Социальная опасность религиозных сект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:31, реферат

Описание работы

Казахстан - страна, мир и благополучие которой, является результатом согласия народа на пути в достижении единых целей к процветанию. Однако стоит обратить внимание на достаточно серьезные, и нерешенные проблемы, возникшие в религиозной сфере в последнее время. Зачастую ситуацию нагнетают представители так называемых религиозных меньшинств. На страницах средств массовой информации очень часто публикуются материалы, повествующие о противоправной и незаконной деятельности религиозных лидеров (и в основном это представители религиозных меньшинств). Стоит заметить, что эти публикации возникают не на пустом месте, а пишутся на основании конкретных фактов (по части которых возбуждаются уголовные дела).

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………3
2.Социальная опасность религиозных сект……………………………………………………………4
3.Теологический подход…………………………………………………………7
4.Психологический подход………………………………………………………..10
5.Классификация по принципу самоопределения и имитации……..........................................................................15

Файлы: 1 файл

Лера.docx

— 44.44 Кб (Скачать файл)

      Министерство Образования и Науки Республики Казахстан

 

                          Международная Академия Бизнеса

             Кафедра «Общеобразовательные дисциплины»

 

 

 

 

 

                         Реферат

            На тему: «Социальная опасность  религиозных сект»

 

 

 

 

                                                                                    Подготовила:

                                                              студент 1 курса  группы МГ 1301

                                                                         Михальченко Валерия

                                                                      

                                                                                    Приняла:

                                                                        Доцент Амирхожаева Д.А.

 

 

 

 

                                       Алматы 2013

                                                Оглавление:

1.Введение……………………………………………………3

2.Социальная опасность религиозных сект……………………………………………………………4

3.Теологический подход…………………………………………………………7

4.Психологический подход………………………………………………………..10

5.Классификация по принципу  самоопределения и имитации……..........................................................................15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

                                               

 

 

 

                                          Введение.

 

Казахстан - страна, мир и  благополучие которой, является результатом  согласия народа на пути в достижении единых целей к процветанию. Однако стоит обратить внимание на достаточно серьезные, и нерешенные проблемы, возникшие в религиозной сфере в последнее время. Зачастую ситуацию нагнетают представители так называемых религиозных меньшинств. На страницах средств массовой информации очень часто публикуются материалы, повествующие о противоправной и незаконной деятельности религиозных лидеров (и в основном это представители религиозных меньшинств). Стоит заметить, что эти публикации возникают не на пустом месте, а пишутся на основании конкретных фактов (по части которых возбуждаются уголовные дела). Поэтому  на сегодняшний день остаётся актуальной проблема социальной опасности  подобных религиозных меньшинств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                               

             

 

 

 

 

 

 

   1.Социальная опасность религиозных сект.

Для начала стоит определить, что такое   опасность, в том числе социальная, и что такое секта.

Итак, опасность-это начавшееся или возможное неблагоприятное воздействие на человека и его окружающую среду вредных факторов различного происхождения: вероятность возникновения неблагоприятных событий, угрожающих жизни, здоровью, имуществу человека, его правам и интересам.

Социальная опасность-это действия одних классов, групп, слоев, личностей, направленные (преднамеренно или бессознательно) на уничтожение других. А также лишение их жизненно важных условий и объектов, причинение ущерба, ведущего к физической и духовной деградации, разрушению личности, этноса, общества, государства.  
Условно социальные опасности можно свести в три группы:  
1. исходящие из других сфер общественной жизни - политики, экономики, военно-оборонных дел и т.п.;  
2. вытекающие из социальной сферы для экономики, политики, военной и экологической безопасности и др.;  
3. заключенные в самой социальной сфере. 

Секта- в контексте нынешней казахской культуры не всегда воспринимается, как нейтральное, поскольку за последние полтора столетия оно обросло множеством оттенков. В умах большинства людей это слово однозначно ассоциируется с неким мрачным тайным обществом, посягающим на свободу, здоровье и жизнь человека. Именно поэтому члены некоторых нетрадиционным религиозных объединений, как правило, чувствуют себя оскорблёнными, когда их без объяснений называют «сектантами», а их церковь или организацию — «сектой». Между тем, слово «секта» изначально не несло в себе никакого негативного смысла. В классической латыни этот термин (лат. secta — «партия, школа, фракция») служил для обозначения образа мышления, образа жизни, а в более конкретном смысле — политической партии или философской школы, к которой принадлежал человек. Этимология латинского слова неоднозначна. Одни исследователи связывают его с глаголом «сека́ре» (лат. secare — «отрезать, разделять»); другие с глаголом «се́кви» (лат. sequi — «следовать за кем-либо»).

На протяжении столетий для  обозначения «неправильных» религиозных  групп использовались самые разные термины. Именно это обстоятельство порождает первую проблему: разнородность понятий и определений. Единого общепринятого определения культа, равно как и единой терминологии, не существует — выбор тех или иных терминов и смысл, который в них вкладывается, определяют, как правило, личные убеждения авторов. Вторая проблема заключается в том, что с течением времени некоторые исторические термины обросли эмоциональными коннотациями, которые изначально не были им свойственны. Благодаря усилиям бульварной литературы и жёлтой прессы такие понятия, как «культ» или «секта», часто воспринимаются уже не как научные термины, а как бессмысленные ярлыки. Именно поэтому современные исследователи пытаются изобрести новую терминологию, тем самым ещё больше увеличивая неразбериху в понятиях.

Таким образом, в настоящий  момент под словом секта мы понимаем нечто ужасное и опасное, что  зачастую так и бывает.

Например, если рассмотреть  сатанистские секты, проповедующие  смерть. В  результате, человек, попавший под их влияние, становится склонным к суициду, либо к действиям угрожающим жизни других людей.

В список прошедших регистрацию  в прошлом году религиозных объединений  наряду с представителями традиционных религий вошли пятидесятники, пресвитерианцы, евангельские христиане-баптисты, свидетели  Иеговы, адвентисты седьмого дня, методисты, кришнаиты, бахаи, мормоны, сайентологи, меннониты. Всего 17 конфессий, представленных 3088 религиозными объединениями. Это  официальный подсчет. Если к ним  прибавить организации экстремистского  толка, которые запрещены, но действуют  на территории страны скрыто, и ячейки различных оккультно-мистических  течений, то эта цифра увеличится еще в несколько раз. Количество верующих с каждым годом растет. Данные социологического исследования,  проведенного Казахстанским институтом социально-экономической информации и прогнозирования (КИСЭИП) в прошлом  году, выявили, что большая часть  казахстанцев считают себя верующими – 86,4%. Атеистом себя называет каждый десятый житель страны. И лишь 2% казахстанцев не определились со своим отношением к вере. По сравнению с 2011 годом количество верующих увеличилось на 3,5%.  Но религиозная безграмотность и существовавший в стране долгое время духовный вакуум заставляют людей искать Бога в нетрадиционных религиозных течениях.

Истории людей, попавших в  деструктивные секты, – это всегда истории горя и печали, борьбы семьи  с неизвестным врагом, которая  не всегда заканчивается возвращением заблудшего родственника. За короткое время из человека выбивают все, что  было «до», и заполняют его, как  пустой сосуд, новым содержимым. Сознание человека полностью меняется под  воздействием психологических манипуляций. Сектантская зависимость имеет  те же черты, признаки и проявления, что и любая другая зависимость  – алкогольная или наркотическая. Опасность сектантства заключается  в том, что секта полностью  отсекает человека от реальной жизни, он сконцентрирован только на религиозном  культе. Он может безразлично относиться к родным и близким. Теряет интерес  к работе, учебе, семье, повседневной жизни, таким образом, секта делает людей социально бесполезными, а  порой даже социально опасными.

Представители «новых» религиозных  организаций не гнушаются вербовкой  детей. Им раздают брошюрки около  школ, также агитируют прийти «послушать о Боге».

Таких примеров в СМИ можно  найти очень много.  И даже человеку, не сведущему в религиозных делах, будет абсолютно ясно, что такого рода секты представляют огромную угрозу нашему обществу, материальным ценностям, а также моральным устоям. Всем понятно, что с этим нужно бороться. И действительно, предпринимаются  все возможные меры, но, к сожалению, пока мы не можем справиться с этой проблемой. Мы можем лишь полагаться на себя и стараться защитить своих  близких.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

                      2.Теологический подход.

В западном протестантизме используется два термина – «секта»  и «культ». Термин «секта» не имеет  на Западе негативного значения и  ряд ответвлений протестантизма (например, некоторые баптисты) называют себя сектантами открыто, вкладывая  в этот термин положительный смысл, в то время как понятие «культ»  там имеет сейчас ярко выраженную негативную окраску: «Понятие «секты» обычно относится к группам диссидентов, отделившихся от другой, как правило, традиционной, религии (зачастую они объявляют о своем намерении возродить верования или обычаи, которые, по их мнению, некогда присутствовали в конфессии, но от которых конфессия впоследствии отошла), в то время как «культ» – это маленькая, ревностная группа, связи которой с традиционной религией и культурой менее очевидны, которая зачастую исповедует вероучение, не основанное на христианстве и иудаизме, и которая часто находится под непосредственным руководством единого харизматического лидера» (Timoty Miller. Introduction. America’s Alternative Religions, ed. 1995. Albany, NY: State University New York Press, P.1)

Большой популярностью среди  протестантских апологетов пользуется известный протестантский богослов Уолтер Мартин. В своей книге «Царство культов» он приводит следующее определение понятия «культ», дополняя определение этого термина доктора Чарльза Брэйдена:  

«Культ - 1) это религиозная  группа, которая значительно отличается от религиозных групп, считающихся  общепринятыми в нашей культуре, по одному или более аспектов исповедания  или обрядов;

2) это сообщество людей,  объединившихся вокруг определенного  человека или истолкования Библии» (Уолтер Мартин. Царство культов. СПб., Логос, 1992. С. 11).

Использование термина «культ»  в православном сектоведении представляется нежелательным, так как в его рамках данный термин имеет другое  значение и почти не несёт негативного смысла.

В католической литературе можно встретить два понятия: «секта» (может быть христианского и нехристианского происхождения) и НРД – «нетрадиционное религиозное движение». К сектам (правда, к разным типам сект) относят как баптистов, так и Свидетелей Иеговы, что представляется не совсем корректным. Под «нетрадиционными религиозными движениями» понимаются группы с синкретическим учением.

В современном Православии  чаще всего используют понятие «тоталитарная  секта», которое ввёл профессор церковной  истории  А.Л.Дворкин: «Тоталитарная секта - это авторитарная организация, главным смыслом существования которой являются власть и деньги, для получения которых секта прикрывается псевдорелигиозными, псевдокультуроведческими и другими псевдоцелями. Многочисленные психокульты также относятся к тоталитарным сектам» 

Сейчас в Православии  предмет сектоведения находится в стадии становления, идёт  процесс изучения современного сектантства и выработки его богословской оценки.

Вот что, в частности,  пишет о сектах современный православный богослов протодиакон Андрей Кураев в своей книге «Сатанизм для интеллигенции»: «Сектантской… является любая религиозная деятельность, осуществляемая вне Церкви и в противостоянии ей.

При этом нужно сделать  два уточнения:

Первое: нужно уточнить, что чётких границ Церкви не может провести, пожалуй, ни один богослов или иерарх. Церковь есть жизнь в Боге, жизнь во Христе. …

Второе необходимое уточнение: не являются сектой буддизм или индуизм, возникшие до Евангелия и не в противостоянии ему. Однако являются сектами необуддизм и неоиндуизм, пытающиеся в западном мире возродить неевангельскую религиозность и утверждающие себя уже в очевидной и неизбежной полемике с христианством…

Ещё один признак, позволяющий отличить секту от нормальной религиозной традиции (сам по себе достаточный, хотя и не необходимый), это наличие «скрытых» учений или обрядов, которые религиозная группа не считает нужным публично раскрывать»  (Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. М., Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Отчий Дом, 1997. Т.1. С. 70).

Можно ли православным богословам вместо термина «секта» использовать термин «ересь»? Термин «ересь» отражает лжехристианское вероучение группы, в то время как понятие «секта»  имеет более широкое значение. В него входит и структура организации, и методы психологического воздействия на людей, применяемые в ней, и тип восприятия жизни. Поэтому будет более корректно использовать эти два термина одновременно в тех случаях, когда мы говорим о вероучениях псевдохристианских сект, и не использовать понятие «ересь» вообще, если разбираем языческие направления сектантства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      3.Психологический подход. 

Толчком к изучению природы  авторитаризма и психологического насилия послужили послевоенные события в коммунистических странах  — в особенности в Китае 1950-х  годов, где идеологическая обработка  населения была особенно сильна. Именно тогда родился термин «промывка  мозгов» — так американский журналист  Эдвард Хантер перевел китайское  выражение hse nao, которым китайцы называли процесс «освобождения» людей от старой идеологии. В 1951 году Хантер первым описал этот феномен в своей книге, основанной на беседах с людьми, бежавшими из Китая в Гонконг.

Информация о работе Социальная опасность религиозных сект