Сущность здорового образа жизни, здоровый образ жизни в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать отношение молодежи к формированию здорового образа жизни, в рамках социально-экономического исследования.
В соответствии с заданной целью, были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы ЗОЖ: раскрыть его сущность, определить место здорового жизни в РФ;
2) исследовать отношение сегодняшней молодежи к формированию здорового образа жизни.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность здорового образа жизни, здоровый образ жизни в РФ..….5
1.1 Определение образа жизни и его сущность………………………….….5
1.2 Политические меры по поддержанию здорового образа жизни………9
1.3 Оценка взаимодействия здорового образа жизни и экономики России……………………………………………………………………….…..12
2. Исследование отношения молодежи к здоровому образу жизни…………………………………………………………………………....20
2.1 Теория проведения исследования…...……………………………………20
2.2 Обработка полученных результатов……………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы………………………………………...…35

Файлы: 1 файл

глава1.docx

— 93.30 Кб (Скачать файл)

К федеральным законам, направленным на формирование здорового образа жизни  и повышение ответственности  за собственное здоровье у граждан  России, также необходимо отнести:

  • «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
  • «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  • «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»»
  • «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»;

В целях реализации указанных  законов Правительством Российской Федерации принят ряд федеральных  целевых программ, направленных на профилактику заболеваний населения  и формирование здорового образа жизни населения. В план мероприятий  по реализации в 2010-2012 годах Концепции  демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 ода №170-р, включена разработка и реализация государственной  политики в области здорового  питания населения и повышения  его физической активности.

 Очевидно, что государственная  политика в сфере здравоохранения  и социального развития была  и остается одним из приоритетных  векторов развития нашей страны. Вопросы здоровьесбережения плотно связаны с проблемой демографии в России.

Обобщая выше сказанное, можно заключить, что современная система мер, предпринимаемых обществом для формирования образа жизни, способствующего укреплению здоровья молодых людей и включения их в активную социальную жизнь, развивается и реализуется на трёх уровнях:

  • социальном: пропаганда здорового образа жизни средствами массовой информации, проведение образовательной и информационно-просветительской работы учреждениями здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, подростково-молодежными клубами, общественными объединениями и др.;
  • инфраструктурном: создание условий для ведения здорового образа жизни в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), развитие сети физкультурно-спортивных и досуговых организаций, региональных профилактических организаций (центров медицинской профилактики, восстановительной медицины и реабилитации); проведение экологического контроля; оснащение образовательных, медицинских и др. учреждений, организаций необходимым оборудованием и проч.;
  • личностном: формирование системы ценностных ориентаций молодого человека, стандартизация бытового уклада его жизни.

 

1.3 Оценка взаимодействия  здорового образа жизни и экономики  России

Здоровье граждан является одним из наиболее важных составляющих национального богатства. В процессе охраны и укрепления здоровья населения  расходуется часть валового внутреннего  продукта, но при этом само здоровье является особым экономическим ресурсом, которое во многом определяет эффективность  социально-экономического развития.

Нередко можно встретить  утверждение о том, что любовь населения какой-либо страны к здоровому  образу жизни положительно сказывается  на национальной экономике. Попробуем  разобраться, так ли это на самом  деле или это миф.

Не секрет, что одна из крупнейших расходных статей в любом  бюджете – это медицинское  обслуживание населения. Чем больше оно курит, пьет, ведет сомнительный образ жизни, чем чаще людям приходится обращаться к докторам, а государству  эти обращения оплачивать. К счастью, россияне все чаще пытаются бросить  курить, а также избавиться от других вредных привычек. Помимо того, что  это идет на пользу им самим (не нужно  покупать сигареты, надо меньше обращаться к врачам и т.д.), государство тоже сокращает расходы на лечение, а также на оплату больничных листов таким людям.

А ведь можно только представить, как из-за этих вовсе необязательных причин страдает производительность труда. Если у нас тенденции по популяризации  здорового образа жизни будут  развиваться в том же направлении, то через несколько лет вся  экономика увидит положительный  эффект от этого. Самое приятное, что  этот процесс принял необратимый  характер.

Итак, укрепление и охрана здоровья повышают уровень и качество жизни населения, способствуют развитию производительных сил общества, а  инвестирование здравоохранения составляет вклад в воспроизводство экономических  ресурсов общества, в формирование его трудового потенциала. По имеющимся  данным только за счет снижения преждевременной  смертности населения ежегодная  экономия может достигать до 9% ВНП. Финансирование мероприятий по укреплению здоровья есть вложение в создание экономических ресурсов общества, в  формирование его трудового потенциала. По мнению ВОЗ, улучшение здоровья связано  с четырьмя факторами, способствующими  экономическому росту:

  1. снижением потерь производства в связи с болезнью работников;
  2. возможностью использования природных ресурсов, прежде недоступных из-за болезней;
  3. ростом числа школьников и повышением их успеваемости;
  4. высвобождением ресурсов, которые пришлось бы истратить на лечение заболеваний.

На современном этапе  развития мирового сообщества вложения в человеческий фактор объективно рассматриваются  в качестве приоритетного направления  инвестирования в целях обеспечения  поступательного экономического роста. Инвестиции в человека способствуют увеличению так называемого человеческого капитала, на долю которого, судя по данным Всемирного банка, приходится 64 % мирового богатства.[6]

Важнейшим условием и прочной  основой для накопления человеческого  капитала страны являются, безусловно, высокие показатели физического  и духовного здоровья населения. Данная позиция объясняется тем, что в случае низкого уровня как  популяционного, так и индивидуального  здоровья другие направления инвестиций в человеческий капитал становятся малоэффективными.

Несмотря на наблюдаемое  в последнее время в России повышение рождаемости и снижение смертности, уровень заболеваемости населения продолжает повышаться.

Все эти процессы крайне негативно влияют на накопление человеческого  капитала страны и увеличивают потери национального богатства в целом. Так, по данным Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ), в 2011 г. в России потеря национального дохода, связанная  с сердечно-сосудистыми заболеваниями, инсультом и диабетом, составила 11 млрд. долл.[7]

Несмотря на значительный уровень заболеваемости, Россия пока тратит на здравоохранение лишь 4,4 % от ВВП и существенно отстает  по данному показателю от других индустриально  развитых стран мира (табл. 5).

Таблица 5. - Расходы на здравоохранение  в различных странах мира в 2012 г.

Страна

Расходы на здравоохранение,

% от ВВП

  1. США
  2. Швейцария
  3. Франция
  4. Германия
  5. Канада
  6. Великобритания
  7. Япония
  8. Россия

16,3

11,5

11

10,6

9,2

8,1

8

4,4


В этой связи возникает  объективная необходимость создания в РФ эффективной системы инвестиций в охрану здоровья населения, позволяющей  наилучшим образом расходовать  выделяемые на здравоохранение финансовые средства. Охрана здоровья населения  должна включать в себя два основных направления:

  • лечение заболеваний («медицина больных»);
  • профилактика заболеваний и пропаганда здорового образа жизни («медицина здоровых»).

Накопление человеческого  капитала страны зависит не только от объема финансирования здравоохранительных  мероприятий, но и от корректной оценки значимости каждого из направлений  системы охраны здоровья населения. Подобная оценка позволяет распределить финансовые потоки по результативным здравоохранительным целям.

Существующая в настоящее  время система здравоохранения  в большей степени ориентирована  на стационарные формы лечения с  использованием медикаментозного и  хирургического воздействия, нежели на профилактические меры, обусловленные  культивированием ценностей здорового  образа жизни. Следствием слабой пропаганды «здоровьесберегающего» образа жизни являются высокий уровень потребления табака и алкоголя, а также недостаточная физическая активность населения РФ. По данным ООН, доля курящих мужчин в России составляет 60%, женщин – 25-30%, при этом число курящих женщин возрастает.[9] Масштабы потребления табака и алкогольных напитков остаются в России высокими, в том числе, благодаря тому, число курящих и пьющих граждан стабильно пополняется молодежью и подростками, причем все более юного возраста. Наряду с этим, граждане, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, составляют менее одной пятой части взрослого населения РФ, что в 1,5-2 раза меньше среднеевропейских показателей.

Между тем, по мнению ученых, образ жизни на 50-55 % определяет здоровье человека[11], а факторы риска смерти, зависящие от образа жизни, являются предотвратимыми на 82 % для мужчин и на 67 % для женщин.[12] В этой связи есть все объективные основания для того, чтобы наряду с развитием медицинских технологий и повышением качества и доступности медицинских услуг в России, разработать и проводить комплексную политику популяризации здорового образа жизни, характеризующегося свободой от вредных привычек и ориентацией на сохранение и укрепление собственного здоровья.

Следует отметить, что для  накопления человеческого капитала государству необходимо не только создавать  материальные условия для осуществления  этого процесса (инвестиции в образование  и т.д.), но и вырабатывать и реализовывать  механизмы, формирующие мотивацию  индивида накапливать свой человеческий капитал.

Специалист с крепким здоровьем имеет возможность получать больший доход от использования своего человеческого капитала, по сравнению с работником, имеющим заболевания, приводящие к временной или стойкой утрате им профессиональной трудоспособности.

В России доля человеческого  капитала составляет лишь 14 % от общих  ресурсов страны.[10] Такое почти пятикратное отклонение (в сторону уменьшения) данного показателя в РФ от общемировых значений объясняется, прежде всего, недооценкой роли человеческого фактора в развитии производства, утвердившейся ранее и имеющей до сих пор сильное влияние в стране. Между тем, как отмечает Л.А. Еловиков, «вложения в человека обеспечивают сегодня две трети прироста национального дохода». В этом плане инвестиции в человека, в том числе в его здоровье, в значительной мере предопределяют поступательность и реалистичность стратегии социально-экономического развития России.

Динамично развивающиеся  процессы экономических преобразований являются характерной особенностью современной России. Проводимые в  России реформы не могли не отразиться на системе здравоохранения. Жесткое  централизованное управление здравоохранением с исключительно бюджетным финансированием  и тотальным диктатом нормативных  регламентаций и предписаний  ушло в прошлое. Субъекты, как на федеральном, так и на местном  уровне обрели значительную степень  самостоятельности в распределении  экономических ресурсов и управлении социальной сферой. Параллельно с  этой региональной ресурсной децентрализацией обеспечение населения медицинской  помощью остается сферой экономики  с сильными монополистическими тенденциями, где недостаточное финансирование оборачивается дефицитом медицинских  услуг. В этой связи огромное значение для здравоохранения и в целом  для народного хозяйства имеет  решение проблем, связанных с  эффективным использованием ограниченных ресурсов.

Период экономических  реформ ознаменовался массовыми  процессами ухудшения здоровья населения. Продолжительность жизни в России мужчин составляет 60,4 лет, женщин 72,9 года. Показатели смертности превышают показатели рождаемости. Высоки естественная убыль  населения, показатель младенческой смертности. Ухудшились показатели по многим видам  заболеваемости.

Охрана здоровья индивида и всего населения является частью культуры общества и его характеристика.

В новых экономических  условиях здоровье граждан рассматривают  как социальную и экономическую  категорию. Существует непосредственная взаимосвязь состояния здоровья населения с эффективностью труда  и ростом затрат на его охрану и  поддержание. В связи с этим особую актуальность приобретают следующие  проблемы:

1. определение цены охраны  здоровья населения в современном  обществе;

Информация о работе Сущность здорового образа жизни, здоровый образ жизни в РФ