Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 08:10, контрольная работа
Проблема обеспечения национальной безопасности приобретает в современных условиях для нашей страны невиданное ранее, почти драматическое, значение. Кардинальные геополитические изменения последнего десятилетия коренным образом трансформировали всю организацию международных отношений, созданную после Второй мировой войны, более того - сложившуюся за все время развития человеческой цивилизации. Только сегодня на планете выделился всеподавляющий гегемон, единолично пытающийся решать - какому государству, какое место можно занимать в мире и какую роль в нем играть.
Введение
1. Понятие национальной безопасности
2. Основные составляющие национальной безопасности
3. Национальная безопасность России и пути ее укрепления
3.1 Угрозы национальной безопасности РФ: виды и формы
3.2 Современная доктрина национальной безопасности России
Заключение
Список использованных источников и литературы
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И
ЭКОНОМИКИ
АЛТАЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Безопасность жизнедеятельности
на тему: «Система национальной безопасности России»
Барнаул 2015
Содежание
Введение
1. Понятие национальной
2. Основные составляющие
3. Национальная безопасность
3.1 Угрозы национальной
3.2 Современная доктрина
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Проблема обеспечения национальной безопасности приобретает в современных условиях для нашей страны невиданное ранее, почти драматическое, значение. Кардинальные геополитические изменения последнего десятилетия коренным образом трансформировали всю организацию международных отношений, созданную после Второй мировой войны, более того - сложившуюся за все время развития человеческой цивилизации. Только сегодня на планете выделился всеподавляющий гегемон, единолично пытающийся решать - какому государству, какое место можно занимать в мире и какую роль в нем играть.
Принципиально иными стали условия существования и развития для нашей страны, иными стали и угрозы, под которыми мы, как страна, находимся, и, соответственно, меняются и задачи по их своевременному выявлению, предупреждению и парированию. Задачи обеспечения своей страны условиями безопасного существования и развития в масштабе планеты, взятые во взаимосвязи и взаимозависимости с внутренним положением в государстве, с возникающими в нем проблемами и возможностями, императивами и ресурсами их решения, и образуют ту фундаментальную реальную государственную задачу, непрерывное решение которой государством и выражают, непосредственно, в повседневной жизни (в том числе - и в политической) понятием Национальной безопасности.
Выработка отношения к этим задачам и реализация принятых решений определит облик нашей страны в XXI веке. В этой связи изучение и осмысление самого феномена национальной безопасности, определение оптимальных средств, путей и способов ее обеспечения не может не иметь важнейшего для нас значения.
Анализ научных трудов в области национальной безопасности показывает, что в последние десятилетия в нашей стране усилилось внимание к этой проблеме. Территориальные аспекты получили развитие в работах А.А. Мацнева, С.М. Шахрая, В.В.Кистанова, Н.Н.Колосовского, Н.Н. Некрасова, А.Е. Пробста, Б.С. Хорева и других авторов.
Объект исследования - национальная безопасность.
Предмет исследования - реализация национальной безопасности в Российской Федерации.
Цель работы - анализ национальной безопасности в РФ и проблем ее укрепления.
Сложность и многоплановость темы определили комплексную методологию работы, использование как общенаучных, так и частных методов; функционального, сравнительного, исторического, логического, системного, социологического, структурного, институционального и др.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
1. Понятие национальной безопасности
Термин "национальная безопасность" в российском научном и политическом лексиконе появился недавно, в последнее десятилетие новейшей истории страны.
Для обозначения социального явления защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от опасностей и угроз, использовались разные понятия: безопасность внутренняя и внешняя, безопасность государственная, материальное и духовное благосостояние и др.
Все эти понятия, с различных сторон, прямо или косвенно, характеризуют явление национальной безопасности.
Повышенный интерес современного российского общества к вопросам обеспечения национальной безопасности выражается в стремлении разобраться в сущности самого социального явления "безопасность", увидеть его связь с повседневной жизнью, с личными целями, ценностями и интересами.
При этом возникает множество вопросов о роли и функциях государства в создании безопасных условий жизни гражданского общества, о взаимоотношениях власти и бизнеса в современной России, полномочиях общества в обеспечении безопасности личности и государства.
За свою многовековую историю Россия накопила огромный опыт обеспечения национальной безопасности.
Первоначально национальная безопасность не выделялась из общих полицейских задач. Деятельность общества и государства по обеспечению национальной безопасности ограничивалась в основном созданием условий для материального и духовного благополучия людей. Так продолжалось до конца XIX в.
Но уже в XVII в. в общем комплексе полицейских задач выделялась деятельность государства по обеспечению внешней и внутренней безопасности.
К началу XX в. наиболее глубокую теоретическую проработку получила внешняя безопасность (как один из видов национальной безопасности).
Внутренняя же безопасность, в силу различных причин идеологического и политического характера, до последнего времени (почти до начала XXI в.) оставалась теоретически довольно слабо разработанной. Она, как правило, привязывалась к какой-либо сфере безопасности государства: политической, экономической, социальной, оборонной.
Сегодня вся сложность процесса политических и экономических преобразований в стране сфокусировалась в единой комплексной задаче - обеспечить национальную безопасность Российской Федерации. Выполнение этой комплексной задачи является не только условием, но и главной целью российского реформирования. Только научная методология комплексного исследования различных проблем национальной безопасности способна дать необходимые знания о явлении и выработать верную политику обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации.
Учитывая неоднократную смену официальных государственных взглядов на обеспечение безопасности России, нельзя оставить без внимания сущностный анализ принципов обеспечения национальной безопасности в различные исторические эпохи.
До сих пор общественное мнение одних россиян склоняется к идее русской монархической государственности, где национальная безопасность базируется на православии, патриотизме, соборности и самодержавии.
Другие привержены идее демократического государства и гражданского общества, национальная безопасность которого строится на приоритете общечеловеческих ценностей и интересов.
Значительная социальная группа россиян старшего поколения отстаивает мнение о необходимости ориентироваться на национальную безопасность, базирующуюся на идеологии советского патриотизма и пролетарского интернационализма.
В последние годы все заметнее и чувствительнее для российского федерализма проявляет себя на словах и на деле стремление отдельных групп населения и национальной политической элиты придерживаться этнической концепции безопасности, основанной на приоритете этнических ценностей, форм общности в жизни человека и человечества в целом, необходимости подчинения интересов личности и общества интересам своего этноса.
Экономическая отсталость и неэффективность реформистской деятельности правительства замедляют формирование общественного мнения россиян о национальной безопасности, базирующейся на безусловной ориентации на общенациональные ценности, интересы и цели Российской Федерации, на жизненно важные интересы личности, общества и государства.
2. Основные составляющие национальной безопасности
Сегодня к проблемам национальной безопасности обращаются представители не только социологии, политологии, экономики, военной науки, но также представители других наук, исследующих структурные и функциональные компоненты общей социальной системы национальной безопасности. Среди них - философы, историки, психологи, демографы, экологи, юристы, биологи и др.
Изучение общей системы национальной безопасности невозможно без интеграции различных научных знаний. Междисциплинарный подход к исследованию национальной безопасности позволяет достичь большего объема знаний об объекте, перейти от абстрактного, теоретического уровня познания к осмыслению конкретной реальности и соотнести положения теории национальной безопасности с неоднозначно и противоречиво развивающейся социальной действительностью.
Комплексное исследование национальной безопасности предполагает синтез теоретического и эмпирического знания, изучение как единичного, так и общего, не только отдельных сфер жизнедеятельности, но и диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности этих сфер; выявление социальных закономерностей и ведущих тенденций развития как национальной безопасности в целом, так и ее составляющих.
Изучение национальной безопасности требует нового категориального аппарата и комплексного исследования проблем безопасности, применения современных методов сбора и анализа информации.
Национальные ценности, интересы и цели, угрозы и опасности, политика обеспечения национальной безопасности, принципы, пути и способы ее реализации представляют собой реальное проявление системы национальной безопасности.
Диалектический сплав структурных компонентов этой системы олицетворяет взаимодействие социальных, социально-психологических, природных, биологических и космических факторов и отношений личности, общества и государства в их деятельности по созданию условий существования и устойчивого развития.
В реформирующейся России именно защита национальных ценностей, интересов и целей, правильный выбор национальных способов и путей является главным условием обеспечения национальной безопасности.
Сложность исследуемых процессов и явлений, их комплексный характер, уровень непредсказуемости и сила влияния эволюционных процессов на параметры системы национальной безопасности стремительно растут по мере исторического развития.
Это определяет необходимость выработки цельной системы корректных и научно обоснованных прогностических методов исследования, оценки состояния и перспектив развития национальной безопасности в связи с усилением процессов глобализации, выбора мер, адекватных уровню реальных и потенциальных угроз национальным ценностям, интересам и целям
Такая система прогностических методов позволила бы снять социальную и экономическую напряженность, предотвратить наступление крупномасштабных катастроф экономического, политического, военного и экологического характера.
Проблемы национальной безопасности относятся к числу важнейших и сложнейших проблем современности. Их важность настолько велика, что все методы, средства и инструменты, применение которых может помочь их решению, должны быть привлечены и использованы в комплексных исследованиях проблем национальной безопасности.
Лица, определяющие внешнюю и внутреннюю национальную политику, и специалисты, реализующие эту политику, должны четко представлять себе национальную цель как идеальный результат деятельности, удовлетворяющий устремления, подавляющего большинства россиян.
Если такая формулировка цели не будет заявлена на высоком уровне абстракции, то нет смысла в разработке политики и стратегий обеспечения национальной безопасности.
Исчезает и смысл реального целеполагания, как руководства при выборе одного из альтернативных вариантов политики и стратегии ее реализации.
Очевидно, что в обществе не может быть единого видения национальной цели.
Несмотря на плюрализм социальных интересов, справедливо утверждать, что жизненно важные интересы личности, социальных групп и государства вполне определены и немногочисленны.
Кроме того, каждый из нас несет в себе собирательный образ всех россиян, как единого народа. И тот, кто руководит государством и обществом, не может игнорировать национальную самобытность и национальные цели и интересы общества. Хотя и неразумно сегодня ожидать, что провозглашение руководством неких национальных целей вызовет единодушную поддержку, однако, руководитель должен стремиться к национальному консенсусу. В настоящее время общество могло бы поддержать такую национальную цель, как безопасность и благосостояние народа (духовное и материальное).
Национальные интересы могут быть охарактеризованы как осознание потребностей трех компонентов нации - личности, общества и государства
Потребности объективно возникают в различных сферах жизнедеятельности людей, среди которых можно выделить шесть групп интересов:
экономические (внешние и внутренние);
политические (внешние и внутренние);
социальные (внутренние);
экологические (внутренние);
оборонные (внешние и внутренние);
информационные (внешние и внутренние).
Эти группы интересов проявляются на трех уровнях внутри страны - федеральном, региональном и местном. Они взаимосвязаны и часто наслаиваются друг на друга. При защите их целесообразно использовать все способы и ресурсы обеспечения национальной безопасности.
Информация о работе Система национальной безопасности России