Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 05:32, лекция
Жизнедеятельность человека связана с окружающей средой: это и природа, и социум, и мир техники, созданный людьми, и являющийся производителем вредных веществ а, также, техногенных катастроф.
В процессе жизнедеятельности человек и среда (природа и мир человека) постоянно взаимодействуют друг с другом, образуя систему «человек-среда обитания».
Успешность деятельности зависит от условий труда.
Условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.
Условия труда оцениваются по 4-м классам:
1 класс - оптимальные (комфортные), обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма.
2 класс - допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают гигиенических нормативов для рабочих мест.
3 класс - вредные условия труда. Вредные факторы превышают гигиенические нормы.
4 класс - травмоопасные (экстремальные) условия труда. Здесь имеют место факторы, создающие угрозу для жизни и здоровья человека.
В современной трудовой деятельности человека объем физического труда незначителен и поэтому различают следующие формы труда :
- формы труда, требующие значительной мышечной активности (нет машин).
- механизированные
формы труда. Здесь происходит
изменение характера мышечных
нагрузок и усложнение
- формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством. Задача человека – обеспечивать выполнение простых операций по обслуживанию механизма. Характерные черты этого вида работ – монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала.
- групповые формы
труда – конвейер. Характеризуется
дроблением технологического
- форма труда, связанная с дистанционным управлением. Работа сводится к контролю показаний приборов и поддержанию постоянной готовности к вмешательству.
- формы интеллектуального труда. Переработка информации и большое напряжение познавательных процессов.
Работоспособность
Работоспособность - это показатель трудовой деятельности, то есть способность производить действия за определенное время.
Работоспособность создается в результате происходящих в организме6 процессов в нервной системе, двигательном аппарате, органах дыхания и кровообращения, которые определяют потенциальные возможности человека выполнять конкретную работу.
Работоспособность меняется в течении рабочего дня и имеет несколько фаз:
- фаза врабатывания при нарастающей работоспособности. Эта фаза длится при физическом труде от нескольких минут до 1,5 часов;
при умственном труде - до 2…- 2,5 часов.
-
фаза высокой устойчивости
-
фаза снижения работоспособност
Динамика работоспособности повторяется и после обеденного перерыва и имеет свои специфические особенности :
- фаза врабатывания протекает быстрее,
- фаза высокой устойчивости работоспособности ниже и короче,
- фаза снижения работоспособности наступает раньше и быстрее.
Утомление - состояние усталости, вызванное интенсивной деятельностью.
Состояние обратимое.
Переутомление - стойкое снижение работоспособности, ведет к развитию болезни, снижению сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям.
Утомление и переутомление могут быть причинами травматизма.
Утомление бывает Быстрое и медленное и зависит от интенсивности и напряженности труда.
Работоспособность тесно связано с нагрузками.
Виды нагрузок:
интеллектуальные, физические, сенсорные, эмоциональные.
Интеллектуальные нагрузки – связаны с восприятием сигналов (информации) с последующей оценкой всей производственной деятельности.
Физические - связаны с нагрузкой на все органы и системы организма.
Сенсорные - связаны с нагрузкой на зрительный и слуховой анализаторы:
- длительность сосредоточенного наблюдения,
- плотностью поступления сигнало
- числом объектов,
за которыми ведется
Эмоциональные - связаны с ответственностью за результат труда, за возможные последствия принятых решений. Все это вызывает высокую степень напряженного состояния исполнителя.
Нагрузки отличаются своей монотонностью.
Монотонностью называют однообразие выполняемых операций. Монотонная работа снижает эффективность труда, увеличивает текучесть кадров, аварийность и, как следствие, травматизм на производстве.
Степень монотонности определяется числом элементов и длительностью их выполнения.
Чтобы снизить степень нагрузок и монотонности разработаны режимы работы.
Режим работы предполагает работу в разное время также и для повышения производства. Это так называемый непрерывный технологический процесс (круглосуточная работа).
Исследования показали, что в 1 и 2 половину дня производительность, работоспособность, самочувствие и уровень травматизма одинаковы.
В ночное время снижается производительность труда, защитные функции организма, повышается сонливость.
Работоспособность человека определяется не только активностью мышечного аппарата и органов чувств, но и деятельностью сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной и другими системами организма, не управляемыми сознанием человека и работающих по суточному режиму.
( Почему? Да потому, что организм может выключить их если ему это будет надо. Здесь речь идет о самосохранении на бессознательном уровне)
Оптимальным считается режим работы - 7 часов,
Допустимым - до 9 часов,
До 12 часов - 1 степень напряженного труда,
Свыше 12 часов – 2 степень напряженного труда.
Сменность работы классифицируется следующим образом:
- односменная работа без ночной смены - оптимальные условия,
- двухсменная работа без ночной смены - допустимые условия труда,
- трехсменная работа с ночной сменой - напряженный труд 1 степени,
- нерегулярная сменность с работой в ночное время - напряженный труд 2 степени.
Информация о работе Взаимодействие человека и среды обитания