Социальная опасность религиозных сект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:31, реферат

Описание работы

Казахстан - страна, мир и благополучие которой, является результатом согласия народа на пути в достижении единых целей к процветанию. Однако стоит обратить внимание на достаточно серьезные, и нерешенные проблемы, возникшие в религиозной сфере в последнее время. Зачастую ситуацию нагнетают представители так называемых религиозных меньшинств. На страницах средств массовой информации очень часто публикуются материалы, повествующие о противоправной и незаконной деятельности религиозных лидеров (и в основном это представители религиозных меньшинств). Стоит заметить, что эти публикации возникают не на пустом месте, а пишутся на основании конкретных фактов (по части которых возбуждаются уголовные дела).

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………3
2.Социальная опасность религиозных сект……………………………………………………………4
3.Теологический подход…………………………………………………………7
4.Психологический подход………………………………………………………..10
5.Классификация по принципу самоопределения и имитации……..........................................................................15

Файлы: 1 файл

Лера.docx

— 44.44 Кб (Скачать файл)

Промывка мозгов — это  система затуманивания мозгов, имеющая  своей целью склонить человека к  принятию того, что в ином случае было бы для него отвратительно. Человек  утрачивает связь с реальностью. Факты и вымысел переплетаются  и меняются местами… Но для того, чтобы народ не увидел опасность, которую таит в себе промывка мозгов, красные утверждают, что это всего лишь новое название для чего-то хорошо знакомого и пользующегося безусловным уважением — например, обучения или исправления.

В 1956 году исследования Хантера  продолжил профессиональный психиатр Роберт Лифтон. Изучив методы китайских коммунистов, а также приемы убеждения, которые применялись к американским военным, попавшим в плен во время войны в Корее, Лифтон вывел восемь признаков тоталитарного контроля. Наличие этих признаков свидетельствует о том, что религиозная, политическая или этническая группа подвергает своих членов процессу «реформирования мышления».

Фундаментальные исследования Лифтона заложили основу для целого направления в психологии и психиатрии. Все современные изыскания в области психологии культов основываются на выведенных им принципах.

В последние десятилетия XX века проблемой культов занимался  целый ряд психологов и психиатров. Наибольшей известностью пользовалась, пожалуй, д-р Маргарет Тэлер Сингер — клинический психолог и заслуженный адъюнкт-профессор Калифорнийского университета в Беркли в отставке. Сингер предлагает следующее определение:

Я предпочитаю пользоваться фразой «культовые взаимоотношения», чтобы точнее обозначить процессы и  взаимодействия, происходящие внутри культа. Культовые взаимоотношения — это взаимоотношения, в процессе которых один человек намеренно склоняет других к полной или почти полной зависимости от него в практически всех основных жизненных решениях и порождает в этих людях веру в то, что он обладает каким-то особым талантом, даром или знанием.

Это определение мы и будем  считать классическим выражением психологического подхода. Обратите внимание, что определение  Сингер применимо не только к религиозным, но и к политическим, этническим и экономическим тоталитарным сообществам. Таким образом, для многих современных психологов проблема культов является лишь частным случаем более широкой проблемы тоталитаризма.

В основе психологического подхода к проблеме лежит убеждение, что культы насильственно изменяют мышление человека, и что любой  человек, при определенных условиях, может стать жертвой такого влияния.

Понимание проблемы всегда определяет способ ее решения. Перемены в психике и поведении людей, ставших жертвами тоталитарных культов, настолько резки и глубоки, что  родители и некоторые психологи  называют приведшие к ним методы воздействия «программированием»  или «зомбированием». Соответственно, решение проблемы видится в том, чтобы «депрограммировать» человека, т. е. дать ему объективную информацию о культе и помочь ему увидеть, что культ лишил его способности самостоятельно мыслить.

Пионерами депрограммирования стали американцы Джо Александер и Тед Патрик. Сначала они занимались этим, чтобы спасти своих близких, а потом начали помогать другим. Александер утверждает, что в 1970-1975 годах он депрограммировал 600 человек, лишь 6 из которых ввернулись обратно в культ. За тот же период Патрик депрограммировал около тысячи человек. Начиная с 1972 года, практика депрограммирования получает общественное признание.

К сожалению, депрограммирование культистов почти всегда совершалось против их воли — человека похищали, насильственно удерживали под замком и психологически обрабатывали до тех пор, пока он не «осознавал», чтобы был вовлечен в культ обманом. По сути, депрограммисты применяли к своим «пациентам» ту же тактику промывки мозгов, только с противоположной целью. Такой подход к решению проблемы имел неприятные последствия: психика многих людей была искалечена, а некоторые депрограммисты (напр., Тед Патрик) оказались за решеткой.

В наши дни подавляющее  большинство психологов отошло от методики насильственного депрограммирования и прияло на вооружение методику «консультирования о выходе». Маргарет Сингер объясняет суть этой методики следующим образом:

Идея заключается в  том, чтобы предложить человеку доступ к информации [о культе и его  лидере] в безопасной обстановке, где  возможно свободное обсуждение, и  где культист защищен от воздействий и влияний, которые заставили его шаг за шагом отказаться от свободы, попасть в зависимость от группы и отречься от мира.

В такой обстановке культист может задавать вопросы, отвечать на них, открыто выражать свои чувства и свое отношение к полученной информации.

Что касается определений, то чаще всего в рамках психологического подхода используются два термина: деструктивный культ и тоталитарная секта.

Тоталитарная  секта — это группа с жестким авторитарным управлением, сознательно отрывающая человека от общества и ограничивающая его свободу выбора и самостоятельность мышления.

Деструктивный культ — группа, учение и действия которой наносят вред физическому или психическому здоровью человека, негативно сказываются на его общественной, семейной и личной жизни.

Несмотря на то, что психологические  исследования помогают нам понять внутренний мир культистов и предлагают действенные методики общения с ними, главным недостатком психологического подхода является ненадежность критериев. В своей оценке деструктивности или тоталитаризма психологи нередко исходят из своих мирских, небиблейских представлений о норме. Отчасти именно поэтому к числу культов иногда относят совершенно нормальные христианские организации. Кроме того, поскольку большинство психологов люди неверующие или невоцерковленные, они, в лучшем случае, могут помочь человеку уйти из культа, но помочь ему обрести истинную веру они не могут.

Две главные опасности, которые  психологи видят в культах, —  это

социальный, физический и  психический вред, наносимый людям

ущемление прав и гражданских  свобод людей

«Наше отношение к культам  с точки зрения нравственности и  психологии должно учитывать два  обстоятельства: опасности идеологического  тотализма или того, что я также назвал бы фундаментализмом, и необходимость защищать гражданские свободы» (Роберт Дж. Лифтон)

Психологический подход (во всяком случае, в кругах светских психологов) к проблеме НРД сознательно не учитывает убеждения религиозных  групп и обращает внимание лишь на методы убеждения, используемые в них:

«С нашей точки зрения, группа людей или форма взаимоотношений  заслуживает ярлыка «культ» своей  методологией и образом действия, а не своими убеждениями. Тех из нас, кто выступает против культов, часто  обвиняют в том, что мы хотим лишить людей свободы, что мы против религии. Но мы как раз и боремся против ущемления свободы человека, которое  имеет место в культах. Мы выступаем  не против убеждений, а против эксплуататорской манипуляции веры человека и его  доверия к другим человеческим существам. Культы прибегают к помощи обмана, манипуляции и психологического насилия или убеждения (которое  мы именуем «методиками изменения  мышления»), чтобы привлечь, завербовать, обратить, удержать и, в конечном итоге, эксплуатировать своих последователей» (Мадлен Ландау Тобайас и Джанья Лалич).

Знаменитый исследователь  культов, в прошлом последователь  секты Муна, психолог Стивен Хассен, предложил следующую трактовку термина «культ»: «Деструктивный культ (здесь термин «культ» употребляется как синоним слова «секта») – это любая авторитарная иерархическая организация, которая практикует: 1) обманную вербовку; 2) прибегает к использованию контроля сознания (далее теория контроля сознания будет разобрана подробно), чтобы сохранить своих последователей зависимыми и покорными лидеру и доктрине» («Контроль сознания и методы подавления личности». Хрестоматия. Минск- Москва, Харвест АСТ, 2001. С. 444).

Сегодня на Западе пользуется большой популярностью определение, предложенное психологом, адъюнкт-профессором Университета Калифорнии в Беркли Маргарет Тейлер Сингер. В своем определении она исходит из понятия культовых отношений: «Культовые отношения – это отношения между людьми, в процессе которых один человек намеренно склоняет другого к полной или почти полной зависимости от него практически во всех главных жизненных решениях и порождает в этом человеке веру в свой особый талант, дар или способности»(Singer Margaret Thaler  and Lalich Janja. Cults in our mindst. San-Francisco, Jossey-Bass Publishers, 1995. Р. 7).

В практике православного  сектоведения психологический подход может иметь только ознакомительное и вспомогательное значение, так как имеет  слабые стороны.  Цель жизни православного христианина – обожение, жизнь в Боге, спасение души. Западная психология, светская по своей сути, не затрагивает этих вопросов. Для православного христианина главный вопрос заключается не в том, что сектант нарушает принятые социальные нормы общества, а в том, что он губит свою душу, исповедуя сектантские лжеучения. Поэтому задача, стоящая перед православным миссионером, заключается не только в том, чтобы вызволить человека из секты, но и в том, чтобы помочь ему прийти к Богу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Классификация по принципу самоопределения или имитации.

1. Псевдохристианские секты: «Поместная церковь» Уитнесса Ли, «Бостонское движение», «Семья» («Дети Бога»), «Движение веры», «Богородичный центр», «Церковь последнего завета», мормоны, «Свидетели Иеговы» и т.д.

Характеристика: стилизуются  под христианскую конфессию. Для  данного типа групп характерны: искажение  толкования Священного Писания по сравнению  с традиционно сложившимися богословскими  школами, наличие собственных «откровений», имеющих для сектантов более  важное значение, чем Божественное библейское Откровение, обостренно негативное отношение к традиционному христианству, провозглашение собственных специфичных условий спасения.

2. Псевдовосточные секты: Брахма-Кумарис, культ Сатья Саи Бабы, Сахаджа Йога, культ Ошо Раджниша, Тантра-Сангха, культ Шри Чинмоя, Общество Сознания Кришны и т.д.

Характеристика: приписывают  себе традиционность восточных религий, претендуют на передачу истинной духовной традиции, заявляют о своей совместимости  с христианским вероучением. Реально  же в традиционном индуизме отсутствует  прозелитизм, индуистом нельзя стать, им можно только родиться.

В индуизме огромное значение придается цепи ученической преемственности (парампаре). Духовным учителем (гуру) может стать только тот, кто сам имел духовного учителя из общепризнанной духовной школы. Для подобных сект характерна подмена основных условий исповедания традиционного индуизма, например, новоиспеченные адепты - не являются индусами по рождению, следовательно, они не имеют права исповедовать традиционный индуизм [5].

3. Псевдонаучные: парапсихология, сайентология и т.д.

Характеристика: стилизация научности. Данные секты «играют» в  науку. При этом научные критерии к решению проблем полностью  отсутствуют. Напомним, главным критерием  научности является экспериментальная  доказуемость утверждаемых положений. Совокупность утверждений, противоречащих научным, т.е. экспериментально обоснованным выводам, можно считать лишь лженаукой. В подобных организациях есть лишь один критерий истинности любого утверждения - мнение лидера организации.

4. Культы здоровья: последователи  Порфирия Иванова, ребефинг, христианская наука и т.д.

Характеристика: общим для  данной группы сект является утверждение  приоритетной ценности физического  здоровья и долголетия; утверждается, что следуя именно данному движению, возможно их обретение. При этом либо обожествляется лидер, как в случае с колдуном Порфирием Ивановым, либо сакрализуется методика, как например методика ребефинга, либо основателю секты приписывается пророческий дар, как например основоположнице движения «Христианская наука» Энн Морс Бейкер.

5. Оккультные направления: агни-йога, теософия, антропософия, астрология, магия, экстрасенсорика, биоэнергетика, хиромантия и т.д.

Характеристика: претендуют на обладание некими «тайными знаниями», дающими власть над «силами вселенной», практикуют систему «эзотерических посвящений», открывающих сверхъестественные способности, возможности к новому видению и пониманию устройства мира. Имеют развитую философию человекобожия.

6. Неоязыческие: «Веда», «Вервольф», «Вятичи», «Индеанисты» и т.д.

Характеристика: возрождают языческие культы. По сути, неоязычество состоит из оккультной «начинки»  и фольклорного «одеяния». Для подтверждения исторической легитимности проводятся параллели между славянской и индийской мифологиями. Для того, чтобы придать своему учению авторитет древности, называют получившийся суррогат сохраненным «священным преданием» древних славян, которое донесли до нас «тайные» адепты язычества. На основе всего вышесказанного сочиняют собственную «религию».

7. Коммерческие секты:  все организации, имеющие пирамидальную  структуру и основывающие коммерцию  на идеологии (например, «Гербалайф»).

Характеристика: коммерческая деятельность организаций данного  типа окрашена в мистические тона. Провозглашается «спасительная» идея, например, спасение человечества от ожирения с помощью «чудо - продукта». Создается  миф о необычном появлении «чудо-продукта», утверждается элитарность членов организации по отношению к остальному обществу.

Необходимо заметить, что  существуют и другие типы классификаций. Например, можно классифицировать секты  по времени их основания. Дореволюционные классификации разделяли сектантские движения на простонародные и интеллигентские; а также на евангелические, - опирающиеся на Священное Писание и духовные - в основу которых положен духовный опыт основателя секты. Но все подобные типы классификаций на сегодняшний день имеют значение лишь при изучении истории сектоведения.

 


Информация о работе Социальная опасность религиозных сект