Геополитический анализ российско-германских отношений на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 16:23, реферат

Описание работы

Германия и Россия считают себя приверженцами общих фундаментальных ценностей и принципов. Обе ратуют за безопасность и стабильность в единой Европе, за экономическое развитие в условиях рынка, за свободу и благосостояние своих народов, а также за интенсивный культурный обмен. Хотя на сегодняшний день рамки развития германо-российских отношений определяются преимущественно многосторонними организациями и механизмами, но, тем не менее, эти отношения сохраняют во многом свой неповторимый, исторически обусловленный двусторонний характер.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Российско-Германские отношения на современном этапе…………… 4
2. Перспективы развития Российско-Германских отношений………….. 11
Заключение…………………………………………………………………… 17
Список использованных источников………………………………………. 18

Файлы: 1 файл

Реферат по геополитике.docx

— 41.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Перспективы  развития Российско-Германских отношений

По мнению Посла ФРГ  в России: Россия и Германия останутся  тесными экономическими партнерами и в следующем тысячелетии.

В экономических взаимоотношениях перед нами стоят новые стратегические ориентиры: если до сих пор основным звеном наших экономических связей была торговля, то в будущем им могли  бы стать инвестиции. Страна с таким  потенциалом, как у России, учитывая сохраняющиеся проблемы с платежным  балансом, не сможет постоянно покрывать  большую часть своих потребностей за счет импорта. [5]

Российская сторона высоко оценивает наметившиеся позитивные изменения в торгово-экономических  отношениях между нашими странами и  подтверждает заинтересованность и  решимость последовательно развивать  и углублять их в будущем. [1]

Основными чертами нового этапа российско-германских торгово-экономических  отношений будет их более динамичное и масштабное развитие.[1]

Нет сомнения в том, что  реализация этих планов будет в значительной мере способствовать упрочению позиций  обеих стран в мировой экономической  системе. От сотрудничества выиграют обе  стороны. Это подтверждает вся история  наших послевоенных отношений. [5]

Что касается перспектив развития импорта из Германии, то они будут  диктоваться возрастающими потребностями  экономики России в обновлении основных производственных фондов и глубокой модернизации предприятий практически  во всех отраслях.[3]

Рассматривая перспективы  российско-германских отношений, следует  ожидать, что стратегическое партнерство  РФ и ФРГ по многих вопросам современных  отношений в области европейской  безопасности будет продолжено, поскольку  ФРГ не способны в одиночку, даже обладая статусом крупной державы  на европейском континенте осуществлять внешнеполитические инициативы. Более  того, позитивное развитие российско-германского сотрудничества в будущем обусловлено тем, что Россия и ФРГ не смогут вернуться к модели холодной войны, поскольку конфликтный потенциал двух государств недостаточен для возобновления старой конфронтации. Кроме того, РФ не способна претендовать на глобальную гегемонию, не располагает альтернативной иной, анти-западной системы системой ценностей и не способна противоречить германским интересам. Более того, во всех многих аспектах международных современных отношений соперничество РФ и ФРГ совпадает, что является предпосылкой для сотрудничества двух держав в сфере европейской безопасности.[6]

Дальнейшая интеграция ФРГ  России в западные политические, экономические  и военные структуры и в  дальнейшем останется важнейшим  приоритетом немецкой внешней политики. Регион Центральной и Восточной  Европы относится к зоне особых интересов  Германии. Российская политическая элита  на сегодняшний день заинтересованы в экономической и политической поддержке Германии. Данное обстоятельство обуславливает развитие и дальнейший поиск двумя государствами –  Россией и ФРГ новых способов обеспечения европейской безопасности.[6]

Интерес немецкой политической элиты - как, разумеется, и российской, - напротив, в том, чтобы использовать двустороннее сотрудничество в контексте системы общеевропейского сотрудничества. Однако наличие общих ценностей не отменяет некоторые противоречия российско-германских отношений осуществлении внешней политики, связанные с дальнейшей возможной экспансией НАТО на постсоветском пространстве, а также критикой российского политического режима.

Представляется, что расширение европейских  структур на Восток постсоветского пространства находится в русле нынешней Восточной  внешней политики Германии. Регион Центральной и Восточной Европы относится к зоне особых интересов  Германии. Российская политическая элита на сегодняшний день заинтересованы в экономической и политической поддержке Германии.[6]

Ключевыми проблемами для регионального  режима европейской безопасности и  его институтов (НАТО и ОБСЕ) конца XX века - начала XXI вв. стали достижение устойчивого развития социально-экономической инфраструктуры в странах-партнерах ЕС на Юге и Востоке Европы, сдерживание нелегальной миграции, тесно связанной с международной организованной преступностью. Нестабильность в восточноевропейских странах или государствах постсоветского пространства чревата неконтролируемым экспортом оружия, массовой миграцией, экологическими катастрофами. Именно поэтому коллективная региональная безопасность является общественным благом как для «старой» Европы, так и для новых членов ЕС, бывших стран социалистического блока.

Расширение и углубление всесторонних отношений между Россией и  Германией, согласование их геополитических  интересов - важный фактор стимулирования развития Центрально-Восточной Европы и установления прочной стабильности на всем европейском континенте в XXI веке. Россию и Германию сейчас сближает общая заинтересованность в решении новых проблем, возникших и проявляющихся все более отчетливо:[6]

  • воздействие на Европу глобалистских устремлений со стороны Соединенных Штатов;
  • потенциальное расширение НАТО на постсоветское пространство и взаимоотношения в связи с этим Германии и России;
  • фактическое отсутствие в Европе эффективной системы безопасности для всех европейских государств;
  • противоречия между Россией и США в создании такой системы безопасности;
  • наличие в Европе потенциальных межнациональных конфликтов;
  • вновь возникшие вопросы границ между отдельными странами;
  • все увеличивающиеся экологические проблемы.

В настоящее время, когда отчетливо  обозначалась угроза применения террористами ядерного оружия, специалисты все  чаще связывают эту угрозу как  с «государствами-изгоями», вроде Северной Кореи, Ирана, так и с деятельностью милитаризированных формирований. Поскольку сами эти угрозы в условиях глобализации все более обнаруживают свой транснациональный характер, постольку и вооруженное противоборство с ними (для того, чтобы быть эффективным) не может ограничивать территорией одной страны или данного региона. При этом торговля ядерными технологиями, осуществляемая с территории стран бывшего Советского Союза, достигла Ирана.

Угроза применения «грязной бомбы», т.е. устройства для распыления радиоактивных веществ, также стала привлекать к себе больше внимание после событий, связанных с аварией на АЭС Фукусима. Любая дискуссия о возможности ядерного терроризма в России должна вестись с точки зрения перспективы данного события. Для предотвращения данного гипотетического сценария Российская Федерация, Франция и ФРГ при сотрудничестве с МАГАТЭ расширяют диапазон своей деятельности в этой области и координируют помощь ряду стран в вопросах выявления, определения местонахождения и обезвреживания радиологических устройств, оставленных без присмотра после использования их в мирных и военных целях. Некоторые из таких устройств содержат внутри радиоактивный материал. Кроме того, Россия, ФРГ и Франция при сотрудничестве с МАГАТЭ оказывают содействие государствам в создании необходимой рамочной основы регулирования и контроля применения таких устройств в гражданских целях. Наряду с предоставлением государствам рекомендаций относительно применения соответствующих стандартов, Россия и ФРГ при сотрудничестве с МАГАТЭ могут оказывать содействие в приобретении аппаратуры для выявления ядерных и радиоактивных материалов, перевозимых контрабандным путем. [6]

Несмотря на различные внешнеполитические интересы, на современном этапе Россия Россия и ФРГ имеют разделяют  общее общие представление представления  как и концептуальное понимание  о характере угроз, так и широких  механизмов их преодоления в рамках европейской системы безопасности. Осуществляется, хотя и в ограниченном объеме, военно-техническое сотрудничество, которое включает не только процесс  торговли вооружениями, а также их совместное производство, разработка в кооперации и объединенное продвижение  той или иной продукции на мировом  рынке. Хотя в России пока главное  внимание уделяется именно экспорту товаров и услуг военного назначения, во многих других странах, особенно европейских, на первый план постепенно выходят  остальные аспекты ВТС. Появление  такой тенденции совсем не случайно. Разработка и производство новых  поколений военной техники требует  сегодня вложений таких огромных финансовых ресурсов, что все меньше правительств находят в бюджете  средства, чтобы самостоятельно создавать  и строить вооружения.

Советский Союз представлял собой  автаркичную военно-техническую  систему, так как советский ВПК  обладал возможностью создать почти  любой образец военной техники  и затем производить его в  серийных масштабах. И хотя и сегодня, в новых геополитических и  особенно экономических условиях, многое говорит в пользу сохранения в  России замкнутого и самодостаточного оборонно-промышленного комплекса, жесткие финансовые императивы вынуждают  к поиску путей кооперации с иностранными партнерами.[6]

Впрочем, даже Пентагон с его колоссальным бюджетом нередко стремится подключить к своим программам военно-промышленные комплексы государств – надежных военно-политических союзников США. Так, в программе разработки универсального межармейского ударного истребителя JSF участвуют помимо самих США  еще Великобритания, Израиль и  Япония. НИОКР основного боевого  танка четвертого поколения ведется  совместно с Германией. Есть основания  полагать, что Вашингтон и Тель-Авив обмениваются результатами, полученными в ходе работ в области создания системы ПРО ТВД. Наибольший прогресс в создании единого военно-технического пространства достигнут на сегодняшний день в Европе, которая идет в авангарде интеграционных процессов в мире и во многих других областях.

Наибольший прогресс в создании единого военно-технического пространства достигнут на сегодняшний день в  Европе, которая идет в авангарде  интеграционных процессов в мире и во многих других областях. Так, бывший главнокомандующий Сухопутными  войсками России генерал А.Н. Постников  предложил осуществлять НИОКР основного  боевого танка четвертого поколения  совместно с немецкими ВПК, тем  более, что российская оборонная  промышленность покупает у дюссельдорфского оружейного концерна RheinmetallM броню для боевых машин. Несмотря на то, что данное предложение следует рассматривать лишь как гипотетическое, сотрудничество оборонных комплексов России и Германии сможет стать весомой альтернативой российско-французскому сотрудничеству в оборонной сфере. Кроме того, российско-немецкое сотрудничество в оборонной сфере позволяет укрепить доверие между военными и министерствами обороны двух стран, что также способствует укреплению региональной безопасности.[6]

Возможно, перспективы российско-германских отношений зависит не от внешнеполитических концепций и доктрин правящих элит ФРГ и РФ, а от, практического  сотрудничества двух государств на европейской  арене. Возможно, долгосрочной основой  двусторонних отношений РФ и ФРГ  может стать постепенное снижение возрастание военного фактора и  компонента безопасности и преобладание социально-экономических аспектов и проектов научно-военно-технического сотрудничества во взаимодействии двух государств.

 

 

Заключение

Оценивая современное  состояние двусторонних связей между  Россией и Германией, необходимо исходить из того, что за последнее время, особенно в период с 1998 года, оно достигло своего высшего развития, характеризуется небывалой прежде интенсивностью на высшем государственном уровне, и во всем многообразии контактов между двумя странами. Представляется, что таковыми они будут и в предстоящем обозримом будущем.

На современном этапе  необходимо разработать и сформировать стратегию сотрудничества Российской Федерации с Федеративной Республикой Германией. Соответственно, необходимо прилагать усилия для поиска новых принципиальных основ и найти оптимальное решение для модели развития сотрудничества. Решение данной проблемы осуществимо при использовании современных научных исследований. Современные отношения между ФРГ и Россией в области европейской региональной безопасности определяются системой отношений Россия-НАТО, национальными интересами стремлением поддерживать экономически выгодное сотрудничество.

Таким образом, изучение перспектив дальнейшего развития российско-германских отношений может быть спрогнозировано  и предсказано на основе существующей системы взаимоотношений между  двумя государствами совместных операций против общей угрозы.

 
 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Выступление В.В.Путина на совместной с Г. Шредером пресс-конференции по итогам российско-германских межгосударственных консультаций 10 апреля. //Дипломатический вестник.-2001.-№ 5.-С.24.
  2. Гётц Р. Германия и Россия: стратегические партнеры? // Россия и современный мир. – 2007. -№2. - с. 234-238. 
  3. Захаров А.Н. Германия в мировой экономике и взаимоотношения с Россией. /А.Н. Захаров // Российский внешнеэкономический вестник. – 2007. -№1. -с.15-20. 
  4. Мозиас П.М. Инвестиционное сотрудничество России и Германии. /П.М. Мозиас // Финансы. Деньги. Инвестиции. – 2007. - №1. - с.26-32.
  5. Поездка Г. Шредера в Россию. //Дипломатический вестник.-2001.-№ 2. -С.17.
  6. Тиммерман Х. Германо-российские отношения в европейском контексте / Х. Тиммерман// Мировая экономика и Международные отношения. – 2006. - №3. - с. 41-48.

 

 
 
 
 

 
 
 
 

 


Информация о работе Геополитический анализ российско-германских отношений на современном этапе