Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 23:02, курсовая работа
В 2000 году по указу президента Российской Федерации, в то время Владимира Владимировича Путина, была образована новая административно территориальная единица - Федеральный округ. Попытаемся разобраться, зачем же это было сделано. Ответ довольно прост: в нашей стране 83 региона, управление которыми сходится на одном человеке, а именно Президенте РФ. Он является гарантом конституционных прав и свобод человека, но как можно защищать их, если в подчинении 83 субъекта, а, как известно из теории управления эффективное управление будет тогда, когда в прямом подчинении не более 7-9 единиц. Исходя из этого, было создано сначала 7, а сейчас 8 Федеральных Округов: Приволжский, Уральский, Сибирский, Южный, Северо-Кавказский, Дальневосточный, Центральный и Северо-Западный.
Значительным ограничителем
Эти же выводы напрашиваются по результатам анализа состояния дел в жилищном строительстве регионов округа. Так, по объемам вводимого жилья округ входит в тройку лидеров среди федеральных округов - по итогам 2003 года здесь сдано 5046,9 тыс. кв. м жилой площади (в Центральном федеральном округе - 12 917,4 тыс. кв. м, в Приволжском - 7537,4). Причем более 70 процентов жилья возводится индивидуальными застройщиками.
Влияние промышленности на динамику ВРП округа довольно существенное. Ее отраслевая структура по округу заметно отличается от российской. Намного выше, чем в среднем по РФ, удельный вес таких отраслей, как пищевая (14,1 процента по РФ и 27,0 - по ЮФО), электроэнергетика (соответственно 12 и 17). Незначительно превышают среднероссийский процент мукомольно-крупяная (1,3 и 2,3), легкая (1,4 и 2,2), строительных материалов (3,1 и 5,2) и химическая промышленность (5,5 и 7,2). Заметно меньшую долю, чем в России, занимают топливная промышленность (18,5 и 11,2), черная и цветная металлургия (17,2 и 8,8), а также лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (4,2 и 2,0 процента). Таким образом, с учетом фактического уровня промышленного развития в экономике округа в меньшей степени, чем в целом по России, представлены отрасли, ориентированные на экспорт - нефтегазовая, металлургическая, лесная. На 5,1 процента меньше среднероссийского удельный вес такой отрасли инвестиционного спроса, как машиностроение (19,9 процента по РФ и 14,8 - по ЮФО), где традиционно сосредоточен наиболее квалифицированный научно-технический персонал, разрабатываются и внедряются высокие технологии, генерируются инновационные импульсы. Наибольшее смещение структуры промышленного производства в Южном федеральном округе относительно российской наблюдается в сторону отраслей конечного спроса, в первую очередь АПК, а также производства стройматериалов, большая часть которых используется в весьма интенсивном на Юге жилищном строительстве, а также при расширении и благоустройстве обширных рекреационных зон.
Необходимо отметить, что в регионы округа, где имеются перспективные предприятия топливной, металлургической, химической промышленности и машиностроения (в первую очередь Волгоградскую, Астраханскую, Ростовскую области), в последние годы стал активно перетекать капитал российских финансово-промышленных групп из других регионов страны, специализирующихся на экспорте углеводородного сырья и металлов, а также на операциях на финансовых рынках.
Однако решая проблему дефицита инвестиций, процесс перехода контроля над промышленностью Юга России в руки трансрегиональных компаний порождает новые трудности. Подчас этот переход сопровождается "акционерными войнами", приводящими к дестабилизации производства. Полученная прибыль нередко выводится за пределы регионов, трансферные цены сокращают поступления в бюджет территорий. Модернизация предприятий, как правило, приводит к их перепрофилированию, сокращению числа рабочих мест и увеличению социальной напряженности.
Несомненно, что из финансово-промышленных групп, которые нацелены на осуществление стратегических инвестиционных проектов и имеют планы длительного присутствия в регионах, играют позитивную роль в развитии и интеграции экономики округа, а также в формировании инновационных процессов. Однако зачастую их деятельность сводится к спекулятивным сделкам, целью которых является банкротство предприятий, скупка акций, а затем выгодная перепродажа. В связи с тем, что приток капитала в регионы ЮФО будет происходить и дальше, весьма актуальной является выработка правовых механизмов, способствующих достижению баланса территориальных и корпоративных интересов. Чем и должна заниматься политическая подсистема о том насколько хорошо она справляется с этими задачами мы скажем позже.
Как уже отмечалось, специфика экономики округа заключается в значительной доле сельского хозяйства в ВРП. Основу растениеводческого комплекса Южного федерального округа составляют зерновые и зернобобовые (пшеница, преимущественно озимая, яровой ячмень, рис), а также технические культуры (подсолнечник и свекла). В то же время сравнительно мало выращивается на Юге картофеля и овощей, кормовых культур.
С учетом большого спроса
на семена подсолнечника со стороны
маслоэкстракционных заводов, мощности
которых на Юге России за последние
годы многократно выросли и
Хозяйства населения в южных регионах в большей степени ориентированы на животноводство, доля которого составляет 53,9 процента во всей производимой ими продукции (в России - 45,4 процента). Поэтому в Южном федеральном округе населением производится 64,2 процента животноводческой продукции, тогда как в России - 54,2.
Поголовье крупного рогатого скота в целом по округу составляет почти 4186 тыс. голов - это 16 процентов российского поголовья КРС. Более 80 процентов поголовья КРС сосредоточено в Дагестане, Краснодарском и Ставропольском краях, Волгоградской и Ростовской областях.
По поголовью свиней (3285 тыс. голов) округ занимает второе после Приволжского место. К регионам, специализирующимся на разведении свиней, относятся Краснодарский и Ставропольский края, Волгоградская и Ростовская области.
Особенности инвестиционных процессов на Юге России также определяются сложившейся отраслевой структурой экономики, где преобладают агропромышленный, топливно-энергетический, машинострои-тельный и транспортный комплексы. Объективно и исторически сложившийся приоритет сельского хозяйства, дотационность бюджетов и дефицит собственных инвестиционных ресурсов обусловливают также то, что направления и масштабы инвестиционной деятельности в Южном федеральном округе весьма зависимы от внешних факторов. Таким образом, ситуацию в округе следует рассматривать в общем контексте инвестиционных проблем страны.
Как и во многих других
регионах страны, инвестиционный процесс
на Юге России очень неустойчив.
Это объясняется
Как следствие недостаточного экономического развития и значительного распространения теневой экономики по величине денежных доходов и потребительских расходов на душу населения Южный федеральный округ уступает другим федеральным округам
Низкие зарплаты в большинстве регионов Южного федерального округа - во многом результат недостаточной производительности труда и слабой фондовооруженности, так как отраслевая структура затрат (материальных, амортизации, фонда оплаты труда) достаточно устойчива.
По мере модернизации рабочих мест неизбежным становится процесс высвобождения избыточной рабочей силы. Наименее затратным способом является содействие экономически активному населению в самостоятельном создании рабочих мест. Здесь серьезным подспорьем может являться малое предпринимательство и его способность быстро реагировать на конъюнктурные изменения рынка. Однако надо признать, что на сегодняшний день в большинстве регионов округа, несмотря на меры по его поддержке и разработку многочисленных объемных программ по развитию малого бизнеса, серьезных сдвигов по увеличению его доли в конечных результатах деятельности отраслей экономики пока не отмечается. Кроме того, из-за процветающих теневых процессов в производственной сфере и сокрытия реальных доходов основных и наемных работников остаются нерешенными вопросы оценки реального вклада предпринимательства в экономику регионов и, как следствие, занижение его бюджетообразующего потенциала.
С целью реального увеличения ВРП в регионах Южного федерального округа необходим процесс внедрения современных технологий и повышения технической вооруженности труда. Для этого нужно максимально использовать имеющиеся конкурентные преимущества регионов Юга России - сравнительно невысокий уровень издержек при строительстве и реконструкции объектов, наличие дешевой сырьевой базы пищевой промышленности, огромный рекреационный потенциал, близость к средиземноморским и ближневосточным рынкам, потенциал развития энергетики и транспортных коридоров и др.
Основным условием реализации этих преимуществ является стабильный приток внешних инвестиций, прежде всего со стороны государства.
Из приоритетных направлений,
первоочередному решению
Так как регионы Юга являются одними из основных производителей сельскохозяйственной продукции в стране, они практически полностью обеспечивают своих жителей необходимыми продуктами питания, при этом недостаток производства тех или иных продуктов в одних регионах с успехом покрывается поставками в него из других регионов ЮФО.
С точки зрения конкурентоспособности наиболее перспективным представляется развитие производства деликатесной и высококачественной продукции (рыбной, мясной, алкогольной), которая уже сейчас зарекомендовала себя на отечественном и зарубежном рынках.
Перспективными с точки зрения наличия сырьевой базы и высококвалифицированных кадров являются мебельная промышленность, использующая высококачественное натуральное сырье (дуб, кавказский бук) и имеющая мощности практически во всех субъектах федерации ЮФО, а также производство обуви, меховых изделий и т.д.
Для преодоления дотационности и повышения уровня доходов необходимо стимулирование создания рабочих мест, развития малого бизнеса, поддержания легальной частно-предпринимательской активности, вывод из тени значительной части оборотов реального сектора экономики с целью формирования полноценных региональных бюджетов, способных с помощью растущих инвестиций обеспечивать поступательное развитие.
Подводя итог можно сказать, что с экономической точки зрения в лучшую, то есть в «зеленую» сторону выделяются, прежде всего, 3 региона это Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская область. Есть твердые середняки это, Астраханская область и Ставрополье. Они имеют отличный потенциал для развития и попадания в зону «зеленых».
Экономика же кавказских республик, как мы видим, в основном дотационная, то есть финансируемая из бюджета. И это притом, что регионы имеют выгодное географическое положение и на их территории располагается множество ресурсов, различного характера.
Рассмотрение политической подсистемы считаю важным начать с того, что в январе 2010 года указом президента Д.А. Медведева был образован новый Федеральный округ - Северо – Кавказский, который объединил все неблагополучные регионы юга России: Чечня, Ингушетия, Дагестан, Северная-Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево- Черкессия,Ставрополье(хотя именно в этом регионе ситуация довольно стабильная и наиболее благополучная среди всех перечисленных).
Пятигорск назначен столицей нового округа это решение не так очевидно, но и оно имеет свои плюсы: в отличие от Ростова-на-Дону (центра ЮФО), Пятигорск находится прямо в центре СКФО и расположен на территории более или менее спокойного Ставрополья. Кроме того, этот город считается неофициальной торговой столицей региона, поскольку здесь работают многочисленные рынки - эдакая многонациональная модель Северного Кавказа в миниатюре.
Информация о работе Геополитическая надстройка в Южном Федеральном Округе