Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 09:24, реферат
Все жилые, об¬щественные, административные и дру¬гие здания, предназначенные для бы¬товых, общественных и культурных потребностей человека, относятся к гражданским зданиям. В зависимости от этажности их условно подразде¬ляют на малоэтажные (до трех этажей), многоэтажные (от четырех до девяти этажей), повышенной этаж¬ности (от десяти до двадцати пяти этажей) и высотные (более двадцати пяти этажей). По виду строительных материалов, из которых выполнены стены, гражданские здания подраз¬деляются на деревянные, кирпичные, крупноблочные и крупнопанельные. Конструктивно, по условиям несения нагрузки здания бывают: с несущими стенами и каркасные, в которых вся нагрузка передается на каркас, т. е. систему колонн и горизонтальных прогонов или ригелей.
При угрозе обрушения лесов, перекрытий и других строительных конструкций следует своевременно отвести личный состав в безопасное место. Для этой цели назначают специально человека, ответственного за соблюдение правил техники безопасности, и устанавливают специальные сигналы.
Тушение пожаров в театрально-зрелищных учреждениях
Обстановка на пожаре. К театрально-зрелищным учреждениям относятся здания, имеющие зрительский комплекс, состоящий из зрительного зала и прилегающих к нему помещений. Это — театры, дворцы и дома культуры, клубы, кинотеатры и цирки. В зданиях клубов, дворцов и домов культуры могут размещать библиотеки, лекционные залы, выставки, помещения для проведения кружковой работы, а в цирках — помещения для расположения различных животных.
Театральные здания делятся на две части: сценическую и зрительную, которые отделяются друг от друга противопожарной стеной. Демонстрацию представлений осуществляют через портальный проем, площадь которого может достигать 200—300 м2. В театрах сценический комплекс включает в себя сцену, карманы и склады декорации, артистические уборные, мастерские по изготовлению декорации и бутафории и другие помещения.
Сцена состоит из сценической коробки, трюма, планшета, рабочих площадок и колосников. Сценическую коробку выполняют из негорючих материалов высотой 25—40 м и более. Трюм с механизмами поворотных кругов и подъема или опускания отдельных участков планшета сцены и противоположного занавеса, пунктом управления освещением располагается под планшетом сцены и может иметь один, два и три яруса, которые устраивают из деревянных настилов. Трюм, как правило, имеет входы с планшета сцены или за сценных помещений и лестничных клеток сценической части и выходы в оркестровую яму и на пункт управления освещением.
Планшет сцены представляет собой сплошной настил из досок и брусьев, под которым прокладывают электрические сети для обеспечения представлений и в отдельных местах имеет проемы для подключения электропотребителей. Площадь планшета может достигать 300—600 м2.
Колосники для подвески декораций представляют собой настил из брусьев в виде обрешетки и две-три рабочие площадки (галереи). Рабочие галереи располагают по периметру боковых и задних стен сценической коробки. Их выполняют в виде ленточных балконов из металлических или железобетонных несущих элементов с деревянным настилом. Выходят на галереи и колосники из лестничных клеток, расположенных по бокам сценической коробки и имеющих самостоятельные выходы наружу и на покрытие сценической коробки. Если такие лестничные клетки отсутствуют, тогда выходы из колосников и галерей устраивают на наружные стационарные пожарные лестницы
Покрытие сцены бесчердачное, выполненное иногда из горючих элементов. Для удаления дыма и изменения направления движения продуктов сгорания во время пожара в покрытии сцены устраивают дымовые люки, управление которыми осуществляют с планшета сцены и помещения пожарного поста театра.
К сцене примыкают карманы для хранения декораций и бутафории. Они соединяются со сценой проемами высотой до 6—8 м. В некоторых театрах сзади планшета сцены устраивают сейф для хранения подвесной декорации, который отделяется от трюма глухой стеной из негорючих материалов.
Сцена и прилегающие к ней помещения характеризуются наличием большого количества горючих материалов в виде конструкций планшета сцены, трюма, колосников, горючей декорации и бутафории. Пожарная нагрузка с сильно развитой поверхностью в сценическом комплексе достигает 200—350 кг/м2.
Зрительный зал от фойе, гардеробов и других помещений отделяется стенами из негорючих материалов и имеет достаточное количество эвакуационных выходов. Перекрытия над зрительным залом, как правило, выполняют подвесными трудногорючими или горючими по сложным фермам. В чердачных помещениях располагают сборники и шахты вентиляционных систем зрительных залов.
Полы в зрительных залах устраивают с уклоном к сцене, поэтому под полами образуются значительные пустоты. Большую опасность представляют ярусы и балконы в зрительных залах, конструкции которых в зданиях старой постройки выполнены из горючих материалов с пустотами. Пожарная нагрузка зрительных залов находится в пределах 30—50 кг/м2.
В зрительных залах вместимостью 800 и более мест портальные проемы со стороны сцены защищаются противопожарными занавесами.
В театрально-зрелищных учреждениях устраивают стационарные системы водотушения. В зрительном зале, в трюме и на сцене на уровне планшета, на рабочих галереях и в районе колосников устраивают внутренний пожарный водопровод. Для обеспечения работы систем водотушения в театрах устанавливают насосы-повысители. Покрытие из горючих материалов над сценой, боковыми и задними карманами, зрительным залом, а также портальный проем и проемы в карманы защищают спринклерными и дренчерными установками. В театрах на рабочих галереях и в районе колосников могут устанавливать лафетные стволы. Зрелищные учреждения, как правило, построены по индивидуальным проектам, и поэтому каждое из них имеет свои особенности, которые изучаются личным составом пожарных подразделений в охраняемых районах.
Как показывает статистика, 60— 70 % всех пожаров в театрах возникает на сцене. Быстрому развитию пожаров на сцене способствует объем сцены, который достигает до 20 тыс. м3 и более, наличие большого количества горючих материалов и образование мощных конвекционных потолков.
Если пожар возник на сцене, когда портальный проем перекрыт противопожарным занавесом и дымовые люки закрыты или отсутствуют, то огонь в течение 5—10 мин охватывает весь объем сцены. В этих условиях огонь быстро распространяется по подвешенным декорациям на колосники и покрытие сцены, может распространиться в чердак зрительного зала, уйти в трюм, а через открытые проемы — в смежные помещения и затем в зрительный зал. Линейная скорость распространения огня на планшете сцены достигает 3, а вверх по декорациям 6 м/мин. В объеме сцены создается значительное давление продуктов сгорания: 40—60 кг/м2 и более. При пожарах на сцене скорость выгорания деревянных конструкций и деревянных конструкций и декорации составляет в среднем до 80 кг/м2-ч, а температура в зоне горения достигает 1100— 1200 °С. В этих условиях металлические конструкции быстро нагреваются и поэтому через 25—30 мин после начала пожара возможно обрушение покрытия сцены. При закрытом портальном проеме и открытых дымовых люках или обрушении покрытия над сценой; происходит подсос воздуха в объем сцены, который изменяет направление газообмена и способствует интенсивному горению. В этих условиях снижается опасность распространения огня и дыма в зрительный зал. Если пожар возник на сцене, когда портальный проем открыт и закрыты дымовые люки , то создается явная угроза распространения огня и дыма в зрительный зал. Практика показывает, что в этих условиях зрительный зал заполняется дымом в течение 1—2 мин. При горении декораций и бутафории, изготовленных из синтетических веществ и материалов, продукты сгорания содержат большое количество отравляющих веществ. Если в зрительном зале находятся люди, то уже через 3 мин с начала интенсивного горения может создаваться угроза их жизни. Конвекционные потоки продуктов сгорания и огонь быстро перемещаются в зрительный зал и создают угрозу чердачному перекрытию и чердаку.
Если пожар возник на сцене при открытых дымовых люках и портальном проеме ,то продукты сгорания только частично могут поступать в зрительный зал, а основная их часть уходит через дымовые люки. В этом случае нижняя часть зрительного зала и сцена находятся под разрежением, несколько снижается опасность распространения огня в зрительный зал и смежные помещения со сценой, а потоки воздуха могут плотно закрывать двери, ведущие на сцену.
При возникновении пожаров в трюмах огонь интенсивно распространяется по конструкциям из горючих материалов, может проникать на планшет сцены, через дверные проемы в оркестровую яму и на пульт управления освещением, а затем в зрительный зал. Развитие пожаров в трюмах несколько аналогично развитию пожаров в подвалах с наличием электрического оборудования.
Если пожар возникает в зрительном зале, то огонь быстро распространяется по мебели и конструкциям из горючих материалов, создается угроза распространения огня на подвесное покрытие и в чердак. Линейная скорость распространения огня в зрительном зале достигает 0,8—1,5 м/мин. Быстрому распространению огня способствуют системы вентиляции, воздушного отопления и кондиционирования воздуха. По мере развития пожара при открытом портальном проеме огонь из зрительного зала более интенсивно распространяется на сцену, а также может распространяться через открытые двери в другие смежные помещения.
При закрытом портальном
Развитию пожаров в
зрительной части здания цирка способствует
большой объем самого помещения,
большого количества конструкций из
горючих материалов, мебели,
амфи
театров, трибун и ярусов, а также
пустот в конструкциях и развитой
системе вентиляции. При возникновении
пожаров возможно сильное
задымление, быстрое распространение
огня и обрушение конструкций.
Пожары в цирках могут возникать
в подсобных помещениях, где содержатся животные. Быстрое задымление и повышение температуры
в этих помещениях нередко приводит
к гибели ценных цирковых животных.
Пожары в кинотеатрах чаще всего
происходят в киноаппаратных. Огонь
может быстро распространяться по
кинопленке, конструкциям из горю
чих материалов и системе вентиляции
киноаппаратной. В этих случаях
могут выделяться токсичные
продукты сгорания и проникать в зрительный зал.
Боевые действия по тушению пожаров.
Тушение пожара в зрелищных учреждениях связано с необходимостью проведения спасательных работ, особенно в период их работы. Статистика показывает, что примерно 10—12 % пожаров в театрах происходило во время представлений, когда в театрах находились зрители, причем ряд из них сопровождался массовой гибелью людей. При пожарах в зрелищных предприятиях люди могут погибать от отравляющих действий продуктов сгорания, от высокой температуры, от недостатка кислорода, а также в результате паники.
Первые действия по эвакуации людей и тушению пожара осуществляет администрация. При возникновении пожара в сценической части дежурные местной пожарной охраны вызывают пожарные подразделения, закрывают декоративный занавес и спускают огнезащитный, при необходимости включают его орошение и насосы-повысители и приступают к тушению пожара. Представители администрации прерывают представление, под благовидным предлогом просят зрителей покинуть зал, включают полный свет, музыку, открывают все выходы и задействуют обслуживающий персонал согласно плану эвакуации зрителей. При этом необходимо в кратчайшее время освободить зрительный зал и направить людей в безопасные места.
Разведка пожара устанавливает наличие зрителей, артистов, обслуживающего персонала, определяет степень угрозы их жизни и выясняет, как осуществляется эвакуация. В дальнейшем определяют место и характер горения; особенности и пути распространения огня и дыма, опасность обрушения конструкций и декораций, опущен ли огнезащитный занавес, включены ли стационарные установки пожаротушения и необходимо ли вскрывать дымовые люки.
При наличии зрителей во многих случаях разведку целесообразно проводить со стороны сцены, начиная из комнаты пожарного поста так, чтобы зрители, находящиеся в зале, не видели работников пожарной охраны. Появление работников пожарной охраны в боевой одежде может вызвать панику среди зрителей.
Разведку пожара в районе колосников, в трюмах и на чердаке зрительного зала осуществляют группами с помощью звеньев или отделений ГДЗС.
Эвакуация зрителей. Руководитель тушения пожара обязан в кратчайший срок организовать и провести эвакуацию зрителей, а также принять меры к предотвращению паники. Если по прибытии на пожар эвакуация зрителей проходит спокойно, то РТП принимает меры к полному их удалению из зрительного зала и других помещений, привлекая для этой цели обслуживающий персонал. Основные силы и средства подразделений в этих случаях используют для спасания людей из задымленных помещений и тушения пожара. Если на пожаре нет опасности зрителям и к моменту прибытия пожарных подразделений эвакуация их не начиналась, то основные силы и средства направляют для быстрой ликвидации пожаров и принимают меры предосторожности, чтобы не допустить возникновения паники.
Если для зрителей, артистов и обслуживающего персонала создалась реальная угроза от огня и дыма и пути эвакуации отрезаны, то РТП вводит все основные силы и средства для защиты путей эвакуации и проведения спасательных работ. В первую очередь эвакуируют людей из галерей, бельэтажа и других мест, где возможно быстрое проникновение продуктов сгорания и резкое повышение температуры.
Если среди зрителей появились признаки паники, то РТП все усилия подразделений направляет для организации четкой их эвакуации. При этом личный состав пожарных подразделений расставляют по путям эвакуации для организации спокойного выхода людей. Наиболее опытных работников пожарной охраны направляют для пресечения паники. Для этой цели используют электромегафоны и другие средства звуковой связи, а так: же подают стволы на тушение видимых зрителям очагов горения. Одновременно с этим РТП вместе с группами пожарных осматривает задымление помещения, балконы, ярусы и другие места, где могут находиться люди, потерявшие сознание.
Информация о работе Тушение пожаров в административных зданиях