Техногенные катастрофы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 09:04, реферат

Описание работы

Социальные противоречия и катастрофы, типы катастроф, причины катастрофы авиалайнера «Глинка».

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………...……….. 3
1 Социальные противоречия и катастрофы …………………………………................ 4
2 Просто так самолеты не падают …………………………………………………….... 7
Заключение ………………………………………………………………..……………. 13
Список использованных источников ………………………………………………..... 14

Файлы: 1 файл

Техногенные катастрофы.docx

— 30.54 Кб (Скачать файл)

 


Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………...……….. 3

1 Социальные противоречия  и катастрофы …………………………………................ 4

2 Просто так самолеты  не падают …………………………………………………….... 7

Заключение ………………………………………………………………..……………. 13

Список использованных источников ………………………………………………..... 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Природа щедро одарила  человечество всем, что необходимо ему для существования. Человек  умело или неумело приспособился  к ее условиям, даже порой к ее капризам, и нам кажется, что мы изучили нашу планету вдоль и  поперек. А изучив, освоили ее природные  ресурсы, покорили глубины океана и  начали покорять космос. По поверхности  земли человек проложил дороги и  железнодорожные магистрали, и все это наша голубая планета терпеливо сносит.

Но силы природы еще не до конца подвластны человечеству, неспокойная Земля сильнее нас. Бывают такие трагические ситуации и обстоятельства, когда человек совершенно бессилен что-либо предпринять для своего спасения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Социальные противоречия и катастрофы

 

Один из создателей идейно-политической доктрины либерализма английский философ-просветитель Джон Локк считал, что бедность разрушает  человеческое общество точно так  же, как война. По его мнению, причины  бедности необходимо искать не в человеческих отношениях, а в природе. Для того чтобы победить бедность, человек  должен покорить природу - производить  как можно больше материальных ценностей. Формула либерализма: богатство  побеждает бедность с помощью  экономической экспансии, экономического роста. Отметим, что в определенной социальной практической интерпретации  эта идеология осуществлялась и  в период социалистического строительства  в СССР.

Современное общество, стремясь установить свое господство над природой, столкнулось  с ситуацией, когда функционирование искусственно созданной "второй природы" - техносферы и глобального социума  породило сначала целый ряд проблем  планетарного характера, а затем  все чаще стало приобретать критический  характер развития и оборачиваться  катастрофическими ситуациями. Перерастающие  в конфликт противоречия первого  рода - между человеком и природой, и противоречия второго рода - между  общностями внутри социума стали  приводить к социальным, экологическим, технологическим катастрофам. В  условиях глобализации эта проблема стала приобретать настолько  большое планетарное практическое значение, что появились новые  прикладные науки - медицина катастроф, социология катастроф и т.п.

В общем, самом широком смысле слова  под катастрофой понимается переход, скачок из одного состояния развития социальной системы в другое. Как  правило, общество и общности, подходя  к критическим точкам своего развития, имеют несколько возможных путей  изменения: от распада до устойчивого  развития. В узком смысле обычно под катастрофой понимается нарушение  нормального экономического, социального, политического, духовного развития общества или его части, сопряженное  с большими людскими и материальными  потерями. Научная типология выделяет четыре типа катастроф: природные, экологические, технологические, социальные.

Природные катастрофы (наводнения, землетрясения, засухи, ураганы, смерчи и т.п.) вызываются действием стихийных сил природы. Человеческое общество пока не в состоянии  их полностью предотвратить. Но своей  деятельностью, например, по их предсказанию - научному прогнозу, оно может минимизировать потери, и напротив, своей бездеятельностью или необдуманными действиями (уничтожение  лесов, источников воды, загрязнение  среды обитания и т.п.) может многократно  усилить имеющийся у природы  разрушительный потенциал. К 2015 году около  половины населения мира будет проживать  в странах, испытывающих дефицит  воды.

Экологические катастрофы вызываются локальными или планетарными дисфункциями биосферы. Чаще всего они имеют  выраженную социоприродную детерминированность: антропогенное воздействие на среду  обитания, использование, потребление  природно-ресурсного потенциала. Растущее воздействие человека на природу, применение все более эффективных технологий по ее преобразованию нарушают баланс в соотношении различных биологических  видов пирамиды жизни, нарушают основные круговороты, подрывают восстановительную  способность биосферы, ее основных звеньев и, в конечном счете, вызывая  локальные катастрофы, готовят условия  для катастрофы глобальной. Перспектива  решения локальных проблем окружающей среды: концентрации озона, углекислого  газа, загрязнения почвы и атмосферы  остаются сложными.

Технологические (техногенные) катастрофы также в своей основе антропогенно и социально детерминированы, т.к. технические системы создаются людьми, управляются ими и функционируют в обществе. Энергетические, ядерные, транспортные, инфраструктурные аварии и катастрофы вызываются рассогласованием взаимодействия элементов человеко-машинных систем. В этом типе катастроф по мере развития техники огромную роль начинает играть человеческий фактор в своих проявлениях инженерных ошибок, просчетов персонала, неэффективной помощи спасательных служб. Возрастание размеров и мощи технических систем ведет к увеличению масштабов людских, материальных и экологических потерь.

Социальные (гуманитарные) катастрофы вызываются непродуманной управленческой или сознательной целенаправленной деятельностью по разрушению социальных общностей и государственных  систем, изменению социально-политического  строя, уничтожению народов, стран, политических союзов, цивилизаций. Этот тип катастроф ведет к огромным человеческим потерям, деградации демографической  и социальной структур общества, разрушению духовных основ жизни и проявляется  в войнах, конфронтационных противостояниях, бунтах, революциях, контрреволюционных переворотах и целиком детерминирован социальными (экономическими, политическими, психологическими и иными) факторами. В современных условиях многие из них носят латентный характер и очень трудны для распознания  и измерения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Просто так  самолеты не падают

 

В 1994 году во многих средствах  массовой информации сообщалось, что 22 марта в 20:58:01 по московскому времени в районе Междуреченска потерпел катастрофу пассажирский аэробус A-310-300 «Глинка». Он принадлежал авиакомпании «Российские авиалинии» и выполнял рейс по маршруту «Москва – Гонконг». «Все находившиеся на борту 75 человек погибли».

В этих сообщениях необычным  было указание точного времени катастрофы, номер рейса, наименование авиакомпании и самого лайнера. В остальном  оно мало чем отличалось от других, сообщавших о таких же авариях  самолетов в различных уголках  нашей планеты.

Но постепенно многие газеты стали заострять внимание именно на этой катастрофе. «Московский комсомолец»  откликнулся на результаты первых исследований статьей «Свидетели, которые не исчезают». В ней, в частности, отмечалось, что  всегда есть причина и даже целый  ряд причин, по которым случаются  катастрофы.

Последними свидетелями  в таком случае остаются "черные ящики", которые сохраняют магнитофонную запись всего того, что происходит в кабине пилотов, до самой последней минуты переговоры с землей, команды, крики о помощи…

Аэробус «Глинка», летевший в Гонконг с 63 пассажирами на борту, неожиданно исчез с экранов и, не подавая никаких сигналов, упал с высоты 10100 метров.

Посланные на место катастрофы спасательные отряды уже через несколько  часов обнаружили обломки воздушного лайнера. Отдельно друг от друга валялись части хвоста, крыльев, кабины самолета. От него самого остались лишь груды  пепла.

Из трех «черных ящиков»  уцелели лишь два. Они обгорели и  деформировались, однако записи в них  сохранились. Расшифровывали их во Франции  в присутствии членов российской государственной комиссии. Первые версии казались просто фантастическими: самолет  либо столкнулся с естественным небесным телом, втянутым в зону земного притяжения, либо стал жертвой… НЛО. Предположения  эти строились на том, что лайнер летел на 10-километровой высоте, четко  выдерживал все заданные параметры  полета и сигнала SOS не подавал. Позже  еще прошел слух о якобы имевшем  месте террористическом акте и разгерметизации  корпуса, которая и вызвала мгновенную смерть экипажа и пассажиров.

Информационные агентства  выдвинули свое предположение: летчики  разрешили посидеть за штурвалом  самолета детям. Кто-то из них нажал  не ту кнопку, и самолет начал  падать.

Однако все компетентные лица в один голос заявляют, что  это не может быть правдой и ничего подобного, в принципе, произойти не может. Российский ученый А.Ф. Черняев, анализируя ситуацию с авиалайнером, утверждает, что такой кнопки, которая может вывести всю систему управления самолетом, просто нет. Во-вторых, детские голоса, которые слышны в «черном ящике», сами по себе еще ни о чем не говорят. Может быть, дети даже и не находились в кабине пилотов, а просто стояли в проходе, наблюдая за работой экипажа. По международным правилам это совсем не запрещено. Наоборот, у самолета такого класса двери во время полета должны быть всегда открыты, чтобы пассажиры чувствовали себя спокойнее и увереннее.

Дальнейшие события развивались  следующим образом. Командир самолета приходит в недоумение от того, что  автопилот вдруг совершает незапланированный  маневр. После этого лайнер вдруг  заваливается на бок и начинает терять высоту. Экипаж старается исправить  ситуацию, но у него ничего не получается: что-то там не срабатывает.

Только у самой земли  летчикам удается выровнять самолет, но тут раздается взрыв. Последние  слова перед взрывом были: «Мы  сделали это…»

Может быть, самолет натолкнулся  на одну из сопок, лишился крыла и  стал рассыпаться по частям? Место, на котором нашли обломки авиалайнера, говорит именно о таком падении.

На испытательном стенде в Тулузе российские и французские  специалисты много раз воспроизводили полет A-310. Но даже в спокойной обстановке земного «полета» техника отказывалась воспроизводить те немыслимые пируэты, которые выписывал в воздухе  гибнущий лайнер.

После неожиданного схода  с высоты в 10000 метров A-310-300 устремлялся к земле то в штопоре, то в глубокой спирали. Был зафиксирован даже переворот на спину, который совершенно исключен для самолетов транспортного назначения. Таким образом, и по возвращении из Франции группа российских экспертов была не в состоянии назвать причину катастрофы. Только к концу октября эксперты двух стран, казалось, установили ее.

Однако российские граждане не могли тогда ознакомиться с  этими драматическими выводами. Согласно международным правилам, страна, расследовавшая катастрофу на своей территории, обязана  сначала ознакомить со всеми выводами производителя и хозяина самолета. Вряд ли можно ознакомиться с этими  подробностями и сейчас, потому что  как будто установлено, что жизнь  и судьбу 75 находившихся на борту  самолета человек действительно  решил «детский» фактор.

Командир экипажа Кудринский взял своих детей – двенадцатилетнюю Яну и четырнадцатилетнего Эльдара, чтобы те провели весенние каникулы в Гонконге. Крен самолета возник от одновременного воздействия на штурвал  Эльдара и автопилота.

Вот Эльдар садится в левое  кресло, и глаза у него разгораются. Еще бы! Кто из его сверстников  не мечтает посидеть за штурвалом  самолета, да еще во время полета!

Самолет все больше задирал  нос, увеличивал угол атаки крыла (то есть, как будто специально стремился  к положению, идеальному для срыва  в штопор). В какой-то момент именно так и произошло с машиной, абсолютно не предназначенной для  полета в таком режиме. Столь же непривычным он оказался и для  экипажа.

Эта катастрофа стала одной  из самой трагических и загадочных в русской авиации. Аэробус был  настолько совершенен в техническом  отношении, что в его экипаже  были только два человека – первый и второй пилот. Все остальное  управление было распределено между  электронными приборами.

Последний сеанс связи  «Глинки» состоялся с городом  Новокузнецком в 20:49:47. Следующий должен был быть через десять минут, но к этому времени уже ни одного человека в живых на самолете не было. Через несколько минут лайнер выйдет из-под контроля и начнет свой «смертельный танец». Пока же на борту все как будто спокойно. Спокойно было и на земле.

А.Ф. Черняев, который много  лет занимается свойствами и воздействием эфира, неоднократно писал в своих  работах, что существует физический эфир. Жизнь людей, поднимающихся  в воздух, во многом зависит от его  поведения. Ученый вплотную занимался  изучением всей этой ситуации с российским аэробусом и считает, что к  этому времени, по-видимому, самолет  уже шел в плотном эфирно-воздушном  облаке. Его сигнал на экранах радиолокаторов либо уже начал пульсировать, либо исчез вовсе. И если это было действительно  так, то исчезновение сигнала должно было послужить наземному диспетчеру знаком, что самолет находится  в опасности. И тогда у него все равно бы оставалось несколько  минут, чтобы предупредить о ней  экипаж аэробуса.

К этому времени (20:51:15) пилоты уже (видимо, под действием эфира) заторможенно и неадекватно воспринимали ситуацию. Приборы, под воздействием эфирных электронов, тоже начали подавать на ЭВМ искаженную информацию. С этого момента, когда Эльдар приступил к активному пилотированию, самолет был обречен. Сын вовсю упражнялся со штурвалом, и вскоре огромный лайнер исподволь начинает подчиняться ребенку – наперекор работающему автопилоту.

Машина стала терять заданные ей автопилотом высоту и скорость. Вскоре Эльдар с удивлением увидел, что земля «поплыла под бортом». Автопилот попытался было скорректировать  изменившиеся параметры, согласно заложенной в нем программе. Автоматика стала  «брать» штурвал на себя, Эльдар крутил его в свою сторону. Какое-то время пилотирование осуществлялось в две руки – автопилот и  ребенок, причем каждый пытался «убедить»  другого в своей правоте. Однако, как отмечает А.Ф. Черняев, все могло  происходить и с точностью  до наоборот: и автомат, и человек  работали слаженно.

Информация о работе Техногенные катастрофы