Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 22:52, практическая работа
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена.
Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую систему, от результативности, функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ
ЧЕБОКСАРСКИЙ ФИЛИАЛ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
По дисциплине: Исследование социально-экономических и политических процессов
На тему: «Государственная модернизация в сфере ЖКХ в Чувашской Республике»
Специальность: государственное и муниципальное управление
Специализация: управление и экономика
Выполнили: студентки группы 09-Г-11
II курса очного обучения
К.и.н., доц. Малышкин А.П.
Чебоксары 2011
Введение
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена.
Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую систему, от результативности, функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города.
ЖКХ города - это самостоятельная сфера в системе народного хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населения и предприятий в услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и работы.
Экономику городского хозяйства зачастую отождествляют в ЖКХ, тем самым, подчеркивая первостепенность для местных властей задач обеспечения населения теплом, водой, электричеством перед другими вопросами. Эта важнейшая сфера, накопленная множеством проблем, представляет собой благодарное поле для инноваций и применения специального экономического инструментария.
Актуальность данной темы определяется тем, что от состояния и развития жилищно-коммунального хозяйства во многом зависит качество жизни населения в нашем регионе.
В то же время эта отрасль находится в сложном положении, эффективность работы предприятий ЖКХ остается низкой.
Целью нашей работы является рассмотрение государственной модернизации в сфере ЖКХ в Чувашской Республике.
Перед собой мы ставим следующие задачи:
1)Рассмотреть систему ЖКХ;
2)Выявить положительные и отрицательные стороны в этой сфере;
3)Проанализировать задачи отрасли на 2011 год;
4)Внести свои предложения по улучшению системы ЖКХ в Чувашской Республике;
Объект исследования: жилищно-коммунальное хозяйство в Чувашской Республике.
Предмет исследования: социально-экономические отношения, возникающие в процессе обеспечения социальных гарантий и повышения качества жизни населения при переводе жилищно-коммунальной сферы в безубыточный режим функционирования.
Жилищно-коммунальное хозяйство Чувашии на современном этапе представляет собой крупнейший многоотраслевой комплекс, который включает в себя многопрофильную инженерную инфраструктуру, обеспечивающую поставку потребителям услуг тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, организацию работ по уборке, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов, благоустройству и озеленению территории.
Роль координатора всех происходящих в жилищно - коммунальном хозяйстве процессов выполняет Министерство градостроительства и общественной инфраструктуры Чувашской Республики, которое осуществляет свою деятельность в тесном контакте с другими министерствами, руководствуясь нормативными правовыми актами Российской Федерации, Чувашской Республики, Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу, Министерства энергетики Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии.
Важным органом в структуре ЖКХ Чувашии является муниципалитет, который действует не только на основании нормативных правовых актов, но и в соответствии с Законом "Об основах организации местного самоуправления", дающим муниципалитетам широкие полномочия в различных сферах экономики, в том числе жилищно - коммунальном хозяйстве. Муниципальные власти являются собственниками практически всех локальных монополий ЖКХ, и полномочия по управлению указанными монополиями принадлежат им. Локальные монополии предоставляют свои услуги либо напрямую потребителям (юридическим лицам), либо через управляющие компании и подрядные организации физическим лицам.
Только четкая система управления (управляемости) ЖКХ с прозрачными, одинаковыми для всех правилами позволит эффективно развивать ЖКХ Чувашской Республики.
У жилищно-коммунального хозяйства имеются сильные и слабые стороны. К сильным сторонам можно отнести:
1)стабильный рынок услуг
2)устойчивая привязка объектов ЖКХ к территории
3)возможность получения «живых денег»
4)социальное значение отрасли
5)высокая фондоемкость
К слабым сторонам:
1)высокий процент износа инженерных коммуникаций
2)высокая капиталоемкость траслевых инвестиций
3)низкая рентабельность производства услуг
4)несвоевременность поступления бюджетных дотаций
5)жесткая регламентированность
Помимо сильных и слабых сторон сфера жилищно-коммунального хозяйства имеет возможности и угрозы.
Возможности:
1)увеличение емкости рынка жилищных и коммунальных услуг
2)расширение занятости в отрасли
3)развитие новых форм самоорганизации и общественной инициативы населения
4)развитие местного самоуправления
5)приток на жилищный и коммунальный рынок предприятий различных форм собственности
Угрозы:
1)увеличение риска техногенных аварий
2)обвальный рост тарифов на услуги
3)неплатежеспособность населения
4)ухудшение технического состояния инженерных сооружений
Структура органов управления ЖКХ представлена в Приложении 1.
Предоставлением жилищно-коммунальных услуг занимается 344 организации различных форм собственности. Коммунальные услуги оказывают 222 организации различных форм собственности:
- 101 организация предоставляет услуги по водоснабжению и водоотведению
- 13 организаций предоставляют услуги по электроснабжению
- 56 организаций предоставляют услуги по теплоснабжению
- 1 организация предоставляет услуги по газоснабжению;
- 8 организаций предоставляют услуги по утилизации ТБО
- 43 многоотраслевых предприятий
Инвестиционные программы действуют в г. Чебоксары – ОАО «Водоканал», ГУП «БОС»; г. Новочебоксарск – МУП «Водоканал», ГУП «БОС»; Шемуршинский район -МУП «Коммунальник»; г. Алатырь – ООО «Вода», ООО «Сети», г. Шумерля - МУП «Водоканал».
Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества предоставляемых услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита населения. Достижение целей реформы, создание новых объектов инженерно-технических сетей невозможно без привлечения значительных частных инвестиций в отрасль. Государственные и муниципальные органы власти предпринимают шаги по демонополизации жилищно-коммунальной сферы и повышению ее инвестиционной привлекательности. В коммунальный сектор и в жилищную сферу начали приходить крупные и мелкие компании-операторы. Был запущен процесс привлечения частных коммерческих инвестиций. Уже сегодня доля частных компаний на рынке жилищно-коммунальных услуг в республике составляет более 60% от общего числа предприятий.
Жилищный фонд в Чувашкой республике в большей степени так же является частным.
Справка о реализации программ в субъекте Российской Федерации (Чувашия) на 2011 год
Выделено средств на региональные программы, всего 3 476 279 645 руб.
в том числе:
1. капитальный ремонт ветхого жилья
— выделено Фондом ЖКХ
—выделено в порядке софинансирования
2. переселение граждан из аварийного жилья 628 676 086 руб.
— выделено Фондом ЖКХ
— выделено в порядке софинансирования
3. переселение граждан с учетом стимулирования
рынка жилья
— выделено Фондом ЖКХ
— выделено в порядке софинансирования
П Л А Н
мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства
Чувашской Республики на 2009–2011 годы
1.Профессиональная подготовка (переподготовка) руководителей ТСЖ на безвозмездной основе
2.Проведение разъяснительной работы с населением и оказание помощи собственникам помещений в многоквартирных домах по созданию и регистрации ТСЖ
3.Создание ТСЖ не менее чем двадцати процентах многоквартирных домов к 2011г.
4.Оказание методической помощи органам местного самоуправления при определении границ земельных участков и передаче в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах земельных участков
5.Осуществление контроля за выполнением объемов и перечня работ и услуг по содержанию, ремонту многоквартирных домов, предоставлением коммунальных услуг
6.Создание коммерческих организаций коммунального комплекса, действующих на территории муниципального образования, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по электро-, газо-, тепло, водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод и эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если использование такими организациями объектов коммунальной инфраструктуры осуществляется на праве частной собственности, по договору аренды или концессионному соглашению, и доведение их доли к 1 января 2011 г. – до 80%
7.Разработка и утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Содержание и ремонт жилищного фонда - одна из важнейших отраслей жилищно-коммунального хозяйства республики, на которую приходится около 20% оказанных отраслью услуг.
Еще одним этапом реформирования жилищно-коммунального хозяйства стало создание товариществ собственников жилья (ТСЖ).
Проводимая реформа ЖКХ невозможна так же без решения проблем энергосбережения и рационального использования ресурсов. Энергосбережение - это базисный тезис, который лежит в основе реформирования ЖКХ. Утвержденные нормативы позволили провести лимитирование потребления ТЭР(топливно-энегретические ресурсы) бюджетными организациями и проводить мониторинг их энергопотребления путем статистического наблюдения по введенной в 2000 году квартальной форме республиканского наблюдения за их потреблением организациями, финансируемыми из республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов. Следующим этапом в упорядочении энергопотребления в республике должна стать методология разработки топливно - энергетического баланса организаций ЖКХ.
Приоритетным направлением программы энергосбережения является повышение эффективности производства и потребления ТЭР на основе внедрения апробированных и сертифицированных технических средств и технологий в ЖКХ - это модернизация источников тепла, системы распределения и транспортирования электрической, тепловой энергии, водоснабжения, повышение эффективности использования энергетических ресурсов при выработке тепловой энергии, питьевой воды при их использовании в жилищном фонде и бюджетной сфере. Экономия от энергосбережения будет рассматриваться как ресурс возвращения возможных инвестиций в развитие комплекса ЖКХ, внедрения энергосберегающих технологий, имеющих своей целью снижение потребления ТЭР и создание системы учета ресурсов, максимально приближенных к потребителю и позволяющей четко определить объем потребления и уровень потерь по всей технологической цепочке от производителя до потребителя.
Полное оснащение жилищного фонда приборами учета потребления энергоресурсов является важным моментом в энергосбережении. Социальный эффект от энергосбережения должен привести к смягчению социальной напряженности в связи с переходом на полную оплату энергоресурсов, к повышению качества услуг, предоставляемых населению, их соответствию принятым стандартам.
Наряду с работами на объектах инженерной инфраструктуры должна осуществляться модернизация жилищного фонда, которая приведет к снижению потребности в услугах, связанных с тепло- и водоснабжением, что повлечет уменьшение объема затрат на модернизацию некоторого количества сетей и сооружений. Аналогичная ситуация будет складываться при внедрении альтернативных локальных источников тепловой энергии, что снизит потребность в модернизации части котельных и тепловых сетей.
Важнейшие задачи отрасли на 2011 год:
Информация о работе Государственная модернизация в сфере ЖКХ в Чувашской Республике