Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 08:46, доклад
Палестина -- территория с древней историей. Около XI в. до н.э. на территорию Палестины стали проникать древнееврейские племена, создавшие здесь свои государства (Израильское и Иудейское царства). Позднее Палестина входила в состав государств Ахеменидов, Александра Македонского, Птолемеев и Селевкидов, была провинцией Рима и Византии. При римлянах подвергшееся притеснениям еврейское население было рассеяно по другим странам Средиземноморского региона, а частью ассимилировалось с местным христианским населением.
принципом неделимости столицы еврейского государства (в Иерусалиме находятся резиденция президента, кнессет (парламент), правительственные учреждения и т.д.)
опасением (небеспочвенным) того, что со временем Восточная часть Иерусалима превратится в центр террористической деятельности палестинских экстремистских организаций типа ХАМАС и "Исламский джихад";
- кроме
того, именно на территории
Что касается позиции палестинцев, то можно привести высказывание бывшего главы палестинского правительства Абу-Мазена (Махмуд Аббас):
«В Кемп-Дэвиде мы сказали им, что не согласимся на их присутствие у Западной стены. Напротив, у Стены плача (небольшой части Западной стены) вы сможете проводить свои религиозные церемонии. Мы согласились, что они могут молиться возле Западной стены, на основе решения, принятого британской комиссией Шоу от 1929 года. Комиссия постановила, что Западная стена принадлежит мусульманам, но евреям позволено молиться возле нее. Кроме того, весь восточный Иерусалим принадлежит нам. В последний день они представили свои смехотворные предложения, согласно которым мы получаем суверенитет над Храмовой Горой, а они над территорией, находящейся под Храмовой Горой. Понятно, что мы это восприняли, как шутку. Это неприемлемое и унизительное предложение, и мы его отвергли». Позиция Абу-Мазена по вопросу Иерусалима известна. Иерусалим, как и любой другой «палестинский город, оккупированный в 1967 году, и, особенно Храмовая Гора, должны принадлежать только палестинцам».[15]
Стена плача,
упомянутая выше, является еще одним
«камнем преткновения» в
Впоследствии опросу о статусе Храмовой горы и Станы плача был посвящен особый раздел резолюции ООН от 29 ноября 1947г. резолюция о разделе Палестины и о создании на ее территории двух государств -- арабского и еврейского (параграф 13-Святые места), где говорилось следующее:
а) уже существующие права в отношении Святых мест или зданий и мест, предназначаемых для религиозных целей, не подлежат отмене и не могут быть ограничены;
б) свободный доступ к Святым местам или в здания и участки, предназначаемые для религиозных целей, и свободное отправление богослужения обеспечивают в соответствии с существующими правами при условии соблюдения требований в отношении поддержания общественного порядка и благопристойности;
в) Святые места и здания и участки, предназначенные для религиозных целей, подлежат хранению. Не разрешаются никакие действия, которые могут нарушить их священный характер.[17]
Новое обострение спора произошло в сентябре 1996 г., после открытия израильтянами туннеля, ведущего под мечеть Аль-Акса. Этим историческим туннелем-водоводом евреи пользовались еще три тысячи лет тому назад. Его водой омывались животные, приносимые в жертву в Храме Соломоновом. Но озабоченные мусульмане решили, что расчистка туннеля от завалов может привести к тому, что мечеть Аль-Акса просядет или даже вовсе рухнет, или что террористы начинят туннель динамитом и взорвут Храмовую гору. По утверждениям палестинцев, открыв туннель, израильские власти намерены не только доказать, что Аль-Акса воздвигнута на месте храма Соломона, но и, пустив туда туристов, намерены разрушить мечеть и воздвигнуть на ее месте копию Храма Соломона.[18]
Позиция евреев в данном споре сводится к следующим высказываниям: «Храмовая гора была, есть и всегда будет самым святым местом для еврейского народа. Даже после разрушения Храма наше присутствие на Храмовой горе не прерывалось почти пятнадцать веков».[19]
«Арабы живут на 99,9% территории Ближнего Востока. Израиль занимает площадь, равную 0,1% площади региона. Данный факт не дает покоя его арабским соседям. И сколько бы земли ни уступили израильтяне, арабам будет мало. Что касается святых мест ислама в Иерусалиме, то таковые отсутствуют. В Коране, сотни раз упоминающем Мекку и сотни тысяч -- Медину, нет ни слова об Иерусалиме. Причина вполне понятна -- пророк Мухаммед никогда не бывал в этом городе. Так каким же образом Иерусалим вышел на третье место в мире по наполненности мусульманскими святынями? Сыновья ислама цитируют туманную суру семнадцатую Корана-- «Ночное путешествие». В своих видениях Мухаммед отправился ночью «…из одного божественного храма в иной благословенный храм святой». То есть, говорят мусульмане, из Мекки в Иерусалим. Миф, фантастика, навязчивая идея выдать желаемое за действительное. А евреи просто и неопровержимо выстраивают свое иерусалимское древо, уходящее корнями к Аврааму». [20]
Ни по одному из спорных вопросов между Израилем и ПА до сих пор не достигнуто согласия.
Современная ситуация
Сегодня участников политического процесса в ПА можно так же, как и в Израиле, поделить на два лагеря:
1. сторонников восстановления
2. непримиримых противников любых переговоров с Израилем (или Палестиной), сторонников продолжения борьбы вплоть до полного уничтожения противника.
За последний год возросло число терактов, совершенных палестинскими экстремистскими организациями. В ответ на них Израиль проводит свои военные операции и подвергает блокаде палестинские территории. Израильские спецслужбы ведут беспощадную войну против лидеров террористических организаций. А число жертв все возрастает, причем среди них все больше тех, кто просто оказался рядом в момент теракта или операции возмездия.
положение израильского правительства остается сегодня достаточно сложным. Ситуация усугубляется отношением ООН к проводимым израильтянами мероприятиям.
ООН ежегодно принимает полтора-два десятка антиизраильских резолюций, в поддержку которых автоматически голосует подавляющее большинство ее членов. В Совете Безопасности единственным стражем израильских интересов являются США, использующие при необходимости принадлежащее им право вето. Любой предложенный проект резолюции по арабо-израильскому конфликту получает в ООН от 105 до 160 голосов. «Против» голосуют, как правило, США, Микронезия, Маршалловы Острова и еще одно-два государства. Число воздержавшихся колеблется в разных случаях от трех до шестидесяти государств.[27]
Поддержка Израиля США объясняется многими причинами. Основной движущий фактор в политике Буша и его команды, - это люди, которые понимают долгосрочные интересы Америки. А этим интересам противоречит ослабление Израиля. Если Израиль будет допускать серьезные территориальные уступки, то он станет страной, которая не сможет себя защитить. Израиль - это единственный оплот американской позиции на Ближнем Востоке.[28]
Израиль - Союзник США в борьбе с международным терроризмом, который представлен преимущественно арабскими организациями в странах, расположенных по соседству с Израилем.
Наконец, самая большая часть еврейского народа сегодня проживает в США, причем ее представители занимают многие ключевые посты в бизнесе и политике. И пока будет возможность, они будут поддерживать государство Израиль и своих соотечественников.
В отношениях израильской стороны
к противнику тоже наблюдается раскол.
Лидер оппозиционной
Той же позиции придерживается министр национальной инфраструктуры, лидер партии «Наш дом Израиль» Авигдор Либерман: правительство обязано объявить палестинскую автономию гнездом терроризма, расчленить ее на отдельные части и уничтожить всю инфраструктуру террора, включая все отделения так называемой «палестинской полиции» и штабы «сил безопасности».[31]
Есть и промежуточная позиция. Юрий Штерн, заместитель министра в Министерстве главы правительства Израиля: «Я считаю, что должна быть палестинская автономия, которая не должна иметь никаких собственных сил безопасности или армии и не должна иметь внешних границ. То, что существует сейчас, нас в принципе устраивает, исключая палестинские силы безопасности. Мы обязаны убрать Арафата, что не означает, конечно, его физическое устранение. Его руководство палестинцами никогда не приведет ни к чему хорошему. Палестинцы от этого только проигрывают. Кто бы ни стал его преемником, он будет менее опасен, чем Арафат. Если это откровенный бандит, может, с ним будет даже легче справиться».[32]
Почему же израильская сторона в большинстве своем не приемлет создание Палестинского государства или даже существование вооруженной палестинской автономии? Израиль считает основной угрозой для себя численное превосходство арабских людских ресурсов и малые размеры территории своего государства. Недостаток глубины территории делает Израиль уязвимым в случае неожиданного нападения противника. К тому же 80% его населения и промышленности сконцентрированы в узкой полосе протяженностью 90 км и местами шириной всего 50 км, что дает возможность их уничтожения одним ударом. Неравенство с арабами в людских ресурсах вынуждает Израиль держать большую часть своих вооруженных сил в резерве -- 365 тыс. чел. и в действующей армии -- 134 тыс. чел. Для того чтобы выдержать наступление превосходящих сил противника, Израиль должен мобилизовать большую часть населения в действующую армию. Это может вызвать значительные трудности в экономике страны, вплоть до паралича промышленности и торговли. Поэтому Израиль опасается затяжной войны. К тому же израильтяне из-за своей малочисленности весьма чувствительны к военным потерям.[33]
Теперь о ситуации в палестинском лагере. Здесь тоже далеко не все однозначно. Как уже было сказано, среди палестинцев наблюдается два течения: за борьбу и уничтожения Израиля и за мирное урегулирование конфликта. Борьба между этими силами явно не способствует конструктивной работе палестинской администрации.
Попытки разрешения конфликта
Одной из первых попыток разрешения арабо-израильского конфликта стал созыв 30 октября 1991г. в Мадриде за инициативой США и СССР Ближневосточной мирной конференции. На конференцию приглашались правительства Израиля, Сирии, Ливана, Иордании. Палестинцы приглашались в рамках объединенной Иорданно-палестинской делегации. Конференция работала всего 3 дня, впервые за столом переговоров встретились все стороны конфликта. Конференция дала значительный толчок переговорному процессу на Ближнем Востоке.
В 1992г. сложилась благоприятная ситуация для мирного процесса - на парламентских выборах в Израиле победила партия «Авода» (Партия труда), выдвинувшая в качестве национального приоритета идею мира с арабами. Начинается признание израильской стороной ООП как единственного представителя палестинского народа. Первое соглашение, которое удалось подписать в рамках ближневосточного мирного процесса, стала палестино-израильская Декларация о принципах. Декларация была подписана 13 сентября 1993г. в Вашингтоне министром иностранных дел Израиля Шимоном Пересом и членом исполкома ООП Махмудом Аббасом. Свидетелями выступили США и Россия. Логичным продолжением Декларации о принципах было создание Палестинской автономии. 4 мая 1994г. в Каире представители ООП и Израиля подписали соглашение, за которым в Секторе Газа и Иерихоне вводился режим автономии. Соглашение предусматривало выведение израильских войск с указанных территорий в трехнедельный период, создание Палестинского Совета. 28 сентября 1995г. в Вашингтоне подписано Временное соглашение между ООП и Израилем про распространение власти Палестинской автономии на Западный берег и Сектор Газа. Палестинцы старше 18 получили право принимать участие в выборах местной администрации которые должны были быть проведены 20 января 1996г..
Убийство Ицхака Рабина 4 ноября 1995г. привело к новым парламентским выборам в Израиле. Для многих это стало шоком, когда на выбрах, которые состоялись 29 мая 1996г., победил Нетаньяху, противник установления палестинского государства. В первые годы премьерства Нетаньяху мирный процесс испытал много задержек. 15 января 1997г. было подписано новое соглашение про постепенную передачу под палестинский контроль города Хеброн. Однако ситуация обострилась уже в весной 1997г., когда Израиль огласил про строительство еврейского квартала в Восточном Иерусалиме. Реакцией арабских террористов стали новые теракты.
1999г. принес изменения в
1. Статуса Иерусалима.
2. Палестинских беженцев.
3. Израильских поселений.
4. Мер безопасности.
5. Границ.
В начале июля 2000г. президент США Билл Клинтон предложил провести решающий трехсторонний саммит. Вероятность успеха саммита аналитиками оценивалась как минимальная, т.к. все еще оставались нерешенными самые сложные вопросы, такие как статус Иерусалима, будущее еврейских поселений, граница, судьба палестинских беженцев. Однако саммит все-таки состоялся 11 июля. Переговоры застряли на выборе схемы передачи земель палестинцам. Барак был готов согласиться с тем, что им отойдет до 80-90% территорий Западного Берега, но настаивал на том, что несколько крупных еврейских поселений там останутся. Арафат соглашался, но взамен требовал передать палестинцам часть собственно израильской земли. Израильская делегация была с этим категорически не согласна. 25 июля в прессу поступило официальное заявление о том, что саммит закончился безрезультатно.