Роль образования в процессе формирования культуры безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 21:49, реферат

Описание работы

Рассмотрение безопасность жизнедеятельности как категории социальной культуры, объединяющей личностный и деятельностный компоненты, дает основание утверждать: культура безопасности может определяться как деятельность человека, основанная на системе социальных норм, убеждений и ценностей, обеспечивающих, как сиюминутно, так и в будущем, сохранение его жизни, здоровья и необходимых условий жизнедеятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………2
Понятие общей культуры человека……………..…………………………..3 - 4
Общая теория безопасности…………………………………………..……..5 - 7
Культура безопасности……………………………………….…………..…8 - 13
Роль образования в процессе формирования культуры безопасности
Заключение………………………………………………………………………16
Список используемых источников………………………………………….….17

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

В общем случае конфликта  решения быть не может – не существует стандартного способа согласования несовпадающих интересов различных  субъектов. Однако существует класс  систем (субъектов), в которых отыскание  компромисса принципиально возможно. Положение, когда есть общая цель, Н.Н.Моисеев назвал ситуацией «путешественников в одной лодке», у которых помимо собственных интересов есть ещё один общий – доплыть до берега. Лодка одна, и успех этого общего дела зависит от общих усилий. Значит, имеются предпосылки для компромисса. Конечно, надо ещё определить необходимые, устраивающие всех условия, но это вопрос согласования, а не принципиальный.

Компромисс между интересами личности и общества в рамках нации  выработан веками и заключается  в нормах национальной морали и нравственности – основе существования сообщества. Признание всеми членами сообщества общих норм жизнедеятельности, следование этим нормам, предписывающим в определённых (не обязательно экстремальных) ситуациях предпочитать общественные интересы личным, является главным условием жизнеспособности сообщества. При создании государства компромисс интересов оформляется в виде законов государства, которые обязан выполнять и соблюдать каждый гражданин этого государства.

В новой ситуации на планете  очень важно нахождение компромисса между интересами стран, государств и человечества в целом, так как многие страны сегодня не выполняют научно обоснованных рекомендаций ООН по переходу на устойчивое развитие. Причины разные:

- отсталые страны считают  несправедливым ограничение их развития по пути, уже пройденному странами развитыми, пути, который обеспечивает современный комфорт населению и современные гарантии национальной безопасности (в виде, например, ядерных «сил сдерживания»),

- развитые страны, финансирующие  деятельность ООН, желают формировать её рекомендации по принципу «кто платит – тот и заказывает музыку», а «музыка», по их мнению, должна давать им определённые преимущества. Так появляется понятие «двойного стандарта» – что нельзя развивающимся, то можно им, развитым.

По-видимому, для перехода к обязательности исполнения принимаемых  ООН рекомендаций по проблемам глобальной безопасности должно пройти какое-то время, должны произойти настораживающие  события, которые изменят общее  отношение к этому вопросу. Сегодня ясно, однако, что только такая обязательность, подкреплённая единством понимания всеми жителями планеты судьбоносности выполнения принимаемых ООН рекомендаций, может в какой-то степени гарантировать дальнейшее устойчивое развитие цивилизации. Так же, как и в случае компромиссов между личностью и сообществом на этническом уровне, в основе компромиссов между государствами недостаточно иметь формальные международные соглашения. Необходимость компромисса между интересами личности, общества, государства и мирового сообщества требует, чтобы всё население планеты выработало, признало и руководствовалось в своей жизнедеятельности единой духовной основой в виде приоритета общечеловеческих ценностей.

Личность безопасного  типа поведения - основополагающая категория безопасности жизнедеятельности, отражающая ее генеральную цель, включает:

    • характерологические особенности человека по дихотомическому (по формуле исключенного третьего) разделению его активности на опасные и безопасные способы самореализации в окружающем мире;
    • необходимые мотивационные установки, интеллект, эмоции и волевые качества;
    • компетентности в обеспечении политической, экономической, правовой, социальной, нравственной, физической и другой защищенности человека;
    • комплекс гражданских качеств',
    • уровень культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль образования  в процессе формирования

культуры безопасности

 

В соответствии с потребностями  человека и общества XXI века, исходя из общих целей образования и  воспитания, а также целей гуманности и демократизации, важным является в изучении и освоении учащимися общеобразовательных учреждений интегрированных знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасность, жизнедеятельности, формирование желания, интереса, потребностей к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих.

Основные задачи:

1. Изучение  и освоение основ здорового  образа жизни, обеспечивающего  полноценное безопасное существование  и реализацию способностей и  запросов личности в повседневной  жизни.

2. Ознакомление  с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; изучение и освоение методов и приемов защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности и обществу в опасных и чрезвычайных ситуациях, снизить индивидуальные, коллективные риски.

3. Изучение  и освоение основ медицинских  знаний и правил оказания первой  медицинской помощи.

4. Изучение  современного комплекса проблем  безопасности жизни и жизнедеятельности,  формирующее у обучающихся научные взгляды на главные особенности постиндустриального периода перехода человечества в ноосферу, а также ценностные социально-значимые ориентации личности.

5. Развитие  способностей анализировать ситуации  и принимать безопасные решения  в быту, учебной и последующей профессиональной деятельности.

6. Формирование  представления об экологических,  социокультурных, экономических  особенностях малой Родины как  среды непосредственной жизнедеятельности  и сопричастности к ней в  процессе самоутверждения и самореализации.

7. Формирование  способности выбора морально-психологических  установок в условиях опасных  и чрезвычайных ситуаций.

8. Формирование  уважительного, ответственного отношения  к собственной безопасности и  безопасности окружающих людей,  бережного отношения к окружающей среде, навыков взаимодействия, сотрудничества, необходимых для разрешения и предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, осознание приоритетности безопасности во всех сферах деятельности.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Прежде всего, каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь.

Цицерон

 

Недостаточная подготовка населения в вопросах безопасного  поведения в разнообразных опасных  и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение частью населения правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами культуры поведения, личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причинами заболеваний, несчастных случаев и гибели людей.

Только через образование  можно обеспечить повышение общего уровня культуры населения страны, региона в области безопасности жизнедеятельности и снижение отрицательного влияния "человеческого фактора" на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в общеобразовательном учреждении через всестороннее рассмотрение вопросов в курсе "Культура безопасности жизнедеятельности", содержание которого охватывает теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций.

Ключевой идеей программы  является положение о том, что  для обеспечения личной, региональной, государственной и глобальной безопасности определяющую роль играет не столько  уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, сколько воспитание в человеке культуры безопасности жизнедеятельности.

 

 

 

Список используемых источников

 

  1. Век свершений и его мировоззрение. Моисеев Н. Н. М., 1974 С.64
  2. Сайт ООН - http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml «Повестка дня на XXI век», 1992
  3. Всестороннее развитие личности и культура Коган Л.Н. М.,1981. С.43
  4. Философия культуры. Межуев В.М. М., 1994 С.58
  5. Общая культура человека. Зимняя И. А. М., 2006
  6. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. Муравченко В.Б., Ковалев С.А.Изд-во Ом.ГУ, 2010 С.37
  7. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности. Учебно-методическое пособие для учреждений профессионального образования. Власова Л.М. Сапронов В.В., Шершнев Л.И. М., 2009
  8. Социальная сеть работников образования - http://nsportal.ru/zaitsev-yurii-sergeevich

 

 

 

 

1 Моисеев Н. Н. Век свершений» и его мировоззрение. М., 1974

2 http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml «Повестка дня на XXI век», 1992

3 Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. М.,1981. С.43

4 Межуев В.М. Философия культуры. М., 1994

5 Зимняя И. А. Общая культура человека. М., 2006

6 Муравченко В.Б., Ковалев С.А. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. Изд-во Ом.ГУ, 2010

7 Власова Л.М. Сапронов В.В., Шершнев Л.И. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности. Учебно-методическое пособие для учреждений профессионального образования. М., 2009.

8 http://nsportal.ru/zaitsev-yurii-sergeevich



 -  -


Информация о работе Роль образования в процессе формирования культуры безопасности