Геополитический анализ российско-германских отношений на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 16:23, реферат

Описание работы

Германия и Россия считают себя приверженцами общих фундаментальных ценностей и принципов. Обе ратуют за безопасность и стабильность в единой Европе, за экономическое развитие в условиях рынка, за свободу и благосостояние своих народов, а также за интенсивный культурный обмен. Хотя на сегодняшний день рамки развития германо-российских отношений определяются преимущественно многосторонними организациями и механизмами, но, тем не менее, эти отношения сохраняют во многом свой неповторимый, исторически обусловленный двусторонний характер.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Российско-Германские отношения на современном этапе…………… 4
2. Перспективы развития Российско-Германских отношений………….. 11
Заключение…………………………………………………………………… 17
Список использованных источников………………………………………. 18

Файлы: 1 файл

Реферат по геополитике.docx

— 41.12 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГБОУ ВПО ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Кафедра управления и права

 

 

 

Реферат по дисциплине «Геополитика» на тему:

Геополитический анализ российско-германских отношений  на современном этапе

 

 

 

 

 

Выполнила: студент гр. ГМУ-31

Костина И.Ю.

                                                                              Проверила: Букатина Е.Г.

 

 

 

Йошкар-Ола

2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………

3

  1. Российско-Германские отношения на современном этапе……………

4

  1. Перспективы развития Российско-Германских отношений…………..

11

Заключение……………………………………………………………………

17

Список использованных источников……………………………………….

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

По численности населения Россия и Германия - два самых крупных  государства в Европе. Соответствующий  вес и значение имеют их двусторонние отношения. Сегодня, оставив позади эпоху кровавых конфликтов и политического  противостояния, они встречаются  как равноправные партнеры в срастающейся воедино Европе. Исходным пунктом этого коренного поворота в двусторонних отношениях является совместный вклад обеих стран в бескровное завершение противостояния между Востоком и Западом в 1989 -1990 гг. В Германии никогда не забудут, что тогдашнее руководство Советского Союза во главе с Михаилом Горбачевым не только не воспрепятствовало объединению Германии, но способствовало ему.

С тех пор - несмотря на различие позиций  и интересов по отдельным вопросам - существует принципиальное совпадение взглядов по широкому спектру целевых  установок обоих государств в  области политики, экономики и  культуры. Германия и Россия считают себя приверженцами общих фундаментальных ценностей и принципов. Обе ратуют за безопасность и стабильность в единой Европе, за экономическое развитие в условиях рынка, за свободу и благосостояние своих народов, а также за интенсивный культурный обмен. Хотя на сегодняшний день рамки развития германо-российских отношений определяются преимущественно многосторонними организациями и механизмами, но, тем не менее, эти отношения сохраняют во многом свой неповторимый, исторически обусловленный двусторонний характер. 
 

 

 

 

 

 

1.Российско-Германские  отношения на современном этапе

На современном этапе  Германия является крупнейшим торговым и финансовым партнёром России. На долю Германии приходится 17,5% общего объема внешнеторгового оборота России со странами дальнего зарубежья и  около 30% от объёма финансовых обязательств России промышленно развитым странам  Запада. Поставками из Германии покрывается  около 40% российского импорта машин  и оборудования, 33% - обуви кожаной, 18% - медикаментов, 12% - мяса и мясопродуктов. Примечательно, что Германия остается крупнейшим торговым партнером России, в то время как Россия не входит в список основных торговых партнеров Германии, что объясняется колоссальной разницей в масштабах экономик этих стран. Так, в 2000 году Германия занимала первое место среди экспортных и импортных партнеров России: импорт России в Германию составил 9% общего объема российского вывоза, а экспорт - 11,5%, при этом рост положительного сальдо торгового баланса для России продолжается. Доля России же в товарообороте Германии составляет лишь около 2%. [2]

Обширные и устойчивые связи с германскими контрагентами, а также довольно благоприятный  торгово-политический режим взаимоотношений  позволяют и в перспективе  сохранять и даже усиливать роль Германии как ведущего торгово-политического  партнёра России. Степень и характер заинтересованности России и Германии в стабилизации и дальнейшем наращивании  экономического сотрудничества обусловлены  мощным экономическим и научно-техническим  потенциалом обеих стран, «взаимодополняемостью» их экономик и географической близостью. [2]

Одна из традиционных проблем Германии - импортная зависимость по основным видам сырья. Около 80% потребности в сырье Германии покрывает за счет импорта. Поэтому особенности российской экономики создали базу для экономического сотрудничества России и Германии, а это яркий пример взаимодействия стран на основе международной специализации производства. На германском рынке в последние годы реализуются около 25% совокупного объема российского экспорта природного газа, проката черных металлов, 20% нефти, обработанных лесоматериалов и картона. Удельный вес России в удовлетворении импортных потребностей Германии в среднем составляет лишь около 1,5%, хотя по отдельным товарам этот показатель значительно выше. На долю российских поставок приходится почти 45% общего объёма импорта в Германию природного газа, 40% антрацита, 25% нефти, 23% древесной целлюлозы хвойных пород, от 10 до 40% различных наименований цветных металлов, около 10% дизельного топлива, свыше 4% черных металлов. 

В структуре российского  экспорта и импорта доля готовых  товаров, составляет соответственно 7,6% и 79,2%, в том числе машин и  оборудования 1,5% и 48%. В экспорте, кроме  нефти и природного газа, значительные объемы поставок составляют цветные  металлы, химические продукты, черные металлы, ферросплавы, целлюлоза, пиломатериалы, из машинно-технических изделий  – автомобили, станки, электротехника, приборы и инструменты, оптика. На стороне импорта, кроме машин  и оборудования, крупными позициями  являются также товары народного  потребления и продовольствие. [4]

Торгово-политические условия  для экономического сотрудничества между Россией и Германией  оцениваются, в целом, благоприятно. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС закрепляет действующий между Россией и  Германии торгово-политический режим, устанавливает обязательства стран  ЕС по дальнейшей либерализации торговли с Россией. Продолжает действовать  и общая система преференций  по отношению к российскому экспорту, хотя она претерпела значительные изменения. Объем преференций в последние  годы поэтапно снижался. В то же время  действуют защитные меры: антидемпинговые  процедуры, количественные ограничения, в том числе по российскому  экспорту стальных изделий. Кроме того, все более серьезным барьером на пути российских товаров, особенно машинно-технических изделий, становятся нетарифные ограничения: строгие нормы и стандарты, в первую очередь, по безопасности и экологичности. [4]

Примерно 32% общего объема иностранных  инвестиций в экономику России составляют инвестиции Германии, но лишь 8,2% из них  - прямые. Вложение капитала производится сдержанно, причем преимущественно в сферу торговли и услуг. Среди перспективных и наиболее крупных инвестиционных проектов сотрудничества можно выделить следующие: сооружение газопровода «Ямал-Европа»; строительство скоростной магистрали «Берлин-Варшава-Минск-Москва»; создание на Ульяновском автозаводе совместного производства малотоннажных автомобилей, джипов и дизельных двигателей; модернизация Оскольского меткомбината; модернизация пермского и других НПЗ. На территории России действуют более 2 тысяч совместных российско-германских предприятий, большая часть которых находится в Москве и Санкт-Петербурге. С целью объединения усилий немецких фирм по инвестиционному изучению и освоению российского рынка немецкие партнеры создали в марте 1995 году в Москве Союз представителей немецкой экономики в России, еще раньше было создано Представительство немецкой экономики. С другой стороны, российские предприятия и организации все активнее стремятся внедриться в германскую экономику, участвовать в приватизации, осуществлять прямые инвестиции. Наибольшую долю российских инвестиций в экономику Германии составляют вложения АО «Роснефть» в строительство нефтеперегонного завода «Лейна-Рафинери-2000» и РАО «Газпром» по участию в проектах фирмы «Винтерсхалл» в газовой промышленности Германии. [3]

Серьезной проблемой, тормозящей и обременяющей торгово-экономические  связи с Германией, является текущая  коммерческая задолженность около 600 немецким фирмам – порядка 0,5 млрд. долларов. Германия является крупнейшим кредитором России. Кредитная задолженность  России Германии регулируется в рамках Парижского и Лондонского клубов стран-кредиторов. Предпочтительные для немецкой стороны условия погашения задолженности предполагают подписание соглашения о реструктуризации задолженности, выдача векселей, обмен долгов на акции российских предприятий, а также прямое погашение задолженности. Вместе с тем для России среди задач по эффективному использованию кредитов Германии являются: тщательный отбор проектов сотрудничества, установление приоритетов с точки зрения общегосударственных интересов, поиск узких мест в решении авансовых платежей, совершенствование внешнеэкономического законодательства улучшающего инвестиционный климат в России. [3]

Основным организационным  инструментом экономического сотрудничества России и Германии является постоянный Консультационный Совет по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, цель которого – содействие развитию торгово-экономических связей между  двумя странами на уровне правительств. Экономические связи между Россией  и Германией в определенной степени  приобретают региональный характер: расширяются экономические связи  между отдельными субъектами РФ и  землями Германии, особенно Северного  Рейна-Вестфалии, Бранденбурга, Баварии, Баден-Вюртемберга. С другой стороны, Федеральное Ведомство Германии по особым задачам заключило в  свое время рамочные кредитно-торговые соглашения с администрациями Пермской, Тюменской, Челябинской, Оренбургской, Свердловской областей, Татарией, Башкортостаном и Коми. В основу этих соглашений положена схема финансирования немецкого  экспорта под гарантии «Гермеса»  на базе бартера. Программы сотрудничества включают и проекты инвестиционного  характера. Ряд крупных регионов России разработали перспективные  программы сотрудничества с германскими  партнерами. Отдельные субъекты Российской Федерации провели в Германии презентации своих регионов и  проектов для сотрудничества. В целом  Германия рассматривает сегодня  Россию как равноценного партнера важнейших  промышленно развитых стран мира. Но, несмотря на сравнительно благоприятный торгово-политический режим, на пути российских товаров на германский рынок имеются и препятствия, такие как антидемпинговые процедуры против ввоза ряда российских товаров, количественные ограничения по отношению к отдельным товарам, ограничения по обмену высокотехнологичными изделиями и услугами. С другой стороны, торгово-политические условия, действующие в настоящее время в России, тоже имеют свои негативные стороны, влияющие на развитие торгово-экономических отношений с Германией. Они сводятся к следующим проблемам: политическая и экономическая нестабильность, снижение экспортного потенциала, нестабильность внешнеэкономического законодательства, высокий уровень преступности в бизнесе, низкое качество и узость ассортимента экспортных товаров, сырьевая направленность экспорта. [4]

Кроме того, Россия заинтересована в сотрудничестве с Германией, как  с экономическим лидером Евросоюза. ЕС - важнейший экономический партнер  России: 40% ее внешней торговли приходится на страны Союза, оттуда поступает более  половины прямых инвестиций в Российскую экономику. Как утверждает немецкая сторона, «первостепенная цель германской и западной политики состоит в  том, чтобы Россия стала частью новой  Европы, и к этому мы будем дальше стремиться».

Германия является самым  важным торговым партнёром России, на неё приходится 13,6 процентов всей российской внешней торговли. Россия для Германии, исходя из абсолютных финансовых показателей, является 10-м  по важности торговым партнёром и  торговля с ней составляет около 3 процентов от общей цифры. Однако импорт российских энергоносителей  носит для Германии стратегический характер. Уже сегодня Германия импортирует  более 30 процентов природного газа и 20 процентов нефти из России и  по оценкам экспертов эта доля в будущем ещё больше увеличится. Россия импортирует из Германии множество  продуктов машиностроения.

В конце XX века в Европе возобновились  военные конфликты в регионе  Балканского полуострова. Соответственно, формирование стабильного и прочного режима региональной безопасности в  Европе, придание региональным процессам  упорядоченного характера, а также  создание эффективных стратегий  по предотвращению военно-политических кризисов и разработка действенных  методов их мирного урегулирования являются приоритетными задачами российской и германской политики в сфере  сотрудничества в области региональной безопасности. С учетом всех этих факторов вполне логичным выглядит то, что современная  Германия рассматривается многими  как европейскими, так и неевропейскими странами в качестве желанного партнера, в том числе и политической элитой Российской Федерации. [2]

К сожалению, российская сторона практически не использовала сравнительно недолгий, но весьма благоприятный период безоблачных отношений между РФ и ФРГ, сложившихся в процессе объединения Германии, пока так и не удалось возвести солидную конструкцию двусторонних отношений. Более того, за истекшие годы качество этих отношений заметно ухудшилось практически во всех областях (может быть, за исключением высшего уровня, где продолжает более или менее эффективно функционировать система осуществления совместного консультирования, обеспечивающая взаимодействие политической элиты и должностных лиц РФ и ФРГ). [3]

На сегодняшний день Россия в силу многих причин (геостратегическое  ослабление, экономический кризис внутри страны, военный конфликт на ее территории, потеря политического веса на международной  арене) имеет недостаточно возможностей, чтобы оказывать непосредственное влияние на политику Германии. Также  негативно сказывается отсутствие комплексного механизма германо-российского  сотрудничества в сфере европейской  безопасности. Тем не менее, внешняя  политика России имеет все шансы, чтобы использовать нюансы германо-американских отношений при выработке своей стратегии. Вместе с тем в более широком плане перспектива отношений между ФРГ и РФ остается достаточно позитивной. Залогом этого служит накопленный поколениями опыт, который свидетельствует также о том, что на протяжении последних столетий история Европы на ее переломных этапах развивалась вокруг российско-германских отношений.

Информация о работе Геополитический анализ российско-германских отношений на современном этапе