Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:07, курсовая работа
Цель исследования – рассмотрение и анализ деятельности региональных органов власти и управления по улучшению качества жизни населения. Задачи исследования – 1) рассмотрение теоретических основ уровня и качества жизни населения; 2) характеристика государственной политики в области регулирования уровня и качества жизни населения; 3) сущность и направления развития регионального регулирования уровня и качества жизни населения.
Теоретико-методологические основы исследования. В работе использованы следующие методологические подходы, концепции, принципы: теория социальною статуса; теория социальных потребностей; социологические теории государственного управления и др.
Введение 3
Раздел I. Теоретические основы уровня и качества жизни
населения 5
Раздел II. Государственная политика в области регулирования
уровня и качества жизни населения России 12
Раздел III. Региональный аспект регулирования уровня и
качества жизни населения России 20
Заключение 33
Список источников литературы 35
Содержание
Введение 3
Раздел I. Теоретические основы уровня и качества жизни
населения 5
Раздел II. Государственная политика в области регулирования
уровня и качества жизни населения России 12
Раздел III. Региональный аспект регулирования уровня и
качества жизни населения России 20
Заключение 33
Список источников литературы 35
Приложение 37
Введение
Актуальность темы исследования определяется назревшим в современном российском обществе противоречием между объективной необходимостью овладения механизмами рыночного регулирования экономики и задачами социального развития.
Это противоречие проявляется
во многих общественных отношениях, но
особенно в социально-трудовых, от состояния
которых непосредственно
Повышение уровня и качества жизни населения является стратегическим направлением развития России в XXI веке. Большинство россиян надеется, что Россия XXI века будет представлять собою сильное социальное государство, со справедливым обществом, здоровым народом, обеспеченными семья ми, свободными гражданами. Однако не исключено, что при неразумной государственной политике грядущим поколениям России достанется дряхлеющее в борьбе с центробежными тенденциями и переворотами государство, расколотое и разлагающееся под бременем бедности и нищеты общество, больное и полуграмотное по стандартам ХХI века население, распадающаяся семья, зависимая экономика и несвободный гражданин.
Государственное и, в свою очередь, региональное регулирование уровня и качества жизни населения России реализуется, во-первых, через систему социальной политики государства, и, во-вторых, посредством проведения государственной экономической политики. Без преодоления общесистемного экономического кризиса Россия не сможет реализовать социальную политику в достаточном для населения страны объеме. В тоже время, общество, большинство граждан которого существует на грани бедности, рискует приобрести такие вечные спутники нищеты как отсутствие патриотизма, мотивации к труду, желание создавать семьи и растить детей. Поэтому выбранная тема курсовой работы имеет высокую актуальность для современной России и органов государственной и региональной власти.
Объект исследования - качество жизни населения Белгородской области. Предмет исследования - состояние качества жизни населения региона и возможности его улучшения средствами государственного регионального управления.
Цель исследования – рассмотрение и анализ деятельности региональных органов власти и управления по улучшению качества жизни населения. Задачи исследования – 1) рассмотрение теоретических основ уровня и качества жизни населения; 2) характеристика государственной политики в области регулирования уровня и качества жизни населения; 3) сущность и направления развития регионального регулирования уровня и качества жизни населения.
Теоретико-методологические основы исследования. В работе использованы следующие методологические подходы, концепции, принципы: теория социальною статуса; теория социальных потребностей; социологические теории государственного управления и др.
В курсовой работе используются научные методы типологизации социальных процессов и явлений, моделирования и проектирования.
Эмпирическая база исследования. В работе использованы нормативные правовые акты, по проблемам улучшения качества жизни, статистические материалы, нормативно-методические, аналитические материалы органов власти разного уровня, обзорных, справочных документах и соответствующих разработках отечественных и зарубежных исследователей.
Раздел I. Теоретические основы уровня и качества жизни населения
История изучения проблемы уровня и качества жизни начинается с XVIII. Этой проблемой занимались такие известные ученые, экономисты и философы как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и современные исследователи XX века Ф. Хайек, П. Таунсенд и др1.
В работах А. Смита выявлена относительная
природа бедности через связь
бедности и социального стыда, т.е.
разрыва между социальными
Первые исследования уровня жизни разных социальных групп населения в России были проведены в 1909 году А.М. Стопани2. По этому обследованию самые низкодоходные группы (ниже 250 руб.) тратили на физиологические потребности более трех четвертей всех доходов, в то время как самые высокодоходные (более 900 руб.) чуть больше половины а также специально исследовались бюджеты безработных. В 1918 г. был составлен первый минимальный бюджет. В 1927 были обследованы бюджеты городских рабочих и служащих, в 1929 г., бюджеты колхозников, но последние были в значительной мере фальсифицированы. В дальнейшем данные обследования были запрещены, т.к. результаты резко отличались от тех описаний уровня жизни, которые давались официально. Самый "неприличный" факт, с точки зрения властей, - быстрый рост потребления алкоголя в ущерб жизни расходам семьи. В послевоенное время в СССР была опубликована единственная работа сотрудников Института труда Г.С. Саркисяна и Н.П. Кузнецовой, касавшаяся проблем бедности, но при употреблении только термина малообеспеченности, который продолжал употребляться до 1990 года3
Рассмотрев историю изучения проблемы уровня и качества жизни населения, перейдем к выяснению понятия и сущности этих определений.
На взгляд автора наиболее полно сущность уровня жизни раскрывает следующее определение.
Уровень жизни – это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей.
Уровень жизни – многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров. Все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы4:
- политические факторы;
- экономические факторы;
- социальные факторы;
- научно-технический прогресс.
Определение уровня жизни - сложный и неоднозначный процесс. Так как он, с одной стороны, зависит от состава и величины потребностей общества, а с другой, ограничивается возможностями по их удовлетворению, опять же исходя из различных факторов, обуславливающих экономическое, политическое и социальное положение в стране. Сюда относятся эффективность производства и сферы услуг, состоянием научно-технического прогресса, культурно- образовательным уровнем населения, национальными особенностями и др.
Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека. Существует классификация показателей по отдельным признакам: общие и частные; экономические и социально-демографические; объективные и субъективные; стоимостные и натуральные; количественные и качественные; показатели пропорций и структуры потребления; статистические показатели и др5.
К общим показателям относятся
размеры национального дохода, фонда
потребления национального
Экономические показатели характеризуют экономическую сторону жизнедеятельности общества, экономические возможности удовлетворения его потребностей. Сюда можно отнести показатели, характеризующие уровень экономического развития общества и благосостояние населения (номинальные и реальные доходы, занятость и др.) Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной, профессиональный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы [10, с. 64].
Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей и разделяются в зависимости от степени субъективности производимой оценки.
К стоимостным показателям относятся все показатели в денежной форме, а натуральные характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральных измерителях6.
Для характеристики уровня жизни большое значение имеют количественные и качественные показатели. Количественные определяют объем потребления конкретных материальных благ и услуг, а качественные – качественную сторону благосостояния населения.
Важную роль при определении уровня жизни играют статистические показатели, которые включают обобщающие показатели, показатели доходов, потребления и расходов, денежных сбережений, накопленного имущества и жилища населения и ряд других.
Понятие уровня жизни неразделимо связано с понятием качества жизни.
Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства. По мнению большинства социологов, основным определением качества жизни является следующее: качество жизни это совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ7.
Наиболее полным определением качества жизни населения, по мнению автора является определение данное директором Государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики» (ВНИИТЭ) Министерства образования и науки Российской Федерации Владимиром Кулайкиным: «Качество жизни населения определяется жизненным потенциалом общества, входящих в него социальных групп, отдельных граждан и соответствием характеристик процессов, средств, условий и результатов их жизнедеятельности социально позитивным потребностям, ценностям и целям. Проявляется качество жизни в субъективной удовлетворенности людей самими собой и своей жизнью, а также в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни как биологическому, психическому (духовному) и социальному явлению»8.
Высокое качество жизни отдельного гражданина – это, когда у него:
Высокое качество жизни общества – это, когда:
Качество жизни предполагает:
Качество жизни
Во многих зарубежных странах под качеством жизни, кроме вышеуказанных критериев понимается финансовая безопасность сообщества, единство с природой, ответственность перед будущими поколениями и многое другое.
К основным сферам качества жизни относятся9:
Характеризуя сущность качества жизни
как социально-экономической