Система обеспечения безопасности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:12, реферат

Описание работы

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.
В учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Файлы: 1 файл

Безопасность жизнедеятельности.docx

— 42.52 Кб (Скачать файл)

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и  безопасном взаимодействии человека с  техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

В учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и  вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Задачи БЖД:

  • идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;
  • предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
  • защита от опасности;
  • ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
  • создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности

Цель изучения безопасности жизнедеятельности — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешних факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения. Объектом защиты является человек.

Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.

Причины возникновения  дисциплины БЖД в России:

  • Высокая смертность (особенно среди мужчин репродуктивного возраста)
  • Низкие показатели средней продолжительности жизни (характеры для мужской части населения)
  • Ежегодное снижение средней общей численности населения

Значение и решение  данных проблем очень важной для  нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая  перед государством — стабилизация численности населения.

Для решения демографической  проблемы необходимо:

  • Увеличить рост ВВП
  • Модернизировать государственную систему защиты человека
  • Сформировать научный потенциал, направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности населения
  • Всеобщее обучение жителей страны основам безопасности жизнедеятельности

Содержание БЖД

По данным Всемирной организации  здравоохранения индивидуальная продолжительность  жизни человека во многом связана  с условиями жизнедеятельности (до 70% зависит от поведения человека и состояния среды обитания).

Профилактика  негативных факторов:

  • Личное безопасное поведение
  • Выбор места жительства
  • Соблюдение правил и норм охраны труда
  • Соблюдение здорового образа жизни
  • Коллективные меры безопасности деятельности
  • Безопасные условия деятельности
  • Защита населения от техногенных и естественных катастроф
  • Разработка законодательной базы в области здравоохранения
  • Обеспечение качественного состояния среды обитания
  • Рациональное использование ресурсов и отходов
  • Соблюдение норм безопасности и экологичности

Безопасность жизнедеятельности  — наука о комфортном взаимодействии человека с техносферой.

В жизни современного человека все большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились  многочисленные негативные факторы  антропогенного происхождения (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.). Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению  экологического равновесия и вызвало  деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей.

Возникновение данной науки  — объективная потребность современного общества.

Задачи БЖД  как науки сводятся к следующему:

  • теоретический анализ и разработка методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные и социальные явления);
  • разработка принципов и методов защиты от опасностей;
  • разработка и рациональное использование средств защиты человека и среды обитания от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений;
  • непрерывный контроль и мониторинг среды обитания;
  • моделирование и прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций;
  • обучение населения основам защиты от опасностей;
  • разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей;
  • разработка мер по обеспечению национальной и международной безопасности.

Сегодня БЖД опирается  на осознанную потребность общества, на правила безопасного повеления, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства  и международного права по безопасности и защите населения. Однако этого  недостаточно. В основе БЖД должны лежать систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях  существования и развития природы, человека и общества.

Специфической особенностью БЖД является то, что ее нельзя изучить  методами частных наук или простым  суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие, если не все, области  человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем. Поэтому здесь требуется своеобразный синтез методологий многих наук.

 

Система обеспечения  безопасности в Российской Федерации

Важнейшей гарантией защиты прав и законных интересов личности, общества и государства является правоохранительная деятельность системы  органов обеспечения безопасности. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности» в редакции от 25 июля 2002 года закрепил правовую основу обеспечения безопасности личности, общества и государства, определил  систему безопасности и ее функции, установил порядок организации, контроля и надзора за их деятельностью.

В соответствии с Законом  под безопасностью понимается состояние  защищенности жизненно важных интересов  личности, общества и государства  от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно  обеспечивает существование и возможности  прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и  свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство  – его конституционный строй, суверенитет и территориальная  целостность.

Основным субъектом обеспечения  безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через  органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Государство в соответствии с действующим законодательством  обеспечивает безопасность каждого  гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и  иные организации и объединения  являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию  в обеспечении безопасности в  соответствии с законодательством  Российской Федерации, законодательством  республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов  государственной власти и управления краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом (ст.2).

Безопасность достигается  проведением единой государственной  политики в области обеспечения  безопасности, системой мер экономического, политического и организационного характера. Для создания и поддержания  необходимого уровня защищенности объектов безопасности разрабатывается система  правовых норм, регулирующих отношения  в сфере безопасности.

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации  и объединения, граждане, принимающие  участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также  законодательство, регламентирующее отношения  в сфере безопасности.

Создание органов обеспечения  безопасности, не установленных законом  Российской Федерации, не допускается (ст.8).

Основными функциями системы  органов обеспечения безопасности являются:

  • выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности;
  • осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
  • создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
  • управление силами и средствами безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
  • осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
  • участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами России в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Россией.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации, который возглавляет  Совет безопасности; контролирует и  координирует деятельность государственных  органов обеспечения безопасности и принимает необходимые оперативные  решения.

Правительство Российской Федерации  в пределах своей компетенции  обеспечивает руководство федеральными органами исполнительной власти, организует и контролирует реализацию федеральных  программ защиты жизненно важных интересов  объектов безопасности.

Для непосредственного выполнения функции по обеспечению безопасности личности, общества и государства  в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения  безопасности.

Совет Безопасности Российской Федерации - конституционный орган, осуществляющим подготовку решений  Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области  обеспечения безопасности. Совет Безопасности формируется Президентом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О безопасности».

Основными задачами Совета Безопасности являются:

  • определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
  • разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;
  • подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения и оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и по организации их ликвидации;
  • разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений и оценка их эффективности;
  • совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих, либо созданию новых, органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства и ряд других.

В Совет безопасности входит председатель, секретарь, постоянные члены  и члены Совета  безопасности. Председателем Совета безопасности является по должности Президент  РФ. Организационно-техническое и  информационное обеспечение деятельности Совета безопасности осуществляет его аппарат, возглавляемый секретарем Совета Безопасности.

В целях более углубленной  подготовки вопросов, выносимых на заседания Совета Безопасности, созданы  межведомственные комиссии по отдельным  направлениям его деятельности. В  их числе межведомственные комиссии по общественной безопасности, экологической  безопасности; по конституционной безопасности; по безопасности в сфере экономики; по военной безопасности и ряд других.

Персональный состав каждой комиссии утверждается секретарем Совета безопасности по представлению руководителей  федеральных органов государственной  власти, должностные лица которых  включены в ее состав. В зависимости  от содержания рассматриваемого вопроса  Совет безопасности может привлекать к участию в заседании на правах консультантов и других лиц.

Информация о работе Система обеспечения безопасности в Российской Федерации