Основными задачами
ведомственных комиссий по ЧС являются:
- координация деятельности по разработке и осуществлению организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования отраслей экономики в ЧС;
- участие в разработке и выполнении федеральных целевых программ и научно-технических программ в области защиты населения и территорий от ЧС;
- участие в обеспечении готовности ведомственных органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, координация действий при ликвидации ЧС на объектах, подведомственных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, включая эвакуацию персонала объектов;
- координация действий при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС;
- создание и руководство использованием ведомственных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- участие в проведении мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, а также по реализации прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- участие в разработке отраслевых норм и правил безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правил защиты персонала организаций и объектов от ЧС;
- координация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала подведомственных организаций к действиям в ЧС;
- организация работы по аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей.
При ведомственных комиссиях
по Ч могут создаваться структурные штатные
подразделения, состав которых определяется
министерством, ведомством, организацией
в зависимости от возможных объемов работ
по ликвидации возникших чрезвычайных
ситуаций.
Основными задачами
комиссий по ЧС органов исполнительной
власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления являются:
- координация деятельности подсистем и звеньев РСЧС на подведомственных территориях;
- участие в разработке государственных целевых и научно-технических программ по проблемам защиты населения и территорий от ЧС;
- участие в разработке и проведении мероприятий по предотвращению ЧС, уменьшению ущерба от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- участие в обеспечении готовности органов управления, сил и средств субъектов РФ к действиям в ЧС;
- организация формирования системы экономических и правовых мер, направленных на предупреждение ЧС, обеспечение защиты населения и территорий;
- создание резервных фондов финансовых и материально-технических ресурсов, используемых для покрытия расходов на предупредительные мероприятия, содержания и обеспечения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований, ликвидации ЧС и оказания помощи пострадавшим;
- координация деятельности комиссий по ЧС на подведомственной территории;
- организация взаимодействия с комиссиями по ЧС соседних территорий, региональными центрами МЧС России, военным командованием и общественными организациями по вопросам сбора и обмена необходимой информацией, а в случае необходимости - направление сил и средств для ликвидации ЧС;
- координация действий сил в ходе возникновения, развития ЧС, а также в период их ликвидации; организация привлечения сил и средств к аварийно-спасательным, аварийно-восстановительным и другим неотложным работам;
- организация обучения и подготовки населения к действиям в ЧС, подготовки и повышения квалификации специалистов РСЧС.
Основными задачами объектовых
комиссий по ЧС (руководителей организаций)
являются:
- организация разработки и проведения мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности ПОО, обеспечению устойчивости функционирования объектов при возникновении ЧС;
- организация работ по созданию и поддержанию в готовности локальных систем оповещения и контроля на ПОО;
- координация действий сил при ликвидации ЧС на объектах и эвакуации персонала объектов;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и руководство их использованием;
- организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала объектов к действиям в ЧС.
Рабочими органами КЧС являются соответствующие постоянно
действующие органы управления РСЧС, специально
уполномоченные на решение задач в области
защиты населения и территорий от ЧС (органы
управления ГОЧС).
На федеральном уровне таким органом управления является МЧС
России.
На региональном уровне комиссии по чрезвычайным ситуациям
не создаются, а органами управления являются региональные центры по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий,
которые созданы в каждом регионе для
осуществления полномочий МЧС России
на территории военного округа. Размеры
региональных центров определены Указом
Президента РФ от 27 июля 1999 г. № 900 «О военно-административном
делении Российской Федерации».
На региональный центр возлагаются
следующие основные задачи:
- реализация единой государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС на территории соответствующего региона;
- участие, по решению МЧС России, в организации и ведении ГО, защите населения и территорий от ЧС на территории соответствующего региона;
- координация функционирования территориальных подсистем РСЧС;
- сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС;
- управление - в пределах своих полномочий - соединениями, воинскими частями и организациями ГО, дислоцированными на территории соответствующего региона РФ, поисково-спасательной службой МЧС России;
- планирование в установленном порядке применения войск ГО в соответствии с основными задачами, возложенными на них в мирное время;
- закупка материально-технических средств для содержания соединений и воинских частей войск ГО, поисково-спасательной службы по утвержденной номенклатуре снабжения и штатно-табельной потребности;
- финансирование мероприятий по ликвидации последствий ЧС за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, а также организация финансирования органов управления по делам ГО и ЧС, укомплектованных военнослужащими, подчиненных соединений и воинских частей войск ГО, поисково-спасательной службы;
- обеспечение мероприятий по сохранению информации, составляющей государственную тайну, по развитию специальной связи и защите служебной информации.
На территориальном
уровне органами управления ГОЧС являются министерства,
комитеты, главные управления, управления
по делам ГО и ЧС, создаваемые в составе
или при органах исполнительной власти
субъектов РФ;
на местном
уровне - органы управления ГОЧС (управления,
отделы), создаваемые при органах местного
самоуправления;
на объектовом
уровне (в организациях) - отделы, секторы (специально назначенные
лица) по делам ГО и ЧС организаций.
В целях обеспечения
непрерывного оперативного управления
РСЧС, обработки и передачи оперативной информации создаются органы
повседневного управления - дежурно-диспетчерские
службы, включающие в себя:
- оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС субъектов РФ, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные), в том числе Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;
- дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.
Для непосредственного
управления ликвидацией конкретной
чрезвычайной ситуации на базе органов управления ГОЧС могут создаваться
нештатные органы управления - оперативные
штабы или оперативные группы.
Органы обеспечения
непрерывного оперативного управления размещаются на повседневных пунктах управления (ПУ).
В системе
управления РСЧС предусмотрено создание следующих пунктов управления:
- на федеральном уровне - повседневного ПУ, запасных ПУ -городского и загородного, воздушного ПУ на базе самолета, полевых ПУ на базе автомобилей высокой проходимости, а также мобильного ПУ;
- на региональном уровне - повседневного ПУ, запасного ПУ, воздушного ПУ на базе вертолета, полевого ПУ на базе автомобилей высокой проходимости;
- на территориальном и местном уровнях - повседневного ПУ, полевого ПУ на базе автомобилей высокой проходимости.
Системы связи и оповещения
РСЧС представляют собой организационно-техническое
объединение сил и средств связи и оповещения,
а также каналов общегосударственной,
ведомственных и коммерческих сетей связи,
обеспечивающих передачу информации и
сигналов оповещения в интересах органов
управления ГОЧС. Они базируются на стационарных
и подвижных узлах связи органов управления
ГОЧС.
Непосредственное оповещение
населения об угрозе или возникновении ЧС в системе оповещения РСЧС осуществляется комбинированным
путем, для чего используются электросирены,
проводные средства связи и оповещения,
местные сети проводного и эфирного радиовещания,
телевидение.
СИЛЫ И СРЕДСТВА РСЧС
Важнейшей составной частью РСЧС
являются ее силы и средства,
выполняющие следующие основные задачи:
- осуществление мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и ПОО с целью прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, своевременное доведение мониторинговой, прогнозной и другой информации до органов управления РСЧС;
- ликвидация ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС;
- проведение эвакуационных мероприятий при эвакуации населения из зон ЧС в безопасные районы;
- проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий при ЧС;
- восстановление и поддержание общественного порядка в зонах ЧС;
- поддержание личного состава формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, его обучение и повышение профессиональной квалификации;
Силы и средства РСЧС
подразделяются на силы и средства
наблюдения и контроля и силы и
средства ликвидации ЧС.
К силам и
средствам наблюдения и контроля
РСЧС относятся:
- службы и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на ПОО и прилегающих к ним территори<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b