Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 16:00, реферат
Ядерный (атомный) реактор – установка, в которой осуществляется самоподдерживающаяся управляемая цепная ядерная реакция деления. Ядерные реакторы используются в атомной энергетике и в исследовательских целях. Основная часть реактора – его активная зона, где происходит деление ядер и выделяется ядерная энергия. Активная зона, имеющая обычно форму цилиндра объёмом от долей литра до многих кубометров, содержит делящееся вещество (ядерное топливо) в количестве, превышающем критическую массу. Ядерное топливо (уран, плутоний) размещается, как правило, внутри тепловыделяющих элементов (ТВЭЛов), количество которых в активной зоне может достигать десятков тысяч.
Ядерный реактор, принцип действия, работа ядерного реактора.
Аварийная защита.
Исследование биологической защиты реактора.
Бетонная шахта реактора.
Список использованной литературы.
Министерство образования и науки Украины
ГВУЗ "Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры"
Реферат на тему:
«Защита атомного реактора»
Вып. студ. Гр. арх 09-5п
Проверил к. т. н. доц. каф. БЖД Пилипенко А.В.
г. Днепропетровск
2013 г.
Содержание:
Бетонная шахта реактора.
Каждый день мы используем электричесто и не задумываемся над тем, как оно производится и как оно к нам попало. А тем не менее это одна из самых важных частей современной цивилизации. Без электричества не было бы ничего — ни света, ни тепла, ни движения.
Все знают про то, что электричество вырабатывается на электростанциях, в том числе и на атомных. Сердце каждой АЭС — это ядерный реактор.
Ядерный (атомный) реактор
– установка, в которой осуществляется
самоподдерживающаяся управляемая цепная
ядерная реакция деления. Ядерные реакторы
используются в атомной энергетике и в
исследовательских целях. Основная часть
реактора – его активная зона, где происходит
деление ядер и выделяется ядерная энергия.
Активная зона, имеющая обычно форму цилиндра
объёмом от долей литра до многих кубометров,
содержит делящееся вещество (ядерное
топливо) в количестве, превышающем критическую
массу. Ядерное топливо (уран, плутоний)
размещается, как правило, внутри тепловыделяющих
элементов (ТВЭЛов), количество которых
в активной зоне может достигать десятков
тысяч. ТВЭЛы сгруппированы в пакеты по
несколько десятков или сотен штук. Активная
зона в большинстве случаев представляет
собой совокупность ТВЭЛов погружённых
в замедляющую среду (замедлитель) – вещество,
за счёт упругих соударений с атомами
которого энергия нейтронов, вызывающих
и сопровождающих деление, снижается до
энергий теплового равновесия со средой.
Такие “тепловые” нейтроны обладают
повышенной способностью вызывать деление.
В качестве замедлителя обычно используется
вода (в том числе и тяжёлая, D2О) и
графит. Активную зону реактора окружает
отражатель из материалов, способных хорошо
рассеивать нейтроны. Этот слой возвращает
вылетающие из активной зоны нейтроны
обратно в эту зону, повышая скорость протекания
цепной реакции и снижая критическую массу.
Вокруг отражателя размещают радиационную
биологическую защиту из бетона и других
материалов для снижения излучения за
пределами реактора до допустимого уровня.
В активной зоне в результате деления
освобождается в виде тепла огромная энергия.
Она выводится из активной зоны с помощью
газа, воды или другого вещества (теплоносителя),
которое постоянно прокачивается через
активную зону, омывая ТВЭЛы. Это тепло
может быть использовано для создания
горячего пара, вращающего турбину электростанции.
Для управления скоростью протекания
цепной реакции деления применяют регулирующие
стержни из материалов, сильно поглощающих
нейтроны. Введение их в активную зону
снижает скорость цепной реакции и при
необходимости полностью останавливает
её, несмотря на то, что масса ядерного
топлива превышает критическую. По мере
извлечения регулирующих стержней из
активной зоны поглощение нейтронов уменьшается,
и цепная реакция может быть доведена
до стадии самоподдерживающейся.
Схема ядерного реактора: 1 - ядерное
топливо, 2 - замедлитель, 3 - отражатель
нейтронов, 4 - защита, 5 - регулирующие стержни.
· плитный настил. Прообраз ядерного реактора был построен в декабре 1942 года в США под руководством Э. Ферми. Это была так называемая “Чикагская стопка”. Chicago Pile ( впоследствии слово“Pile” наряду с другими значениями стало обозначать ядерный реактор). Такое название дали ему из-за того, что он напоминал собой большую стопку графитовых блоков, положенных один на другой.
Между блоками была помещены шарообразные “рабочие тела”, из природного урана и его диоксида.
В СССР первый реактор был построен под руководством академика И. В. Курчатова. Реактор Ф-1 был заработал 25 декабря 1946 г. Реактор был в форме шара, имел в диаметре около 7,5 метров. Он не имел системы охлаждения, поэтому работал на очень малых уровнях мощности.
Исследования продолжились и в 27 июня 1954 года вступила в строй первая в мире атомная электростанция мощностью 5 МВт в г. Обнинске.
Сложной задачей при построении
силовых ядерных установок
Механизмы управления и защиты должны обеспечивать надежное, перемещение поглощающих стержней и безопасность реакторной установки.
Надежность приводов поглощающих стержней повышают путем упрощения кинематических схем, применения специальных материалов, совершенствования технологии изготовления и эксплуатации.
Реактор размещен в бетонной шахте. Он представляет собой цилиндрическую кладку высотой 8 метров, состоящую из вертикальных графитовых колонн, в отверстиях которых расположены технологические (с ядерным топливом) и специальные каналы, а также каналы для перемещения поглощающих стержней системы управления и защиты (СУЗ). Эта система стержней должна обеспечить пуск и остановку реактора, устойчивое автоматическое поддержание мощности на заданном уровне, компенсацию выгорания топлива, противоаварийную защиту. Механизм управления установлен в каналах СУЗ, по которым сверху вниз циркулирует вода с температурой 40-70°С. Температура воздуха над каналом СУЗ - 60°С (в аварийных ситуациях за 1 час достигает 250°С), относительная влажность воздуха - 98%.
На валу смонтирован барабан, на который наматывается (или сматывается) гибкая тяга с поглощающим стержнем. Вал получает вращение от электродвигателя через редуктор, с которым связаны также сельсин контроля положения стержня и кулачки, воздействующие на концевые выключатели. Детали привода отделены от охлаждающей канал воды манжетными уплотнителями на валу барабана. На валу сельсина установлен циферблат со стрелкой - указателем положения поглощающих стержней. Вал двигателя оснащен упором для сцепления с поводком ручного привода, которым можно воспользоваться для стопорения или подъема поглощающих стержней в случае выхода из строя электродвигателя или отключения электропитания. Привод приводится в движение электродвигателем постоянного тока. Электродвигатель через редукторную передачу передает вращение на барабан, на который наматывается (с которого сматывается) гибкая тяга с поглощающим стержнем. Через упомянутую выше связь вращение вала передается сельсину-датчику и кулачкам, воздействующим на микровыключатели крайнего верхнего и нижнего положения поглощающего стержня.
Также известен сервопривод. Он использует в основном ту же кинематическую схему, что и ранее описанный аналог, но имеет и ряд важных отличий. Этот сервопривод, обеспечивающий ручное и автоматическое управление и аварийную защиту атомного реактора типа РБМК, содержит понижающий зубчатый редуктор, жестко соединенный с валом электродвигателя. Его выходная шестерня соединена с входной шестерней вала барабана перемещения поглощающего стержня. Редуктор четырехступенчатый, содержит цилиндрические и конические шестерни.
Ось входной шестерни барабана перемещения стержня сдвинута относительно оси выходной шестерни редуктора на сумму радиусов насаженных на них шестерен. Шестерни расположены в одной плоскости и сцеплены непосредственно. Вал электродвигателя связан с валом устройства ручного привода посредством разъемной сцепки, состоящей из двух соосных дисков, один из которых жестко соединен с валом двигателя, второй - с валом механизма ручного привода, причем диски имеют встречно расположенные выступы для взаимной сцепки, а один из дисков установлен с возможностью перемещения вдоль оси вала.
Кроме перечисленного, сервопривод содержит сельсин-датчик для соединения с устройствами контроля положения стержня, концевых и путевых выключателей и другие элементы, необходимые для работы сервопривода.
С учетом современных требований к безопасности реакторной установки такой сервопривод недостаточно надежен и долговечен, сложен в наладке, слабо защищен от отказов в режиме ручного управления, не обеспечивает высокого быстродействия.
Известен сервопривод
входа стержня в активную зону атомного реактора (патентная заявка RU 2003113497/06).
В связи с постоянным повышением требований к быстродействию приводов и появлением быстродействующих кластерных стержней, скорость вращения шестерен редуктора значительно увеличена. Зубчатые соединения редуктора, систем контроля, ручного управления, соединения с барабаном перемещения, при этих скоростях вращения, нагрузках и агрессивной среде, в которой они работают, быстро изнашиваются. Их отказы снижают надежность привода при аварийной защите. Кроме того, момент инерции этих элементов не позволяет быстро разогнать и остановить кластерный стержень, а также приводит к наматыванию тяги на барабан в обратном направлении и ее излому. Это проявилось при испытаниях, например, второй системы останова на 2-ом блоке ИАЭС.
Отказы механизма ручного
Наиболее близким к
Этому сервоприводу, как и другим вышеописанным, присущи выше упомянутые недостатки, а именно:
- недостаточная надежность
- недостаточное быстродействие привода в режиме аварийного ввода стержня-поглотителя,
- сложность его сборки.
Эти недостатки прототипа обусловлены следующим:
- муфта останова соединена с
гидротормозом редуктором из
пары конических шестерен, а с
барабаном - через редуктор из
пары конических и пары
Целью изобретения является повышение надежности, быстродействия, универсальности, обеспечение автономности торможения при полном обесточении привода, а также обеспечение ручного управления приводом и упрощение его сборки.
Указанная цель достигается тем, что сервопривод ручного и автоматического управления и аварийной защиты атомного реактора типа РБМК, содержит электродвигатель, кинематически связанный через понижающий редуктор, электромагнитную муфту сцепления и первый вал промежуточного редуктора с валом барабана, на который намотана гибкая лента, на конце которой прикреплен поглощающий стержень, сельсин контроля положения поглощающего стержня с кулачковым механизмом, воздействующим на концевые выключатели, гидротормозной узел барабана с лентой, и механизм ручного управления. Новым является то, что упомянутая электромагнитная муфта сцепления наружными фрикционными дисками через понижающий редуктор соединена с валом электродвигателя, а внутренними фрикционными дисками через второй вал промежуточного редуктора соединена через тормозной узел с кулачковым механизмом, который через редуктор сельсина соединен с сельсином. Редуктор сельсина через дополнительно введенную предохранительную муфту соединен с первым валом промежуточного редуктора, причем в цепь катушки возбуждения электромагнитной муфты сцепления последовательно включен нелинейный термистор.
Упомянутый гидротормозной узел помещен в общем объеме гидравлической жидкости и содержит шестеренчатый насос, который соединен со вторым валом промежуточного редуктора, имеет обратный клапан и через регулирующий дроссель соединен с упомянутым кулачковым механизмом. Такой гидротормоз на основе шестеренчатого насоса с нелинейным нагрузочным дросселем и обратным клапаном, размещенные в одном объеме, служит для обеспечения торможения в режиме аварийной защиты.
Для повышения скорости ввода и предохранения стержней от разрушения используется изменение настройки регулирующего дросселя от кулачкового механизма для дополнительного уменьшения скорости в нижнем положении стержня-поглотителя.
Для повышения надежности и безопасности ручного управления механизм ручного перемещения, соединенный через третий вал промежуточного редуктора с валом барабана, на котором прикреплен поглощающий стержень, выполнен съемным, имеющим специальную форму в подстыкованном состоянии, служащую механическим сигнализатором пристыковки.
Ввиду высоких требований к надежности срабатывания муфты останова, нельзя допустить, чтобы с ней были связаны другие элементы, отказ которых может привести к отказу аварийного сброса. Поэтому второстепенные элементы отделены от важных цепей и поэтому детали электромагнитной муфты сцепления отделены от остальных цепей электродвигателя, тормозного механизма, сельсина, микровыключателя.