Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:12, реферат
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.
В учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.
Современная ситуация в этой
области и ее прогноз актуализируют
проблему завершения формирования единой
государственной системы
Федеральный закон от 6 мая 2006 г. «О противодействии терроризму» определил четкую правовую базу деятельности в этой сфере общественных отношений. Определены основные понятия и принципы организации противодействия террористической деятельности и перечень мер (включая участие Вооруженных сил страны) в целях выявления, предупреждения и пресечения терроризма.
Указом Президента РФ от
15 января 2006 г. «О мерах противодействия
терроризму» образованы Национальный
антитеррористический комитет во главе
с руководителем ФСБ России, а
в субъектах РФ – антитеррористические
комиссии, которые возглавляют
В состав комитета и комиссий
входят руководители законодательных
и исполнительных органов власти
соответствующего уровня. В целях
повышения оперативности
Приведенное выше содержание
ст. ст. 2 и 8 Закона Российской Федерации
«О безопасности» позволяет
Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности
В последнее десятилетие произошел решительный поворот военных теоретиков и историков к разработке новой концепции войны, новых форм и способов вооруженной борьбы. Они исходят из того, что при качественно новых средствах вооруженной борьбы, создаваемых на базе новейших технологий, в том числе высокоточного оружия и оружия, основанного на новых физических принципах, неизбежно изменится характер войны.
В связи с этим в концепции войн нового поколения решающая роль отводится не живой силе, не ядерному, а высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах. Есть основания полагать, что эти виды оружия через 10-15 лет, а в некоторых странах, возможно, и раньше, существенно обесценят роль ядерного оружия, разрушат тот условный барьер, которым длительное время разделялось ядерное оружие и оружие обычных средств поражения.
Изменившаяся концепция современной войны значительно уменьшает вероятность ковровых бомбежек с массовым поражением населения и огромными разрушениями жилого фонда, что требовало эвакуации граждан в пригородную зону. Применение высокоточного оружия нарушает экономику страны при разрушении промышленных и военных объектов, но существенно уменьшает массовую гибель гражданского населения. При этом требуется эвакуация только небольшой части населения, живущей возле потенциально опасных, в плане разрушения, объектов, хотя применение высокоточного оружия все равно приводит к гибели гражданского населения, пример тому Югославия, где соотношение погибших военных к гражданскому населению составило 1:15.
Опыт минувших войн убедительно свидетельствует, что равноценной альтернативы хорошо продуманной, обученной и оснащенной системе гражданской обороны не существует. По мере совершенствования оружия и средств его доставки система гражданской обороны, а в ее составе федеральная медицинская служба гражданской обороны, прошла путь от местной противовоздушной обороны, созданной 4 октября 1932 года, в состав которой входила медико-санитарная служба, предназначенная для организации медицинской помощи населению при авиационных налетах, до
Гражданской обороны СССР с созданной в ее составе в 1962 году медицинской службой гражданской обороны, предназначенной для организации медицинского обеспечения населения в условиях ракетно-ядерной войны.
Переход России к рыночной экономике, пересмотр военной доктрины страны и ее экономические возможности привели к ослаблению готовности сил и средств МСГО по медицинскому обеспечению населения в очагах поражения, а кое-где к утрате медицинских и санитарно-транспортных формирований.Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 года № 1266, предусматривающее создание Федеральной медицинской службы гражданской обороны и Положение о Федеральной медицинской службе гражданской обороны (приказ Министра здравоохранения Российской Федерации от 3 июля 2000 г. № 242), определившее понятие, задачи и организацию Федеральной медицинской службы гражданской обороны, открыли новый этап ее развития и совершенствования.
Гражданская оборона, ее организационная структура.
Гражданская оборона представляет собой систему общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства составными частями оборонного строительства обеспечения безопасности государства (Федеральный закон«О гражданской обороне»).
В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне», Гражданская оборона РФ организуется в целях защиты гражданского населения и народнохозяйственных объектов от опасностей, возникающих при военных действиях и вследствие этих действий.
Исходя из принципов государственной политики в области совершенствования и дальнейшего развития гражданской обороны, гражданская оборона есть особая военная функция защиты населения и территорий от экстремальных ситуаций с обеспечением необходимой преемственности защитных мероприятий мирного времени в условиях войны.
В мирное время ее органы управления, силы и средства выполняют часть задач РСЧС, связанных с защитой и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
Под службой гражданской обороны понимается служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 года № 1266 «О федеральных службах гражданской обороны» в соответствии со статьей 14 Федерального закона «О гражданской обороне» созданы:
Этим же постановлением установлено, что на федеральные службы гражданской обороны возлагается решение следующих основных задач:
На Министерство здравоохранения Российской Федерации возложено создание и организационно-методическое руководство федеральной медицинской службой гражданской обороны.
Министерству здравоохранения Российской Федерации предписано утвердить положение о соответствующих федеральных службах гражданской обороны. И такое положение было утверждено приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 3 июля 2000 года № 242 «О Положении о федеральной медицинской службе гражданской обороны».
Направления деятельности гражданской обороны.
Федеральное законодательство четко определяет основные задачи в области гражданской обороны.
1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Детализация данной задачи осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 841 «Об утверждения Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны». В нем подчеркнуто, что основными задачами обучения населения в области гражданской обороны являются:
а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;
в) выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
г) овладение личным составом гражданских организаций гражданской обороны (далее именуются - формирования) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
4. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
Государственная политика в
сфере безопасности формируется
на основе Конституции РФ, законах
и иных нормативно-правовых актах
органов государственной
Информация о работе Система обеспечения безопасности в Российской Федерации