Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 14:48, реферат
Т. Миллер в своей книге уделяет очень большое внимание проблеме регулирования численности населения на Планете. По его мнению, есть два пути, по которым можно контролировать прирост населения: воздействовать или на коэффициент рождаемости или коэффициент смертности. Во-первых, по его мнению, можно ничего не предпринимать, чтобы снизить прирост населения, и позволить миллиардам людей умереть после того, как будет превышен максимально допустимый уровень возможной численности населения. Во-вторых, можно разработать глобальную антикризисную программу по снижению прироста, с тем, чтобы предотвратить катастрофу и гибель людей. Миллер предлагает 3 способа снижения прироста и численности населения в рамках второго пути: регулирование через экономическое развитие, через планирование семьи, через социально-экономические изменения.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт неразрушающего контроля
Кафедра ЭБЖ
Роль религиозных представлений в демографических проблемах.
Выполнил: студент гр.1ЕМ10
Чипизубова М.Г
Проверил: доктор хим.наук
Романенко С.В
Томск 2011
1.Методы регулирования численности населения
Т. Миллер в своей книге уделяет очень большое внимание проблеме регулирования численности населения на Планете. По его мнению, есть два пути, по которым можно контролировать прирост населения: воздействовать или на коэффициент рождаемости или коэффициент смертности. Во-первых, по его мнению, можно ничего не предпринимать, чтобы снизить прирост населения, и позволить миллиардам людей умереть после того, как будет превышен максимально допустимый уровень возможной численности населения. Во-вторых, можно разработать глобальную антикризисную программу по снижению прироста, с тем, чтобы предотвратить катастрофу и гибель людей. Миллер предлагает 3 способа снижения прироста и численности населения в рамках второго пути: регулирование через экономическое развитие, через планирование семьи, через социально-экономические изменения.
Регулирование через экономическое развитие
Правительство может повлиять на общую численность населения, стимулируя изменения в трёх главных демографических категориях: рождаемости, смертности и миграции. Почти все страны, за небольшим, исключением, снижают прирост населения, ограничивая иммиграцию, а в ряде случаев, поощряя эмиграцию в другие страны. Увеличение коэффициента смертности не является приемлемой альтернативой. Таким образом, именно на снижении коэффициента рождаемости сосредоточиваются основные усилия по снижению численности населения.
Экономическое развитие и переходный период естественного движения населения. Демографы изучили темпы прироста и убыли населения западноевропейских стран, которые индустриализировали свою экономику в 19-ом столетии. На основе полученных данных они разработали модель снижения численности населения, получившую название "переходный период естественного движения населения". Её основная идея состоит в том, что, когда государства переходят в разряд промышленно развитых, сначала в них резко падает смертность, а вслед за этим рождаемость. В результате быстрый рост замедляется, а затем показатели рождаемости и смертности выравниваются и постепенно численность населения сокращается.
Таким образом, переходный период состоит из 4х ярко выраженных стадий.
Первая стадия - допромышленная. На этом этапе промышленное развитие на низком уровне, санитарные и гигиенические нормы очень низкие, эффективных лекарств и системы медицинского и социального облуживания плохи или отсутствуют - высокая смертность. Население - в основном в сельской местности, труд - тяжёлый физический, смертность - высокая. Люди стремятся иметь много детей т.к. нужны рабочие руки, много детей в будущем обеспечат родителям старость, нужно страховать высокую детскую смертность "лишними" детьми, очень сильны культурные и религиозные убеждения, восхваляющие многодетность, отсюда высокая рождаемость. Если из высокой рождаемости вычесть высокую смертность - получится низкий прирост.
Переходный этап. Население урбанизируется, развивается промышленность, экономика, санитарные условия и социальная система - резко падает рождаемость. Культурные традиции ещё очень сильны, сельского населения ещё много и оно может пользоваться достижениями цивилизации, тяжёлый физический труд перемещается в города и помощники в семье ещё очень необходимы, нет системы пенсий, и дети остаются единственной надеждой родителей на спокойную старость. Вычтем из высокой рождаемости низкую смертность и получим высокий прирост.
Индустриальный этап - население урбанизируется, санитарно-гигиенические нормы сильно улучшаются и систематизируются, тяжкий труд заменяется интеллектуальным - смертность стабилизируется на очень низком уровне. В городах людям занятых в интеллектуальном труде дети не подспорье, их обучение в конкурентной экономике довольно дорого, развивается система пенсионного обеспечения, смертность на низком уровне - страховаться не надо, отсюда быстрое снижение рождаемости. Вычтем низкую смертность из низкой рождаемости - получится низкий прирост.
Постиндустриальный период. Престиж семьи с детьми падает, развивается эмансипация, феминизм, женщины уходят из дома на работу, пенсионная система полностью обеспечивает безбедную старость, ритм жизни ускоряется - рождаемость продолжает падать. В постиндустриальном обществе уровень девиации снижается, войны практические не ведутся, медицина развивается, продлевая жизнь, человек всё меньше зависит от природы - население стареет, при малом количестве людей моложе 15 лет, которые должны воспроизводить население.
Этот тип развития, по мнению Миллера, самым активным образом должен пропагандироваться в развивающихся странах. Но тут возникает проблема сокращения переходного периода! Культурная и социальные системы медленней всего приспосабливаются к экономическим изменениям и поэтому традиционность, религиозность, медленно вытесняются экономикой на второй план. Сейчас сложилась ситуация, когда развивающиеся страны имеют возможность пользоваться всеми благами цивилизации, что сильно снижает уровень смертности, но на культурном уровне эти страны ещё долгое время не будут соответствовать экономическому развитию, что продлит на долгие годы период резкого роста населения.
С другой стороны снижающаяся численность населения в развитых странах обусловливается снижающейся рождаемостью, которая в условиях постиндустриального общества не поддаётся искусственному стимулированию, объективно поднять рождаемость нельзя из-за условий жизни семьи в сверхмобильном обществе с бешеным ритмом жизни. В этом случае развитые страны могут прибегнуть к стимулированию иммиграции в свои страны, но это в свою очередь может подорвать национальную и этническую целостность этих стран.
Планирование семьи
Суть планирования семьи позаимствована у Мальтуса, который говорил: "Семья должна иметь ровно столько детей, сколько она может прокормить…" Но в то же время методы, которые сейчас для этой благой цели применяются контрацепция и даже аборты, были неприемлемы для него.
Планирование семьи основано на просветительских программах с одной стороны информирующих людей о демографической ситуации в их стране, с другой - показывающая причины этого на примере людей, с которыми ведётся просветительская работа. В программу просветительской работы входят: пропаганда контрацепции как мужской, так и женской, обучение эффективному дородовому кормлению и уходу за родившимся ребёнком, планирование нормального количества детей для каждой отдельной семьи. В программу также входит медицинское обслуживание.
Действенность такого метода неоднозначна. В таких странах как Китай и Индонезия эти меры позволили снизить темпы роста рождаемости, а таких странах как Индия, Бразилия, Бангладеш, Пакистан и страны Африки этот метод к особенным результатам не привёл. Автор приходит к мысли, что действенность этого метода зависит от политической воли государства и наличия достаточного финансирования институционализации планирования семьи как социального инструмента сокращения рождаемости.
Экономическое стимулирование сокращения рождаемости и др. факторы
Кроме вышеуказанных способов (экономическое развитие и планирование семьи) существуют чисто экономические и социальные методы сокращения численности населения. В некоторых странах семьям выплачиваются вознаграждения за "не рождение" ребёнка, мужчинам выплачиваются вознаграждения за стерилизацию. Например, в Китае семьи даже штрафуются, если родился незапланированный ребёнок. С одной стороны эти меры могут возыметь действие на сознательные слои населения, с другой - существует множество уловок, как, например, в случае со стерилизацией и вознаграждениями. Человек может нарожать 3-4 детей и уже потом законно потребовать деньги за стерилизацию. Или, например, люди, имеющие столько детей, сколько захотят вполне могут получить вознаграждение за то, что больше не будут иметь детей. В результате такие меры могут иметь нулевой эффект.
Опыт свидетельствует, что экономические вознаграждения и штрафы, предназначенные для сокращения фертильности, лучше воздействуют если они:
- Слегка подталкивают, а не заставляют людей иметь меньше детей
- Усиливают существующие обычаи и традиции иметь небольшие семьи
- Не наказывают людей, которые уже создали большие семьи до принятия программы
- Увеличивают доход и размеры землевладения бедной семьи
Регулирование численности населения через социально-экономические изменения
• Экономические стимулы - вознаграждения и штрафы для поощрения сокращения рождаемости.
• Около 20 стран выплачивают небольшие денежные вознаграждения гражданам, которые соглашаются применять контрацептивы или подвергнуться стерилизации.
• Улучшение условий жизни женщин.
• Иммиграция из других стран.
Например, в Китае семейные пары штрафуются, если число детей в семье больше определенного количества, обычно одного или двух. Семьи, в которых число детей превышает установленный лимит, могут быть лишены бесплатного медицинского обслуживания, им сокращают продовольственные пайки, их в первую очередь увольняют с работы. Вместе с наказаниями разработана и система поощрений в виде оплачиваемого отпуска женщинам, перенесшим стерилизацию и аборт; ежемесячного пособия семье с одним ребенком; преимуществ семей с одним ребенком при обеспечении жильем и т.д.
Другой социально-экономический путь регулирования численности населения – улучшение условий жизни женщин. Многочисленными исследованиями доказано, что образование является сильнейшим фактором, заставляющим женщину иметь меньше детей. Образованные женщины с большой вероятностью будут зарабатывать на жизнь вне дома, а не ограничиваться только воспитанием ребенка. Они позже выходят замуж, сокращая тем самым свои репродуктивные годы, и меньше теряют детей в младенчестве.
Правительства большинства стран регулируют численность населения, разрешая небольшую иммиграцию из других стран. Ряд государств поощряет эмиграцию в другие страны, чтобы снизить пресс населения. И лишь немногие государства, в основном Канада, Австралия и США, разрешают значительную иммиграцию.
2. Роль религиозных представлений в демографических проблемах.
Необходимость в планировании семьи возникла лишь в современную эпоху, когда резко снизилась смертность населения. В США активным борцом за регулирование рождаемости была М.Сэнгер, которая в 1914 основала Национальную лигу регулирования рождаемости и начала издавать журнал, пропагандирующий соответствующие идеи не только в разных городах США, но и в Японии, Китае и Индии. Ею же были организованы первые клиники, где оказывалась нужная помощь. Поначалу деятельность Сэнгер и ее последователей встречала сопротивление и даже преследовалась.
Все конфессии в США, равно как и в Европе, вначале выступали против планирования семьи. И протестантское, и католическое понимание этой проблемы отражало состояние доиндустриальной Европы, в которой только высокая рождаемость могла обеспечить выживание общества в условиях высокой смертности от чумы, голода, войн и религиозных гонений. Принадлежавший к англиканской церкви Т.Мальтус – первый, кто показал, что быстрый рост народонаселения ведет к снижению его благосостояния, – тем не менее выступал против контрацепции. Шведский экономист К.Викселль за пропаганду ограничения численности семьи был заключен в тюрьму. Позицию протестантской церкви отражали и закон Комстока, и репрессивное законодательство 46 штатов США. Однако сопротивление протестантов регулированию рождаемости проистекало скорее из пуританского нежелания обсуждать вопросы пола, чем из жестких религиозных доктрин. Поэтому позиция менялась. Вначале движение за регулирование рождаемости возглавили именно протестанты и свободомыслящие люди, но со временем и другие конфессии пришли к заключению, что использование контрацепции – не только право человека, но и его обязанность. В период с 1930 по 1961 многие религиозные организации США и Канады, включая Национальный совет церквей Христа в США (федерацию протестантских и православных общин), выразили положительное отношение к планированию семьи с применением одобренных врачами методов контрацепции.
Эти изменения в позиции протестантской церкви отражали общие настроения в обществе. Великая депрессия 1930-х годов привлекла внимание к трудностям, испытываемым большими семьями; при этом, однако, опасались снижения рождаемости, которое могло привести к значительному уменьшению численности населения. С повышением жизненного уровня и рождаемости в западных странах в 1940-х годах внимание переключилось на слаборазвитые регионы с их беспрецедентным ростом населения. Перед планированием семьи как нравственной обязанностью ставились в основном следующие цели: 1) улучшить положение детей и благосостояние родителей путем увеличения интервалов между родами и ограничением общего их числа; 2) освободить супружеские отношения от опасений нежелательной беременности; 3) избежать последствий продолжающегося быстрого роста народонаселения.
Главное противодействие движению за регулирование рождаемости исходит от Римско-католической церкви. Папа Пий ХI заявил, что «любое преднамеренное действие супругов, которое препятствует естественной способности порождать жизнь, есть преступление против божественного закона...». Та же точка зрения была высказана в 1951 Пием XII. Это привело к борьбе против либерализации законов 19 в., запрещающих контрацепцию; изгнанию из контролируемых католической церковью больниц тех врачей, которые выступали за планирование семьи; лишению поддержки благотворительных организаций, рекомендовавшим регулирование рождаемости; запрещению прихожанам голосовать за тех политических деятелей, которые за него ратовали. Однако в 1952 Римско-католическая церковь одобрила новый тогда ритмический метод регулирования рождаемости как «естественный», в отличие от остальных – «искусственных». В последнее время, как это было и в других конфессиях, либеральное крыло священников и простых католиков выступает за смягчение отношения к контрацепции. Тем не менее официальная позиция Римско-католической церкви не изменилась.
Информация о работе Роль религиозных представлений в демографических проблемах