Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 14:48, реферат
Т. Миллер в своей книге уделяет очень большое внимание проблеме регулирования численности населения на Планете. По его мнению, есть два пути, по которым можно контролировать прирост населения: воздействовать или на коэффициент рождаемости или коэффициент смертности. Во-первых, по его мнению, можно ничего не предпринимать, чтобы снизить прирост населения, и позволить миллиардам людей умереть после того, как будет превышен максимально допустимый уровень возможной численности населения. Во-вторых, можно разработать глобальную антикризисную программу по снижению прироста, с тем, чтобы предотвратить катастрофу и гибель людей. Миллер предлагает 3 способа снижения прироста и численности населения в рамках второго пути: регулирование через экономическое развитие, через планирование семьи, через социально-экономические изменения.
С рассуждениями о пределах роста экономики непосредственно связана и проблема народонаселения. Может ли население Земли расти беспредельно? Нет. Для каждого конкретного общественного строя и качественно определенного характера технологии производства может быть вполне определенный оптимальный уровень населения. Этот уровень можно рассчитать на основе учета реальных потенций общественного производства и природной среды. Можно полагать, что для будущего общества проблемы населения просто не будет. Но сегодня проблема населения стоит очень остро и прежде всего потому, что и здесь техническая цивилизация достигла предела своего развития, создав избыточное население в силу как социальных, так и природных, но не продовольственных причин.
Демографические проблемы осложняются прежде всего устаревшими национальными и религиозными традициями в сочетании со стихийностью в распределении и использовании трудовых ресурсов, с одной стороны, и контрастами в распределении национального богатства — с другой. Избыточный рост населения, которым прежде всего отличаются, как правило, слаборазвитые страны не является фатальным. Опыт истории промышленно развитых стран показывает, что по мере роста культуры и грамотности населения, развития промышленного потенциала и вовлечения женщин в учебу и производственную деятельность рождаемость, как правило, начинает убывать, приходя к некоторой весьма скромной величине. Это общая тенденция в динамике численности населения.
На всемирной конференции по народонаселению и развитию (Каир, сентябрь 1994г.) развернулась полемика вокруг отношения к абортам и планированию семьи. Одним из аспектов этой полемики стало выяснение того, как понимают и оценивают то и другое представители различных вероисповеданий с религиозной точки зрения.
Планирование семьи, то есть определение интервала между рождаемостью детей, не возбраняется с точки зрения религии. Решение этой проблемы было известно в исламском праве и Шариате под названием азль («прерванный половой акт»).
Цель планирования семьи – не произвести огромное и бесполезное множество детей, а вырастить потомство, сильное во всех отношениях, получившее полноценное воспитание во всех его направлениях: умственном, физическом, нравственном, духовном, социальном.
Подобное воспитание мы можем дать только в том случае, когда действительно обладаем соответствующими возможностями. На это должны обратить свое внимание семьи, отцы, матери. Таким образом, с подобной точки зрения планирование рождаемости не имеет каких-либо преград.
Вместе с тем вопрос пропитания не должен быть единственным поводом, побудившим планировать семью. Всевышний Аллах распределил блага на земле для всех людей до их сотворения. Правильное воспитание и ориентация, здоровье матери и возможность отца дать воспитание – вот то, что должно быть причиной планирования семьи.
Однако есть противники такой концепции планирования. В доказательство они приводят следующий хадис: «Умножайтесь, воистину, я буду гордиться вами пред другими общинами». «Умножайтесь» понимается ими, как абсолютное, неограниченное увеличение потомства. Как к этому относиться?
Слово «умножайтесь», упомянутое в хадисе, не означает, что мы должны открывать врата настежь, безмерно умножая потомство и не давая ему должного воспитания. Нет, вовсе не в этом заключается смысл хадиса.
Механическое увеличение только количества детей не принесет исламской умме пользы. Речь идет об «умножении» потомства в тех рамках, в которых мы способны дать ему правильное воспитание.
Прерывание беременности в Исламе рассматривается и оценивается именно с точки зрения святости и нерушимости жизни. В Исламе защищены права наиболее беспомощных и беззащитных, не только мусульман, но и всех остальных, верующих и неверующих. И отношение к аборту в нём достаточно бескомпромиссное и твёрдое: он является убийством, большим грехом. Причём, грехом не только с религиозной, но и просто с человеческой точки зрения. Это касается не только женщины, идущей на этот шаг, но и всех людей, которые подталкивают ее к совершению такого поступка.
В Исламе аборт допустим только в крайнем случае, когда точно установлено, что роды угрожают жизни матери. Но самое главное - надо помнить, что несмотря ни на какие заключения, родители сами принимают решение - оставлять беременность или нет. Ведь во многих случаях подобные прогнозы оказывались лишь опасением врачей и желанием снизить риск. В таких ситуациях решающим фактором успешных родов является сильное желание иметь детей и всецелое полагание на Аллаха.
Хосни Мубарак, президент Египта
Мы твердо убеждены, что нет противоречия между религией и наукой, между духом и материей или между требованиями модернизации и необходимостью идентичности, ибо праведная человеческая жизнь опирается на согласие между всеми этими факторами... Серьезность демографических проблем развивающихся стран требует интенсификации усилий по контролю демографического роста в соответствии с базовыми ценностями каждого общества, его небесными законами и религиозными принципами… Приемлемая формула решения проблемы народонаселения должна находиться в соответствии с религиозными верованиями и ценностями для того, чтобы породить энтузиазм добровольного участия. Египет отвергает любую политику населения, основанную на навязывании и принуждении. Центр тяжести этой политики - в повышении осведомленности людей о проблемах населения Египта …Благодаря демографической политике последнего времени темпы роста населения снизились с 2,8% в 1980 г. до 2,2% в 1994. Число семей, охваченных программой планирования семьи, выросло с 28 до 50%.
Гро Харлем Брундтланд, премьер-министр Норвегии
Иногда религия становится главным препятствием предоставлению услуг по планирование семьи. Это происходит тогда, когда планирование семьи превращается в вопрос морали. Но мораль не может ограничиваться вопросами контроля сексуальности или защиты зародыша. Мораль требует также дать выбор каждому человеку, отказаться от санкций всех видов, устранить все препятствия и избежать личной трагедии. Мораль превращается в лицемерие, если она допускает страдания или смерть матери из-за нежеланной беременности или нелегального аборта, появление нежеланных детей, живущих в нищете… Я тщетно пыталась понять, как выражение "охрана репродуктивного здоровья" можно истолковать как пропаганду аборта или квалифицировать аборт как средство планирования семьи… Я рада заявить, что общее число абортов в Норвегии после легализации аборта не изменилось, тогда как число нелегальных абортов упало до нуля. Наш уровень абортов - один из самых низких в мире.
Беназир Бхутто, премьер-министр Пакистана
Пакистан не может добиться прогресса, если он не остановит рост своего населения. Поэтому многочисленные демографические программы и программы планирования семьи реализуются в нашей стране. Тысячи "общинных агитаторов" были назначены для пропаганды планирования семьи. Мы должны стремиться к тому, чтобы обеспечить для матерей и их детей будущее, свободное от болезней. Лидерам наций приходится принимать решения, которые часто бывают непопулярными. Но узколобому меньшинству не должно быть позволено навязывать стране повестку дня отсталости. Мечети и церкви должны внести свой вклад в эту борьбу в такой же мере, как правительства и неправительственные организации…
Пакистан будет следовать в своей политике законам Ислама. Все процессы должны быть согласованы с непреходящим исламским моральным принципом святости жизни и придания особого значения семейной ячейке. Ислам не позволяет убивать детей и следовательно не признает аборт как средство планирования семьи.
Амаду Али Диав, заместитель генерального директора Исламской организации по образованию, науке и культуре
Любая система регулирования рождаемости, которая хочет быть долговременной и эффективной, должна строиться на культурно и духовно приемлемой основе. Вечные заветы Ислама запрещают мусульманам любое своеволие, в том числе и в том, что касается аборта. Впрочем, все религии рассматривают аборт как преступление. Никто не вправе разрушить жизнь, которая является божественным, а не человеческим достоянием… Международное сообщество должно сделать все, чтобы обеспечить женщине доступ к среднему и высшему образованию, которое представляет собой важнейшее средство, позволяющее женщинам на всех уровнях сделать справедливый выбор и добиться лучшего качества жизни. В самом деле, повышение статуса женщины связано прежде всего с ее образованием, которое, в конечном счете, есть лучший контрацептив.
Архиепископ Ренато Рафаэль Мартино, Ватикан
Право ответственно принимать решения, касающиеся числа детей и времени их появления, принадлежит родителям, которые не должны подвергаться никакому насилию или давлению со стороны властей. Но эти последние должны позаботиться о том, чтобы люди располагали всей необходимой информацией. Нужно быть бдительными, чтобы исключить злоупотребления, связанные с программами планирования семьи… Надо сосредоточиться на семье, основанной на браке. Святой Престол не поддерживает рождение детей любой ценой. Он подчеркивает ответственность, с которой родители должны принимать решение о рождении ребенка. Эта ответственность касается не только их самореализации, они должны быть ответственны также перед Богом, перед новой жизнью, которую они принесут в мир, перед своими уже рожденными детьми, перед своей семьей, а также перед обществом с учетом правильной иерархии моральных ценностей.
Святой Престол весьма озабочен тем, что проект программы, говоря о безответственном и опасном поведении, довольствуется тем, что рекомендует средства для уменьшения связанного с таким поведением риска, вместо того, чтобы рекомендовать изменить само поведение. Что касается аборта, Святой Престол считает, что новые жизни с самого начала имеют право быть с радостью приняты и семьей, и обществом. Святой Престол отвергает все попытки, направленные на ослабление семьи или изменение определения этого понятия и придания статуса семьи другим формам организации жизни. Концепция "права на аборт", содержащаяся в проекте, была бы нововведением для мирового сообщества и противоречила бы законам и конституциям многих стран, равно как вере и убеждениям многих людей.
Заявление Всемирного Совета Церквей
Хотя существуют различные позиции среди церквей - членов ВСЦ, многие из них отстаивают право семей регулировать рождаемость различными методами. Мы не признаем использования аборта как метода планирования семьи. Тем не менее, некоторые члены ВЦС полагают, что споры по поводу аборта без учета конкретных условий жизни женщин, в контексте которых приходится принимать решение о производстве аборта, не заслуживают доверия. Растущее число церквей признает, что несправедливое обращение с женщинами и их систематическая эксплуатация делают обращение к безопасному, добровольному аборту моральной необходимостью. Догматическое утверждение, которое настаивает на святости жизни, но игнорирует контекст, в котором происходит зачатие, не способно привести это утверждение в соответствии с реальными обстоятельствами жизни.
Мухаммад Али Ташкири, Иран
Следуя учению Ислама, Иран поддерживает право супругов принимать решение о числе детей и времени их рождения, но заботится о том, чтобы права нерожденных детей не были нарушены посредством аборта. Осуждая аборт, Иран достиг значительных успехов в регулировании деторождения, внедряя эффективные программы планирования семьи… Половое воспитание и предоставление информации о репродуктивном и сексуальном здоровье детям и подросткам может иметь опасные социальные последствия, и Иран категорически против этого. Необходимо защищать молодежь от любых аморальных действий и охранять ее здоровье.
Даниель Магвайр, Председатель религиозной консультации по населению, репродуктивному здоровью и этике
Я - католический теолог, учившийся в римском университете, аккредитованном при Ватикане. В моем лице вы слышите голос тех католиков, чья точка зрения не была представлена Ватиканом на этой конференции.
Широкий консенсус был достигнут на Конференции по следующим пунктам: проблемы населения не могут быть решены, пока женщины не станут образованными и равноправными; родители должны иметь надежу на то, что их дети будут жить; развитие должно быть направлено на устранение бедности, а не отдано на откуп бессодержательной, обсуживающей саму себя экономики; более богатые нации должны ограничить свое расточительное потребление; силы, разрушающие Землю, должны быть поставлены под контроль; контрацепция и безопасный аборт должны быть доступны тем, кто в них нуждается. Выделение всех этих шести пунктов подразумевает, что надежда - это лучшая контрацепция.
План действий призывает к огромной культурной революции. Он призывает мужчин разделить власть с женщинами, богатые нации - поддержать бедные, разработчиков проектов - поставить природу выше прибыли. Без помощи религий мира эта необходимая моральная революция не произойдет.
К сожалению, из-за идиосинкратической концентрации Ватикана на шестом пункте - контрацепции и абортах, моральный триумф проекта программы действий был ослаблен, и религия снова предстала как нечто вроде айсберга на пути прогресса. Заняв жесткую позицию в спорном вопросе, по которому добрые люди могут иметь разные мнения, не теряя взаимного уважения, Ватикан отошел от католической традиции терпимости (называемой пробабилизмом) и оскорбил другие мировые религии, которые расходятся с ним во взглядах на контрацепцию и аборт.
Религиозные эксперты, представляющие взгляды буддистов, мусульман, иудеев, протестантов и католиков, которые встречались вчера, все не согласны с непродуктивной позицией Ватикана в вопросе о контрацепции и абортах. Никто не поддержал позицию Ватикана по вопросу об опасном аборте - о том, что единственный моральный путь избежать его - это воздержание, ибо из нее следует, что женщина, которая погибает от такого аборта, того заслуживает.
Церковь Эвтаназии — политическая организация, основанная Крисом Корда в городе Бостоне штата Массачусетс в США.
По заявлению Криса Корды, во сне ему явился дух Земли, который сообщил, что существует опасность для всего живого из-за перенаселённости людей, и нужно спасать экосистему. После этого Крис и основал Церковь, главным лозунгом которой стало «Убей себя, спаси планету!» (англ. «Save the Planet, Kill Yourself»).
Информация о работе Роль религиозных представлений в демографических проблемах