Система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 11:32, доклад

Описание работы

Система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения — совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий персонала образовательного учреждения, осуществляемых под руководством органов управления образованием и органов местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями (формированиями), с целью обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях (см.).

Файлы: 1 файл

5_o_kom_bezopasn.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения

Система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения — совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий персонала образовательного учреждения, осуществляемых под руководством органов управления образованием и органов местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями (формированиями), с целью обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях (см.).

Целью, процессом и результатом реализации указанных мер и мероприятий является комплексная безопасность образовательного учреждения (см.) как временное состояние защищенности охраняемого объекта от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера. Безопасность образовательного учреждения (как временный результат) достигается в процессе реализации следующих основных мер и мероприятий:

1. Организации физической охраны объекта и территории (ее задачи: контроль и обеспечение состояния безопасности для своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций; осуществления пожарного надзора; организации пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на объект граждан и техники; защиты персонала и обучающихся от насильственных действий в образовательном учреждении и его территории). Осуществляется путем привлечения сил подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел, частных охранных предприятий (ЧОП) или штатных сторожей.

2. Обеспечения инженерно-технической укрепленности (ограждения, металлические двери, решетки, противотаранные устройства и т. п.).

3. Организации инженерно-технического оборудования (охранная сигнализация; тревожно-вызывная сигнализация (локальная или выведенная на "01"); телевизионное видеонаблюдение; ограничение и контроль за доступом; пожарная сигнализация; радиационный и химический контроль).

4. Плановой работы по антитеррористической защищенности образовательного учреждения (см.: Паспорт безопасности).

5. Организации контрольно-пропускного режима.

6. Выполнения норм пожарной безопасности.

7. Соблюдения норм охраны  труда и электробезопасности.

8. Плановой работы по гражданской обороне.

9. Взаимодействия с правоохранительными органами и другими структурами, вспомогательными службами и общественными организациями.

10. Правового всеобуча и формирования культуры безопасности (см.).

11. Финансово-экономического обеспечения мер и мероприятий. 

 

«Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»

Статья 1 Закона РФ "О безопасности"  

 

 

           

 Система комплексной  безопасности подразумевает состояние  защищенности образовательного  учреждения от реальных и прогнозируемых  угроз социального, техногенного  и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование. Поэтому нет важнее задачи для образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся. 
     Под обеспечением безопасности понимают планомерную систематическую работу по всему спектру направлений - организационному, информационному, агитационному, обучающему. 
     Обеспечение безопасности образовательного учреждения - первостепенная обязанность заместителя директора по обеспечению безопасности.    

 В нашей школе эта  должность введена в 2005 году.  Заместитель директора по обеспечению безопасности отвечает: 
- за организацию работы по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса; 
- за обеспечение контроля выполнения требований локальных нормативно-правовых актов по безопасности; 
- за своевременное представление обучающимся и персоналу оперативной информации по безопасности и принятым в образовательном учреждении решениям и мерам; 
- за методическую и инновационную работу по совершенствованию комплексной безопасности.

 
     Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

 
     Формируется и достигается  комплексная безопасность образовательного  учреждения в процессе реализации  следующих направлений (подробнее):

 
                                                   1. Работа по антитеррористической защищенности                                                       

 и противодействию  терроризму и экстремизму 

 

 

  Эта работа включает: 
 - проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму и экстремизму; 
 - непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности; 
 - организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительской общественностью. 
     Решением вопросов по антитеррористической защищенности занимается антитеррористическая группа. 
     Основанием для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности школы, противодействию терроризму и экстремизму являются приказ директора, решения антитеррористической группы. 
      Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами и иными нормативными правовыми документами: 
      - Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности»; 
      - Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»; 
      - Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»; 
     - Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму»; 
      - Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1999 года № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»; 
     - и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации. 
     На территории Московской области правовую основу борьбы с терроризмом (помимо вышеуказанных документов федерального уровня) составляют: 
     - Закон Московской области от 04 мая 2005 года № 110/2005-ОЗ «О защите населения и природного и техногенного характера»;  
     - Постановление Правительства Московской области от 18 октября 2004 года № 697/46 «О мерах по предотвращению и ликвидации кризисных ситуаций на территории Московской области» и другие различные приказы министерства образования Московской области, приказы РУО, образовательного учреждения. 
     Опираясь на эти документы, в школе разработан пакет документов по организации работы по антитеррористической защищенности образовательных учреждений:

- Паспорт антитеррористической защищенности образовательного учреждения; 
 -  Паспорт безопасности обучающихся. 
 -  Инструкции, памятки. 

 

 

                        

              2. Работа по обеспечению охраны образовательного учреждения 

 

      В нашей школе организована сторожевая форма охраны (в ночное время). Во время пребывания обучающихся в школе обеспечение безопасности осуществляется дежурной сменой (вахтер, дежурный учитель) под руководством дежурного администратора. Согласно Письма Министерства образования Московской области от 24 сентября 2004 года № 4483-01/09, приказа РУО и приказа по школе разработано и введено в действие положение о контрольно-пропускном режиме.   
      Организован внутриобъектовый режим с пакетом документов, который находится на вахте: 
 - список должностных лиц, педагогического состава и обслуживающего персонала образовательного учреждения;

- список должностных лиц, имеющих право разрешения пропуска  посетителей; 
    - список должностных лиц, имеющих право разрешения на ввоз (внос) или вывоз (вынос) имущества; 
    - список должностных лиц, допущенных к проверке охраны образовательного учреждения; 
    - список должностных лиц, ответственных за надлежащее состояние и содержание помещений; 
    - рабочая тетрадь; 
    - инструкция по охране объекта; 
    - схема охраны объекта; 
    - инструкция сторожу, дежурному администратору по пожарной безопасности; 
    - инструкция сторожу, дежурному при угрозе проведения террористических актов и обнаружения бесхозных и взрывчатых предметов, о мероприятиях по антитеррористической безопасности и защите детей; 
    - инструкция по оказанию первой медицинской помощи; 
    - журнал учета посетителей; 
    - журнал приема и сдачи дежурства и контроля за несением службы; 
    -  журнал выдачи ключей и приема помещений под охрану; 
    - список автомобилей, имеющих право въезда на территорию образовательного учреждения; 
    - расписание уроков; 
    - расписание работы кружков (секций); 
    - расписание звонков; 
    - график дежурства должностных лиц и учителей; 
    - график дежурства сторожей; 
    - список телефонов экстренной помощи, правоохранительных органов, аварийных служб.  
               

 На оборудованном месте  имеются: 
   1. Ящик с ключами от дверей запасных выходов, помещений образовательного учреждения, закрывающийся на замок. 
    2. Кнопка тревожной сигнализации. 
    3. Телефон (стационарный, мобильный). 
    4. Система оповещения (звонок). 
    5. Медицинская аптечка. 
    6. Фонарь. 
    7. Средства индивидуальной защиты. 
    Обеспечение поста охраны справочными, инструктивными и методическими документами позволяют оперативно и правильно выполнять охранные функции. 
         Организация инженерно-технической укрепленности объекта: по периметру территории имеется ограждение, решетки на окнах первого этажа, металлические двери, запоры, освещение пришкольной территории.                

 
                                                                        3. Пожарная безопасность

 
      Основная концепция и требования по пожарной безопасности определены и сформулированы в Федеральном законе Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ «О пожарной безопасности» и Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 года № 1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».  
     Анализ причин возникновения пожаров и возгораний в образовательных учреждениях показывает и специалисты Госпожнадзора МЧС Российской Федерации подтверждают, что только в 20% случаев они происходят по причине неисправности электропроводки и электрооборудования, а в 70% - вызваны халатностью, а иногда и преступной бездеятельностью должностных лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности. 
        Обеспечение пожарной безопасности включает: 
      - соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий; 
      - обеспечение образовательных учреждений первичными средствами пожаротушения, в соответствии норм, установленных Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03); 
    - неукоснительное выполнение требований Госпожнадзора по устранению недостатков по пожарной безопасности; 
      - совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре; 
      - перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра; 
      - защита от пожара электросетей и электроустановок, приведение их в противопожарное состояние; 
      - поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов; 
      - содержание подвальных и чердачных помещений в противопожарном состоянии.  
     Пожарная безопасность не может быть формальной: первостепенное условие – практическая реализация противопожарных мероприятий, предписанных Законом Российской Федерации о пожарной безопасности и Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) и разработанными в образовательном учреждении локальными нормативными актами и методическими документами по пожарной безопасности. 
        Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами являются: 
      - Приказ о назначении ответственных за противопожарное состояние помещений. 
      - Инструкция о мерах пожарной безопасности в школе. 
      - Инструкция по пожарной безопасности - основной рабочий документ для пользования, в котором отражены практически все вопросы ПБ и действия в случае возникновения пожара. 
      - Инструкция «Действия при возникновении пожара». 
      - План эвакуации учащихся при возникновении пожара в школе. 
      - Памятка о действиях при пожаре. 
      - План-схема эвакуации учащихся при пожаре. 
      - Ситуационный план. 
        

 Обеспечение ПБ конкретизируется  в приказах директора школы  по вопросам обеспечения безопасности в течение всего учебного года в зависимости от конкретной обстановки. 
      Главная цель по обеспечению ПБ в школе – сохранение жизни и здоровья учащихся и персонала за счет высокой степени противопожарного состояния школы, исключения предпосылок к возгоранию и возникновению пожара. Регулярно проводятся занятия по основам пожарной безопасности, тренировки по эвакуации обучающихся и персонала. 
      За последний год наметилась положительная динамика по улучшению материально-технического обеспечения антитеррористических и противопожарных мероприятий. В августе 2007 года установлена кнопка тревожной сигнализации, проведена обработка чердачных помещений, приобретены огнетушители, намечается установка автоматической пожарной сигнализации. 

 

 
                                                                           4. Электробезопасность

 
     Основными нормативными документами, регламентирующими требования по электробезопасности, являются правила устройства электроустановок (ПУЭ) и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП (введены в действие с 01.07.2003 года)). 
     Электрощитовые (ЩС) и электрические щиты освещения (ЩО)  
    Входная дверь в электрощитовую комнату должна быть постоянно закрыта на замок, обита с обеих сторон жестью с загибом жести на торец двери. На наружной стороне входной двери должно быть написано назначение помещения, место хранения ключей и нанесен предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение». 
В помещении электрощитовой не должно находиться посторонних предметов, плафоны на светильниках должны быть герметичные, на полу около электрощитов должны быть диэлектрические резиновые коврики. Электрощитовая комната должна быть оснащена углекислотным или порошковым огнетушителем и одной парой диэлектрических перчаток. Все электрические щиты освещения (ЩО) должны постоянно быть закрыты на замки. На наружной стороне дверей электрощитов должно быть нанесено: порядковый номер щита, подаваемое на щит напряжение и предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение», а на внутренней стороне дверей электрощитов должна быть однолинейная схема электроснабжения потребителей. Внутри электрощитов не должно быть мусора, скопления пыли и паутины. Вводы в электрощиты должны быть оборудованы УЗО. 
       Требования к электросетям и электроустановочным изделиям.  
      Светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру. Запрещается устройство нестандартных (самодельных) электронагревательных приборов, воздушных линий электропередачи и наружных электропроводок, проложенных по территории образовательного учреждения с нарушением требований ПУЭ. 

Информация о работе Система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения