Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 09:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности ".
Уяснить задачу означает понять: цель и характер предстоящих действий; свою задачу; замысел вышестоящего руководителя, если он поставил задачу; свою роль и роль своих подчиненных, если в спасательных и других работах участвуют другие формирования МЧС.
Расчет времени производится на: оповещение и сбор подчиненных; выработку и принятие решения; получение техники, имущества, инструмента и приборов; проверку готовности подчиненных; постановку задач; основные этапы работ и др.
На основе оценки обстановки руководитель принимает решение, которое обычно включает:
· замысел действий (в какой последовательности выполнять работы, где сосредоточить основные усилия, как распределить силы, какую помощь просить у вышестоящего руководства и др.);
· какие задачи поставить подчиненным;
· время начала и окончания работ;
· дополнительные мероприятия, которые необходимо выполнить, чтобы успешно решить задачу.
Очень важно отдать конкретное и полное распоряжение подчиненным.
Социально-экономическое значение БЖД.
44 билет
Цель и задачи дисциплины «БЖД».
Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Эта дисциплина решает следующие основные задачи:
- идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;
- защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
- ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
- создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.
Объектом изучения дисциплины «Безопасность
жизнедеятельности» (БЖД) является комплекс
явлений и процессов в системе «человек
- среда обитания», негативно воздействующих
на человека и среду оби обитания.
Цель изучения дисциплины - это получение
знаний о методах и средствах обеспечения
безопасных и комфортных условий деятельности
человека на всех стадиях его жизненного
цикла.
Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является продолжительность жизни. Развитие цивилизации, под которой мы понимаем прогресс науки, техники, экономики, индустриализацию сельского хозяйства, использование различных видов энергии, вплоть до ядерной, создание машин, механизмов, применение различных видов удобрений и средств для борьбы с вредителями, значительно увеличивает количество вредных факторов, негативно воздействующих на человека. Важным элементом в обеспечении жизнедеятельности человека становится защита от этих факторов.
Курс «Безопасность жизнедеятельности» предусматривает процесс познания сложных связей человеческого организма и среды обитания. Воздействие человека на среду, согласно законам физики, вызывает ответные противодействия всех ее компонентов. Организм человека безболезненно переносит те или иные воздействия до тех пор, пока они не превышают пределы адаптации.
45 билет
Классификация (ГОСТ 12.0.003-74) и нормирование опасных производственных факторов.
Опасные и вредные производственные
факторы подразделяются по природе действия
на следующие группы:
физические;
химические;
биологические;
психофизологические.
1.1.1. Физические опасные и вредные
производственные факторы подразделяются
на следующие:
движущиеся машины и механизмы; подвижные
части производственного оборудования;
передвигающиеся изделия, заготовки, материалы;
разрушающиеся конструкции; обрушивающиеся
горные породы;
повышенная запыленность и загазованность
воздуха рабочей зоны;
повышенная или пониженная температура
поверхностей оборудования, материалов;
повышенная или пониженная температура
воздуха рабочей зоны;
повышенный уровень шума на рабочем месте;
повышенный уровень вибрации;
повышенный уровень инфразвуковых колебаний;
повышенный уровень ультразвука;
повышенное или пониженное барометрическое
давление в рабочей зоне и его резкое изменение;
повышенная или пониженная влажность
воздуха;
повышенная или пониженная подвижность
воздуха;
повышенная или пониженная ионизация
воздуха;
повышенный уровень ионизирующих излучений
в рабочей зоне;
повышенное значение напряжения в электрической
цепи, замыкание которой может произойти
через тело человека;
повышенный уровень статического электричества;
повышенный уровень электромагнитных
излучений;
повышенная напряженность электрического
поля;
повышенная напряженность магнитного
поля;
отсутствие или недостаток естественного
света;
недостаточная освещенность рабочей зоны;
повышенная яркость света;
пониженная контрастность;
прямая и отраженная блесткость;
повышенная пульсация светового потока;
повышенный уровень ультрафиолетовой
радиации;
повышенный уровень инфракрасной радиации;
острые кромки, заусенцы и шероховатость
на поверхностях заготовок, инструментов
и оборудования;
расположение рабочего места на значительной
высоте относительно поверхности земли
(пола);
невесомость.
1.1.2. Химические опасные
и вредные производственные
по характеру воздействия на
организм человека на:
токсические;
раздражающие;
сенсибилизирующие;
канцерогенные;
мутагенные;
влияющие на репродуктивную функцию;
по пути проникания в организм человека
через:
органы дыхания;
желудочно-кишечный тракт;
кожные покровы и слизистые оболочки.
1.1.3. Биологические опасные
и вредные производственные факторы включают
следующие биологические объекты:
патогенные микроорганизмы (бактерии,
вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие)
и продукты их жизнедеятельности;
микроорганизмы (растения и животные).
1.1.4. Психофизиологические
опасные и вредные
а) физические перегрузки;
б) нервно-психические перегрузки.
1.1.4.1. Физические перегрузки
подразделяются на:
статические;
динамические.
1.1.4.2. Нервно-психические перегрузки
подразделяются на:
умственное перенапряжение;
перенапряжение анализаторов;
монотонность труда;
эмоциональные перегрузки.
1.2. Один и тот же
опасный и вредный
46 билет
Принципы, методы и средства
обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Принципы безопасности
жизнедеятельности – это основные
направления деятельности, элементарные
составляющие процесса обеспечения безопасности.
Теоретическое и познавательное значение
принципов состоит в том, что с их помощью
определяется уровень знаний об опасностях
окружающего мира и, следовательно, формируются
требования по проведению защитных мероприятий
и методы их расчета. Принципы БЖД позволяют
находить оптимальные решения защиты
от опасностей на основе сравнительного
анализа конкурирующих вариантов. Они
отражают многообразие путей и методов
обеспечения безопасности в системе «Человек-среда
обитания», включающее как чисто организационные
мероприятия, конкретные технические
решения, так и обеспечение адекватного
управления, гарантирующего устойчивость
системы, а также некоторые методологические
положения, обозначающие направление
поиска решений. Принципы БЖД могут быть
применены в различных сферах: технике,
медицине, организации труда и отдыха.
По сфере реализации, т.е. в зависимости
от того где
они применяются принципы БЖД могут быть
подразделены на инженерно-технические,
методические, медико-биологические.
По признаку реализации, т.е. по тому как, каким
образом они осуществляются принципы
БЖД подразделяются на следующие группы:
ориентирующие, т.е. дающие общее направление поисков решений в области безопасности; к ориентирующим принципам относятся, в частности, принцип системного подхода, профессионального отбора, принцип нормирования негативных воздействий и т.п.
управленческие; к ним относятся принцип контроля, принцип стимулирования деятельности, направленной на повышение безопасности, принципы ответственности, обратных связей и др.
организационные; среди этих принципов можно назвать так называемую защиту временем, когда регламентируется время, в течение которого допускается воздействие на человека негативных факторов, принцип рациональной организации труда, рациональных режимов работы, организация санитарно-защитных зон и др.
технические; эта группа принципов подразумевает использование конкретных технических решений для повышения безопасности.
На последней группе принципов
следует остановиться как на особенно
многочисленной и разнообразной. К техническим
принципам относятся такие как:
защита количеством
(снижение количественных характеристик
негативных воздействий, например, интенсивности
шума), или так называемое снижение негативного
фактора в источнике за счет проектирования
более совершенных, экологичных технических
устройств (автомобильные двигатели с
низким содержанием вредных веществ в
выхлопных газах, мониторы компьютеров,
обладающие незначительными уровнями
электромагнитного излучения в окружающую
среду и т.п.);
защита расстоянием,
использующая тот факт, что интенсивность
ряда негативных воздействий убывает
с расстоянием;
защита с помощью
ограждений;
экранирование;
блокировка;
герметизация;
принцип слабого
звена (применение предохранителей,
например, плавких предохранителей в электрической
цепи, размыкающих цепь при возникновении
аварийного режима, предохранительных
клапанов, мембран, которые в опасной ситуации
сбрасывают избыточное давление и т.п.).
В дальнейшем вы увидите как те или иные
принципы реализуются при защите от конкретных
опасностей.
Принципы обеспечения безопасности необходимо
рассматривать во взаимосвязи, т. е. как
элементы, дополняющие друг друга.
Некоторые принципы относятся к нескольким
классам одновременно. Принципы обеспечения
БЖД образуют систему, и в тоже время каждый
принцип обладает относительной самостоятельностью.
Методы обеспечения
БЖД. Как известно, метод - это способ
достижения цели. Здесь целью является
обеспечение безопасности. Методы БЖД
основаны на применении вышеперечисленных
принципов. Пользуясь методами обеспечения
БЖД мы можем согласовать взаимодействие
характеристик человека с окружающей
средой (будь то система "человек - производственная
среда", "человек - бытовая среда"
или "человек - природная среда"),
т.е. достичь определенного уровня безопасности.
Принято выделить четыре метода БЖД:
А-метод: пространственное
или временнóе разделение гомосферы и
ноксосферы (дистанционное управление,
механизация, автоматизация)
Б-метод: нормализация
ноксосферы, т.е. совершенствование среды,
чаще производственной, приведение характеристик
ноксосферы в соответствие с характеристиками
человека. Б-метод реализуется в создании
безопасной техники.
В-метод: используется
тогда, когда А- и Б-методы не дают желаемого
результат и требуемого уровня безопасности.
Он подразумевает адаптацию человека
к ноксосфере (обучение, тренировка, профессиональный
отбор).
Г- метод: сочетает
в себе вышеупомянутые методы и используется
чаще всего.
Средства БЖД.
Средства БЖД - это конкретные средства
защиты человека от различных опасностей.
Средства защиты работающих в соответствии
с ГОСТ 12.4.011-80 подразделяющиеся по характеру
их применения на средств
коллективной защиты (СКЗ) и средства
индивидуальной защиты (СИЗ).
47 билет
Общие сведения о пожарах и причинах их возникновения
Пожар - это неконтролируемый процесс горения, который наносит материального ущерба
Пожаро-и взрывоопасность веществ и материалов - это совокупность свойств, которая характеризует их способность к возникновению и распространению горения Следствием горения в зависимости от его скорости и условий п протекание могут быть пожар (диффузионное горение) или взрыв (дефлаграционное горения предварительно перемешанной смеси горючего с окислителем).
Итак, основные причины возникновения пожаров таковы:
- человек не умело обращается с огнем в быту, человек оставил в лесу костер не потушенным и т.д.;
- не были соблюдены
необходимые меры безопасности (не
правильно использовался
- предметы и вещи сами возгораются, если их оставляют в "подходящей" среде (пропитанная ветошь была оставлена под прямыми солнечными лучами);
- взрываются опасные вещества на производстве или же дома;
- пожар может возникнуть по природным причинам - гроза, молния и пр.;
- умышленный поджог человеком
чужого имущества, когда человек
специально поджигает
- поломки и износ оборудования
на производстве - неисправная система
охлаждения, сильное трение поверхностей,
разрушение рабочих узлов и
элементов оборудования, присутствие
посторонних предметов в
- не соблюдение мер
противопожарной безопасности
- неправильная установка
и использование приборов
48 билет
Комплексная безопасность образовательного учреждения – это состояние защищенности ОУ от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера обеспечивающее его безопасное функционирование. Система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения – это совокупность предусмотренных законодательством мероприятий персонала ОУ, осуществляемых под руководством органов управления образованием и органов местного самоуправления, во взаимодействии с правоохранительными структурами, общественными организациями, с целью обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях. Понятие системы комплексной безопасности образовательного учреждения Комплексная безопасность ОУ достигается путем следующих основных мер и мероприятий: организация физической охраны ОУ и его территории ; обеспечение инженерно-технической защищенности (ограждения, металлические двери, решетки и т.п.); организация инженерно-технического оборудования плановая работа по антитеррористической защищенности ОУ на основе паспорта безопасности; организация контрольно-пропускного режима; выполнение норм пожарной безопасности; соблюдение норм охраны труда и техники безопасности; плановая работа по гражданской обороне; взаимодействие с правоохранительными органами и другими структурами, и общественными организациями; правовое обучение и формирование культуры безопасности у учащихся и персонала ОУ; финансово-экономическое обеспечение мероприятий по обеспечению безопасности ОУ.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности "