Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:40, реферат
Актуальная потребность в решении проблем военной безопасности страны была бесспорна и до начала 90-х годов XX столетия. Развал СССР ещё отчётливее обнажил их (проблем) сложность и глубину, что заставило главных субъектов политики предпринять практические шаги по укреплению обороны страны. Разрекламированная военно-политической элитой, так называемая, военная реформа 1992-1996 годов, была фактически провалена, поскольку представляла собой суетливые действия по косметическому преобразованию силовых структур в угоду своим сиюминутным интересам, популизму, и, в конечном счёте, желанию ничего не менять.
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Проблема военной безопасности. Военно - политическая обстановка в России и мире………………………………………………………………..…..6
1.1. Военная безопасность РФ в современных условиях…………………...…..6
1.2. Особенности военно - политической обстановки в России и мире……...19
Глава 2. Военные конфликты. Виды вооруженных конфликтов…….……….29
Глава 3. Национальная безопасность РФ………………………………………35
3.1. Внешние и внутренние угрозы для России………………………...……...35
3.2. Борьба государств за экономические ресурсы…………………………....44
3.3. Борьба с международным терроризмом. Оружие массового поражения.48
3.4. Возможный сценарий развязывания военного конфликта против РФ….55
Заключение……………………………………………………………………….66
Список литературы………………………………………………………………68
ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РФ
3.1. Внешние и внутренние угрозы для России
Произошедшие
на рубеже тысячелетий огромные изменения
в геополитической и военно-
После окончания холодной войны и прекращения жесткого противостояния по линии «Восток-Запад» мир не стал более безопасным. Фундаментальные изменения ситуации внутри страны и в мире в целом не устранили источников прежних угроз, а породили новые. [4]
Главными причинами сохранения военных угроз, возникновения вооруженных конфликтов и войн являются социальные, политические, экономические, территориальные, религиозные, национально-этнические и другие противоречия, стремление ряда государств и политических сил к их разрешению с использованием средств вооруженной борьбы. Особую опасность представляют вооруженные конфликты, возникающие на почве агрессивного национализма и религиозной нетерпимости. [11]
Российская Федерация, представляя собой, объект повышенного интереса и определенных притязаний со стороны других стран, оказалась в начале третьего тысячелетия в центре радикальных геополитических изменений экономического, социально-политического и военного характера. Новая расстановка военно-политических сил в мире, особенно в Европе и на постсоветском пространстве, нарушила прежние основы стабильности, изменила характер, масштабы и содержание опасностей и угроз, приобретающих все более комплексный характер. Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз, которые формируются в результате того или иного развития военно-политической обстановки и могут проявляться в политической, военно-политической и силовой формах. [24]
В общем виде под угрозами безопасности РФ понимается совокупность действий иностранных государств, международных террористических организаций и криминальных структур, создающих опасность нарушения суверенитета, территориальной целостности, изменения конституционного строя, препятствующих реализации национальных интересов, способствующих размыванию национальных ценностей и разрушению основных устоев образа жизни, подрывающих уровень обороноспособности страны. Основные угрозы национальной безопасности Российской Федерации в военной сфере на сегодня связаны с отсутствием научно обоснованной стратегии развития военной организации государства, которая подменяется все еще продолжающимся реформированием, сохраняющимся разрывом между политическими установками и их реализацией в военной и военно-технической политике, недостаточным финансированием национальной обороны, падением престижа военной службы, низким уровнем морально-психологического состояния военнослужащих, несовершенством нормативной правовой базы военного строительства. [22]
Важнейший фактор внешних угроз, в том числе военных, РФ - ухудшение ее геополитического положения по сравнению с СССР. Хотя это произошло на фоне уменьшения угрозы глобальной ядерной войны, оно будет постоянно воздействовать на безопасность России. Наиболее радикальные изменения, естественно не в пользу России, произошли на западном направлении. В период завершения холодной войны и последовавших в этой связи глубоких преобразований в СССР и странах Центральной и Восточной Европы по вине их политического руководства были упущены возможности создания фундамента для равноправных отношений с Западом на принципиально новой основе. [36]
Вслед за развалом СССР и Организации Варшавского договора последовало расширение НАТО, которое представляло собой передел зон влияния в Центральной и Восточной Европе. Расширение НАТО, как бы ни оправдывали и не камуфлировали его и западные, и российские политики, эксперты, СМИ и т. д., имеет, безусловно, антироссийскую направленность. В целом расширение НАТО, начавшаяся передислокация американских войск и сил на Восток представляют для России угрозу военно-стратегического характера, что во многом изменяет подход к обеспечению обороны страны на западном направлении. [35]
С другой стороны, на формирование современной геополитической обстановки определяющее влияние оказывают противоречия, связанные с истощением энергетических ресурсов и возникновением различного рода межгосударственных конфликтов вследствие борьбы за контроль над источниками энергии и маршрутами их транспортировки. Необходимо подчеркнуть, что главные противоречия в мире и в будущем будут определяться конкурентной борьбой за энергетические ресурсы, и прежде всего за нефть, запасы которой при современном уровне ее потребления уже могут иссякнуть или резко сократиться через 15-20 лет. И нефть теперь - это своего рода кровь в артериях политики ведущих держав. [13]
В США, несмотря на их изолированное географическое положение, сосредоточено 60 % мировой экономики, которая основана на американском долларе. Вместе с тем нехватка энергетических ресурсов и тенденции к значительному наращиванию их потребления побуждают США искать гарантированные источники поставок, в том числе путем использования военной силы, что способно дестабилизировать ситуацию не только на региональном уровне, но и в глобальном масштабе. Особую остроту проблеме придает и тот факт, что высокий уровень благосостояния американского населения, намного превышающий аналогичный показатель для Европы, требует для своего поддержания дополнительных ресурсов. Обеспокоенность тем, что снижение этого уровня может обострить ситуацию внутри страны, является дополнительным стимулом, побуждающим власти США к упреждающим акциям, способным вызвать эскалацию насилия и дестабилизировать международную обстановку. [8]
США претендуют на роль единственной сверхдержавы, стремятся использовать нынешний период максимального взлета своей мощи для формирования международного порядка, сохраняющего их ведущее место и процветание в течение всей обозримой перспективы. Стремление США и НАТО обеспечить для себя наивысший уровень развития вооруженных сил и военной техники, а также такое их геостратегическое размещение, которое создает потенциальные угрозы безопасности ряду стран, являются одним из важных источников изменения геополитической обстановки. Военные расходы США составляют свыше половины расходов на оборону всех стран мира. США являются единственной страной в мире, способной осуществлять глобальное военное вмешательство, ведут курс на поступательное вытеснение Российской Федерации с постсоветского пространства. [9]
Основные военные угрозы Российской Федерации сосредоточены в международной сфере. Они обусловлены следующими факторами: стремлением отдельных государств и межгосударственных объединений использовать диктат с опорой на военную силу в отстаивании собственных национальных интересов в ущерб безопасности Российской Федерации; принижением, а в ряде случаев откровенным игнорированием роли существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ; ослаблением политического, экономического и военного влияния России в мире, особенно в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе; деятельностью ряда международных организаций по всесторонней поддержке сепаратистских движений внутри России; появлением в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; продолжением гонки ядерных и обычных вооружений; распространением оружия массового уничтожения, технологий его производства и средств доставки; ослаблением интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств; эскалацией существующих конфликтов и возможностью возникновения новых вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников СНГ; притязаниями на территориальную целостность Российской Федерации, ее исключительную экономическую зону и континентальный шельф. [7]
В усилении тенденции к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США, в принижении роли существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ, заключается главная внешняя угроза безопасности Российской Федерации. Здесь же кроется главный фактор внешних для нее военных угроз. Основные угрозы безопасности Российской Федерации в прогнозируемый период будут определяться действиями американского руководства и их союзников, направленными на недопущение возрождения России в качестве мировой экономической и военной державы, способной самостоятельно отстаивать свои национальные интересы. [11]
Всесторонняя
оценка военно-политической обстановки
позволяет выделить новые факторы,
оказывающие дестабилизирующее
воздействие на ее развитие и являющиеся
источниками угроз военной
К первой группе источников военных угроз следует отнести сильные в военном отношении государства и военно-политические блоки, расположенные в Северной Америке и евразийском пространстве, располагающие ядерным потенциалом «сдерживания-устрашения» и силами общего назначения, обладающими стратегической мобильностью и способными вести высокотехнологичные военные действия. Их развернутые и постоянно боеготовые группировки войск (сил) будут и в новом тысячелетии оставаться потенциальной военной угрозой безопасности РФ. К военной мощи, которой обладают США и НАТО, необходимо добавить новые военные структуры, которые создаются в Европе. Планы США по созданию национальной ПРО и ПРО на ТВД с участием наиболее развитых государств могут привести к росту ракетно-ядерного потенциала в соседних с Россией регионах, снижению роли ядерного сдерживания, трансформации Договора по ПРО (1972) и, в конечном счете, к драматической ломке стратегической стабильности с трудно предсказуемыми последствиями. [13]
Вторая группа источников военных угроз исходит от развивающихся стран, располагающих массовыми армиями. Особенностью нынешней военно-политической обстановки является то, что в результате значительного ослабления оборонного потенциала России военные угрозы ее безопасности могут исходить не только от развитых государств и созданных с их участием военно-политических союзов, но и от развивающихся стран, располагающих хорошо вооруженными, боеготовыми, массовыми армиями. В настоящее время насчитывается 15 развивающихся стран, имеющих баллистические ракеты, в 10 ведется их активная разработка. Более 20 стран проводят исследования в области создания химического оружия. [28]
Третья группа источников военных угроз сосредоточилась в непосредственной близости от России - на постсоветском пространстве. Она связана с наличием в бывших союзных республиках потенциальных и реальных очагов военных конфликтов, формированием большого количества экстерриториальных конфликтов, являющихся, как правило, самыми трудными для урегулирования. Содружество Независимых Государств, к сожалению, не превратилось в эффективный институт многостороннего взаимодействия и партнерства, в инструмент коллективной защиты совместных интересов стран-участниц. Сегодня партнеры России по СНГ переживают кризисный период внутреннего развития. Они стоят перед лицом сложнейших проблем государственного, социально-экономического становления, поиска эффективной программы дальнейшего развития. Так, на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии сконцентрировались очаги этнополитической напряженности, сохраняется зона потенциальных вооруженных конфликтов. [10]
К четвертой группе источников военных угроз, наиболее опасных для РФ, следует отнести международный терроризм. [19]
Пятая группа источников военных угроз может аккумулироваться внутри РФ - в субъектах Федерации. Падение духовности и одновременно усиление у россиян проявлений недовольства и агрессивности, ослабление экономических связей регионов и резкая социальная дифференциация порождают сепаратизм, являются благоприятной средой для создания незаконных вооруженных формирований, что представляет угрозу федеративному единству и безопасности России. Нарастающие масштабы приобретает космополитизм, а в качестве ответной реакции на него - национализм. [27]
Шестая группа источников военных угроз безопасности РФ обусловлена миротворческой деятельностью государств и военных блоков, характер которой не укладывается в существующие международно-правовые рамки. [16]
Седьмая группа источников военных угроз определяется политикой и практическими действиями тех «пороговых» и «околопороговых» государств, которые, стремясь овладеть ракетно-ядерными технологиями, игнорируют основополагающие международно-правовые акты в области нераспространения ракетных и ядерных технологий. Уровень данных военных угроз может существенно возрасти в случае создания такими государствами баллистических ракет с дальностью действия, позволяющей наносить удары по территории РФ. [35]
Военные угрозы безопасности России в XXI в., по сравнению с периодом блокового противостояния, претерпели существенное изменение. Вместо существовавшей ранее опасности широкомасштабного столкновения между антагонистическими военно-политическими союзами к настоящему времени сложилась система угроз более ограниченного характера, проявляющихся, однако, на всех геостратегических направлениях. [4]