Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 01:00, курсовая работа
Центральное положение ФРГ в Европе подчеркивается мак¬симальным количеством стран-соседей 9. На севере, на Ютландском полуострове, ФРГ граничит с Данией, на северо-западе — со странами Бенилюкса, на западе — с Францией; все эти границы не имеют каких-либо серьезных естественных рубежей.
На севере страна имеет широкий выход к Северному морю (экономическая зона в Северном море — всего 24,6 тыс. км2.) и Балтике. При этом побережье Северного моря гораздо важнее экономически, ибо это выход к морским путям для «старых
Содержание
Глава 1. Географическое и геополитическое положение Германии……3
1.1. Административное деление……………………………………………….3
1.2. Природные условия и ресурсы……………………………………………6
1.3. История Германии………………………………………………………..10
1.4. Государственный строй………………………………………………….13
Глава 2. Социально-экономическая характеристика Германии……...16
2.1. Промышленность ………….……………………………………………..16
2.2. Сельское хозяйство ……………………...………………………………22
2.3.Транспорт………………………………………………………………….23 2.4. Энергетика………………………………………………………………...24
2.5. Население…………………………………………………………………25
2.6. Религия……………………………………………………………………26
2.7. Система социальной защиты населения………………………………..27
2.8. Вооружённые силы……………………………………………………….29
Глава 3. Внешняя политика Германии…………………………………...30
3.1. Участие ФРГ в международных организациях………………………...30
3.2. Политические отношения………………………………………………..36
3.3. Экономическое сотрудничество………………………………………...38
3.4. Сотрудничество в культурной сфере……………………………………39
Заключение………………………………………………………………...…40
Список используемой литературы………………………………………...43
Таблица иллюстрирует рост ВВП Германии в 1992-2009 гг
1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | |
ВВП |
€1646.62 млрд. | €1694.37 млрд. | €1780.78 млрд. | €1848.45 млрд. | €1878.18 млрд. | €1915.58 млрд. | €1965.38 млрд. | €2012.00 млрд. |
Изменение | +7.3% | +2.9% | +5.1% | +3.8% | +1.5% | +2.1% | +2.6% | +2.4% |
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
ВВП |
€2062.50 млрд. | €2113.16 млрд. | €2143.18 млрд. | €2163.80 млрд. | €2210.90 млрд. | €2242.20 млрд. | €2325.10 млрд. | €2428.20 млрд. | €2495.80 млрд. | €2409.10 млрд. |
Изменение | +2.5% | +2.5% | +1.4% | +1.0% | +2.2% | +1.4% | +3.7% | +4.4% | +2.8% | -3.5% |
Согласно официальным данным, в 2011 году среднее число безработных составляло 3,0 млн (7 % трудоспособного населения Германии).
Германия индустриально развитая страна. Основными отраслями промышленности являются: машиностроение, электротехническая, химическая, каменноугольная, судостроение и автомобилестроение.
Промышленность ФРГ находится в руках крупнейших монополий, причем самыми мощными из них стали монополии новых отраслей. Вот как выглядит первая десятка лидеров индустрии в 90-х годах:
Все эти концерны являются транснациональными, имеют разветвленные сети филиалов и поставщиков за рубежом.
«Фольксвагенверк» имеет филиалы в США, Бразилии, Испании, Мексике, Китае, Чехии и Словакии, а «Мерседес-Бенц» (часть концерна «Даймлер-Крайслер») имеет поставщиков в 15 странах: Италия дает листовой прокат, Канада — ветровые стекла, Япония — компрессоры, даже ЮАР — детали для машин высокого класса, собираемых в ФРГ.
Машиностроение — это главный комплекс отраслей немецкой промышленности, ведущий по всем показателям: по числу предприятий (7000), занятости (более 1 млн. чел.), широчайшему ассортименту продукции, включающему все ее виды (до 20000 видов), по экспорту.
Широко
известно немецкое станкостроение, его
экспортная квота достигает 50%. Это
производитель технических
Основные предприятия находятся на юго-западе, прежде всего в Баден-Вюртемберге, а также в Рейнско-Рурском районе.
На верфях Бремена, Киля и Гамбурга производились всемирно известные суда всех типов. Кризис судостроения в мире, связанный с перепроизводством, резко уменьшил заказы, обусловил свертывание этой отрасли. Формально страна и сейчас остается третьим производителем но в 9 раз уступает Японии, в 6 раз — Южной Корее. Идет перестройка судостроения на производство узкоспециальных типов судов (контейнеровозы, пассажирские суда, суда по заказам военно-морского флота). Трудности усугубились еще и «добавкой» после воссоединения верфей «новых земель» (Росток, Висмар), ранее работавших по советским заказам.
Автомобилестроение — еще одна из главных отраслей немецкой индустрии по всем показателям. (третье место после Японии и США); выбор моделей очень широк (более 100 моделей, версий и вариантов), а место на мировом рынке обеспечено качеством продукции — более 45% автомобилей идет на экспорт.
Автомобильные концерны ФРГ находятся на первых местах в «таблице лидеров» ее монополий — «Фольксвагенверк» (так правильно называется концерн, производящий машины «Фольксваген»), «Опель», «Форд», «БМВ». Особое место занимает «Даймлер-Крайслер», он производит одну из самых престижных в мире машин «Мерседес», а также качественные грузовые и специальные автомобили.
«Фольксвагенверк» занимает шестое место среди автоконцернов мира и первое на автомобильном рынке страны (20%). Его головной завод находится в Вольфсбурге, «автомобильном городе» в Нижней Саксонии, а сеть филиалов (в виде «куста») — в Ганновере, Брауншвейге, Зальцгиттере.
Свои филиалы имеет «Фольксвагенверк» и за границей: в Бразилии, странах Азии и даже в США.
«Опель» (принадлежащий «Дженерал Моторс») — второй по сбыту на внутреннем рынке (15%). Его головной завод находится в Рюссельсхейме, около Франкфурта-на-Майне. Фирма получила название по имени инженера Адама Опеля, одного из «отцов» немецкого автомобилестроения. Далее идет еще один американский концерн «Форд», контролирующий 10% рынка ФРГ, с головным заводом в Кёльне.
А вплотную за «лидерами» следует «Мерседес-Бенц» (автомобильная часть супер-концерна «Даймлер-Крайслер» с 8%-ной долей на внутреннем рынке). Бывший «чисто» автомобильным в 80-х-90-х годах концерн стал многопрофильным, захватив решающие позиции в авиакосмической, моторостроительной и танковой промышленности, вышел на первое место среди концернов военно-промышленного комплекса ФРГ. Он приобщил известный концерн «Мессершмидт-Бёлков-Блом», авиакосмическую «Дойче аэроспейс», электротехническую «АЭГ» и др. «Даймлер-Крайслер» производит гражданские самолеты «Аэробус» и военные «Трансалль», ракеты и спутники, радарные и передающие системы, лидирует в монополистической иерархии ФРГ. По затратам на НИОКР (9 млрд. марок) он один из мировых лидеров. Он производит «всего» 500 тыс. автомашин в год, но это самые дорогие и комфортабельные автомобили. Головной завод концерна находится около Штутгарта, а филиалы и поставщики его — вокруг города, кроме того, он имеет огромную, поистине глобальную, сеть поставщиков за границей.
Электротехническая и электронная промышленность по занятости превосходит автомобилестроение. Это не только «классическая электротехника» (производство энергетического оборудования и т.д.), но и новые отрасли электроники (производство ЭВМ, робототехники, информационной техники), бытовой электроники, а также реакторостроение для АЭС.
В «классической электротехнике» ФРГ продолжает удерживать ведущее место в мире, ее доля на мировом рынке составляет 20%, уступая только США (25%). По производству ЭВМ ФРГ уступает только США и Японии. Концерн «Сименс», крупнейший по производству телекоммуникационной техники и компьютеров, уступает в электроиндустрии мира только японскому «Матсушита электрик». А вот по бытовой электронике (телевизоры, радиоприемники) ФРГ занимает 6-е место в мире. Дело в том, что рынок ФРГ уже насыщен бытовыми приборами, в конце 90-х годов выпуск телевизоров и видеотехники стабилизировался на уровне 6 и 3,2 млн. соответственно, росло производство только самых новых изделий — телефаксов (1,5 млн. в 1995 г.) и радиотелефонов (2 млн.).
Предприятия «Сименс» и «Бош» (производит холодильники, электрооборудование для автомобилей) размещены преимущественно на юге и юго-западе, а также в Берлине. Это связано с сетью поставщиков в этих районах, с сотнями узко специализированных городков (а число поставщиков у «Сименса» превышает 30 000). Главные центры электроконцернов — Франк-фурт-на-Майне, Штутгарт, Мюнхен, Нюрнберг.
Химическая промышленность — одна из традиционных отраслей германской индустрии, в ней занято около 0,8 млн. чел. ФРГ — первый в мире экспортер химикатов, а три химических концерна занимают 3-е—5-е места в таблице мировых лидеров этой отрасли.
После
войны шли два процесса, изменивших
лицо и размещение химической индустрии:
бурное развитие химии органического
синтеза (пластмассы, синтетические волокна,
синтетический каучук, фармацевтика) и
перевод химии с угольной на нефтегазовую
основу. Старые производства (кислот, удобрений
и т. д.) потеснены новыми, играющими главную
роль и в экспорте химикатов.
Три
концерна играют ведущую роль в отрасли:
«Байер», «Хёхст» и «БАСФ».
Каждый контролирует сотни предприятий
в ФРГ и за рубежом, но их
основная производственная база локализована
вдоль Рейна (70% химических «старых земель»).
«Байер» имеет сильные позиции в Рейнско-Рурском
районе, здесь находится «химический город»
Леверкузен (около Кёльна) — ядро концерна,
где доминирует основная химия (кислоты,
удобрения и т. д.), связанная с коксохимическим
производством. Но здесь же еще в начале
века началось производство синтетического
каучука, полиэстера, а перед войной —
производство синтетических волокон.
Концерн известен в мире по экспорту фармацевтической
продукции. «Хёхст» назван по имени другого
«химического города» около Франкфур-та-на-Майне,
где доминирует химия органического синтеза.
Наконец, ядро «БАСФ» располагается в
Людвигсхафене — самом большом из
городов химии во всей Западной Европе.
Химическая промышленность «новых земель»
переживает трудные времена — это экологически
проблемная отрасль. Крупнейшие комбинаты
«Лейнаверке», «Бунаверке»
и другие в бассейне Галле-Лейпциг нерентабельны
в условиях свободной конкуренции.
2.2.Сельское хозяйство
Объединенная Германия — крупнейший после США импортер сельскохозяйственной продукции в мире, но одновременно и один из ее главных экспортеров. В ЕС она крупнейший производитель молочных и мясных продуктов, а по производству зерна уступает только Франции. Один занятый в аграрном секторе кормит 67 человек. Это достигается высоким уровнем механизации. Урожайность зерновых составляет 50—52 ц/га в «старых землях» и 44-45 в «новых землях», картофеля — соответственно 330-340 и 230 ц/га, надои на корову — 4700 и 3800 л. Страна более чем обеспечена зерном, молоком, маслом, почти самообеспечена картофелем.
В ФРГ доминировали частные хозяйства (средняя площадь всего 18-20 га), в ГДР преобладали сельскохозяйственные кооперативы с большими площадями обрабатываемой земли. Разной была и занятость в сельском хозяйстве: в ФРГ всего 4%, в ГДР втрое больше.
Свыше 90% всех предприятий единоличные, почти 10% — товарищества или компании, однако в их распоряжении находятся около 60% сельскохозяйственных земель на востоке Германии.
Животноводство
дает 80% всей продукции сельского
хозяйства. Поголовье крупного рогатого
скота составляет 16 млн. и уступает в ЕС
лишь Франции, а по поголовью свиней (24
млн.) ФРГ доминирует на Западе (чтобы представить
эти масштабы, можно добавить, что оно
равно российскому).
Молочное направление четко выражено
на севере и в предгорьях Альп, мясное
— в южных и горных районах, свиноводство
практически повсеместно. Таким образом,
индустриальная ФРГ является и крупным
экспортером мяса.
Растениеводство подчинено животноводству: повсеместно возделываются рожь, овес, картофель, кормовые культуры, а кроме того, луга и пастбища занимают 40% сельскохозяйственной площади.
Основу
зерновых культур составляет пшеница,
главными ее районами являются территории
от востока Ютландского полуострова до
Кёльнской бухты на Рейне и большой массив
черноземовидных почв (Ганновер-Магдебург)
на востоке, а также в долине Дуная. В пшеничных
районах развито и свеклосеяние, по
сахарной свекле ФРГ — второй производитель
в ЕС. Чисто «немецкими» культурами являются
ячмень и хмель (первое место
в мире). В пригородных
зонах агломераций доминируют
овощеводство и садоводство,
в долинах Рейна, Мозеля,
Неккара — виноградарство, садоводство.
2.3.Транспорт
ФРГ хорошо обеспечена всеми видами транспорта, обладает самой разветвленной в Европе сетью автобанов (более 11 тыс. км с «новыми землями»), электрифицированных железных дорог с высокими скоростями движения, каналов и «канализированных» рек.