Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 23:13, реферат
Цель работы - проинформировать окружающих о возможной опасности со стороны влияния сект, раскрыть методы психологического влияния на психику и мировоззрение человека и изучить последствия влияния этих методов на социальную адаптацию и ценностные ориентации членов сект.
Введение. Социальные опасности и угрозы.
Основная часть.
Секты как социальная инфекция.
Кем являются создатели сект в Украине.
Кто становится жертвами и почему.
Как не стать жертвой.
Как распознать секту.
Обстановка в Украине.
Об ограничении деятельности сект.
Выводы.
План работы:
Введение. Социальные опасности и угрозы.
Основная часть.
Выводы.
Цель работы - проинформировать окружающих о возможной опасности со стороны влияния сект, раскрыть методы психологического влияния на психику и мировоззрение человека и изучить последствия влияния этих методов на социальную адаптацию и ценностные ориентации членов сект.
Введение. Социальные опасности и угрозы. Проблема защиты человека от опасности в различных условиях его существования возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На рассвете человечества это были опасные природные явления, представители биологического мира. Со временем стали появляться опасности, создателями которых являлись сами люди.
И на сегодняшний день человечество больше всего страдает именно от этого рода опасностей. Только в дорожно-транспортных происшествиях каждый год погибает более 5000 человек. Ежегодно в Украине возникает более 50 тыс. пожаров, во время которых гибнет более 2 тыс. человек. Статистические данные подтверждают, что больше всего людей погибает, становится инвалидами, заболевает от непосредственной опасности природного, техногенного, антропогенного, биологического и социального происхождения. Интерес автора этой работы обращен именно к последней из перечисленных групп – социальные опасности.
Социальными называются опасности, которые получили широкое распространение в обществе и те, которые угрожают здоровью и жизни людей. Хотя для освещения центральной темы этой работы есть еще одно неплохое определение, на мой взгляд более подходящее. Социальные опасности – это действия одних классов, групп, слоев, личностей, направленные (преднамеренно или бессознательно) на уничтожение других. А также лишение их жизненно важных условий и объектов, причинение ущерба, ведущего к физической и духовной деградации, разрушению личности, этноса, общества, государства. Вот так.
Социальные опасности часто проявляются в виде массовых протестов, волнений, социальных взрывов и т.п. Главными показателями социальных угроз являются темпы нарастания неблагоприятных процессов в социальной структуре и отношениях субъектов, сфере социального обеспечения жизнедеятельности людей.
Распространение социальных угроз обусловлено особенностями поведения людей отдельных социальных групп. Социальные опасности очень многочисленны. К ним, например, относятся все противоправные (незаконные) формы насилия (бандитизм, разбой), употребление веществ, которые нарушают психическое и физиологическое равновесие человека (алкоголь, наркотики), курение, самоубийства, мошенничества, шантаж, и т.д. , способные причинить вред здоровью людей.
Одной из
наиболее опасных
Секты как социальная инфекция. На сегодняшний день в некоторых странах постсоветского пространства, в том числе и в Украине, сложилась крайне опасная ситуация в отношении действующих на их территории сект. Их представители активно добиваются власти, в то время как в украинском законодательстве отсутствует правовая база, направленная на ограничение деятельности сектантов. Не будет лишним указать, что и в соседней России ситуация аналогична.
На данный момент не существует единого определения такого понятия, как секта, правильнее будет сказать, что существуют многие десятки определений. Это связано, в основном, с тем, что каждый специалист определяет данное явление, исходя из своей собственной мировоззренческой позиции. Одно из определений гласит:
Секта – это религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или общинам) страны или региона, не принадлежащая ни к одной из мировых (христианство [православие, католицизм, протестантизм], ислам, буддизм) и национальных религий (иудаизм, индуизм).
В практической антисектантской деятельности мы сталкиваемся с необходимостью иметь комплексное определение, включающее в себя как теологические, так и социально-психологические признаки сект:
«Секта - это авторитарная иерархическая организация, которой свойственны следующие признаки:
Все секты (условно по степени нанесения вреда) можно смело разделить на две группы: классические и тоталитарные. Последние также называются деструктивными.
С классическими сектами, к примеру, баптистами, все просто. У адептов традиционной религии идет с ними богословский и мировоззренческий спор. Неверующему человеку достаточно сложно объяснить разницу именно между классической сектой и традиционной религией с помощью только лишь богословского языка. Как говорит руководитель Информационного центра по вопросам сектантства (Новосибирск) протоиерей Александр Новопашин: «Мы можем говорить о богословской ущербности таких (классических) сект, об их культурной неполноценности, но социальной опасности они не представляют. Наши с ними отношения вмешательства государства не требуют.»
«Что касается тоталитарных сект, - продолжает Александр Новопашин, - то тут речь идет об организациях совершено другого рода. С ними богословского диалога быть не может. Какой может быть диалог, ну, например, с сайентологами! Ведь нельзя на равных разговаривать с шулерами и обманщиками. Нельзя садиться за стол переговоров с мафией. Тоталитарные секты - это социально опасные, антисистемные организации, несущие несомненный вред».
Тоталитарная секта (по определению профессора церковной истории А.Л. Дворкина) - это авторитарная организация, главным смыслом существования которой являются власть и деньги, для получения которых секта прикрывается псевдорелигиозными, псевдокультуроведческими и другими псевдоцелями. Многочисленные психокульты также относятся к тоталитарным сектам.
Тоталитарные секты опасны на четырех уровнях: на уровне государства, на уровне общества, на уровне семьи и на уровне личности.
На уровне государства - потому что каждая из них живет по собственным законам, часто противоречащим государственным, и по собственным морально-этическим принципам, противоречащим традиционным общечеловеческим.
На уровне общества - потому что, в отличие от традиционных конфессий, между которыми и обществом идет постоянный взаимообмен, тоталитарные секты ничего не производят и существуют исключительно паразитическим образом, оттягивая от общества людские, финансовые и прочие ресурсы.
На уровне личности - потому что они лишают человека свободы, порабощают его и жестоко эксплуатируют. Разрушаются человеческие жизни, ломаются судьбы, наносится тяжелый, а, зачастую, и непоправимый урон здоровью, как психическому, так и физическому.
И, наконец, на уровне семьи - потому что каждая тоталитарная секта являет собой некую эрзац-семью, претендующую на то, чтобы заменить подлинную, настоящую семью человека, вытесняет семейные привязанности и разрушает семейные узы.
Вред, который наносят секты современному обществу , хоть и трактуется по-разному, но является очевидным. Это и зомбирование молодежи, и выкачивание денег из одураченного взрослого населения путем создания коммерческих и психокультов. Секту можно распознать по ряду признаков: контроль сознания, обожествление лидера, фанатичная вера, жесткая регламентация аспектов жизни и другие. Немаловажный признак — обман при вербовке. То есть ставится задача: затащить человека в организацию перед тем, как он узнает о ней правду. И получается, что милая компания, куда пригласил друг на посиделки, оказывается сектой, из которой далеко не все могут впоследствии развернуться и уйти.
Кем являются создатели сект в Украине? Наверно, не все настолько примитивно, чтобы можно было их всех считать обычными мошенниками…
Вот что говорит по этому поводу журналист Владимир Носков: «Не думаю, что украинские "рецепты" создания сект оригинальны. Я, например, в своей жизни прочел массу специфической литературы. Теоретически я знаю, как создать секту. Но не смог бы этого сделать. Потому что надо верить в свое учение, заразить своей верой множество людей. В каждом городе есть свои местечковые гуру, которые имеют небольшие группы своих последователей. Возможно, среди них сознательных мошенников больше, чем среди лидеров крупных сект. Но увлечь за собой десятки тысяч адептов по всей стране большинство из них не способно. Для этого необходим фанатизм, который, впрочем, вполне может сочетаться с сознательным мошенничеством, с желанием обрести власть, деньги. Пострадавшим же от сект людям и их близким вообще нет разницы - сознательно человека обманывали в секте или гуру по-настоящему верил в то, чему учил. Я полагаю, что главные жертвы сект - сами их создатели.»
Кто становится жертвами и почему? Часто люди просто становятся жертвами обмана. Также, как правило, в секту попадают те, кто испытывает стрессовое состояние. При стрессе человеку можно внушить все что угодно. А когда он уже в секте - это состояние в нем искусственно поддерживается.
Не стоит забывать и о человеческих слабостях. Люди ищут над собой твердой руки. По мнению психиатров, есть определенная категория людей - людей, которые боятся принимать собственные решения, если те могут привести к каким-либо последствиям. Поэтому они предпочитают, чтобы эти решения принимал кто-то и готовы отдаться в руки любой сильной личности.
Опять же, следует сделать поправку на особенности нашей страны - мы долгое время жили в тоталитарном обществе, в котором людей отучали брать ответственность за свою жизнь. Кроме того, нельзя не учитывать отсутствие духовного воспитания. Религия в СССР преследовалась, но человека от религиозной жизни отлучить нельзя. Он по своей природе ищет Бога, если не находит, то заменяет его каким-то суррогатом - наркотиками, алкоголем, блудом - чем угодно, лишь бы заглушить духовный голод. Когда занавес упал, а сюда хлынули секты, люди начали хватать их открытым ртом, без разбора. Церковь же была серьезно разрушена, чем не преминули воспользоваться зарубежные "проповедники".
- Понимаете,- вновь комментирует Владимир Носков- как сказано в Писании, не хлебом единым будет жив человек, но словом, сходящим свыше. Как пища телесная бывает полезной и вредной, так и пища духовная может быть не только полезной, но вредной и даже ядовитой. К сожалению, сегодня большинство наших людей «всеядны», они не умеют отличать хорошее от плохого. А секты порой очень трудно выявить, они часто маскируются подо что-то другое. Вот, например, достаточно агрессивная, по нашей оценке, организация «Мамин дом», которая зарегистрирована как центр, занимающийся родовспоможением и пропагандой грудного вскармливания. «Мамин дом» является филиалом московской секты «Рожана», которая именует себя центром перинатального воспитания. Руководители этого «центра» запятнали себя громкими скандалами, более того, некоторые из них уже осуждены и отбывают наказание. На мой взгляд, главная причина того, что люди попадают в различные секты, кроется в том, что большинство современных граждан страдают синдромом приобретенного духовного иммунодефицита. Они игнорируют духовность, делают вид, что эта сторона жизни их вовсе не интересует. Но рано или поздно перед каждым встает вопрос истинной веры. Чаще всего это происходит, когда человек попадает в трудную жизненную ситуацию. Это может быть, например, развод, потеря работы, тяжелая болезнь, зависимость. Такой человек становится легкой добычей сектантов. И далеко не всегда руководство сект интересует имущество нового члена. У человека есть и другой потенциал. Зачастую эксплуатируют его здоровье, таланты и способности (например, те, кто обладает талантом оратора, могут привлекать новых людей), возможности и связи. Скажем, руководитель какого-либо предприятия может проводить нужную для секты политику среди своих подчиненных.
Как не стать жертвой? «Единственный способ контролировать людей - это лгать им» - сказал основатель секты сайентологов Рон Хаббард. Поэтому, чтобы не попасть в их лапы, во-первых, надо быть крайне осмотрительными. Когда вам предлагают сразу все, много и бесплатно - нужно насторожиться. Опять же, каждому человеку, нужно иметь трезвомыслие, здоровое недоверие в отношении различных зазывал. Наверняка, нет ни одного человека, который бы не слышал слово "секта". Но не следует ожидать, что у сектантов на лбу написано, кто они есть, и что они прямо накинутся на вас. Нет, конечно. Все будет очень мило - белозубые улыбки, ласковые слова, убедительные, уважительные речи. Разговор они начинают по-разному. В разных сектах есть свои технологии, методики вербовки. Самое главное не пускать их в свою квартиру и в эти разговоры не вступать. Потому что технологии отработаны, ведение дискуссии также отработано. Причем, сектанты не ходят по одному. Когда они заводят с вами разговор, это похоже на перекрестный допрос.