Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 05:32, лекция
Жизнедеятельность человека связана с окружающей средой: это и природа, и социум, и мир техники, созданный людьми, и являющийся производителем вредных веществ а, также, техногенных катастроф.
В процессе жизнедеятельности человек и среда (природа и мир человека) постоянно взаимодействуют друг с другом, образуя систему «человек-среда обитания».
Взаимодействие человека и среды обитания
Жизнедеятельность человека связана с окружающей средой: это и природа, и социум, и мир техники, созданный людьми, и являющийся производителем вредных веществ а, также, техногенных катастроф.
В процессе жизнедеятельности человек и среда (природа и мир человека) постоянно взаимодействуют друг с другом, образуя систему «человек-среда обитания».
Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.
Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, биологических, химических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.
Основная мотивация человека в его взаимодействии со средой обитания направлена на решение нескольких проблем:
- удовлетворение потребностей,
- создание и использование защиты от негативных воздействий среды обитания.
В системе «человек-среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации.
Потоки веществ, энергии и информации имеют естественную, техногенную и антропогенную природу и зависят от масштабов деятельности человека и от состояния среды обитания.
///Старение – это естественный процесс утраты энергии с одновременным накоплением информации///
Человек и среда гармонично взаимодействуют лишь в комфортных условиях, когда вещество, энергия и информация находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой.
Комфорт – удобство, благоустроенность, уют.
Комфорт обеспечивается поддержанием микроклимата, освещения, рациональной организацией рабочего места и зоны отдыха, использованием совершенных видов транспорта.
Существуют несколько ситуаций взаимодействия в системе «человек-среда обитания», а именно:
Из 4-х состояний – два первых соответствуют нормальным условиям жизнедеятельности, а два других – недопустимы.
Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным или негативным,
Характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информаций.
Эволюция среды обитания, переход к техносфере.
Человек и общество воздействуют на среду обитания непрерывно, и с середины 19 века это воздействие очень сильно возросло.
В 20 веке на Земле возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на среду обитания, что привело к ее частичной и даже полной деградации.
Этому способствовали:
- высокие темпы роста
- рост потребления и концентрация энергетических ресурсов.
- интенсивное развитие
промышленности и сельского
- массовое использование транспортных средств.
- рост затрат на военные цели и ряд других процессов.
Демографический взрыв произошел благодаря
- продуктивности сельского хозяйства,
- повышению комфортности и быта,
- достижениям наук , и в частности , медицины.
Все это способствовало увеличению продолжительности жизни человека , и , как следствие, росту населения Земли.
Но он же привел и к переренаселенности планеты, что создает угрозу выживаемости человека на планете.
Существует два варианта дальнейшего увеличения численности Земли:
1 вариант – Земля не сможет обеспечить питанием человечество и начнется голод, заболевания, деградация среды обитания, и как следствие – конфликт, война и уменьшение численности населения, и разрушение человеческого общества.
2 вариант – численность населения удастся стабилизировать на уровне 10 млрд. человек и при существующем развитии технологий жизнеобеспечения позволит сохранить человеческое общество и среду.
Урбанизация.
Одновременно с демографическим взрывом идет процесс урбанизации населения планеты.
Расселение по городам способствует
- повышению производительной деятельности,
- решает социальные
и культурно-просветительные
Но урбанизация ухудшает условия жизни и уничтожает природную среду.
Рост энергетики.
Увеличение численности населения приводит к конкуренции, которая приводит к войне , которая приводит к росту военной промышленности,
которая приводит к использованию машин, которая приводит к потреблению и росту производства энергетических и сырьевых ресурсов.
Техногенные аварии и катастрофы
Появление крупномасштабных объектов, в том числе и ядерных приводит к высокой концентрации химических веществ и росту их производства и дает возможность оказывать разрушительное воздействие на экосистемы.
Фабрики, заводы и ядерные испытания приводят к техногенным авариям и катастрофам.
В результате активной техногенной деятельности человека во многих регионах планеты разрушена Биосфера и создан новый тип среды обитания – Техносфера.
Биосфера - область распространения жизни на планете, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу, верхний слой литосферы не испытавших техногенных воздействий.
Техносфера - регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью технических средств, в целях улучшения своих социально-экономических потребностей (город, промышленная зона, бытовая среда).
Техносфера – детище 20 века, пришедшее на смену биосфере.
Все урбанизированное населении проживает в техносфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных.
Опасности и их источники.
Опасность - это негативное воздействие в системе «человек-среда обитания».
Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи : людям, природной среде, материальным ценностям.
Источником опасности может быть все живое и неживое и подвергаться опасности также.
Источниками (носителями) опасностей могут быть естественные процессы и явления, техногенная среда и социум.
Опасность
– центральное понятие в
Различают опасности:
- естественного,
- техногенного,
- антропогенного происхождения.
Естественные - стихийные явления, климатические условия, рельеф местности. Все это сопровождается землетрясениями, извержениями вулканов, бурями, ураганами, обвалами, лавинами и другими процессами, а также травмами и гибелью людей.
Техногенные - создаются техническими средствами.
Антропогенные - возникают по вине людей и их действий.
Безопасность, системы безопасности
Опасности реальны тогда, когда оказывают воздействие на конкретные объекты.
Самые приоритетные объекты защиты это человек, общество, государство, биосфера, техносфера.
Безопасность - это ограничение опасности.
Виды безопасности:
- личная
- биосферная
- государственная
- глобальная (всемирная).
КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ
учебник «Безопасность жизнедеятельности»
С. В. Белов (стр.17)
№ |
Признак классификации |
Вид (класс) |
1 |
Виды источников возникновения опасностей |
Естественные Антропогенные Техногенные |
2 |
По видам потоков в жизненном пространстве |
Энергетические Массовые Информационные |
3 |
По моменту возникновения опасности |
Прогнозируемые Спонтанные |
4 |
По длительности возникновения опасности |
Постоянные Переменные Кратковременные |
5 |
По величине потоков в жизненном пространстве |
Комфортные Допустимые Опасные Чрезвычайно опасные |
6 |
По способности человека идентифицировать опасности органами чувств |
Ощущаемые Неощущаемые |
7 |
По виду воздействия на человека |
Вредные Травмоопасные |
8 |
По объектам защиты |
Действующие: - на человека, - природную среду, - материальные ресурсы, - комплексные воздействия. |
9 |
По численности людей, подверженных опасному воздействию |
Личные Групповые (коллективные) Массовые |
10 |
По размерам зоны воздействия |
Локальные Региональные Межрегиональные Глобальные |
11 |
По видам зон воздействия |
Производственные Бытовые Городские Зоны ЧС |
Роль и содержание дисциплины БЖД
БЖД - это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой и биосферой.
Предметом БЖД являются естественные, техногенные и антропогенные опасности и средства защиты от них.
Задачи науки БЖД сводятся к
- идентификации опасностей техносферы,
- разработке и использованию средств защиты,
- к непрерывному
контролю и мониторингу в
- разработке мер по ликвидации последствий проявления опасностей.
Цель БЖД как науки:
- сохранение здоровья и жизни человека в техносфере и биосфере,
- защита от опасностей естественного, техногенного и антропогенного происхождения,
- создание комфортных условий жизнедеятельности.
Мониторинг - слежение за состоянием среды обитания и предупреждение о создающихся негативных ситуациях.
Включает :
- информацию об опасностях среды обитания,
- информацию о токсических выбросах и их влиянии на здоровье,
- информацию о состоянии
здоровья населения регионов
и профессиональных
- информацию о методах и средствах защиты,
- информацию
об ответственности
Классификация основных форм деятельности человека
Жизнедеятельность человека
в системе «человек-среда
Деятельность – это активность , направленная на решение жизненно-важных проблем, связанных с удовлетворением потребностей.
Жизнь урбанизированного человека связана со следующими видами деятельности:
- труд в различных отраслях экономики,
- пребывание в городской среде,
- использование транспортных средств,
- деятельность в быту,
- активный и пассивный отдых.
Все виды труда подразделяются на
- умственный и
- физический.
Физический труд - характеризуется нагрузкой на опорно-двигателный аппарат и функциональные системы организма человека (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др , обеспечивающие его деятельностью
Умственный труд - это прием и переработка информации, требующие напряжения всех познавательных процессов (память, мышление, воображение и др.)
Информация о работе Взаимодействие человека и среды обитания