Состояние военной безопасности и возможные сценарии развязывания вооруженных конфликтов против России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:40, реферат

Описание работы

Актуальная потребность в решении проблем военной безопасности страны была бесспорна и до начала 90-х годов XX столетия. Развал СССР ещё отчётливее обнажил их (проблем) сложность и глубину, что заставило главных субъектов политики предпринять практические шаги по укреплению обороны страны. Разрекламированная военно-политической элитой, так называемая, военная реформа 1992-1996 годов, была фактически провалена, поскольку представляла собой суетливые действия по косметическому преобразованию силовых структур в угоду своим сиюминутным интересам, популизму, и, в конечном счёте, желанию ничего не менять.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Проблема военной безопасности. Военно - политическая обстановка в России и мире………………………………………………………………..…..6
1.1. Военная безопасность РФ в современных условиях…………………...…..6
1.2. Особенности военно - политической обстановки в России и мире……...19
Глава 2. Военные конфликты. Виды вооруженных конфликтов…….……….29
Глава 3. Национальная безопасность РФ………………………………………35
3.1. Внешние и внутренние угрозы для России………………………...……...35
3.2. Борьба государств за экономические ресурсы…………………………....44
3.3. Борьба с международным терроризмом. Оружие массового поражения.48
3.4. Возможный сценарий развязывания военного конфликта против РФ….55
Заключение……………………………………………………………………….66
Список литературы………………………………………………………………68

Файлы: 1 файл

Состояние военной безопасности и возможные сценарии развязывания вооруженных конфликтов против России.doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)

Основными внутренними  военными угрозами РФ, для противодействия которым могут быть использованы вооруженные силы, являются: попытки насильственного свержения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России, дезорганизация функционирования органов государственной власти и управления; планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации  функционирования  органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народнохозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной структуры; противоправная деятельность националистических, сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в РФ, других организаций, направленная на дестабилизацию внутренней обстановки в РФ, нарушение ее территориальной целостности и осуществляемая с использованием вооруженного насилия; нападения на объекты ядерной энергетики, химического, биологического производства и другие потенциально опасные объекты; создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований; широкомасштабная деятельность организованной преступности, контрабандной деятельности в масштабах, угрожающих безопасности граждан и общества; незаконное распространение на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и др. средств осуществления диверсий и террористических актов, а также наркотиков; неоформленность в договорном отношении ряда участков государственной границы РФ; незавершенность урегулирования правового статуса пребывания Вооруженных сил РФ за ее пределами; терроризм. [9]

Нейтрализация внешних угроз, а также участие  в нейтрализации внутренних и  трансграничных угроз является задачей  Вооруженных сил РФ и осуществляется совместно с другими силовыми структурами, а также с соответствующими органами стран - союзников РФ. Действия по пресечению такого рода угроз осуществляются с учетом положений международного и гуманитарного права, исходя из примата интересов национальной безопасности РФ и российского законодательства. [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Борьба  государств за экономические  ресурсы

 

В мире существует борьба государств за экономические  ресурсы. Проблема экономической безопасности достаточно актуальна в России с начала 90-х годов, то есть с момента распада Советского Союза. Это вполне естественно, так как создание нового государства сопровождается развалом старых институтов и созданием новых. Но, как известно, этот процесс очень долгий и требующий больших затрат. Соответственно, в этом периоде страна находится в переходном состоянии и достаточно уязвима. До сих пор правительство РФ не может вывести страну на тот уровень, который помнят бывшие советские граждане. [24]

К большому сожалению, сегодня сложилась такая геополитическая ситуация, в которой большинство государств не хочет видеть нашу страну процветающей и занимающей лидирующие позиции в мире. Но вопрос взаимоотношений государств на мировом уровне достаточно сложен и зачастую носит субъективный характер. Проблема взаимосвязи экономической и военной безопасности в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации выдвинулась в число вопросов, привлекающих пристальное внимание специалистов самого различного профиля, работающих в сфере экономики, политики, военного строительства, международных отношений, руководства страны. Сегодня нежелание развитых стран Запада видеть Россию в числе конкурентов в экономической и военной области все более очевидно. Неуклонно растут расходы ведущих государств на обеспечение военного превосходства. [15]

Историю человечества многие ученые рассматривают как историю вооруженных конфликтов и войн. При этом экономическая сфера была и остаётся в них важнейшим фактором. Понятие «экономическая безопасность» появилось, относительно недавно, в XX веке в связи с многочисленными  кризисными  ситуациями  в  национальных и мировой экономиках. Его ввел в лексикон Президент США Т. Рузвельт в 1934 г., создав федеральный Комитет по экономической безопасности в связи с осознанием необходимости государственного регулирования экономики и отказом от классической в то время практики невмешательства государства в экономическую жизнь. [8]

Стратегия обеспечения  экономической безопасности России сегодня строится на основе официально принятых в стране нормативных актов, основными из которых являются: Конституция Российской Федерации,  Закон РФ  «О безопасности» от 5  марта 1992  г.  № 2446-1, Государственная стратегия   экономической   безопасности РФ,    Концепция    национальной    безопасности Российской Федерации.  Следует отметить, что экономическая безопасность - это своего рода материальная основа национальной безопасности её неотъемлемая составляющая наряду с политической, социальной, военной и др., она является важнейшим элементом системы национальной безопасности. [33]

В наши дни экономическая  безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внешних и внутренних процессов. Защищённость национальных интересов России сегодня определяется и обеспечивается способностью институтов власти создавать механизмы реализации и защиты интересов отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества. [16]

Экономическая безопасность - основа национальной безопасности страны. Это понятие активно используется современными европейскими и американскими экономистами и отражает повышение значимости обеспечения безопасности во всех сферах жизни человечества, особенно в экономике, в связи с возрастанием в глобализирующемся мире роли факторов риска, неопределенности, случайности и взаимозависимости. Экономическая безопасность выступает гарантией устойчивого, стабильного развития страны, ее независимости. Подобную основополагающую роль подтверждает, хотя и опосредованное, определение, данное рассматриваемому понятию в Государственной стратегии экономической безопасности РФ. В данном документе сказано: «Цель государственной стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз». [11]

Следовательно, от экономических условий зависит  не только положение отдельного гражданина или региона, но всего государства, всех сфер деятельности, которые, на первый взгляд, никак с данным понятием не соприкасаются. Когда государства не справляются с опасностями в экономической, политической и других сферах жизни обычными средствами, происходит нарастание опасностей. И на определенном этапе они порождают стремление у субъектов политики попытаться решить их с помощью вооруженного насилия, что и вызывает военную опасность. Уяснение данного положения имеет важное методологическое значение для более глубокого понимания взаимосвязи экономической и военной безопасности, современных проблем войны и мира, умелого разоблачения различных искажений, связанных с военной опасностью и военным строительством в России. [10]

Необходимо понимать, что государства в своей политике руководствуются не чисто общечеловеческими, а национальными интересами, что у России свои интересы были и до большевиков, и будут всегда в будущем, независимо от того, какой социальный строй или политический режим будет в ней. А эти интересы часто приходят, и будут приходить в противоречие с интересами других держав, что мы видим каждодневно. Ущемление этих интересов в различных сферах вызывает уже сейчас экономические, научно-технические, технологические и другие виды опасностей для России. И чем слабее Российская Федерация, тем охотнее наши конкуренты будут прибегать к силе или угрозы силой, для реализации своих интересов в ущерб России, за счет ущемления ее интересов. Таким образом, приведенные рассуждения показывают надуманность периодически возобновляющихся споров и дискуссий об отсутствии военной опасности для России. [24]

Вполне очевидно, что военная опасность как производная (результат) обострения других опасностей и лежащих в их основе противоречий будет существовать до тех пор, пока будут существовать экономические, политические, идеологические, геополитические и иные противоречия, если человечество не выработает механизм гарантированного исключения вооруженного насилия в отношениях между странами и народами. Военная безопасность страны в современных условиях обеспечивается коллективными усилиями стран-союзников и мировым сообществом. При осуществлении военной политики каждое государство обязано учитывать специфику геополитического положения страны, национальные традиции народа, исторический опыт военного строительства своего государства. [26]

Военная экономика возникла и развивается в интересах обеспечения военной и экономической безопасности страны. Наука давно установила существование таких закономерностей, как определяющее влияние экономики на войну и военное дело, возрастающее обратное влияние войн и военных приготовлений на экономику. Конкретные проявления названных взаимосвязей видоизменяются, так как со временем происходят существенные сдвиги и в экономике, и в военном деле. Особенно крупные изменения произошли на современном этапе, что требует уточнения сложившихся ранее представлений. [35]

 

 

 

 

3.3. Борьба  с международным терроризмом.  Оружие массового поражения

 

В начале третьего тысячелетия терроризм является в высшей степени опасным и  сложным социально-политическим явлением, которое весьма затруднительно прогнозировать, поскольку оно скрывается под  идеологическими, религиозными и национально-этническими  масками. Теснейшим образом связанный с организованной преступностью, отличающийся прекрасной технической оснащенностью, высоким уровнем организации и дисциплины, наличием существенных финансовых ресурсов терроризм выступает в качестве беспрецедентной и глобальной угрозы международному миру и безопасности. [1]

Серьезную тревогу  мирового сообщества вызывает учащение террористических актов, приносящих массовые человеческие жертвы, а также влекущих за собой сокрушительное разрушение материальных и духовных ценностей, не подлежащих иногда восстановлению, сеющих непримиримую вражду между государствами, провоцирующих войны, недоверие и ненависть между национальными и социальными группами. [14]

В конце XX - начале XXI вв. ощутимые человеческие и материальные потери из-за террористических актов были зафиксированы в Северной Ирландии, США, России, Танзании, Японии, Аргентине, Азербайджане, Индии, Пакистане, Алжире, Израиле, Египте, Турции, Албании, Колумбии и ряде других стран. [18]

Современная террористическая деятельность отличается широким масштабом, отсутствием явно выраженных государственных границ, наличием оперативной связи и скоординированного взаимодействия с международными террористическими центрами и организациями. В настоящее время для мирового сообщества одной из актуальнейших проблем является организация эффективного противодействия всплеску террористической угрозы. Первостепенная значимость борьбы с международным терроризмом получила подтверждение в Декларации тысячелетия, принятой на Саммите тысячелетия в Нью-Йорке (6-8 сентября 2000 г.), что свидетельствует о решимости мирового сообщества содействовать повышению эффективности Организации Объединенных Наций и ее механизмов в борьбе с терроризмом. Это весьма показательно, поскольку именно ООН планирует, координирует и реализует конкретные меры, направленные на пресечение актов международного терроризма. [5]

Проведенная под  эгидой ООН Дипломатическая конференция полномочных представителей (июль 1998 г., Рим) приняла Статут Международного Уголовного Суда. В качестве органа международной уголовной юстиции, связанного с системой ООН, Международный Уголовный Суд осуществляет юрисдикцию в отношении международных преступлений, к которым и относится международный терроризм (террористические акты квалифицируются как военные преступления). [2]

В настоящее  время борьба с международным терроризмом требует от международного сообщества комплексного подхода, включающего в себя не только правовые, но и политические, экономические, дипломатические и военные средства. При бескомпромиссном противостоянии терроризму необходимо учитывать то, что существует связь между международным терроризмом и трансграничной организованной преступностью, отмыванием денежных средств, полученных преступным путем, распространением запрещенных наркотиков, незаконной торговлей оружием и незаконным оборотом ядерных, химических, биологических и иных смертоносных материалов. Мировые лидеры должны объединиться в поддержке определения терроризма, которое ясно и, безусловно, давало бы понять, что действия против мирных жителей и людей, не участвующих в военных действиях, всегда являются неприемлемыми. И они должны работать над укреплением способности государств выполнять обязательства по борьбе с терроризмом. Активная борьба против международного терроризма и его ликвидация представляют собой первостепенные и важнейшие задачи, которые стоят перед мировым сообществом. [33]

В качестве одного из ключевых элементов такой борьбы выступает разработка определения терроризма, к чему призывал Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан, и что, безусловно, содействовало бы более действенному противостоянию этой "чуме XXI века". В контексте изложенного напомним, что в рамках ООН продолжается обсуждение проекта Конвенции, содержащего определение международного терроризма, который был представлен в ООН Индией. [3]

Информация о работе Состояние военной безопасности и возможные сценарии развязывания вооруженных конфликтов против России