Законодательство РФ в сфере регулирования безопасности труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:42, реферат

Описание работы

Выраженные в правовой форме и в первую очередь закрепленные в трудовом законодательстве, все эти нормы образуют важнейший правовой институт особенной части трудового права, хотя, конечно, нельзя при этом не учитывать, что под охраной труда в широком смысле слова следует понимать все трудовое право, поскольку все его нормы направлены на защиту интересов всех работающих. В узком смысле слова под охраной труда понимается правовой институт трудового права, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….......3
1. Правовая основа охраны труда……………………………………………4
2. Надзор и контроль в сфере охраны труда………………….…………....7
3. Система предупреждения несчастных случаев на производстве………..12
Заключение……………………………………………………………………..15
Библиографический список………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

БЖД.docx

— 34.64 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  «РИНХ»

 

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

кафедра КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

 

Реферат по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

На тему:

Законодательство  РФ в сфере регулирования безопасности труда

 

 

                                                                                  студента 5 курса

                                                                                    заочного отделения гр. 651з

                                                                                    Очеретная И.С.

                                                                                    Научный руководитель:

                                                                                    Доцент Малиненко Ю.С.

                                                                                    

 

Ростов-на-Дону

2013г.

План

Введение…………………………………………………………………….......3

1. Правовая основа охраны  труда……………………………………………4

2. Надзор и контроль в сфере охраны труда………………….…………....7

3. Система предупреждения несчастных случаев на производстве………..12

Заключение……………………………………………………………………..15

Библиографический список………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

Конституция Российской Федерации  в качестве одного из основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья. Естественным производным  из этого является и право работника  на здоровые и безопасные условия  труда, которые также в качестве отдельного принципа и в форме  субъективного права закреплены в ст. 37 Конституции РФ1.

Охрана труда - система  обеспечения безопасности жизни  и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Выраженные в правовой форме и  в первую очередь закрепленные в  трудовом законодательстве, все эти  нормы образуют важнейший правовой институт особенной части трудового  права, хотя, конечно, нельзя при этом не учитывать, что под охраной  труда в широком смысле слова  следует понимать все трудовое право, поскольку все его нормы направлены на защиту интересов всех работающих. В узком смысле слова под охраной  труда понимается правовой институт трудового права, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение  условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников.

 

 

 

 

 

Правовая основа охраны труда

Охрана труда включает следующие группы норм: - правила по технике безопасности и производственной санитарии; - специальные нормы охраны труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных производственных условиях; - нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц пониженной трудоспособностью; - нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающие ответственность за нарушения законодательства об охране труда - нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда. Эти нормы, объединенные одной целью, могут приниматься как на локальном уровне, так и в централизованном порядке. Так, первые четыре группы должны приниматься в централизованном порядке, чтобы установить единые стандарты вредности, тяжести и других неблагоприятных условий в обществе и возможности их устранения и нейтрализации, так же как и нормы, регулирующие деятельность органов надзора - единых органов в рамках государства. Однако третья устанавливает в централизованном порядке лишь минимум гарантий, которые могут быть повышены в локальных актах при условии финансовых возможностей предприятий. Нормы же, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда, наоборот, в большинстве случаев имеют локальный характер, содержатся в коллективных договорах и соглашениях. Особый характер имеют нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил охраны труда. В отличие от всех других, составляющих рассматриваемый институт охраны труда они также входят и в институты других отраслей права, ибо санкции, предусмотренные за соответствующие правонарушения, содержатся не только в трудовом, но и в административном и даже в уголовном отраслях права. С учетом содержания норм всего этого института, а также формы источников нормативные акты по охране труда включают: - стандарты Системы стандартов безопасности труда (государственные, отраслевые, стандарты предприятия); - санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы: - правила устройства и безопасной эксплуатации (пожарной ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво- и электробезопасности); - правила по охране труда и инструкции по охране труда. Основы законодательства РФ об охране труда впервые нашем законодательстве раскрыли содержание субъективного права работника на охрану труда.

Нормы по охране труда –  это правовой механизм, с помощью  которого реализуется основное конституционное  право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, предусмотренное статьей 37 Конституции  РФ.

Развитие технологий, увеличение производственной активности в связи  с введением более совершенных  станков и оборудования, использование  информационных технологий ускоряют технических  прогресс, что обусловливает принятие дополнительных мер по обеспечению  безопасности работников производственной сферы. Вопрос о создании оптимальной  модели государственного управления в  области охраны труда в общенациональном масштабе стал насущной проблемой государственной  политики России.

Система государственного управления охраной труда не может быть эффективной  без соответствующей системы  надзора и контроля за охраной  труда2.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере  от пяти до пятидесяти минимальных  размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным  лицом, ранее подвергнутым административному  наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию  на срок от одного года до трех лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надзор и контроль в сфере охраны труда

В систему надзора и  контроля входят: - Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор  России) и его органы осуществляют на местах надзор в области безопасности работ в добывающих и перерабатывающих отраслях промышленности, при эксплуатации объектов повышенной опасности, магистральных  трубопроводов, при обращении с  вредными и опасными веществами, при  перевозке опасных грузов железнодорожным  транспортом. - Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) и его органы осуществляют надзор за безопасностью  при производстве и использовании  атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ изделий  на их основе. - Органы Государственного энергетического надзора осуществляют надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих  установок. - Органы Государственного и пожарного надзора, входящие в  систему МВД РФ, осуществляют надзор за соблюдением правил и норм, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение  безопасности людей на случай пожара, обеспечение предприятий средствами противопожарной защиты и пожарной техникой других правил пожарной безопасности. - Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор России (Госсанэпиднадзор России) и его органы на местах, осуществляют надзор за соблюдением гигиенических  норм и санитарно-противоэпидемических правил, проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий и мероприятий по предупреждению и ликвидации профессиональных и инфекционных заболеваний проведением  мероприятий по гигиеническому воспитанию населения. Законодательной основой для деятельности органов надзора и контроля является статья 216 Трудового кодекса РФ3.

В соответствии с положением «О федеральной инспекции труда». Федеральная инспекция труда  осуществляет:

• государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде  и охране труда;

• определение главных  направлений и организационно-методическое руководство деятельности государственных  инспекций труда, их правовое и материальное обеспечение;

• анализ состояния и  причин производственного травматизма  и профзаболеваемости, разработку предложений  по их профилактике и т. д.

Должностные лица органов  государственной инспекции (государственные  инспекторы) по охране труда при  осуществлении надзорно-контрольной  деятельности в соответствии со статьей  Трудового кодекса РФ имеют право:

• беспрепятственно в любое  время суток при наличии удостоверений  установленного образца посещать организации  всех организационно-правовых форм и  форм собственности в целях проведения инспекции;

• запрашивать у работодателей  и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые  для выполнения надзорных и контрольных  функций;

• изымать для анализа  образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя  и составлять соответствующий акт;

• расследовать в установленном  порядке несчастные случаи на производстве;

• предъявлять работодателям  и их представителям обязательные для  исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных  нарушениях к дисциплинарной ответственности  или об отстранении их от должности  в установленном порядке;

• приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при  выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

• направлять в суды при  наличии заключений государственной  экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или  прекращении деятельности их структурных  подразделений вследствие нарушения  требований охраны труда;

• отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном  порядке обучение безопасным методам  и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих  местах и проверку знаний требований охраны труда;

• запрещать использование  и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих  требованиям охраны труда средств  индивидуальной и коллективной защиты работников;

• выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение  производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение  новых технологий;

• выдавать заключения о  возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;

• привлекать к административной ответственности в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов  и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в  связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также  направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных  лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;

• выступать в качестве экспертов в суде по искам о  нарушении законов и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию  труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении

соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или  коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется  решение суда), государственный инспектор  труда при выявлении нарушения  трудового законодательства или  иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем.

Решения должностных лиц  органов государственного надзора  и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями  всех форм собственности, хозяйственной  деятельности и ведомственной подчиненности.

К системе государственного контроля и надзора за охраной  труда тесно примыкает общественный контроль, осуществляемый профессиональными  союзами в лице их соответствующих  органов и иных уполномоченных работниками  представительных органов, которые  могут создавать в этих целях  собственные инспекции. Их деятельность предусмотрена статьей 20 федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»4. В случае воспрепятствования работе общественных инспекций по охране труда такие должностные лица привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Законодательство РФ в сфере регулирования безопасности труда