Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 16:00, курсовая работа
Все электрические машины переменного и постоянного тока сходны по конструкции и принципу работы. Рассмотрим на примере асинхронные двигатели вспомогательных машин.
Трехфазные асинхронные двигатели, применяемые для привода вспомогательных машин электровозов, в сравнении с двигателями по-стоянного тока обладают как достоинствами, так и недостатками.
Достоинства: простота конструкции, так как ротор выполнен с короткозамкнутой обмоткой без коллектора и щеток; высокая на¬дежность в работе; требуют минимального ухода в эксплуатации и проще при ремонте.
1.3 Периодичность
планового ТО и ТР
В целях более эффективного использования локомотивов и МВПС, поддержания их в работоспособном состоянии, обеспечения надежной и безопасной эксплуатации, а также для снижения эксплуатационных расходов и учитывая положительный опыт работы локомотивного парка с увеличенными межремонтными пробегами, с 1 октября 2002 года на основании в действие планово – предупредительная система ремонта и ТО локомотивов.
Таблица 1 ТО и ТР грузовых электровозов
Серия электровоза |
Виды ТО и ТР | |||
Техническое обслуживание ч, ТО-2 |
Текущие ремонты тыс.км., ТР |
Средний ремонт тыс. км., СР |
Капитальный ремонт тыс. км., КРП (КР) | |
ВЛ 80с |
96 |
30 |
600 |
ТО включает в себя комплекс работ по поддержанию ЭПС в работоспособном и исправном состоянии в зависимости от его назначения и видов выполняемых работ.
ТО-1,ТО-2,ТО-3 предназначены для предупреждения появления неисправностей локомотивов и МВПС в эксплуатации, для поддержания их работоспособности и надлежащего санитарно – гигиенического состояния, а также обеспечения пожарной безопасности и безаварийной работы.
ТО-4 предусматривает обточку бандажей колесных пар без выкатки их из-под локомотива с целью поддержания оптимальной величины проката и толщины гребней.
ТО-5 выполняется различных типов:
- для подготовки
локомотивов в запас или
- для подготовки и эксплуатации после изъятия из запаса или резерва – ТО-5г
- прибывших
в недействующем состоянии
- при отправлении на КР и СР в депо и заводы других дорог – ТО-5б
ТР, ТР-1, ТР-2, ТР-3 (ТРС) выполняется для восстановления работоспособности локомотивов и МВПС с целью обеспечения безопасности движения поездов в заданных межремонтных периодах.
СР служит для восстановления эксплуатационных характеристик, полного или частичного восстановления ресурса основных узлов и агрегатов, замены и ремонта изношенных, неисправных деталей, узлов и агрегатов локомотивов, частичной замены трубопроводов, кабелей, проводов и оборудования с выработанным ресурсом на новые.
При выполнении технического осмотра ТО-1, во время приемки, убеждаются в наличии, исправности и правильности крепления нижних смотровых люков тяговых двигателей и креплении самих двигателей относительно рамы тележки и оси колесной пары. Осматривая вспомогательные машины в рабочем состоянии без открытия люков, проверяют степень искрения на коллекторах, отсутствиененормальных шумов, а также состояние фундаментных оснований, заземлений, исправность амортизаторов, соединительных муфт и приводов.
Выполняя техническое обслуживание ТО-2 на смотровых канавах, открывают нижние коллекторные люки и в доступных местах осматривают состояние щеточно-коллекторного аппарата, перемычек и крепление траверсы. Кроме того, проверяют исправность крышек люков, их уплотнений и воздушных патрубков. Если происходило лило срабатывание защиты в пути следования (по записи в журнале технического состояния локомотива), то дополнительно проверяют тяговые двигатели через верхние смотровые люки с осмотром под- водящих кабелей. При проворачивании траверс и якорей устраняют последствия перебросов электрической дуги по коллектору. На электровозах серий ЧС проверяют люфт карданной передачи и отсутствие течи масла из полости полого вала якоря. Необходимо также удостовериться в отсутствии нагрева моторно-якорных подшипников и латунной пыли на крышке.
У вспомогательных машин проверяют щеточно-коллекторный узел, состояние фундаментных оснований, амортизаторов, соединительных муфт и приводов.
Выполняя ТО-3 электровозам серий ЧС и электропоездам, при наружном осмотре у беждаются в отсутствии трещин в остове и на подшипниковых щитах, в исправном состоянии и надежном креплении выводных кабелей, клиц и болтов, крепящих сердечники полюсов. Наличие на подводящих кабелях вздутия изоляции, а также резкий изгиб указывают на образование внутреннего излома жил. В этом случае в указанном месте делают продольный разрез изоляции и осматривают состояние жил. При обнаружении поврежденных жил кабель заменяется. Устраняется трение кабелей о поперечные балки кузова. Прочищают межламельный зазор (расстояние между пластинами) коллектора. После проверки состояния щеткодержателей и их кронштейнов проворачивают траверсу и осматривают щетки, высота которых должна быть не менее установленной нормы, а обрыв жил шунта не должен превышать 25 % площади своего сечения. В противном случае щетки заменяют новыми с предварительной притиркой. При смене щеток проверяют нажатие на них пальцев. Ослабленные изоляторы или изоляторы с нарушением глазури, имеющие перекрытия более 20 % своей длины, а также при наличии трещин заменяют. На электропоездах в дополнение к перечисленным работам проверяют состояние и крепление вентиляторов. Запрещается эксплуатация электрических машин с ослабшим или поврежденным вентилятором. Осматривая вспомогательные машины, также как и ТЭД, сначала их подвергают пневмоочистке, а затем тщательно проверяют их состояние по вышеописанной технологии.
На текущем ремонте TP электровозов и текущем ремонте ТР-1 электропоездов после постановки их в депо прежде всего измеряютсопротивление изоляции тяговых двигателей м вспомогательных машин. Нормы значений сопротивления изоляции при проверке не должны быть ниже допустимых значений. Н случаях обнаружения заниженного Сопротивлении изоляции электрические машины подвергают сушке. Во время проверки работы вспомогательных машин замеряют напор и распределение охлаждающего воздуха по тяговым двигателям, а подшипникам качения ТЭД выполняют виброакустическую диагностику.
На электровозах серий BЛ11 один раз за четыре текущих ремонта TP производят ревизию щеткодержателей тяговых двш а гелей, а также электрического монтажа коробок выводов вспомогательных машин и тяговых двигателей. Ревизию щеткодержателей со снятием их с тяговых двигателей производят в зависимости от их технического состояния. При этом щеткодержатели очищают от оплавлений, а корпуса проверяют на отсутствие трещин. Гребенки корпусов зачищают от заусенцев, гребенки с выработкой более 20 % своей площади подлежат замене или восстановлению. Проходными и непроходными калибрами проверяют размеры гнезд для щеток; в случаях предельного износа щеткодержатели заменяют. После проверки состояния пружинного механизма регулируют нажатие щеток. Установив щеткодержатели на траверсе, проверяют правильность расположения щеток в нейтральном положении в соответствии с требованиями технологической инструкции по настройке коммутации тяговых двигателей электровозов и электропоездов. Затем, проверив состояние приливов тяговых двигателей, добавляют смазку в моторно-якорные подшипники, а в зимнее время металлическим стержнем прочищают масляные трубки.
Проверяют состояние и крепление кронштейнов щеткодержателей. Законченные изоляторы промывают бензином. Изоляторы с повреждением глазури более 20 % длины, с трещинами или с ослаблением в местах посадки заменяют.
При TP на электровозах серий ЧС щеткодержатели не снимают, а только подвергают визуальному осмотру. При этом проверяют нажатие пружин, состояние гибких шунтов и крепление самих щеткодержателей относительно кронштейнов. Щеткодержатели, имеющие трещины в корпусе или неисправный нажимной механизм, подлежат замене. В этих случаях выставляют наименьшее расстояние корпуса щеткодержателя от рабочей поверхности и петушков коллектора, которое должно быть в пределах установленных норм. Во время осмотра щеток обращают внимание на наличие отколов, трещин, ослабления шунтов и повышенного их износа. Новые щетки при установке притирают по коллектору, применяя стеклянное полотно. Установка щеток разных марок на щеткодержатели одной полярности не допускается.
Кроме того, проверяют укладку и крепление проводов траверсы и соединения катушек между собой. При нарушении целостности жил провода более 20 % его сечения наконечники перепаивают, а перемычки заменяют новыми. С целью увеличения надежности крепления проводов и перемычек в остове применяют шпагат или крепящие скобы. Протертые места проводов восстанавливают прорезиненной или хлорвиниловой изоляционной лентой. Изоляцию проводов, прилегающих к металлическим частям остова, упрочняют постановкой дополнительных прокладок. Если при укладке кабелей допущено повреждение изоляции наконечников, то это место покрывают электроизоляционной эмалью НЦ-929 или ГФ-92ХС.
Поврежденную покровную изоляцию силовых кабелей восстанавливают с применением стеклолакоткани ЛСЭ-02 и прорезиненной (или хлорвиниловой) изоляционной ленты. При повреждении внутреннего слоя изоляции без нарушения токоведущих жил дефектные места вырезают, края основной изоляции срезают на конус длиной 20—25 мм и затем плотно, вполуперекрышу накладывают новую изоляцию, толщина которой должна быть не менее толщины основной изоляции. Готовый бандаж сверху покрывают двумя слоями изоляционной ленты, перекрывающими нижние слои на 5—10 мм.Снятые с ЭПС электрические машины сначала подвергают механической очистке, обдувая сжатым воздухом давлением 0,2—0,3 МПа и очищая скребками, а затем в собранном состоянии помещают в моечные установки, состоящие из двух герметически закрывающихся камер. В первой камере двигатель промывают моющей жидкостью с применением средств, предназначенных для обмывки изоляции, а во второй — машину сушат калорифером в течение 15—20 мин. Обе камеры могут работать одновременно. Если для очистки сильно загрязненной машины в моечной установке применяют какие-либо другие моющие средства, то необходимо принять меры, исключающие попадание жидкости внутрь двигателя. Разборка и ремонт неочищенных электрических машин запрещается.
В специализированных локомотивных депо или на заводах, выполняющих большие годовые программы ремонта электрических машин, как уже отмечалось выше, удобнее и целесообразнее всего применять поточный метод ремонта, линия которого состоит изнескольких позиций. Поэтому в дальнейшем мы рассмотрим технологию ремонта применительно к поточному методу.
Очищенную машину устанавливают на позицию дефектировки поточной линии ремонта, где ее подвергают визуальному осмотру для выявления дефектов, а также сверяют номера паспортных данных и метки спаренности деталей. Затем измеряют электрические параметры машины, определяют осевой разбег якоря, биение и износ коллектора, радиальные зазоры якорных подшипников и состояние наружных колец. Для выполнения перечисленных измерений ремонтная позиция оснащена необходимыми измерительными приборами, статическим преобразователем с колонкой выводов и индукционным нагревателем для снятия внутренних колец подшипников и лабиринтных колец.
1.4 Способы очистки и
дефектации электрических
Все агрегаты, узлы и детали электровозов и электропоездов в процессе эксплуатации подвергаются обильному загрязнению, от которого приходится избавляться практически при всех видах технического обслуживания и при ремонтах подвижного состава. На долю очистных работ приходится не менее 5—8 % общей трудоемкости ремонта в депо. И тем не менее эти работы проводят, так как очистка электроподвижного состава, его сборочных единиц и деталей повышает культуру, качество обслуживания и ремонта, улучшает санитарно-гигиеническое состояние цехов и ремонтных стойл.
Различают три основных вида
очистки — механическую, химическую и
комбинированную. В свою очередь, механическая
очистка подразделяется на очистку пневматическим,
гидравлическим и абразивным способом,
а также на очистку с помощью механического
инструмента. Пневматическую очистку
применяют для сдувания сухого слоя пыли
специально оборудованным обдувочным
рукавом струей воздуха давлением до 0,5
МПа. Такую очистку проводят в продувочных
камерах и шкафах с мощной вытяжной вентиляцией
или на открытых площадках. Гидравлическая
очистка подразделяется на гидродушевую
и гидроциркуляционную.