Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 23:33, контрольная работа
В обеспечении безопасности жизнедеятельности человека важное значение имеют профилактика, прогнозирование и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Сегодня, когда хозяйственная деятельность человека приводит к нарушению экологического равновесия, возникновению аномальных природных и техногенных ситуаций, актуальнейшей проблемой современности является организация спасения людей, оказания им необходимой помощи, проведения аварийно-спасательных работ в очагах поражений, сохранения здоровья пострадавшим, уменьшения материального ущерба; наряду с этим возникает проблема подготовки специалистов с высшим образованием, способных организовать предотвращение экстремальных ситуаций и оказать помощь населению при ликвидации опасности.
Введение………………………………………………………………………2
Виды и характеристика стихийных бедствий……………………………....4
Основные повреждающие факторы при стихийных бедствиях…………...8
Защита человека от стихийных бедствий………………………………….10
Доврачебная помощь при стихийных бедствиях………………………….14
Мероприятия по защите населения при стихийных бедствиях…………..17
Заключение…………………………………………………………………..19
Список используемой литературы…………………………………………20
Глубина очага землетрясения обычно находится в пределах от 10 до 30 км, в ряде случаев она может быть значительно больше.
Интенсивность энергии на поверхности земли измеряется в баллах. Она зависит от глубины очага, магнитуды, расстояния от эпицентра, геологического строения грунтов и других факторов. Для измерения интенсивности энергии землетрясений в нашей стране принята 12-балльная шкала Рихтера.
Землетрясения наносят большой материальный ущерб и уносят тысячи человеческих жизней. Землетрясения вызывают множество других стихийных бедствий.
Наводнения наносят огромный материальный ущерб и приводят к человеческим жертвам. Непосредственный материальный ущерб от наводнений заключается в повреждении и разрушении жилых и производственных зданий, автомобильных и железных дорог, линий электропередач и связи, мелиоративных систем, гибели скота и урожая сельскохозяйственных культур, порче и уничтожении сырья, топлива, продуктов питания, кормов, удобрений и т.п.
Наводнения могут
Оползни могут разрушать населенные пункты, уничтожать сельскохозяйственные угодья, создавать опасность при эксплуатации карьеров и добыче полезных ископаемых, повреждать коммуникации, туннели, трубопроводы, телефонные и электрические сети, водохозяйственные сооружения, главным образом плотины. Кроме того, они могут перегородить долину, образовать завальное озеро и способствовать наводнениям. Таким образом, наносимый ими народнохозяйственный ущерб может быть значительным.
Снежные лавины также относятся к оползням и возникают так же, как и другие оползневые смещения. Снежные лавины наносят огромный материальный ущерб и сопровождаются гибелью людей. Так, 13 июля 1990 г. на пике Ленина на Памире в результате землетрясения и схода со склона большой снежной лавины был снесен лагерь альпинистов, располагавшийся на высоте 5300 м. Погибло 40 человек. Подобной трагедии еще не было в истории отечественного альпинизма.
Сели не только своей разрушающей силой, но и внезапностью появления. Селям подвержено примерно 10% территории нашей страны. Всего зарегистрировано около 6000 селевых водотоков, из них более половины приходится на Среднюю Азию и Казахстан.
Ураган на суше разрушает строения, линии связи и электропередач, повреждает транспортные коммуникации и мосты, ломает и вырывает с корнем деревья; при распространении над морем вызывает огромные волны высотой 10—12 м и более, повреждает или даже приводит к гибели суда.
Ураганы и штормовые ветры (скорость их по шкале Бофорта от 20,8 до 32,6 м/с) зимой могут поднимать в воздух огромные массы снега и вызывать снежные бури, что приводит к заносам, остановке движения автомобильного и железнодорожного транспорта, нарушению систем водо-, газо-, электроснабжения и связи.
Пожары - это неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой гибель людей и уничтожение материальных ценностей. Причинами возникновения пожаров являются неосторожное, обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, такое явление природы, как молния, самовозгорание сухой растительности и торфа. Известно, что 90% пожаров возникают по вине человека и только 7—8% от молний.
Защита человека от стихийных бедствий.
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ в Российской Федерации функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий (РСЧС), которая располагает всем необходимым, чтобы защитить население и национальное достояние от катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.
Основная цель создания РСЧС — объединение усилий центральных, республиканских, краевых, областных и городских органов исполнительной власти, а также возможностей организаций и учреждений по предупреждению и ликвидации ЧС.
Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный (вся территория Российской Федерации), региональный (несколько субъектов Российской Федерации), территориальный (территория субъекта Российской Федерации), местный (район, город) и объектовый.
Территориальная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории (республика, край, область). Главный руководящий орган — комиссия по ЧС (КЧС) по защите населения и территорий. Рабочими органами территориальных КЧС являются штабы по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации создаются функциональные подсистемы РСЧС, задача которых — наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидации ЧС, защиты персонала и населения территорий.
Руководство всей системой РСЧС возложено на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России).
Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства, которые подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля; силы и средства ликвидации последствий ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля включают органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.
Ликвидацией последствий ЧС занимаются военизированные и невоенизированные противопожарные, поисково-спасательные и аварийно-восстановительные формирования федеральных и других организаций; формирования служб защиты животных и растений Минсельхоза; военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета; территориальные аварийно-спасательные формирования госинспекции по маломерным судам Минприроды; соединения гражданской обороны; подразделения поисково-спасательной службы МЧС России; соединения и части радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны; военизированные горноспасательные, газоспасательные части Минтопэнерго; аварийно-технические центры, спецотряды атомных станций Минатома; восстановительные и пожарные поезда РЖД; подразделения органов внутренних дел и муниципальной милиции; центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС; аварийно-спасательные службы ВМФ России.
Система РСЧС функционирует в трех режимах:
1) повседневной деятельности;
2) повышенной готовности;
3) чрезвычайной ситуации.
На основании ст.72 Конституции Российской Федерации (1993г.) "Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий" производится обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.
Формирование и реализация этой статьи осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:
- защите от чрезвычайных ситуаций подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;
- при возникновении
чрезвычайных ситуаций обеспечи
- мероприятия по защите
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:
- мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
- разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;
- лицензирование деятельности опасных производственных объектов;
- страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
- государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;
- информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;
Готовность к возможным чрезвычайным ситуациям в регионе, городе, районе, на каждом конкретном предприятии достигается через подготовку и проведение большого комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий. На практике выработана и теоретически подтверждена определенная последовательность этих мероприятий, выявлены приоритеты в их подготовке и проведении.
Хорошо организованная система предупреждения и ликвидации ЧС, умелые действия по проведению аварийно-спасательных работ в очагах поражений, оказание необходимой помощи пострадавшим позволяют сократить число погибших, уменьшить материальные потери и обеспечить успешную работу объектов экономики.
Повышение безопасности жизнедеятельности возможно только при постоянном совершенствовании системы оповещения, обучении населения способам защиты от опасностей, предоставлении убежищ и средств индивидуальной защиты, проведении мероприятий.
Доврачебная помощь при стихийных бедствиях.
В результате возникновения и развития любой чрезвычайной ситуации могут появиться пострадавшие или человечески жертвы. В связи с этим возникает вопрос оказания первой, доврачебной помощи пострадавшим.
Первая доврачебная помощь пострадавшему — это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшему; оказывается немедицинскими работниками (взаимопомощь) или самим пострадавшим (самопомощь). Основными условиями успеха при оказании первой помощи являются срочность ее оказания, знания и умение оказывающего первую помощь.
Правильная организация оказания первой медицинской помощи предполагает выполнение следующих условий:
• оказанию доврачебной помощи должен быть обучен каждый работник;
• на каждом предприятии, в цехе, на участке, в отдельных помещениях и специально отведенных местах должны находиться аптечки или сумки первой помощи;
• руководитель лечебно-профилактического учреждения, обслуживающего данное предприятие, должен организовать строгий ежегодный контроль за правильностью применения правил оказания первой помощи;
• помощь пострадавшему, оказываемая не медицинскими работниками, не заменяет помощи врача и оказывается лишь до его прибытия.
При оказании помощи принципиально важно придерживаться четкого и определенного порядка: быстро, но осторожно осмотреть пострадавшего непосредственно на месте, где он находится, оценить окружающую обстановку и исключить возможность самому попасть под воздействие повреждающего фактора.
Приступая к помощи, нужно, прежде всего, немедленно прекратить действие повреждающих факторов и как можно быстрее удалить пострадавшего из неблагоприятных условий, в которые он попал (извлечь из-под завала, вынести из горящего помещения и др.).
Однако прежде чем приступить к оказанию помощи, еще до прибытия медицинского работника нужно попытаться выяснить причину тяжелого состояния пострадавшего и только после этого остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание, наружный массаж сердца, наложить повязку и т.п. Если неясно, что надо предпринять, то необходимо как можно быстрее доставить пострадавшего в лечебное учреждение.
Прекратить оказание помощи следует только при появлении явных признаков смерти.
Чтобы не причинить пострадавшему дополнительной боли, оказывающий ему помощь должен знать основные принципы и порядок снятия с него при необходимости одежды и обуви, правила наложения шин и повязок, остановки кровотечения.
Правила оказания доврачебной помощи: