Совершенствование государственного надзора за соблюдением законодательства об охране труда в современных экономических условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 13:01, реферат

Описание работы

Охрана труда в широком смысле слова - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Охрана труда как институт трудового права - это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников.

Содержание работы

Введение 3
1 Государственное управление охраной труда в Республике Беларусь: цели, задачи 4
2 Совершенствование государственного надзора за соблюдением законода-тельства об охране труда 6
3 Виды ответственности за несоблюдение законодательства об охране
труда 9
Заключение 11
Список использованных источников 12

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра технологии важнейших отраслей промышленности

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

по дисциплине: Охрана труда

 

на тему: Совершенствование государственного надзора за соблюдением законодательства об охране труда в современных экономических условиях

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

УЭФ, 1-й курс, РЭГ-2      В.О. Кутько

 

 

 

Проверил

кандидат технических  наук, доцент

кафедры важнейших отраслей

промышленности      Е.С. Какошко

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1 Государственное управление охраной труда в Республике Беларусь: цели, задачи 4

2 Совершенствование государственного надзора за соблюдением законода-тельства об охране труда 6

3 Виды ответственности за несоблюдение законодательства об охране

труда 9

Заключение 11

Список использованных источников 12

 

ВВЕДЕНИЕ

Охрана труда в широком  смысле слова - это система сохранения жизни и здоровья работников в  процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Охрана труда как  институт трудового права - это совокупность норм, направленных на обеспечение  условий труда, безопасных для жизни  и здоровья работников. Как правовой институт охрана труда включает в себя нормы, устанавливающие права и обязанности работников и работодателей по вопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их с помощью правил и инструкций по охране труда; специальные нормы о компенсациях для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях; нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних работников, лиц с пониженной трудоспособностью; нормы, регулирующие организацию работы по охране труда; правила расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Охрана труда имеет  социальное, экономическое и правовое значения. Кроме того, вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива (соответствующего профсоюзного органа) с работодателем.

Правовое государство  устанавливает виды и меры юридической  ответственности за нарушение законодательства. На усиление ответственности за нарушение  законодательства, регулирующего трудовые отношения и непосредственно  связанные с ними отношения, должен быть направлен государственный надзор и контроль, а также общественный (профсоюзный) контроль. Надзор и контроль за соблюдением действующего законодательства о труде является составной частью механизма защиты трудовых прав.

 

1 Государственное управление охраной труда в Республике Беларусь: цели, задачи

Государственное управление охраной труда – деятельность субъектов государственного управления охраной труда, направленная на реализацию конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда.

Основные принципы и  направления государственной политики в области охраны труда заложены в Концепции государственного управления охраной труда в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 16.08.2005 № 904. [1] В соответствии с Концепцией целью государственного управления охраной труда является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.

Для достижения цели государственного управления охраной труда на современном этапе необходимо решение следующих задач:

  1. уточнение функций и ответственности субъектов государственного управления охраной труда;
  2. усиление профилактической направленности решений субъектов государственного управления охраной труда на всех уровнях;
  3. совершенствование государственного управления охраной труда, внедрение экономических механизмов и методов прогнозирования в этой сфере;
  4. сертификация систем управления охраной труда в организациях;
  5. включение системы управления охраной труда в общую систему управления производством;
  6. совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда.

Направлениями по достижению цели и реализации задач государственного управления охраной труда являются:

  • разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;
  • разработка и реализация целевых программ по улучшению условий и охраны труда;
  • создание систем управления охраной труда на всех уровнях, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере;
  • разработка научно обоснованных методов оценок и прогнозирования рисков гибели и травмирования работников по отраслям и сферам деятельности;
  • экономическое стимулирование создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий, производства средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • упорядочение предоставления компенсаций по условиям труда;
  • организация научно-исследовательских работ по вопросам безопасности и гигиены труда;
  • обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда, подготовка специалистов по охране труда;
  • повышение ответственности работников за соблюдение требований охраны труда;
  • обеспечение законных интересов потерпевших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • финансовое обеспечение охраны труда;
  • создание условий для социального партнерства в сфере охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением законодательства об охране труда;
  • распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
  • международное сотрудничество в области охраны труда.

В рамках действующей  системы государственного управления охраной труда в Республике Беларусь осуществляется комплекс мер, направленных на обеспечение конституционных  прав граждан на здоровые и безопасные условия труда.

Создана система надзора и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде.

 

 

 

2 Совершенствование государственного надзора за соблюдением законодательства об охране труда

Надзор и контроль направлены на обеспечение соблюдения законодательства о труде и правил по охране труда. Контроль является объективно необходимым элементом управленческой деятельности. Осуществляя контроль, управленческие структуры не только выявляют факты нарушений, но и анализируют их причины и намечают пути устранения не только нарушений, но и недостатков в работе подчиненных предприятий и организаций.

Надзор уже контроля по сфере воздействия, так как  в его задачу входит выявление  нарушений и их пресечение путем  применения предусмотренных санкций (предписание, приостановка деятельности, наложение штрафов и т.п.).

В настоящее время  в республике действует целый  ряд государственных органов  надзора и контроля, специализированных и ведомственных инспекций по охране труда и технике безопасности. Законом Республики Беларусь «Об охране труда» закреплено, что государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляются Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, иными специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля в пределах их компетенции в соответствующих сферах деятельности. [2]

Основными задачами Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь являются:

  1. осуществление  государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;
  2. координация деятельности органов государственного надзора и контроля и общественного контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда;
  3. выявление и пресечение нарушений законодательства о труде, в  том числе с применением в пределах предоставленных ему полномочий санкций к нанимателям и к должностным лицам, допустившим такие нарушения;
  4. обобщение практики применения законодательства о труде и обеспечение единообразного его применения;
  5. содействие овладению нанимателями и работниками знаниями законодательства о труде.

Для оказания методической и практической помощи органам государственного управления по реализации предоставленных Законом Республики Беларусь «Об охране труда» полномочий Департаментом государственной инспекции труда постоянно проводится анализ причин производственного травматизма, оценка уровней рисков гибели и травмирования работников, выработка предложений по устранению причин несчастных случаев на производстве, доведение данной информации до заинтересованных.

Государственный контроль за соблюдением законодательства об охране труда также осуществляют республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, предусмотренном законодательством.

Органы контроля и  надзора осуществляют предупредительный контроль, направленный на недопущение нарушений, и текущий контроль, осуществляемый в процессе производственной деятельности контролируемых субъектов.

В целях недопущения  сокрытия недобросовестными работодателями случаев травматизма на производстве структурными подразделениями Департамента государственной инспекции труда налажена эффективная система обмена информацией с учреждениями здравоохранения, Белгосстрахом, осуществляющим в республике обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также Фондом социальной защиты, осуществляющим оплату листков временной нетрудоспособности.

Полностью используется ресурс средств массовой информации по пропаганде необходимости соблюдения требований законодательства об охране труда, получило распространение проведение on-line-конференций, в ходе которых любой желающий может задать интересующий его вопрос и в режиме реального времени получить квалифицированный ответ от работников Департамента. С таким же вопросом можно обратиться на сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Важным ресурсом распространения необходимых правовых знаний в области охраны труда также является работа по повышению квалификации руководителей и специалистов и проведение у них проверки знаний по вопросам охраны труда.

Обеспечение здоровых и безопасных условий труда на своем рабочем месте во многом зависит и от самого работника. И его также необходимо мотивировать к выполнению своих обязанностей по охране труда, установленных Трудовым кодексом Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «Об охране труда».

В первую очередь необходимые меры были приняты на законодательном уровне. Так, Директива Президента  Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной  безопасности и дисциплины» требует от работодателя безусловного расторжения контракта с работником, находящимся в рабочее время или на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.[3]

В принципе, если мы говорим  о конкретной организации, то очевидно, что управление охраной труда, по сути, является взаимодействием двух субъектов – работодателя и работника. Согласно действующему в Республике Беларусь законодательству работодатель обязан обеспечивать работнику здоровые и безопасные условия труда, а одной из обязанностей работника, помимо соблюдения требований охраны труда, трудовой и производственной дисциплины, является содействие работодателю в обеспечении охраны труда. Следовательно, стимулирование указанных субъектов к соблюдению своих обязанностей является основным резервом улучшения условий и охраны труда в организациях республики.

Департамент государственной инспекции труда стремится не только осуществлять государственный надзор за соблюдением норм законодательства, но и вести широкую разъяснительную работу среди работников. Так, проведение любой проверки, как правило, заканчивается встречей государственного инспектора труда с трудовым коллективом работодателя или конкретного структурного подразделения. Помимо разъяснительного характера таких встреч, как показала практика, на них зачастую удается решить ряд вопросов как по соблюдению законодательства о труде, так и об охране труда, не давая им вырасти до уровня трудовых конфликтов.

 

 

3 Виды ответственности за несоблюдение законодательства об охране труда

Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда несут ответственность установленную законодательством и коллективными договорами.

Ответственность может быть дисциплинарной, административной, материальной и уголовной.

Дисциплинарная ответственность наступает в случаях нарушения трудового распорядка, правил и норм по охране труда. В соответствии с действующим законодательством за нарушение трудовой дисциплины, в том числе норм по охране труда, наниматель может применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; увольнение с работы.

Независимо от мер  дисциплинарного взыскания к  работнику могут быть применены  и другие меры административной ответственности: лишение премии, штрафы и т. д.

Административная ответственность выражается в наложении штрафа на виновное должностное лицо. К административной ответственности привлекаются должностные лица, допустившие нарушение трудового законодательства, норм и правил по охране труда.

Размер штрафа определяется степенью нарушения правил норм безопасности и охраны труда. Сумма штрафов может составлять от 10 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо – до 300 базовых величин.[4] Запрещается удерживание штрафов, наложенных на должностных лиц, за счет предприятия.

Информация о работе Совершенствование государственного надзора за соблюдением законодательства об охране труда в современных экономических условиях