Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:21, реферат
Необходимость образования государственных систем защиты населения и территорий как в России, так и за рубежом была, в свое время, обусловлена ростом военных угроз, созданием и развитием средств поражения.
В России (бывшем СССР) проблемы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, впервые на государственном уровне были подняты сразу после гражданской войны, что было вызвано появлением, а затем бурным развитием авиации и ее возросшими возможностями нанесения ударов по тыловым объектам страны. Решение этих вопросов было возложено на систему местной противовоздушной обороны, образованную в 1932 г.
Оглавление
Необходимость образования государственных систем защиты населения и территорий как в России, так и за рубежом была, в свое время, обусловлена ростом военных угроз, созданием и развитием средств поражения.
В России (бывшем СССР) проблемы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, впервые на государственном уровне были подняты сразу после гражданской войны, что было вызвано появлением, а затем бурным развитием авиации и ее возросшими возможностями нанесения ударов по тыловым объектам страны. Решение этих вопросов было возложено на систему местной противовоздушной обороны, образованную в 1932 г.
Во время войны и в послевоенный восстановительный период силы МПВО не только успешно спасали население во время авиационных и артиллерийских ударов противника, разбирали завалы, осуществляли первичное жизнеобеспечение населения, обезвреживали неразорвавшиеся авиабомбы и снаряды, разминировали здания и сооружения, но и восстанавливали водопровод и канализацию, линии связи и электроснабжения, командные пункты и другие важные гражданские объекты.
С появлением ядерного оружия, созданием ракетных средств его доставки особую остроту и важность приобрели проблемы защиты населения и территорий от оружия массового поражения. В связи с этим в 1961 г. МПВО была преобразована в систему гражданской обороны.
В чем же в принципе состояло отличие системы гражданской обороны от МПВО?
Во-первых, система защитных мер гражданской обороны должна была обеспечить защиту населения и территорий от поражающих факторов качественно нового оружия - оружия массового поражения.
Во-вторых, значительно расширился круг задач, решаемых гражданской обороной, включая создание условий, необходимых для работы промышленности в военное время и обеспечения всем необходимым граждан, выживших в ядерной войне.
В-третьих, совершенно по-иному должна была решаться задача по ликвидации последствий нападения противника в виде огромных массовых разрушений, предусматривающая при этом оказание помощи одновременно сотням тысяч пострадавших.
В-четвертых, мероприятиям гражданской обороны был придан общегосударственный и общенародный характер, они планировались и реализовывались на всей территории страны.
В 80-е годы несколько
уменьшилась международная
В середине 1989 г. Верховным Советом СССР в структуре правительства СССР был создан специальный орган - Государственная комиссия Совета Министров СССР по ЧС, а 15 декабря 1990 г. постановлением Совета Министров СССР создается Государственная система по предупреждению и действиям в ЧС, которая объединила органы управления, силы и средства, в компетенцию которых входило решение задач по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
17 июля 1990 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято Постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей». Реализуя это постановление. Совет Министров РСФСР Постановлением от 27 декабря 1990 г. № 606 образовал Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР, а Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 г. № 1617-1 Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР).
Указом Президента РСФСР от 19.11.91 г. № 221 ГКЧС РСФСР был вновь реорганизован. На базе Госкомитета и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР, который после еще ряда преобразований в 1994 г. был реорганизован (Указ Президента РФ от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти») в Министерство РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В результате указанных выше реорганизаций образовался федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Постановлением правительства РФ от 18 апреля 1992 г. № 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (сокращенно РСЧС), преобразованная 5 ноября 1995 г. постановлением Правительства РФ № 1113 в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основной целью создания
этой системы было объединение усилий
федеральных органов исполнител
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» основными задачами созданной системы являются:
На федеральном уровне законодательную и нормативную правовую основу построения и функционирования РСЧС составляют Конституция РФ, более 60 федеральных законов, свыше 120 постановлений правительства РФ, около 300 ведомственных приказов, положений и инструкций, регулирующих деятельность органов государственной власти в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Основными из них являются следующие федеральные законы: «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О государственном материальном резерве», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О гражданской обороне» и другие.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
Организационная структура
системы строится по территориально-
Говоря об уровнях РСЧС, необходимо отметить, что к федеральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения федеральных органов исполнительной власти.
Региональный уровень РСЧС образован за счет районирования территории России по семи регионам. В состав РСЧС входят: Центральный (г. Москва), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (г. Ростов-на-Дону), Приволжский (г. Самара), Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Красноярск) и Дальневосточный (г. Хабаровск) регионы. Каждый регион охватывает территории нескольких субъектов РФ.
К территориальному уровню относятся органы исполнительной власти, силы и средства субъектов РФ с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на их территориях.
Местный уровень охватывает территории муниципальных образований, а объектовый - территорию предприятия, учреждения, организации.
Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Управление РСЧС заключается в целенаправленной деятельности руководящего состава и органов управления по развитию и совершенствованию РСЧС, поддержанию ее территориальных и функциональных подсистем в готовности к решению возложенных на них задач и практическому их выполнению в повседневной деятельности, при угрозе возникновения и возникновении ЧС.
Система управления РСЧС строится по территориально-
Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство функционированием РСЧС возложено на МЧС России. В целях координации деятельности органов управления, сил и средств на всех уровнях управления РСЧС создаются координирующие органы - комиссии по ЧС.
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» созданы и функционируют:
на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС (МВК);
ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;
на территориальном уровне - комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ (КЧС);
на местном уровне - комиссии по ЧС органов местного самоуправления;
на объектовом уровне (в организациях) - объектовые комиссии по ЧС.
Положение о Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и ее состав утверждаются правительством РФ.
Основными задачами Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС являются: