Система обеспечения безопасности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:12, реферат

Описание работы

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.
В учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Файлы: 1 файл

Безопасность жизнедеятельности.docx

— 42.52 Кб (Скачать файл)

Современная ситуация в этой области и ее прогноз актуализируют  проблему завершения формирования единой государственной системы противодействия  терроризму в нашей стране. Целый  ряд важных элементов общегосударственной  системы борьбы с терроризмом  в России начал складываться уже  в 1990-е годы. Этот процесс включал в себя создание механизмов руководства антитеррористической деятельностью на федеральном уровне, формирование органов координации субъектов антитеррористической деятельности, выработку основных форм участия органов исполнительной власти в борьбе с терроризмом и др. Однако в современных условиях принятых ранее мер для противодействия терроризму недостаточно – они носили в ряде случаев непоследовательный характер, не в достаточной степени отражали необходимость учета изменений в самой системе терроризма.

Федеральный закон от 6 мая 2006 г. «О противодействии терроризму»  определил четкую правовую базу деятельности в этой сфере общественных отношений. Определены основные понятия и принципы организации противодействия террористической деятельности и перечень мер (включая участие Вооруженных сил страны) в целях выявления, предупреждения и пресечения терроризма.

Указом Президента РФ от 15 января 2006 г. «О мерах противодействия  терроризму» образованы Национальный антитеррористический комитет во главе  с руководителем ФСБ России, а  в субъектах РФ – антитеррористические комиссии, которые возглавляют руководители высших исполнительных органов власти соответствующих регионов.

В состав комитета и комиссий входят руководители законодательных  и исполнительных органов власти соответствующего уровня. В целях  повышения оперативности руководства  деятельности созданы соответствующие  штабы Комитета и комиссий.

Приведенное выше содержание ст. ст. 2 и 8 Закона Российской Федерации  «О безопасности» позволяет относить к системе безопасности все государственные  органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Следует иметь  в виду, что в рамках курса рассматриваются  не все органы власти, причастные к  обеспечению безопасности, а только те из них, для которых это направление  деятельности является приоритетным. К ним относятся:

  • органы федеральной службы безопасности;
  • органы внешней разведки;          
  • федеральные органы государственной охраны.

 

Система гражданской  обороны и основные направления ее деятельности

В последнее десятилетие  произошел решительный поворот военных теоретиков и историков к разработке новой концепции войны, новых форм и способов вооруженной борьбы. Они исходят из того, что при качественно новых средствах вооруженной борьбы, создаваемых на базе новейших технологий, в том числе высокоточного оружия и оружия, основанного на новых физических принципах, неизбежно изменится характер войны.

В связи с этим в концепции  войн нового поколения решающая роль отводится не живой силе, не ядерному, а высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах. Есть основания полагать, что эти виды оружия через 10-15 лет, а в некоторых странах, возможно, и раньше, существенно обесценят роль ядерного оружия, разрушат тот условный барьер, которым длительное время разделялось ядерное оружие и оружие обычных средств поражения.

Изменившаяся концепция  современной войны значительно уменьшает вероятность ковровых бомбежек с массовым поражением населения и огромными разрушениями жилого фонда, что требовало эвакуации граждан в пригородную зону. Применение высокоточного оружия нарушает экономику страны при разрушении промышленных и военных объектов, но существенно уменьшает массовую гибель гражданского населения. При этом требуется эвакуация только небольшой части населения, живущей возле потенциально опасных, в плане разрушения, объектов, хотя применение высокоточного оружия все равно приводит к гибели гражданского населения, пример тому Югославия, где соотношение погибших военных к гражданскому населению составило 1:15.

Опыт минувших войн убедительно  свидетельствует, что равноценной альтернативы хорошо продуманной, обученной и оснащенной системе гражданской обороны не существует. По мере совершенствования оружия и средств его доставки система гражданской обороны, а в ее составе федеральная медицинская служба гражданской обороны, прошла путь от местной противовоздушной обороны, созданной 4 октября 1932 года, в состав которой входила медико-санитарная служба, предназначенная для организации медицинской помощи населению при авиационных налетах, до

Гражданской обороны СССР с созданной в ее составе в 1962 году медицинской службой гражданской обороны, предназначенной для организации медицинского обеспечения населения в условиях ракетно-ядерной войны.

Переход России к рыночной экономике, пересмотр военной доктрины страны и ее экономические возможности привели к ослаблению готовности сил и средств МСГО по медицинскому обеспечению населения в очагах поражения, а кое-где к утрате медицинских и санитарно-транспортных формирований.Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 года № 1266, предусматривающее создание Федеральной медицинской службы гражданской обороны и Положение о Федеральной медицинской службе гражданской обороны (приказ Министра здравоохранения Российской Федерации от 3 июля 2000 г. № 242), определившее понятие, задачи и организацию Федеральной медицинской службы гражданской обороны, открыли новый этап ее развития и совершенствования.

Гражданская оборона, ее организационная структура.

Гражданская оборона представляет собой систему общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Организация и ведение  гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства составными частями оборонного строительства обеспечения безопасности государства (Федеральный закон«О гражданской обороне»).

В соответствии с Федеральным  законом «О гражданской обороне», Гражданская оборона РФ организуется в целях защиты гражданского населения и народнохозяйственных объектов от опасностей, возникающих при военных действиях и вследствие этих действий.

Исходя из принципов государственной политики в области совершенствования и дальнейшего развития гражданской обороны, гражданская оборона есть особая военная функция защиты населения и территорий от экстремальных ситуаций с обеспечением необходимой преемственности защитных мероприятий мирного времени в условиях войны.

В мирное время ее органы управления, силы и средства выполняют часть задач РСЧС, связанных с защитой и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами в области  гражданской обороны являются:

  • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, медицинским обслуживанием, срочным предоставлением жилья и принятие других необходимых мер;
  • борьба с пожарами, возникшими при ведении боевых действий или вследствие этих действий;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  • обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

Под службой гражданской обороны понимается служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 18 ноября 1999 года № 1266 «О федеральных службах гражданской обороны» в соответствии со статьей 14 Федерального закона «О гражданской обороне» созданы:

  • федеральная медицинская служба гражданской обороны;
  • федеральная противопожарная служба гражданской обороны;
  • федеральная служба гражданской обороны охраны общественного порядка;
  • федеральная служба гражданской обороны защиты животных и растений;
  • федеральная служба гражданской обороны защиты культурных ценностей.

Этим же постановлением установлено, что на федеральные службы гражданской обороны возлагается решение следующих основных задач:

  • на федеральную медицинскую службу гражданской обороны -организация и проведение медицинских, лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, а также своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам в военное время;
  • на федеральную противопожарную службу гражданской обороны -
  • организация и проведение мероприятий, направленных на противопожарное
  • обеспечение населенных пунктов и организаций, локализацию и тушение
  • пожаров;
  • на федеральную службу гражданской обороны охраны общественного порядка - организация и проведение мероприятий, направленных на поддержание общественного порядка в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения, а также обеспечение охраны материальных и культурных ценностей;
  • на федеральную службу гражданской обороны защиты животных и растений - организация и проведение мероприятий, направленных на обеспечение устойчивой работы организаций сельскохозяйственного производства, а также мероприятий по защите сельскохозяйственных животных и растений;
  • на федеральную службу гражданской обороны защиты культурных
  • ценностей - организация и проведение мероприятий, направленных на за-
  • щиту культурных ценностей, памятников истории и культуры.

На Министерство здравоохранения Российской Федерации возложено создание и организационно-методическое руководство федеральной медицинской службой гражданской обороны.

Министерству здравоохранения  Российской Федерации предписано утвердить положение о соответствующих федеральных службах гражданской обороны. И такое положение было утверждено приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 3 июля 2000 года № 242 «О Положении о федеральной медицинской службе гражданской обороны».

Направления деятельности гражданской обороны.

Федеральное законодательство четко определяет основные задачи в области гражданской обороны.

1. Обучение населения  способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Детализация данной задачи осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 841 «Об утверждения Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны». В нем подчеркнуто, что основными задачами обучения населения в области гражданской обороны являются:

а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении  военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

б) совершенствование навыков  по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;

в) выработка умений и  навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

г) овладение личным составом гражданских организаций гражданской обороны (далее именуются - формирования) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2. Оповещение населения  об опасностях, возникающих при  ведении военных действий или  вследствие этих действий.

3. Эвакуация населения,  материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

4. Предоставление населению  убежищ и средств индивидуальной защиты.

Правовые акты и нормативные  документы по вопросам обеспечения  безопасности.

Государственная политика в  сфере безопасности формируется  на основе Конституции РФ, законах  и иных нормативно-правовых актах  органов государственной власти. Так, в ч. 5 ст. 13 и ч. 3 ст. 55 Конституции говорится о «безопасности государства», в ч. 1. ст. 82 – о «безопасности и целостности государства», а п. «д» ч. 1 ст. 114 – о «государственной безопасности». Безопасность граждан определена в ч.1 ст. 56 Конституции (при условии введения чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан, могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод). В ч. 3 ст. 56 Конституции указывается на невозможность ограничения прав и свобод, предусмотренных ст.ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч.1), 40 (ч.1), 46-54 Конституции РФ. Но при этом Конституцией предусмотрен ряд допускаемых ограничений прав и свобод граждан. Например, на основании федерального закона (в соответствии с законом сотрудник милиции вправе входить в жилые помещения для осмотра и преследования лиц, совершивших преступление) либо судебного решения (прекращение права собственности по судебному решению возможно по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, в частности, обращение взыскания на имущество по гражданско-правовым обязательствам). Гражданам в Российской Федерации Конституцией предоставлено право защищать свои права и свободы всеми законными способами, а также в соответствии с международными договорами обращаться за защитой в межгосударственные органы, если все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты исчерпаны.

Информация о работе Система обеспечения безопасности в Российской Федерации