Шпаргалка по "Безопасности жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 18:41, шпаргалка

Описание работы

1. БЖД. Основные понятия, термины и определения. Системы безопасности в РФ.
2. Физический и умственный труд.
3. Режимы труда и отдыха. Организация рабочего места.
5. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных помещений. (Белов)
...
11. Организация охраны труда. Основные понятия и определения.

Файлы: 1 файл

БЖД 1.docx

— 104.04 Кб (Скачать файл)

Учитывая, что r = H/cosα и вводя коэффициент запаса kз получим Ел = Jα cos3α /(Hk3). Критерием правильности расчета служит неравенство Ел≥ Ен.

 

 

  1. Правовые основы управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Белов

Чрезвычайная  ситуация (ЧС) –состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Под источником чрезвычайной ситуации понимают опасное природное  явление, аварию или опасное техногенное  происшествие, широкораспространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация (ГОСТ Р 22.0.02–94).

Чрезвычайные ситуации могут  быть классифицированы по значительному  числу признаков. Так, по происхождению  ЧС можно подразделять на ситуации техногенного, антропогенного и природного характера. ЧС можно классифицировать по типам и видам событий, лежащих  в основе этих ситуаций, по масштабу распространения, по сложности обстановки (например пожары), тяжести последствий.

Первая в нашей стране классификация ЧС была разработана  Научно-техническим комитетом ГО СССР и утверждена в инструкции «О порядке обмена в РФ информацией  о ЧС» приказом ГКЧС РФ от 13.04.1992г.№ 49.

Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648) правительство Российской Федерации своим постановлением № 1094 от 13 сентября 1996 г. утвердило положение  о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В этом постановлении ЧС классифицируются в зависимости  от количества людей, пострадавших в  этих ситуациях, или людей, у которых  оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

К локальной относится  чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности  не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных  размеров оплаты труда на день возникновения  чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или  социального назначения.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного  пункта, города, района.

К территориальной относится  ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия  жизнедеятельности от 300 до 500 человек, либо материальный ущерб составил от 5 тыс. до 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

К региональной и федеральной  соответственно относятся ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 и свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности  от 500 до 1000 и свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн. и свыше 5 млн. минимальных  размеров оплаты труда и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов РФ или выходит за их пределы.

К трансграничной относится  чрезвычайная ситуация, поражающие факторы  которой выходят за пределы РФ или ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.

Чрезвычайные ситуации, в  том числе аварии на промышленных объектах, в своем развитии проходят пять условных типовых фаз:

– первая – накопление отклонений от нормального состояния или  процесса;

– вторая – инициирование  чрезвычайного события (аварии, катастрофы или стихийного бедствия), причем под чрезвычайным событием можно понимать событие техногенного, антропогенного или природного происхождения. Для случая аварии на производстве в этот период предприятие или его часть переходят в нестабильное состояние, когда появляется фактор неустойчивости: этот период можно назвать «аварийной ситуацией» – авария еще не произошла, но ее предпосылки налицо. В этот период, в ряде случаев еще может существовать реальная возможность либо ее предотвратить, либо существенно уменьшить ее масштабы;

– третья – процесс чрезвычайного  события, во время которого происходит непосредственное воздействие на людей, объекты и природную среду  первичных поражающих факторов; при  аварии на производстве в этот период происходит высвобождение энергии, вещества, которое может носить разрушительный характер; при этом масштабы последствий  и характер протекания аварии в значительной степени определяются не начальным  событием, а структурой предприятия  и используемой на нем технологией; эта особенность затрудняет прогнозирование развития наступившего бедствия;

– четвертая – выход  аварии за пределы территории предприятия  и действие остаточных факторов поражения;

– пятая –ликвидация последствий аварии и природных катастроф; устранение результатов действия опасных факторов, порожденных аварией или стихийным бедствием; проведение спасательных работ в очаге аварии или в районе стихийного бедствия и в примыкающих к объекту пострадавших зонах.

В настоящее время существуют два основных направления минимизации  вероятности возникновения и  последствий ЧС на промышленных объектах. Первое направление заключается  в разработке технических и организационных  мероприятий, уменьшающих вероятность  реализации опасного поражающего потенциала современных технических систем. В рамках этого направления технические  системы снабжают защитными устройствами –средствами взрыво- и пожаро-защиты технологического оборудования, электро- и молниезащиты, локализации и тушения пожаров и т. д.

Второе направление заключается  в подготовке объекта, обслуживающего персонала, служб гражданской обороны  и населения к действиям в  условиях ЧС. Основой второго направления  является формирование планов действий в ЧС, для создания которых нужны  детальные разработки сценариев  возможных аварий и катастроф  на конкретных объектах. Для этого  необходимо располагать экспериментальными и статистическими данными о  физических и химических явлениях, составляющих возможную аварию; прогнозировать размеры и степень поражения  объекта при воздействии на него поражающих факторов различных видов.

С целью осуществления  контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности  мероприятий по предупреждению и  ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах Правительство  Российской Федерации постановлением от 1 июля 1995 г. № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» ввело для предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц всех форм собственности, имеющих в своем составе производства повышенной опасности обязательную разработку декларации промышленной безопасности.

Приказом МЧС России и  Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 г. № 222/59 введен в действие «Порядок разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации».

Согласно этого постановления  декларация безопасности промышленного  объекта является документом, в котором  отражены характер и масштабы опасностей на промышленном объекте и выработанные мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и готовности к действиям в техногенных чрезвычайных ситуациях. Декларация разрабатывается как для действующих, так и для проектируемых предприятий.

Как итоговый документ декларация безопасности включает следующие разделы: общая информация об объекте; анализ опасности промышленного объекта; обеспечение готовности промышленного  объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций; информирование общественности; и приложения, включающие ситуационный план объекта и информационный лист.

Декларация безопасности действующего промышленного объекта  с особо опасными производствами является обязательным документом, который  разрабатывается организацией собственными силами (или организацией, имеющей  лицензию на такой вид работ) и  представляется в органы Госгортехнадзора России при получении лицензии на осуществление промышленной деятельности, связанной с повышенной опасностью производств.

 

Другой  источник

Правовые основы защиты населения  и территорий в чрезвычайных ситуациях -

совокупность норм и правил, устанавливаемых законодательно и  с помощью нормативных правовых актов, регулирующих отношения в  обществе в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основы порядка организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий определены федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", 1994; "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", 1995; "О гражданской обороне", 1997, а также "О пожарной безопасности", 1994; "Об обороне", 1996; "О радиационной безопасности населения", 1996; "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", 1997; "О безопасности гидротехнических сооружений", 1997; "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", 1999; "О санитарно-эпидемическом благополучии населения", 1999; "О чрезвычайном положении", 2002 и др. Вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, нашли отражение также в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан, 1996; Кодексе законов о труде РФ; Концепции национальной безопасности РФ, 2000; Военной доктрине РФ, 2000 и др. В развитие этих законодательных актов и нормативных документов, в целях реализации их требований разработан, принят и действует большое количество нормативных правовых документов, определяющих все стороны данной проблемы. Таким образом, в РФ сформировалась единая законодательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в которой четко прослеживаются основные направления государственной политики в данной области.

 

  1. Виды ответственности за нарушение нормативно-правовых норм безопасности жизнедеятельности.

 

Белов

Ответственность работодателей, руководителей работ и работников за соблюдение нормативных условий и безопасность деятельности подчиненных, соблюдение нормативных воздействий производства на окружающую среду определена законодательством. За нарушения правил безопасности применяется дисциплинарная или административная ответственность, а в случае с особо тяжелыми последствиями и уголовная.

 

Дополнение 

Дисциплинарная - в виде замечаний, выговора, перевода на нижеоплачиваемую работу или смещения на низшую должность на срок до трех месяцев и увольнения.

Административная - в денежных штрафах, налагаемых органами государственного надзора на нарушителей трудового законодательства, правил и норм техники безопасности и производственной санитарии.

Уголовная - предусматривается за нарушение правил техники безопасности, производственной санитарии и трудового законодательства, если нарушение повлекло или могло повлечь за собой несчастные случаи или другие тяжкие последствия.

Незнание указанных правил и норм не снижает ответственности  за их нарушение. На рабочих и служащих возлагаются обязанности: соблюдение инструкций по охране труда, установленных  требований обращения с машинами и механизмами и пользования  средствами индивидуальной защиты.

Невыполнение этих обязанностей рабочими и служащими является нарушением трудовой дисциплины. Инструкции по охране труда устанавливают правила  выполнения работ и поведения работающих в производственных помещениях и на строительных площадках. Рабочие и служащие обязаны также соблюдать установленные требования обращения с машинами и механизмами, а также пользоваться выдаваемыми им средствами индивидуальной защиты. Отделы (бюро) или инженеры (старшие инженеры) по охране труда осуществляют внутрипроизводственный контроль за охраной труда во всех подразделениях и проведением мероприятий по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.

Инженер по охране труда  отвечает за организацию разработки мероприятий по охране труда в  производственных подразделениях и  принимает участие во внедрении  этих мероприятий; осуществляет контроль за соблюдением на предприятии законодательства по охране труда и проверку выполнения намеченных мероприятий, участвует  в комиссиях по рассмотрению проектов строительства, реконструкции, ремонта  цехов и оборудования и по приемке  их в эксплуатацию; в расследовании причин аварий и несчастных случаев.

Информация о работе Шпаргалка по "Безопасности жизнедеятельности"