работы является рассмотрение вопросов стимуляции работоспособности и пути борьбы с утомлением на примере умственного труда.

1. Характеристика умственного труда

 

Трудовую деятельность человека, виды которой многообразны, классифицируют по различным признакам. С точки зрения основной рабочей сферы общепринятым является подразделение на физический и умственный труд. Оно учитывает удельный вес мышечной нагрузки и одного из компонентов нервной нагрузки – мыслительного. Труд относится к физическому при преобладании мышечного компонента, к умственному – при преобладании мыслительного компонента. Подразделение это весьма условно как в социальном, так и в физиологическом плане, так как, во-первых, различия между общими формами труда все более сглаживаются и, во-вторых, высшим регулятором как мыслительной, так и мышечной деятельности является один и тот же высший отдел мозга – кора больших полушарий. Поэтому многие физиологические закономерности являются сходными при обеих формах труда.

К умственному труду принято относить работы, связанные с приемом и переработкой информации и требующие преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Характерными чертами умственного труда являются: преимущественное участие второй сигнальной системы; творческий характер труда; отсутствие выраженного компонента мышечной деятельности.

Среди бесконечного разнообразия конкретных форм умственной работы с физиологической стороны выделяют две основные группы: 1) работа без эмоционального компонента; 2) работа с выраженным эмоциональным напряжением.

Работы первой группы с точки зрения энергетики характеризуются тем, что переход от относительно умственного покоя к напряженной мысленной деятельности не сопровождается приростом общего уровня энергозатрат организма. И это при том, что мозг, в отличие от мышц, не может работать в долг за счет бескислородного расщепления глюкозы и гликогена до молочной кислоты. Мозг восстанавливает исходные запасы АТФ исключительно аэробным путем. При этом мозг тратит довольно много кислорода. Составляя по весу около 1,5% массы нашего тела, мозг в покое потребляет 40 мл кислорода в минуту, т.е. 20% всего поглощаемого организмом кислорода.

Работы второй группы сопровождаются известным повышением энергозатрат организма… Дело в том, что эмоциональное возбуждение приводит к активации симпатической нервной системы и к усиленному выделению в кровь адреналина.

Эмоциональный «аккомпанемент» умственной деятельности при работах второй группы имеет серьезное физиологическое значение. С одной стороны, он оказывает известное физиологическое влияние на работоспособность. Симпатическая нервная система и адреналин, активизированные под влиянием сигналов из высших центров, оказывают обратное тонизирующее воздействие на корковые клетки. Поэтому умеренная степень волнения (например, у студента, артиста) не вредит, а содействует творчеству.

С другой стороны, целый ряд физиологических сдвигов, в частности повышение артериального давления, не может быть признан полезным.

Обе группы умственных работ (с выраженным и без выраженного эмоционального напряжения) характеризуется ограничением двигательной активности, или гипокинезией. Для человека такое состояние менее физиологично, чем мышечная работа. Поэтому проблема нормализации двигательного режима современного человека имеет весьма серьезное значение.

 

 

 

 

2. Работоспособность работника  умственного труда

 

Степень влияния умственного труда на работника определяется многими факторами, суммарное действие которых в конечном итоге предопределяется эффективностью адаптации его организма к самой работе, то есть уровнем его работоспособности. Последняя, в свою очередь, зависит от:

    • Индивидуальных особенностей работника – гено- и фенотипических, половых, возрастных, то есть тех, которые от него самого не зависят, но должны обязательно учитываться в его профессиональной деятельности;
    • Образа жизни работника, определяющего текущее состояние его здоровья;
    • Физического развития и физической подготовленности работника;
    • Степени освоения работником навыков профессиональной деятельности;
    • Организации и физических характеристик условий трудовой деятельности: освещения, температуры и влажности воздуха, шума и др.;
    • Психосоциальных факторов: настроения, самочувствия, мотивации и др.

 

Работоспособность работника умственного труда характеризуется закономерной динамикой в течение рабочего дня.  Ее исходное значение, как правило, оказывается низким. Уже в процессе работы начинается врабатывание, которое предполагает постепенное повышение работоспособности до оптимального уровня за счет нескольких механизмов: формируется необходимое соотношение возбудительно-тормозных процессов в ЦНС; восстанавливается проходимость тех нервных временных связей, которые создают необходимый для данной деятельности динамический стереотип; достигается адекватный уровень вегетативных функций (кровообращения, дыхания), выработки гормонов и активности обмена веществ и т.д. Необходимо отметить, что у детей скорость врабатывания выше, а у пожилых людей – ниже, чем у людей среднего возраста, в связи с изменениями в уровне соотношения силы и подвижности процессов возбуждения и торможения в ЦНС.

Существует целый ряд способов ускорения врабатывания. В частности, одним из эффективнейших среди них является утренняя гигиеническая гимнастика, вторая половина которой должна включать упражнения, подготавливающие человека к выполнению соответствующей профессиональной деятельности. Для работников умственного труда (в том числе учащихся, педагогов, ученых) это должны быть упражнения на внимание, на быструю смену возбудительно-тормозных процессов, повышение возбудимости ЦНС и др.

Перед выполнением основной работы роль своеобразной разминки может играть тщательная подготовка рабочего места с восстановлением динамического стереотипа, моделирующего предстоящую деятельность. Исследования показывают, что целенаправленными действиями можно добиться ускорения времени врабатывания в несколько раз.

Вслед за фазой врабатывания наступает фаза устойчивой работоспособности, когда человек работает наиболее продуктивно и качественно. Длительность этой фазы, а следовательно, и эффективность, качество труда определяются многими обстоятельствами: видом самой работы, ее характеристиками (интенсивности), индивидуальными особенностями работника (как врожденными, так и являющимися результатом воспитания), мотивацией, интересом, условиями выполнения самой работы (показатели состояния воздуха, шума, обстановка и др.), самочувствием и т.д. Несомненно, что целенаправленной организацией трудовой деятельности можно заметно удлинить фазу устойчивой высокой работоспособности.

 

3. Утомление

 

Постепенно в процессе работы начинает развиваться утомление. Под утомлением понимается временное снижение работоспособности, обусловленное выполненной работой. В биологическом отношении утомление представляет собой защитную реакцию, которая физиологически связана с развитием в ЦНС так называемого запредельного торможения. Оно нарастает постепенно и в начале субъективно не ощущается, однако затем начинает проявляться рядом внешних признаков, которые применительно к умственному труду выражаются следующим образом:

Внешние признаки утомления при умственном труде

Объекты наблюдения

Утомление

Незначительное

Значительное

Резкое

Внимание

Редкие отвлечения

Рассеянное, частые отвлечения

Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует

Поза

Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища

Частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание

Стремление положить голову на стол, вытянуться, откидывание на спинку стула

Движения

Точные

Неуверенные, замедленные

Суетливые движения рук, пальцев, ухудшение почерка

Интерес к новому материалу

Живой интерес, вопросы

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия


 

При значительном утомлении человек путем волевого усилия может продолжать выполнять работу, однако в результате усиления запредельного торможения в ЦНС постепенно развивается резкое утомление, и дальнейшее выполнение работы становится невозможным (что выражается в нарастающем числе ошибок, снижении точности движений и т.д.).

Следует отметить, что если утомление отражает объективные изменения в организме, наступающие в результате выполненной работы, то усталость является субъективным отражением отношения самого работника к выполняемой работе. Так, при выполнении неинтересной, монотонной работы очень быстро наступает запредельное торможение, хотя объем уже выполненной работы может быть небольшим, то есть усталость опережает утомление. И, наоборот, при занятии любимым делом или при высокой мотивации к его выполнению человек может работать достаточно долго без видимых признаков утомления.

Утомление само по себе не является каким-либо неблагоприятным состоянием для организма – это естественная реакция на выполненную работу. Более того, утомление является обязательным условием повышения работоспособности. Механизм последнего заключается в том, что, продолжая работать в условиях начинающегося утомления, преодолевая его волевым усилием, человек постепенно расширяет свои возможности в выполнении работы. Однако при этом следует учитывать, что чем более значительным оказывается утомление, тем более благоприятные условия восстановления (отдыха) должны создаваться.

Нарушение соотношения  «работа/отдых» за счет неполноценной второй компоненты означает, что повторная работа будет начинаться на фоне неполного восстановления работоспособности. При сохранении такого положения в течение определенного времени постепенно развивается состояние переутомления как длительного и стойкого снижения работоспособности, сопровождающегося функциональными нарушениями в ЦНС и системах жизнеобеспечения организма. Нарастание переутомления сопровождается прогрессирующими изменениями в различных сторонах жизнедеятельности человека.

Оценка напряженности труда производится либо на основе эргономического анализа предъявляемой нагрузки, либо по данным некоторых показателей до и после работы (или при выполнении тех или иных операций во время работы).

Сложный комплекс сдвигов, происходящих в организме при утомлении, приводит к снижению работоспособности. При различных видах работы это может проявляться по-разному. Поэтому разработать универсальный тест на утомление, пригодный для всех случаев, трудно.

При практической работе в области диагностики степени утомления следует руководствоваться тремя основными правилами: во-первых, в каждом конкретном случае опираться на показатели, наиболее адекватные для данных условий; во-вторых, не ограничиваться одним показателем, а использовать их комплекс, анализируя данные в начале и конце рабочего дня, учитывать нормальные сдвиги некоторых показателей в связи с суточной периодикой. Только при этом условии исследование может быть плодотворным.

Информация о работе Пути борьбы с утомлением и стимуляция работоспособности