Ремонт электрических машин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Все электрические машины переменного и постоянного тока сходны по конструкции и принципу работы. Рассмотрим на примере асинхронные двигатели вспомогательных машин.
Трехфазные асинхронные двигатели, применяемые для привода вспомогательных машин электровозов, в сравнении с двигателями по-стоянного тока обладают как достоинствами, так и недостатками.
Достоинства: простота конструкции, так как ротор выполнен с короткозамкнутой обмоткой без коллектора и щеток; высокая на¬дежность в работе; требуют минимального ухода в эксплуатации и проще при ремонте.

Файлы: 1 файл

Kursovoy_proekt.docx

— 2.27 Мб (Скачать файл)

Катушку монтируют на сердечник в горячем состоянии, для чего ее предварительно нагревают до температуры 80—100 °С в печи или пропусканием через нее тока. Катушка должна садиться на сердечник плотно, поэтому ее устанавливают на прессе, контролируя по прибору усилие. Если оно окажется менее 4900 Н (500 кгс), то катушка села на сердечник без требуемой плотности. Тогда ее с сердечника снимают, ставят между внутренними стенками катушки и сердечником дополнительные прокладки из электрокартона и напрессовывают вновь. Посадку катушки следует выполнять аккуратно, не допуская ее перекосов. В противном случае может быть повреждена ее изоляция, особенно во внутренних углах катушки. Перед напрессовкой на сердечник должны быть поставлены в соответствии с чертежами необходимые прокладки и фланцы. До установки полюсов в корпус вся его внутренняя поверхность (кроме посадочных мест под сердечники полюсов) должна быть окрашена изоляционным лаком, а сторона коллектора до приливов полюсов — светлой изоляционной эмалью. Для установки полюсов корпус ставят большой горловиной вверх.

Полюсные болты устанавливают при нагретых до температуры 70—100 °С катушках. Если при полностью затянутых болтах катушка окажется зажатой между полюсными наконечниками и корпусом недостаточно плотно, затяжку болтов ослабляют, ставят под катушку прокладку из электрокартона необходимой толщины и вновь затягивают болты. Для крепления главных полюсов тяговых двигателей, расположенных вблизи моторно-осевой горловины, желательно применять новые болты. Все используемые фланцы и прокладки должны быть исправными. Под головки болтов должны быть установлены пружинные шайбы. Если катушка взята из ремонтного запаса, перед установкой в остов проверяют ее полярность.

Особое внимание обращают на правильность установки полюсов, так как неточная их установка резко ухудшает эксплуатационные свойства и надежность двигателя, изменяются его характеристики, ухудшается коммутация, повышается склонность к возникновению кругового огня. Правильность установки полюсов проверяют измерением расстояния от оси вращения якоря до поверхностей сердечников по осям полюсов, расстояний между полюсами по диаметру, между кромками сердечников соседних главных полюсов, соседних добавочных полюсов, а также между кромками лежащих рядом главного и добавочного полюсов.

Выявленные проверкой недопустимые отклонения от чертежных установочных размеров устраняют дополнительными (при необходимости и клиновидными) стальными прокладками.

Полюсы установлены правильно, если фланцы смонтированных в остовах катушек плотно прилегают к ним, не имеют вибрации при обстукивании их молотком, сердечники плотно притянуты к опорным поверхностям остова, катушки надежно затянуты сердечниками и фланцами, полюсные болты поставлены с предохранительными пружинными шайбами, завернуты до отказа и не вибрируют при обстукивании их головок молотком, а расстояния между полюсами по окружности и диаметру соответствуют нормам. После этого головки полюсных болтов заливают компаундной мастикой.

Если в двигателе применены компенсационные обмотки, то перед установкой их катушек пазы в сердечниках продувают сжатым воздухом, укладывают в них пазовую изоляцию, а на дно паза еще миканитовую прокладку и полоску из электроизоляционного картона толщиной 0,2 мм. Катушку компенсационной обмотки устанавливают в пазы (в соответствии со схемой обмотки) легким постукиванием обрези- ненной рукояткой молотка равномерно по всей длине пазовых частей катушек. Затем их осаживают с помощью молотка и текстолитовой подбойки, ставят сверху прокладки (такие же, как и на дно паза) и закрепляют клиньями.

Толщина прокладок под клин должь. обеспечивать их плотную посадк\ Затем приступают к монтажу межкату щечных соединений и выводных кабелей.

Межкатушечные соединения и выводные кабели монтируют после того, как полностью убедились в правильности и надежности установки полюсов и исправности катушек. Контактные соединения надежно пропаивают, наконечники плотно соединяют болтами, а болты застопоривают предохранительными шайбами. Затем проверяют правильность соединения катушек полюсов (и катушек компенсационных обмоток, если они есть), качество контактных соединений и электрическую прочность изоляции по отношению к корпусу машины.

Правильность соединения катушек полюсов проверяют с помощью компаса или специальной катушки с подключенным к ней милливольтметром с центральной стрелкой. К обмоткам подводят постоянное напряжение от возбудителя или многоамперного агрегата и устанавливают ток, равный 25—30% номинального. Компас или катушку последовательно устанавливают под каждым полюсом. При правильном соединении катушек стрелка компаса при переносе его от одного полюса к соседнему полюсу противоположной полярности должна изменять свое положение на 180°, а стрелка милливольтметра — отклоняться в противоположную сторону. Подносить компас близко к полюсу не следует, так как можно перемагнитить его стрелку. За стрелкой милливольтметра наблюдают в момент отвода катушки от полюса. Чтобы в витках катушки наводилось по возможности большая э. д. с. и отклонение стрелки было заметнее, отводить катушку от полюса надо быстро. Качество контактных соединений проверяют пропусканием через них двойного часового тока в течение 8—10 мин методами, описанными выше.

Если в результате этих проверок дефекты не будут выявлены, то все контактные соединения тщательно изолируют согласно чертежу и закрепляют провода в остове.

Крепление проводов должно быть прочным и исключать возможные вибрации, истирания и другие повреждения изоляции. Запрещается изгибать провода ближе 50 мм от наконечников или создавать напряженные состояния в местах соединения. Применение для бандажей и креплений материалов, способных вытягиваться, например ки- перной и других лент, не допускается. Поврежденные или слабо сидящие на проводах или в отверстиях остова резиновые втулки следует заменять, а концы проводов надежно укреплять в выводных коробках или клицах.

Электрическую прочность изоляции относительно корпуса проверяют на пробивной установке 8 (см. рис. 3.3) переменным током частотой 50 Гц в течение 1 мин.

Испытательные напряжения изоляции электрических машин на напряжения 3000 и 380 В должны быть соответственно 6000 и 1400 В, а машин на напряжение менее 100 В — 1000 В.

Затем катушки полюсов, компенсационные обмотки и кабельные выводы необходимо покрыть электроизоляционной эмалью.

Ремонт электрической части статора. Катушки обмотки статора с ослабшей посадкой в пазах сердечника подкрепляют. Для этого ослабшие клинья осторожно выбивают из пазов, укладывают в паз необходимое число прокладок из электрокартона, предварительно пропитанного лаком, и также осторожно забивают клинья в пазы. Клинья с трещинами, забитыми или изношенными боковыми гранями заменяют новыми. Неисправные катушки статорной обмотки и их выводы ремонтируют так же, как и катушки полюсов.

Статоры, имеющие сопротивление изоляции обмоток ниже нормы, подвергают сушке в печи при температуре 120—130 °С, после чего это сопротивление проверяют вновь. Если оно окажется менее 1 МОм, а установить или устранить причину пониженного сопротивления не удалось, то статор подлежит заводскому ремонту. Подлежат заводскому ремонту и статоры, у которых в результате проведенного деповского ремонта активное сопротивление обмоток будет превышать установленное более чем на 10 %.

Выводные провода с дефектной изоляцией заменяют. Наконечники выводов с дефектами перепаивают. Шпильки реек зажимов с поврежденной резьбой или с оплавлениями заменяют. Восстанавливают отсутствующие маркировки проводов. Для определения начала и конца обмоток соединяют последовательно две фазы, подводят к ним переменный ток напряжением 380 В. Если соединенными оказались разноименные выводы этих фаз, то показания вольтметра, включенного в третью фазу, будут близкими к подведенному напряжению. В случае соединения одноименных выводов стрелка вольтметра будет на нуле. Соединяя две другие фазы, аналогично находят начало и конец третьей. Правильность маркировки выводов можно проверить и сравнением измеренных сопротивлений отдельных фаз обмотки статора с их паспортными значениями.

Перед монтажом статора его сердечник (если он имел сдвиг относительно корпуса) закрепляют штифтами в соответствии с чертежами. После установки отремонтированных катушек в сердечник статора проверяют правильность их соединения, убеждаются в отсутствии межвитковых замыканий или замыканий на корпус. Методы проведения этих проверок те же, что и при дефектировке.

 

 

Рисунок 4 Поточная линия ремонта тяговых двигателей

 


Информация о работе Ремонт электрических машин