Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:29, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы в комплексе показать влияние транспортно – дорожного комплекса на экологическую обстановку, последствия и меры борьбы с ними. Задачами курсовой работы являются:
Рассмотреть воздействия автомобильного транспорта, наземного транспорта на электрической тяге, авиатранспорта, железнодорожного, речного, морского транспорта на окружающую среду.
Показать возможные пути решения проблем, вызванных воздействием транспорта на окружающую среду, (то есть альтернативные виды топлива, используемые транспортом, улучшение качества дорог, использование новых технологий, очистных сооружений, пересмотр взглядов на окружающую природную среду).
ГЛАВА III. Воздействие авиатранспорта на окружающую среду.
В России с её огромными расстояниями воздушному транспорту отводится особая роль. Прежде всего он развивается как пассажирский транспорт и занимает второе (после железнодорожного) место в пассажирообороте всех видов транспорта в междугороднем сообщении. Ежегодно осваиваются новые воздушные линии, вводятся в строй новые и реконструируются действующие аэропорты. Доля воздушного транспорта в грузовых перевозках невелика. Среди грузов, перевозимых этим видом транспорта, основное место занимают различные машины и механизмы, измерительные приборы, электротехническое и радиотехническое оборудование, аппаратура, особо ценные, а также скоропортящиеся грузы.
Помимо перевозок пассажиров, почты и грузов, гражданская авиация выполняет работы в сельском и лесном хозяйствах, применяется при сооружении линий электропередачи, нефтяных и буровых вышек, укладке путей трубопроводов, используется в медецинском обслуживании. В развитии сети путей сообщения особое место принадлежит международным воздушным линиям. Аэрофлот связывает Россию с 97 государствами Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки.
Современный этап развития
воздушного транспорта характеризуется
созданием
Крупные аэропорты имеют
собственные системы
Актуальной экологической проблемой остаётся организация отвода, сброса и обезвреживания поверхностного стока (загрязнённых дождевых, талых, поливно – моечных вод) с искусственных покрытий аэродромов. Оборудованием для очистки сильно загрязнённых дождевых и талых вод оснащены только 14 крупных аэропортов. В основном (особенно в районах Крайнего Севера) такие воды отводятся без очистки на рельеф местности. Почва вокруг аэропортов загрязнена солями тяжёлых металлов и органическими соединениями в радиусе до 2 – 2,5 км. В осенне-зимний и весенний периоды производится антиобледенительная обработка воздушных судов и удаление снежно – ледовых отложений с искусственного покрытия аэродромов. При этом применяются активные противогололёдные препараты и реактивы, содержащие мочевину, аммиачную селитру, поверхностно – активные вещества, которые также попадают в почву.
В аэропортах накапливается
различные твёрдые и жидкие отходы
производства и потребления. Отходы,
опасные в санитарно –
III. 1. Источники шума на самолётах.
Эксплуатация самолётов
большого тоннажа с мощными
Авиационный шум оказывает существенное влияние на шумовой режим территории в окрестностях аэропортов, который зависит от направления взлетно-посадочных полос и трасс пролётов самолётов, интенсивности полётов в течение суток, сезонов года, от типов самолётов, базирующихся на данном аэродроме, и других факторов. При круглосуточной интенсивной эксплуатации аэропортов уровни звука на жилой территории достигают в дневное время 80 дБА и в ночное время – 78 дБА, максимальные уровни колеблются от 92 до 108 дБА.
В некоторых городах по
уровням создаваемого шума и общей
площади зашумлённости
Повышение уровня звука в летнее время обусловлено увеличением интенсивности полётов, а снижение его в некоторых точках – за счёт экранирующего эффекта плотных зелёных насаждений.
Жители домов, расположенных
в окрестностях аэропорта, отмечают,
что стали нервными, раздражительными.
Внезапный шум от пролетающих
самолётов нарушает сон: многие не могут
долго заснуть или часто
Высокий уровень шума при взлёте, посадке, пролёте самолётов отмечен в многочисленных посёлках сельского типа, расположенных на небольшом расстоянии от аэропортов. Значительный шум создают аэропорты местных авиалиний и авиация специального назначения.
Первая реакция населения
на авиационный шум – это жалобы,
количество которых растёт из года
в год. Физиолого-гигиенические
Для авиационного шума, как ни для какого другого, характерен раздражающий эффект. Шум самолётов при внезапном возникновении на тихом шумовом фоне вызывает у людей чувство страха, особенно в ночное время. Дети дошкольного возраста ночью часто просыпаются от шума, в испуге вскрикивают. Вследствие этого ночные воздушные операции причиняют населению больше беспокойства, чем полёты днём. Пролетающие самолёты мешают просмотру телевизионных передач и прослушиванию радио, что также является источником жалоб населения.
Городские жители чаще, чем сельские, жалуются на шум самолётов (20 – 25%), что, по-видимому, можно объяснить повышенной чувствительностью горожан к шуму, вследствие воздействия на них ещё и промышленного, транспортного, коммунального шумов.
Наибольшее беспокойство испытывают люди, страдающие заболеваниями нервной и сердечно – сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта и др. процент жалоб от этой части населения (64 – 90%) намного больше, чем от здоровых людей (39 – 52%). Различные виды шума и их воздействие на человека представлены ниже в таблице:
Таблица 2 - Воздействие шума на человека
Примеры шумового воздействия |
Шумовое воздействие (дБА) |
Эффект продолжительного воздействия |
|
Реактивный двигатель при взлете (на расстоянии 25 м) |
150 |
Разрыв барабанных перепонок |
|
Удар грома, ткацкий станок, рок-музыка, сирена (близкое расстояние), цепная пила |
120 |
Порог боли у человека |
|
Сталепрокатный завод, автомобильный гудок (расстояние 1 м), стереорепродуктор близко от уха |
110 |
||
Метро, подвесной мотор, косилка для газонов, мотоцикл (расст. 8 м), трактор, полиграфическое предприятие отбойный молоток мусоровоз |
100 |
Серьезная угроза для слуха (время воздействия 8 ч) |
|
Оживленная городская улица, дизельный грузовик, миксер, хлопкопрядильная машина |
90 |
Угроза для слуха (время воздействия 8 ч) плохая слышимость |
|
Уборка мусора, стиральная машина, типичная фабрика, товарный поезд (расстояние 15 м), посудомоечная машина, миксер |
80 |
Возможна угроза для слуха |
|
Скоростная автомагистраль (расст. 15 м), пылесос, шумный офис, вечеринка, телевизор |
70 |
Раздражающее действие |
|
Разговор в ресторане, обычный офис, музыкальный фон, чириканье птиц |
60 |
Интенсивное воздействие |
|
Спокойный пригород (в дневное время), разговор в жилой комнате |
50 |
Слабое воздействие на слух |
|
Библиотека, тихий музыкальный фон |
40 |
||
Спокойная сельская местность (в ночное время) |
30 |
||
Шепот, шелест листьев |
20 |
Очень слабое воздействие |
|
Дыхание |
10 |
||
ТИШИНА |
0 |
Критический уровень |
III. 2. Выбросы в атмосферу от авиационного транспорта.
Неуклонный рост объёмов
перевозок воздушным
Наибольшее загрязнение окружающей среды происходит в зоне аэропортов во время посадки и взлёта самолётов, а также во время прогрева их двигателей. При работе двигателей на взлёте и посадке в окружающую среду поступает наибольшее количество оксида углерода и углеводородных соединений, а в процессе полёта – максимальное количество оксидов азота.
Самолёту не требуется
бесконечных лент дороги, как автомобилю,
хотя аэропорты, взлетно-посадочные полосы
занимают немалые земельные площади.
Эти виды транспорта роднит активное
участие в загрязнении
Концентрация вредных составляющих отработавших газов авиадвигателей в воздухе и скорость их распространения по территории аэропорта в значительной степени зависит от метеорологических условий. При этом наиболее отчётливо прослеживается влияние направления и скорости ветра. Другие факторы – температура и влажность воздуха, солнечная радиация – хоть и влияет на концентрацию загрязнителей, однако это влияние выражено менее ярко и имеет более сложную зависимость.
Оценка суммарного количества
основных загрязнителей, поступающих
в воздушную среду
При чрезвычайных и аварийных ситуациях самолёты вынуждены сливать в воздухе излишнее топливо для уменьшения посадочной массы. Количество топлива, сливаемого самолётом за 1 раз, колеблется от 1–2 тыс. до 50 тыс. литров. Испарившаяся часть топлива рассеивается в атмосфере без опасных последствий, однако, неиспарившаяся часть достигает поверхности земли и водоёмов и может вызвать сильные местные загрязнения. Доля неиспарившегося топлива, достигающего поверхности земли в виде капель, зависит от температуры воздуха и высоты слива. Даже при температуре более 20ºC на землю может выпадать до нескольких процентов сливаемого топлива, особенно при сливе на малых высотах.
Но опаснее другое. При
полёте в нижних слоях стратосферы
двигатели сверхзвуковых
III. 3. Защита от электромагнитных излучений.
В аэропортах гражданской авиации электромагнитная обстановка определяется в основном излучением мощных радиолокационных станций, предназначенных для навигации воздушных судов. К ним в первую очередь относятся наземные обзорные радиолокационные станции, работающие в диапазонах ультравысоких и сверхвысоких частот. Действие электромагнитного поля на человека в районах размещения этих станций носит прерывистый характер, который обусловлен периодом вращения электромагнитного излучения. Исследования подтвердили возможность применения расчётных методов для предварительной оценки электромагнитной обстановки вокруг радиолокационных станций. Результаты обследования электромагнитной обстановки в районе ряда аэропортов страны показали, что в 60% случаев в близ расположенных населённых пунктах требовались специальные мероприятия по защите населения, которые и были осуществлены.
III. 4. Охрана водных ресурсов.
Вблизи аэропортов происходит
загрязнение подземных вод
Информация о работе Воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду