Воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы в комплексе показать влияние транспортно – дорожного комплекса на экологическую обстановку, последствия и меры борьбы с ними. Задачами курсовой работы являются:
Рассмотреть воздействия автомобильного транспорта, наземного транспорта на электрической тяге, авиатранспорта, железнодорожного, речного, морского транспорта на окружающую среду.
Показать возможные пути решения проблем, вызванных воздействием транспорта на окружающую среду, (то есть альтернативные виды топлива, используемые транспортом, улучшение качества дорог, использование новых технологий, очистных сооружений, пересмотр взглядов на окружающую природную среду).

Файлы: 1 файл

курсач 2.docx

— 65.34 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА III. Воздействие авиатранспорта на окружающую среду.

В России с её огромными  расстояниями воздушному транспорту отводится  особая роль. Прежде всего он развивается как пассажирский транспорт и занимает второе (после железнодорожного) место в пассажирообороте всех видов транспорта в междугороднем сообщении. Ежегодно осваиваются новые воздушные линии, вводятся в строй новые и реконструируются действующие аэропорты. Доля воздушного транспорта в грузовых перевозках невелика. Среди грузов, перевозимых этим видом транспорта, основное место занимают различные машины и механизмы, измерительные приборы, электротехническое и радиотехническое оборудование, аппаратура, особо ценные, а также скоропортящиеся грузы.

Помимо перевозок пассажиров, почты и грузов, гражданская авиация  выполняет работы в сельском и  лесном хозяйствах, применяется при сооружении линий электропередачи, нефтяных и буровых вышек, укладке путей трубопроводов, используется в медецинском обслуживании. В развитии сети путей сообщения особое место принадлежит международным воздушным линиям. Аэрофлот связывает Россию с 97 государствами Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки.

Современный этап развития воздушного транспорта характеризуется  созданием высокопроизводительных и экономичных самолётов. Новые  технические решения по аэродинамической компоновке, применению новых материалов, снижению уровней шума и загрязнения  окружающей среды находят своё отражение  в создаваемых самолётах нового поколения.

Крупные аэропорты имеют  собственные системы водоснабжения  и водоотведения. Во многих районах страны (в Ростовской, Астраханской, Воронежской, Оренбургской областях и других) такие системы обеспечивают нормативную потребность в воде питьевого качества менее чем на 70%. Объём оборотной чистой воды, используемой в аэропортах на технические нужды, снижается из–за ухудшения качества её очистки на собственных очистных сооружениях.

Актуальной экологической  проблемой остаётся организация  отвода, сброса и обезвреживания поверхностного стока (загрязнённых дождевых, талых, поливно – моечных вод) с искусственных покрытий аэродромов. Оборудованием для очистки сильно загрязнённых дождевых и талых вод оснащены только 14 крупных аэропортов. В основном (особенно в районах Крайнего Севера) такие воды отводятся без очистки на рельеф местности. Почва вокруг аэропортов загрязнена солями тяжёлых металлов и органическими соединениями в радиусе до 2 – 2,5 км. В осенне-зимний и весенний периоды производится антиобледенительная обработка воздушных судов и удаление снежно – ледовых отложений с искусственного покрытия аэродромов. При этом применяются активные противогололёдные препараты и реактивы, содержащие мочевину, аммиачную селитру, поверхностно – активные вещества, которые также попадают в почву.

В аэропортах накапливается  различные твёрдые и жидкие отходы производства и потребления. Отходы, опасные в санитарно – гигиеническом  и пожарном отношениях, хранятся в  специальных помещениях, площадь  которых составляет всего около 3% от общей площади земель, занятых в аэропортах отходами. На организованных свалках, куда вывозятся остальные отходы, менее 20% площадей подготовлены для размещения производственных и бытовых отходов.

III. 1. Источники шума на самолётах.

Эксплуатация самолётов  большого тоннажа с мощными турбореактивными и турбовинтовыми двигателями, увеличение интенсивности их полётов, рост парка  и расширение сферы применения гражданских  вертолётов приводят к значительной “зашумлённости” окрестностей аэропортов и территорий под воздушными трассами.

Авиационный шум оказывает  существенное влияние на шумовой  режим территории в окрестностях аэропортов, который зависит от направления  взлетно-посадочных полос и трасс  пролётов самолётов, интенсивности  полётов в течение суток, сезонов  года, от типов самолётов, базирующихся на данном аэродроме, и других факторов. При круглосуточной интенсивной  эксплуатации аэропортов уровни звука на жилой территории достигают в дневное время 80 дБА и в ночное время – 78 дБА, максимальные уровни колеблются от 92 до 108 дБА.

В некоторых городах по уровням создаваемого шума и общей  площади зашумлённости территории первое место среди всех источников шума занимает воздушный транспорт. Аэродромы местных воздушных  линий расположены, как правило, в черте города, непосредственно  среди жилой застройки, что создаёт  крайне неблагоприятные акустические условия для населения.

Повышение уровня звука в  летнее время обусловлено увеличением  интенсивности полётов, а снижение его в некоторых точках – за счёт экранирующего эффекта плотных  зелёных насаждений.

Жители домов, расположенных  в окрестностях аэропорта, отмечают, что стали нервными, раздражительными. Внезапный шум от пролетающих  самолётов нарушает сон: многие не могут  долго заснуть или часто просыпаются. Жалобы на ощущение тревоги, страха, на вибрацию дома или посуды предъявляют  жители домов, близко расположенных  к трассе взлётов и посадок  самолётов и к площадкам опробования двигателей. Реакция населения, выявленная опросом, показала, что отношение к одним и тем же уровням авиационного шума различно. Так, днём при уровне шума 66 дБА число жалоб составляет 33%, а ночью при таком же уровне шума беспокоит 92% населения. Процент жалоб определяется максимальными уровнями шума и интенсивностью полётов самолетов, как в течение суток, так и на протяжении всего года.

Высокий уровень шума при  взлёте, посадке, пролёте самолётов  отмечен в многочисленных посёлках сельского типа, расположенных на небольшом расстоянии от аэропортов. Значительный шум создают аэропорты  местных авиалиний и авиация  специального назначения.

Первая реакция населения  на авиационный шум – это жалобы, количество которых растёт из года в год. Физиолого-гигиенические исследования, проведённые во Франции, показали, что  шум пролетающих самолётов оказывает  не только субъективное, но и объективное  влияние на организм человека. Для  выявления реакции населения  на действие авиационного шума было опрошено по специально разработанной анкете около 3000 человек в 34 населённых пунктах  городского и сельского типа, расположенных  в радиусе 30 км от аэропорта. Опрошенные отмечали, что авиационный шум  раздражает, утомляет, вызывает головную боль, сердцебиение, нарушает сон и  отдых, не даёт сосредоточиться на выполнении любой работы.

Для авиационного шума, как  ни для какого другого, характерен раздражающий эффект. Шум самолётов при внезапном  возникновении на тихом шумовом  фоне вызывает у людей чувство  страха, особенно в ночное время. Дети дошкольного возраста ночью часто  просыпаются от шума, в испуге вскрикивают. Вследствие этого ночные воздушные  операции причиняют населению больше беспокойства, чем полёты днём. Пролетающие  самолёты мешают просмотру телевизионных  передач и прослушиванию радио, что также является источником жалоб  населения.

Городские жители чаще, чем  сельские, жалуются на шум самолётов (20 – 25%), что, по-видимому, можно объяснить повышенной чувствительностью горожан к шуму, вследствие воздействия на них ещё и промышленного, транспортного, коммунального шумов.

Наибольшее беспокойство испытывают люди, страдающие заболеваниями  нервной и сердечно – сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта и др. процент жалоб от этой части  населения (64 – 90%) намного больше, чем  от здоровых людей (39 – 52%). Различные виды шума и их воздействие на человека представлены ниже в таблице:

Таблица 2 - Воздействие шума на человека

 

Примеры шумового воздействия

Шумовое воздействие (дБА)

Эффект продолжительного воздействия

 

Реактивный двигатель  при взлете (на расстоянии 25 м)

150

Разрыв барабанных перепонок

 

Удар грома, ткацкий станок, рок-музыка, сирена (близкое расстояние), цепная пила

120

Порог боли у человека

 

Сталепрокатный завод, автомобильный  гудок (расстояние 1 м), стереорепродуктор близко от уха

110

   

Метро, подвесной мотор, косилка  для газонов, мотоцикл (расст. 8 м), трактор, полиграфическое предприятие отбойный молоток мусоровоз

100

Серьезная угроза для слуха (время воздействия 8 ч)

 

Оживленная городская  улица, дизельный грузовик, миксер, хлопкопрядильная машина

90

Угроза для слуха (время  воздействия 8 ч) плохая слышимость

 

Уборка мусора, стиральная машина, типичная фабрика, товарный поезд  (расстояние 15 м), посудомоечная машина, миксер

80

Возможна угроза для слуха

 

Скоростная автомагистраль (расст. 15 м), пылесос, шумный офис, вечеринка, телевизор

70

Раздражающее действие

 

Разговор в ресторане, обычный офис, музыкальный фон, чириканье  птиц

60

Интенсивное воздействие

 

Спокойный пригород (в дневное  время), разговор в жилой комнате

50

Слабое воздействие на слух

 

Библиотека, тихий музыкальный  фон

40

   

Спокойная сельская местность (в ночное время)

30

   

Шепот, шелест листьев

20

Очень слабое воздействие

 

Дыхание

10

   

ТИШИНА

0

Критический уровень

 

 

III. 2. Выбросы в атмосферу от авиационного транспорта.

Неуклонный рост объёмов  перевозок воздушным транспортом  приводит к загрязнению окружающей среды продуктами сгорания авиационных  топлив. В среднем один реактивный самолёт, потребляя в течение 1 ч 15 т топлива и 625 т воздуха, выпускает  в окружающую среду 46, 8 т диоксида углерода, 18 т паров воды, 635 кг оксида углерода, 635 кг оксидов азота, 15 кг оксидов  серы. Средняя длительность пребывания этих веществ в атмосфере составляет примерно 2 года.

Наибольшее загрязнение  окружающей среды происходит в зоне аэропортов во время посадки и  взлёта самолётов, а также во время  прогрева их двигателей. При работе двигателей на взлёте и посадке в  окружающую среду поступает наибольшее количество оксида углерода и углеводородных соединений, а в процессе полёта – максимальное количество оксидов  азота.

Самолёту не требуется  бесконечных лент дороги, как автомобилю, хотя аэропорты, взлетно-посадочные полосы занимают немалые земельные площади. Эти виды транспорта роднит активное участие в загрязнении атмосферы, в расточительном расходовании кислорода. Реактивному лайнеру, совершающему трансатлантический перелёт, требуется  от 50 до 100 т этого газа. На территории аэропорта производится запуск двигателей, руление, взлёт и посадка самолётов т. е., операции при которых в атмосферу поступают вредные продукты выхлопов авиационных двигателей, предварительного старта (мест ожидания) и на взлетно-посадочной полосе. Рулёжные дорожки считаются участками умеренного выделения газа вследствие выделения кратковременности нахождения на них самолётов.

Концентрация вредных  составляющих отработавших газов авиадвигателей в воздухе и скорость их распространения  по территории аэропорта в значительной степени зависит от метеорологических условий. При этом наиболее отчётливо прослеживается влияние направления и скорости ветра. Другие факторы – температура и влажность воздуха, солнечная радиация – хоть и влияет на концентрацию загрязнителей, однако это влияние выражено менее ярко и имеет более сложную зависимость.

Оценка суммарного количества основных загрязнителей, поступающих  в воздушную среду контролируемой зоны аэропорта гражданской авиации  в результате его производственной деятельности (без учёта загрязнения  воздуха спец автотранспортом и  другими наземными источниками), показывает, что на площади около 4 км² выделяется в атмосферу за 1 сутки от 1000 до 1500 кг оксида углерода, 300–500 кг углеводородных соединений и 50–8 кг оксидов азота. Такое количество выделяемых вредных веществ при неблагоприятном сочетании метеорологических условий может приводить к повышению их концентраций до значительных величин.

При чрезвычайных и аварийных  ситуациях самолёты вынуждены сливать  в воздухе излишнее топливо для  уменьшения посадочной массы. Количество топлива, сливаемого самолётом за 1 раз, колеблется от 1–2 тыс. до 50 тыс. литров. Испарившаяся часть топлива рассеивается в атмосфере без опасных последствий, однако, неиспарившаяся часть достигает поверхности земли и водоёмов и может вызвать сильные местные загрязнения. Доля неиспарившегося топлива, достигающего поверхности земли в виде капель, зависит от температуры воздуха и высоты слива. Даже при температуре более 20ºC на землю может выпадать до нескольких процентов сливаемого топлива, особенно при сливе на малых высотах.

Но опаснее другое. При  полёте в нижних слоях стратосферы  двигатели сверхзвуковых самолётов  выделяют оксиды азота, что ведёт  к окислению озона. В стратосфере  происходит интенсивное взаимодействие солнечных лучей с молекулами кислорода. В результате молекулы распадаются  на отдельные атомы, а те, присоединяясь  к сохранившимся молекулам кислорода, образуют озон. Область повышенной концентрации озона, так называемая озоносфера, которая приходится на высоты 20–25 км, играет очень важную роль для Земли. Поглощая почти всю ультрафиолетовую радиацию, озон, тем самым, предохраняет живые организмы от гибели.

III. 3. Защита от электромагнитных излучений.

В аэропортах гражданской  авиации электромагнитная обстановка определяется в основном излучением мощных радиолокационных станций, предназначенных  для навигации воздушных судов. К ним в первую очередь относятся  наземные обзорные радиолокационные станции, работающие в диапазонах ультравысоких  и сверхвысоких частот. Действие электромагнитного  поля на человека в районах размещения этих станций носит прерывистый  характер, который обусловлен периодом вращения электромагнитного излучения. Исследования подтвердили возможность  применения расчётных методов для  предварительной оценки электромагнитной обстановки вокруг радиолокационных станций. Результаты обследования электромагнитной обстановки в районе ряда аэропортов страны показали, что в 60% случаев в близ расположенных населённых пунктах требовались специальные мероприятия по защите населения, которые и были осуществлены.

III. 4. Охрана водных ресурсов.

Вблизи аэропортов происходит загрязнение подземных вод нефтепродуктами  в основном за счёт утечки жидкого  топлива при заправке самолётов, а также за счёт технических ошибок при его транспортировке и  хранении. При взлёте и посадке  самолёта в атмосферу выделяется определённое количество жидких и газообразных продуктов сгорания топлива, которые  осаждаются вблизи взлётной полосы и  накапливаются в почве.

Информация о работе Воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду