Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 01:00, реферат
Учет профессиональных факторов при формировании рациональной жизнедеятельности предполагает, что выполнение человеком своих профессиональных функций часто сопряжено:
С определенным временным режимом работы;
С длительным поддержанием высокого уровня психоэмоционального напряжения;
С необходимостью выполнения однообразных движений или поддержания статических, неблагоприятных для здоровья поз;
С увеличением нагрузки на мозг при снижении двигательной активности (гиподинамии) и т.д.
Введение 3
1. Характеристика умственного труда 4
2. Работоспособность работника умственного труда 6
3. Утомление 8
4. Стимуляция работоспособности 11
Заключение 17
Список используемой литературы
Наряду с выбором показателей, следует учитывать огромную сложность и многообразие факторов, влияние которых может значительно изменять утомляемость (состояние здоровья работающего, условия внешней обстановки и др.). следует подчеркнуть, что показатели функционального состояния организма сами по себе еще не достаточны для оценки степени работоспособности человека. Они должны непременно рассматриваться в комплексе с прямыми показателями эффективности работы, которые дают возможность оценить работоспособность по таким параметрам, как производительность, продуктивность, качество работы и т.д.
4. Стимуляция работоспособности
Существует большое многообразие методов и средств обеспечения высокого уровня работоспособности работника умственного труда. Особую роль играет двигательная активность в жизнедеятельности человека, занимающегося умственным трудом. Это обусловлено многими обстоятельствами.
Мыслительная деятельность в своей основе имеет стресс. В биологическом плане конечным звеном стресса является движение, в процессе которого, в частности, разрушаются гормоны стресса (вырабатываемые гипофизом, надпочечниками, щитовидной железой и др.). Вот почему двигательная активность во время перерывов в работе способствует предупреждению наступления преждевременного умственного утомления, а после работы – позволяет снять застойную «рабочую» доминанту и устранить избыточно накопившиеся гормоны стресса.
Исследования И. М. Сеченова позволили внести в физиологию трудовой деятельности понятие «активного отдыха». Суть его заключается в том, что при наступлении утомления восстановление работоспособности более эффективно протекает не в условиях абсолютного покоя, а при включении в работу других, ранее не работавших функциональных единиц. При умственном утомлении такой идеальной деятельностью является двигательная активность.
Подбор возможных средств мышечной деятельности определяется и видом умственной работы. Могут использоваться простейшие гимнастические упражнения (физкультминутки, выполняемые ежечасно в течение 2-3 минут непосредственно на рабочем месте), которые должны решать также ряд задач, связанных с компенсацией недостатков рабочей позы, напряжения зрительного аппарата, эмоционально-психологического напряжения, затруднения мозгового кровообращения. Это, в свою очередь, способствует снятию развивающегося утомления и восстановлению работоспособности.
Примерные упражнения, которые можно делать на рабочем месте:
1) поднимите плечи вверх, опустите;
2) то же сделайте отдельно
В обеденный перерыв желательно выполнить несколько энергичных упражнений силового или скоростно-силового характера в течение 5-7 минут, а после приема пищи (если осталось время) – спокойно походить.
Другим важным обстоятельством, учет которого позволяет добиться высокой работоспособности и эффективности умственного труда, является ритмический характер текущих в организме физиологических процессов, что оказывает непосредственное влияние и на процессы, протекающие в ЦНС. Большинству людей свойственна определенная последовательность изменения работоспособности – так называемый ритмик, в меньшем числе случаев у людей такой закономерности нет – аритмик. В зависимости от времени подъема работоспособности первые подразделяются на утренний тип («жаворонки») и вечерний («совы»). Работоспособность «жаворонков» сохраняется в течение всего рабочего дня и достигает своего максимума в 10-11 и в 17-18 часов, после чего начинает снижаться и к 20-21 часу оказывается на низком уровне, у «сов» работоспособность настигает наивысших значений к 18-22 часам. Существует мнение, что такое подразделение не является результатом врожденных особенностей, а отражает сложившиеся стереотипы в режиме жизнедеятельности.
С учетом особенностей своей ритмики работнику, если есть такая возможность, следует таким образом распределять нагрузку, чтобы решение наиболее сложных задач приходилось на периоды наиболее высокой работоспособности.
Необходимость планирования диктуется и существованием определенной закономерности в изменении работоспособности в течение не только рабочего дня, но и рабочей недели. При пятидневном режиме работы максимум ее приходится на вторник – четверг, при шестидневной – на среду-четверг, и, как это не кажется необычным, некоторый подъем работоспособности отмечается в субботу.
Несомненное влияние на работоспособность работника оказывает обстановка, в которой реализуется умственный труд. Это касается многих факторов – от освещения и характеристик воздуха в помещении до особенностей конструкции и расположения рабочей мебели.
Состав воздуха по химическим характеристикам в оптимальном варианте должен соответствовать составу природного атмосферного воздуха (кислорода – 21%, углекислого газа – 0,03%, азота – 78%, инертных газов – около 1%). Разумеется, идеальное обеспечение такого состава возможно лишь до тех пор, пока в помещении не оказывается человек. Появление в воздухе таких продуктов жизнедеятельности как пары пота, аммиак и т.д. вызывает изменения в сердечно-сосудистой и центральной нервной системах. Субъективно же человек при длительном пребывании в таком помещении испытывает сонливость, апатию, головные боли.
Температура и относительная влажность воздуха в помещении, согласно гигиеническим нормативам, должны составлять 18-20С и 30-70% соответственно. Температура, при которой работник выполняет свою умственную профессиональную деятельность, самым непосредственным образом сказывается на тонусе коры головного мозга и, следовательно, на умственной работоспособности. Именно этим обстоятельством объясняется быстрое наступление утомления, если температура воздуха в помещении достигает 22-24С. При высоких значениях влажности воздуха затрудняется терморегуляция. Однако излишняя сухость в помещении неблагоприятно сказывается на дыхательной системе.
При центральном отоплении выход из ситуации может заключаться, например, в размещении плоских открытых емкостей с водой непосредственно на радиаторах либо в разведении комнатных растений.
Идеальным вариантом следует считать использование кондиционеров, способных поддерживать заданные параметры воздуха (по крайней мере – по температуре). Другой возможностью решения проблемы является установка вентиляторов.
В помещениях, особенно в учебных заведениях, для регулирования параметров воздуха возможно использовать системы целенаправленных мер, которые могут включать:
В последнее десятилетие серьезное внимание специалистов стал привлекать еще один фактор, характеризующий воздух рабочего помещения. Широкое использование электронных приборов и аппаратов (телевизоры, компьютера и т.д.) ведет к возрастанию концентрации положительно заряженных ионов в помещении. Этот фактор рассматривается как одна из серьезных причин различных заболеваний. Использование в этом случае ионизаторов, воспроизводящих отрицательные ионы и нормализующих их соотношение с положительными, может быть эффективным средством решения проблемы.
Освещение в помещении независимо от его характера – естественное, искусственное или смешанное – должно отвечать ряду требований. Достаточность освещения, которая определяется адекватным световым коэффициентом (отношением остекленных площадей окон к площади пола) и/или мощностью источников искусственного освещения. Согласно нормативам, норма освещенности для различных источников света находится в диапазоне от 150 до 300 лк. При этом опасность представляют как недостаточная, так и чрезмерная освещенность. В обоих случаях имеет место перенапряжение глаз, провоцирующее более быстрое развитие утомления.
Равномерность освещения – оно должно быть одинаковым на всей рабочей поверхности, не иметь чередования света и теней и прочего. Вот почему источник света должен располагаться либо сверху, либо слева (для правшей). Отсутствие прямого действия источника света на глаза или блесткости.
Обеспечение нормального освещения требует принятия определенных мер, к которым следует отнести: рациональное смешанное освещение; поддержание поверхности стекол окон в чистом состоянии; окраска поверхности столов, стен, полов в цвета и оттенки, обеспечивающие равномерность и комфортность освещения.
Значительная нагрузка на зрительный аппарат работника умственного труда приводит к постепенному утомлению даже в условиях нормального освещения. В связи с этим можно рекомендовать: располагаться (или располагать предметы) таким образом, чтобы расстояние от глаз до рабочей поверхности составляло не менее 30-35 см; периодически через каждые 20-30 минут делать короткие (на 20-30 секунд) перерывы, в течение которых выполнять несколько упражнений.
Шум оказывает несомненное действие на организм. Опасным считается постоянный уровень шума свыше 80 дБ. Для сравнения: шепот – 30дБ, нормальная речь – 60дБ, шум транспорта на улице 70 дБ, автомобильный гудок – 100дБ.
В помещении, где реализуется умственная деятельность, интенсивность и характер шума не должны отвлекать работника. Это не означает обеспечение абсолютной тишины, так как небольшой фоновый шум не только не снижает работоспособности, но и стимулирует ее (важно чтобы он был ровным, спокойный и сам по себе не нес важной информации). Решению проблемы посторонних шумов помогает целый ряд мер: оконные рамы с двойными стеклами, высаживание деревьев вдоль автодороги, массивная мебель вдоль внешних стен, звукоизолирующие ковровые покрытия и т.д.
Несомненное влияние на настроение и работоспособность человека оказывает и цвет стен в помещении, где осуществляется умственная деятельность. Например, исследования показали, что ярко-зеленый – хороший и радостный стимулятор, - может быть рекомендован для классов, аудиторий и кабинетов учебных заведений; бледно-голубой успокаивает и создает ощущение более просторного помещения, такой цвет применим для помещений с высокой скученностью работников; фиолетовый и бледно-лиловый цвета действуют успокаивающе и могут быть рекомендованы для учреждений, где особенно высока тревожность посетителей (суды, приемные у начальников и т.д.) и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Объем информации в мире каждые 10-12 лет удваивается, что ведет к заметному уплотнению объема информации, которую человек должен усвоить в единицу времени, - это требует от него высокой психологической устойчивости, длительных нервных напряжений, длительного поддержания внимания и т.д. Также пропорционально снижается двигательная активность работника, занятого в сфере умственного труда. При сочетании обоих этих условий наступающее умственное утомление, в отличие от мышечного, не приводит к прекращению работы, а, продолжаясь, ведет к перевозбуждению и невротизации. Накапливаясь во времени и углубляясь, эти сдвиги ведут в дальнейшем уже к переутомлению со стойким снижением работоспособности и к развитию многих соматических заболеваний, выражающихся в хронической патологии различных функциональных систем организма.
Таким образом, рациональная организация деятельности работников умственного труда определяется многими факторами, связанными не только с условиями, в которых непосредственно осуществляется его профессиональная деятельность, но и во все периоды его жизнедеятельности вне рабочего времени. Необходимым условием повышения и стимулирования работоспособности является рациональное планирование жизнедеятельности, которое учитывало бы все указанные выше обстоятельства.
Список используемой литературы:
1. Артюнина, Галина Петровна. Основы медицинских знаний. Здоровье, болезнь и образ жизни [Текст] : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Г. П. Артюнина, С. А. Игнатькова. - 3-е изд., перераб. - М. : Академический Проект : Мир, 2006. - 560 с.
2. Безопасность жизнедеятельности: В 2 ч. Ч.: Физиология труда: Учеб. Пособие / В. А. Козловский, В. В. Розенблат, М. В. Северин, Т.Ф. Турова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. 63с.
3. Решетников, Николай Васильевич. Физическая культура [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений [Гриф Минобразования РФ] / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын. - М. : Академия, 2002. - 149 с.
Информация о работе Пути борьбы с утомлением и стимуляция работоспособности