Роль образования в процессе формирования культуры безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 21:49, реферат

Описание работы

Рассмотрение безопасность жизнедеятельности как категории социальной культуры, объединяющей личностный и деятельностный компоненты, дает основание утверждать: культура безопасности может определяться как деятельность человека, основанная на системе социальных норм, убеждений и ценностей, обеспечивающих, как сиюминутно, так и в будущем, сохранение его жизни, здоровья и необходимых условий жизнедеятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………2
Понятие общей культуры человека……………..…………………………..3 - 4
Общая теория безопасности…………………………………………..……..5 - 7
Культура безопасности……………………………………….…………..…8 - 13
Роль образования в процессе формирования культуры безопасности
Заключение………………………………………………………………………16
Список используемых источников………………………………………….….17

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….…………2

Понятие общей культуры человека……………..…………………………..3 - 4

Общая теория безопасности…………………………………………..……..5 - 7

Культура безопасности……………………………………….…………..…8 - 13

Роль образования в  процессе формирования культуры безопасности…14 - 15

Заключение………………………………………………………………………16

Список используемых источников………………………………………….….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Выработка  миропонимания, помогающего людям  выживать в критических ситуациях, и утверждение его в сознании людей представляется в современных условиях важнейшей задачей цивилизации XXI века».1

Моисеев Н.Н.

Рассмотрение безопасность жизнедеятельности как категории социальной культуры, объединяющей личностный и деятельностный компоненты, дает основание утверждать: культура безопасности может определяться как деятельность человека, основанная на системе социальных норм, убеждений и ценностей, обеспечивающих, как сиюминутно, так и в будущем, сохранение его жизни, здоровья и необходимых условий жизнедеятельности.

На сегодняшний день миропонимание человека, которое складывается в результате воспитания в семье, традиционного образования и воздействия современных средств массовой информации, не соответствует тем условиям жизни, в которые погружается общество в новой, постиндустриальной эпохе.

Новая эпоха требует формирования современной культуры безопасности на основе применения научных подходов. Значение науки для решения проблем современности определено Конференцией ООН по окружающей среде и развитию: «Только наука может найти пути к безопасному и жизнестойкому будущему. XXI век либо станет эпохой расцвета науки, либо последним веком мировой истории».2 Наука является мощным инструментом человека в познании и преобразовании окружающей среды.

Цель данного реферата - структурировать знания необходимые для формирования ноосферного миропонимания и сознательного участия в предотвращении чрезвычайных ситуаций и катастроф.

Понятие общей  культуры человека

 

Культура – это  среда, растящая и питающая личность

П. Флоренский

Нет оснований оспаривать утверждение, что культура есть концентрированный опыт предшествующих поколений, дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его умножении3. Мир человека - это мир культуры.

В предельно широком  смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации: программу, принятую в качестве образца при решении всевозможных возникающих задач. Культура - способ существования человека. Итак, он не потому культурен, что является человеком, а потому он и человек, что является культурным. Это значит, что содержанием культуры становится все содержание человеческой деятельности.

Человек хоть и находится  в единстве в нею, но все же не растворен в ней среди массы  предметов. Весь мир в целом есть для философии мир культуры, существующий в непосредственном единстве с человеком4.

В системе требований государственного образовательного стандарта выделяют семь характеристик взрослого культурного человека.

    • культура личности, саморегуляции;
    • культура быта, труда, отдыха, здорового образа жизни, общения;
    • культура нормативного поведения, этикета, отношения, социального взаимодействия;
    • культура интеллектуальной и предметной деятельности, культура интеллекта;
    • культура саморегуляции, личностного самоопределения;
    • общецивилизационная культура;
    • культура социального бытия5.

При этом сразу же подчеркнем, что общая культура человека есть единое целое, включающее: а) внутреннюю культуру, определяемую собственно личностными, деятельностными и интерактивными особенностями человека, воспитанными в семье и системе образования и б) образованность как освоенную совокупность знаний, характеризующуюся системностью, широтой, всесторонностью и глубиной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая теория безопасности

 

Решение задач современного комплекса проблем безопасности может быть получено на основе общей  теории безопасности. Хотя в завершённом  виде (в какой-либо фундаментальной монографии) эта теория ещё не оформлена, её основные подходы и методы сформированы и широко используются для прогнозов развития опасных ситуаций, качественных и количественных оценок мер и систем безопасности. Их разработка осуществлялась в процессе обеспечения эффективности и безопасности сложных технических систем, обеспечения военной безопасности страны, решения проблем управления экономическими, социальными и экологическими системами, в том числе в глобальном масштабе.

Теория безопасности – это система представлений и идей, предназначенная для изучения полного спектра опасностей для человека от его взаимодействия с окружающей средой и выявления исчерпывающей системы мер безопасности.

Объекты исследования в теории безопасности – человек и окружающая его среда.

Понятие человек в  общей теории безопасности обобщённое – под ним понимается и любой  индивид и общество во всей его  иерархической структуре. Таким  же обобщённым является понятие окружающая среда - это все её составляющие: природная, социальная, техногенная.

Предмет исследования в теории безопасности - опасности для человека от его взаимодействия с окружающей средой и возможные меры безопасности.

Объекты опасности (чаще их называют объектами безопасности) и субъекты безопасности (осуществляющие меры безопасности) – личность и общество как многоуровневая структура.

Важнейшим в теории безопасности служит понятие опасность.

Опасность - явление, способное  нанести вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.

К числу жизненно важных интересов человека (личности и общества), как следует из самого определения, в первую очередь, относится, конечно, сама жизнь. Дальше каждый человек может назвать свои «жизненно важные» интересы в различных комбинациях и в различном порядке. Тем не менее, эксперты ООН на основании статистических и теоретических данных отнесли к основным интересам, жизненно важным для каждого человека: жизнь, здоровье; благосостояние; доступ к информации.

Наряду с понятием опасность используется понятие угроза. Угроза – это опасность на стадии перехода из возможности в действительность.

Отсутствие опасности, точнее «состояние, при котором не угрожает опасность кому-либо или  чему-либо» в словарях определено понятием безопасность. Однако опыт показывает, что обеспечить полное отсутствие опасности невозможно. В связи с этим часто применяют определение, указывающее на безопасность как на надёжную защищённость от опасностей и угроз. Такое определение подчёркивает приемлемость (и неизбежность) опасностей и угроз определённого уровня, при этом как бы само собой подразумевает необходимость защиты объекта. Но в условиях приемлемости уже исходных опасностей защита может и не потребоваться. Поэтому наиболее приемлемой выглядит следующая формулировка:

Безопасность  – это состояние отсутствия различного рода опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека6.

Безопасность - коренная потребность человека. Источниками активности человека являются его потребности. Общепринятой считается более детальная классификация потребностей А.Маслоу. Потребности размещены в иерархическом порядке. Учёные подчёркивают, что потребности более высокого уровня возникают после удовлетворения потребностей низших. Можно сказать, что потребность в социальных связях – в объединении – возникает после удовлетворения потребности в безопасности индивида от очевидных угроз и вызвана стремлением к повышению уровня его безопасности. Тем же стремлением вызвана и потребность в уважении. Она служит основанием для того, чтобы интересы безопасности общества стали личными интересами, что в конечном итоге повышает и безопасность индивида. Получается, что все потребности более высокого уровня вырастают из потребности в безопасности, которую поэтому называют коренной.

Значение общей теории безопасности. Общая теория безопасности - служит для одновременной реализации обществом двух путей обеспечения безопасности в сложившихся условиях новой эпохи: через формирование целостного видения обществом всего современного комплекса проблем безопасности и через создание общей теоретической базы для частных теорий безопасности, что позволяет при решении локальных практических задач учитывать последствия принятых решений на всех уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура безопасности

 

Образование и воспитание людей должно быть построено на началах культуры безопасности.

Вообще-то, воспитание в области  безопасности осуществлялось всегда - от момента рождения человека до конца  его жизни - родителями и близкими, обществом и государством. Но происходило  это разрозненно, а, главное, стихийно. Новая эпоха требует формирования культуры безопасности на основе применения научных подходов и системного включения вопросов безопасности в образование молодёжи.

Говоря о культуре безопасности, целесообразно исходить из общего понимания культуры как «особой области, которая противопоставляется природе, передаётся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования». Культура представляется в единстве трёх её неразрывно связанных аспектов: способов социокультурной (разумной) деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности и общества. Культура человека является сложной структурой, состоящей из многих элементов, каждый из которых относится к определённой сфере деятельности. Понятие безопасность относится ко всем сферам деятельности, её обеспечение составляет специфическую область жизнедеятельности человека в целом.

Культура безопасности - это компонент общей культуры представляющий способы жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты его жизнедеятельности, а также степень развитости личности и общества в этой сфере.

Культура безопасности жизнедеятельности  – состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности и практической деятельностью по снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков7.

Общие результаты жизнедеятельности  привели человечество к глобальному  кризису. Для благополучного выхода из кризиса в устойчивое развитие необходимо изменить степень развитости личности и общества в области обеспечения безопасности, для чего дополнить используемые до настоящего времени способы жизнедеятельности в этой области (защита, преобразование окружающей среды) третьим способом – преобразованием собственного сознания. Миропонимание, адекватное новой эпохе ноосферы, должно изменить систему ценностей и целей жизнедеятельности людей, переключить их с максимального удовлетворения постоянно и неограниченно растущих материальных потребностей на духовное развитие, на информационную сферу жизнедеятельности.

Становление новой культуры безопасности, опирающееся на повышение степени развитости личности и общества, возможно в результате преобразования сознания всех слоёв общества. Образование при этом должно носить опережающий характер, позволяющий обществу (профессиональному коллективу, нации, мировому сообществу) перейти от приоритета защиты в сложившихся ситуациях к приоритету предотвращения этих ситуаций, к устранению причин угроз, к обеспечению безопасности своей жизнедеятельности.

Важнейшим компонентом  образования, его системообразующим  стержнем, должны стать общеобразовательная  область «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) - в школе, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) - в учреждениях профессионального образования. Подготовка слоёв общества при этом должна выглядеть как на рисунке:

Общеобразовательная область  ОБЖ и дисциплина БЖД в целом  составляет комплексную образовательную область «Безопасность жизнедеятельности». Все разделы области тесно связаны не только друг с другом, но и с другими образовательными компонентами межпредметными связями, образуя общее поле подготовки молодёжи к жизни в новой эпохе. Структура образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» включает в себя разделы (модули):

· «Безопасное» (рациональное) поведение, индивидуальная защита в  опасных и чрезвычайных ситуациях (ОС и ЧС);

· Защита населения государством (Минобороны, МЧС, Минздрав и др.);

· Современный комплекс проблем безопасности (мировоззренческие  модули разных уровней в школе  и в профессиональных учебных  заведениях);

· Защита учреждений и  предприятий в ЧС;

· Обеспечение безопасности профессиональной жизнедеятельности для человека и среды его обитания (предотвращение ОС и ЧС).

Два последних раздела  различаются в профессиональных учебных заведениях различных специализаций. Можно выделить четыре основных направления  этих специализаций, принципиально  разнящихся между собой: техническое, гуманитарное, педагогическое и специальное (защитного, «силового» типа).

При изучении проблем  безопасности нельзя обойти вопроса  конфликтов между интересами личности, общества и его слоёв, государства  и человечества в целом. Каждый из этих субъектов имеет свою цель. Но результат, т.е. степень достижения цели, зависит не только от собственных действий субъекта, но и от действий других субъектов. Стремясь достичь своих целей, субъект должен согласовать свои действия с другими, чем-то поступиться, чтобы действия этих других не оказались направленными против его действий. Компромисс состоит в согласовании своих действий с другими, в необходимости чем-то поступиться. Реальный переход в новой эпохе к устойчивому развитию возможен только при компромиссе между разными народами и цивилизациями, государством и бизнесом, «зелёными» и «патриотами», «экологами» и «хозяйственниками», «глобалистами» и «антиглобалистами», защитниками «прав человека» и сторонниками несущей надежду общечеловеческой Хартии Земли.

Информация о работе Роль образования в процессе формирования культуры безопасности