Государственная политика в области регулирования уровня и качества жизни населения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотрение и анализ деятельности региональных органов власти и управления по улучшению качества жизни населения. Задачи исследования – 1) рассмотрение теоретических основ уровня и качества жизни населения; 2) характеристика государственной политики в области регулирования уровня и качества жизни населения; 3) сущность и направления развития регионального регулирования уровня и качества жизни населения.
Теоретико-методологические основы исследования. В работе использованы следующие методологические подходы, концепции, принципы: теория социальною статуса; теория социальных потребностей; социологические теории государственного управления и др.

Содержание работы

Введение 3
Раздел I. Теоретические основы уровня и качества жизни
населения 5
Раздел II. Государственная политика в области регулирования
уровня и качества жизни населения России 12
Раздел III. Региональный аспект регулирования уровня и
качества жизни населения России 20
Заключение 33
Список источников литературы 35

Файлы: 1 файл

Лыкова.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

В целях развития российских регионов необходимо перейти от малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих  субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста. Это должно достигаться путем повышения эффективности государственного управления, формирования и развития производственных кластеров, совершенствования межбюджетных отношений, направленного на стимулирование проведения реформ в регионах.

Таким образом, можно сделать вывод, что для решения задач, связанных с устранением ограничений инфраструктурного и технологического характера, необходимо развивать транспортную инфраструктуру как условие устойчивого развития экономики, способствующее росту товарооборота, объемов передачи информации, производственных мощностей, изменению структуры экономики. Эта задача может быть успешно решена лишь при активном участии бизнеса.

Развитие конкуренции и сокращение нерыночного сектора будут обеспечены путем создания и совершенствования рыночных институтов, развития малого предпринимательства, обеспечения равной и добросовестной конкуренции. При общем улучшении предпринимательского климата и создании экономических стимулов для межотраслевого перетока капитала будут созданы условия для повышения привлекательности перерабатывающих отраслей промышленности и сферы услуг.

 

Раздел III. Региональный аспект регулирования уровня и качества жизни населения России

 

Вступая в XXI столетие, Белгородская область  сумела преодолеть основные негативные тенденции, которые явились, с одной  стороны, естественным следствием социально - экономических реформ в России, с другой стороны - результатом допущенных при их проведении ошибочных решений. Позитивные результаты развития региона отражаются в показателях состояния экономики, социальной сферы и культуры.

Валовой региональный продукт в  расчете на душу населения в 2001 году увеличился по сравнению с 2000 годом на 13,2 процента. Рост индустрии за прошлый год составил в области 10,6 процента. Белгородчина первой в стране вернулась по объемам производства на уровень докризисного 1990 года. Постоянно увеличиваются инвестиции в различные сектора региональной экономики. С 1998 по 2001 годы инвестиции в основной капитал возросли на 77 процентов. В 2001 году за счет всех источников финансирования в области освоено более 14 млрд. рублей капиталовложений.

В сельском хозяйстве позитивные тенденции  являются следствием разработки и реализации оптимального для современных условий варианта оздоровления отрасли на основе создания вертикально интегрированных структур - агрохолдингов. Это позволило вывести региональный аграрный комплекс на передовые позиции в России. В подъем сельского хозяйства Белгородчины инвесторы вложили около 7 млрд. рублей, что является наивысшим показателем за все годы существования белгородского села.

2001-й год сельскохозяйственные  предприятия области завершили  с ростом основных производственных показателей. Объем производства зерна увеличился на 29 процентов, молока - на 15,4 процента (лучший показатель по России), мяса - на 5 процентов. Впервые за последние годы выросло поголовье крупного рогатого скота, свиней, птицы. Увеличили производство яиц, мяса птицы, вылов рыбы.

На основе экономической стабилизации и подъема растет благосостояние населения, приобрела положительную  динамику социальная сфера. В 2001 году рост заработной платы с учетом выплат социального характера в реальном выражении по сравнению с 2000 годом составил 16 процентов; с 1999 годом - 37,8 процента; размера пенсий - соответственно 17 процентов и 53,5 процента. В реальном секторе экономики заработная плата превысила 3,5 тыс. рублей в месяц. Почти в два раза за этот период возросла заработная плата работников бюджетной сферы. В регионе регулярно выплачиваются стабильно растущие пенсии и социальные пособия. Белгородская область является одним из немногих субъектов Российской Федерации, где в полной мере реализуется закон о ветеранах.

Совершенствуется инфраструктура здравоохранения. Расходы на одного жителя в этой сфере увеличились  в 2001 году на 20 процентов и превысили  тысячу рублей.

По масштабам и темпам роста  жилищного строительства область  прочно занимает лидирующие позиции в стране. Обеспеченность жильем в области примерно на 15 процентов выше, чем в среднем по Российской Федерации.

В последние годы более востребованной и содержательной стала культурная жизнь белгородцев. В 2001 году на четверть возросло число читателей библиотек, более посещаемыми стали кинотеатры и музеи. На спектаклях и концертах побывала почти половина жителей Белгородчины. В 2001 году восстановлено и построено 8 храмов, 7 часовен.

По оценкам российских экспертов, Белгородская область на основе параметров социально - экономического характера (покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения, реальное среднедушевое потребление товаров и платных услуг, обеспеченность жильем, состояние рынка труда) входит в пятерку регионов с наиболее высоким качеством жизни14. В последние два года в области наблюдается значительно более высокая, чем в среднем по стране, покупательная способность, более высокая обеспеченность товарами и услугами, относительно меньшая напряженность на рынке труда.

Белгородская область наряду с г. Москвой и Липецкой областью по ряду важнейших социально - экономических показателей относится к числу ведущих регионов Центрального федерального округа.

По оценкам экспертов, в 2008 году Белгородская область занимала третье место среди российских регионов по показателю инвестиционной привлекательности.

Позитивные тенденции в развитии региона сохранились, а во многих отношениях и усилились в 2009 году.

Таким образом, в 2006 - 2009 годах для социально - экономической ситуации в Белгородской области было характерно:

- восстановление по ряду важнейших  показателей уровня докризисного  развития или максимальное приближения  к этому уровню;

- наращивание экономического потенциала;

- сохранение лидирующих позиций  среди субъектов Центрального федерального округа и в целом - Российской Федерации.

Позитивные социально - экономические  изменения благоприятно отражаются и на социально - политической и политико - управленческой ситуации в области. Важнейшими ее характеристиками являются:

- стабильность;

- конструктивное взаимодействие  государственной власти с формирующимися  институтами гражданского общества;

- отсутствие глубоких социально  - политических конфликтов и социальной  напряженности.

Эти положительные тенденции фиксируются  общественным мнением. В частности, социологические исследования показывают, что от 6 до 14 процентов белгородцев, относящихся к разным социальным группам, отмечают значительное улучшение жизни в области за последние пять лет. От 33 до 55 процентов - говорят о незначительном улучшении. 60 и более процентов представителей различных статусных групп (за исключением безработных, где показатель составляет 42 процента) убеждены, что белгородцы живут лучше по сравнению с жителями соседних областей.

Одним из главных направлений деятельности руководства области является оптимизация системы государственного и муниципального управления в целях конструктивного взаимодействия государства в лице его властных органов и гражданского общества. В регионе реализуется программа "Кадровый потенциал", позволяющая осуществлять единую кадровую политику на всех уровнях вертикали власти.

Таким образом, в Белгородской области  в настоящее время сформирован  и планомерно наращивается потенциал  социально - экономического развития, который включает в себя:

- полностью или частично восстановленные  и выведенные на докризисный  уровень экономические и социальные  ресурсы;

- целенаправленно формирующуюся  и действующую на основе единых  принципов систему государственного  и муниципального управления;

- политическую волю руководства, ориентирующегося на приоритетное решение задач улучшения благосостояния белгородцев, их гражданского саморазвития и самореализации.

Наличие значительного социально - экономического потенциала дает органам  власти и управления области основания для определения в качестве непосредственно решаемой задачи переход от борьбы за выживание к стратегии развития. В основу стратегии положена идея воспроизводства и развития человеческого потенциала (человеческого капитала). Наиболее полно и последовательно она отражается в программе улучшения качества жизни. Разработка ее инициирована главой администрации Белгородской области Е.С.Савченко в сентябре 2001 года.

Качество жизни как комплексная  оценка жизнедеятельности людей  представляет собой систему показателей, характеризующих уровень реализации потребностей человека, степень удовлетворенности его осуществлением своих жизненных планов, соотнесенных с минимальными социальными стандартами и с ресурсными возможностями общества. Качество жизни людей не сводится только к уровню их жизни, хотя показатели уровня жизни существенно влияют на ощущение социальной комфортности. Качество жизни определяется показателями удовлетворения потребностей людей в конкретных социальных условиях, дополняемыми уверенностью, что им удалось сохранить и не поставить под угрозу свою физическую и психическую целостность, личную свободу и возможности для творчества.

Качество жизни населения существенно  различается в зависимости от социального статуса человека. Исследования, проведенные в Белгородской области, позволяют утверждать: существуют проблемы, решением которых различные группы населения удовлетворены практически в одинаковой степени, и проблемы, уровень удовлетворенности которыми существенно различается в зависимости от положения человека. К числу первых относятся: экологическая ситуация, услуги связи, благоустроенность территорий, качество медицинского обслуживания, взаимоотношения в семье и с окружающими, уровень защиты прав личности, уровень образования. К числу вторых: размер доходов, состояние здоровья, размер имущества и собственности, степень защищенности от насилия, гарантии занятости, качество коммунально - бытового обслуживания, возможности участвовать в управлении обществом, степень реализации жизненных планов.

Следовательно, программа улучшения качества жизни должна иметь адресный характер, разрабатываться и реализовываться с учетом дифференциации потребностей людей.

Вместе с тем существует ряд  базисных потребностей, удовлетворение которых определяет качество жизни  человека.

1. Потребности, связанные с реализацией  фундаментального права на жизнь,  ее продолжительностью, соответствующей  возможностям общества и ожиданиям  человека, и на ее защиту. Степень  удовлетворения этих потребностей  достаточно низка. Исследования, в частности, позволяют диагностировать несовпадение ожидаемой продолжительности жизни населения (67,4 лет) и того обстоятельства, что большая часть белгородцев хотели бы прожить более 70 лет. При этом несоответствие ожидаемой продолжительности жизни мировым стандартам и ресурсным возможностям общества зависит не только от состояния здоровья, отношения к нему самого человека или от социально - бытовых условий жизнедеятельности. Во многом оно связано с существованием многочисленных угроз жизни, нахождением в ситуации повышенной социальной опасности. Это подтверждают исследования: от 45 до 50 процентов жителей области, относящихся к различным статусным группам, констатируют, что они не уверены в собственной безопасности. От 47 до 66 процентов - в безопасности своих близких.

2. Потребности в благоприятных  условиях труда и быта. В области  существует немало проблем, связанных  с их удовлетворением. В частности,  практически три четверти пенсионеров  не удовлетворены размером своих  пенсий. 70 процентов профессионально  занятого населения уверены, что их оплата труда несправедлива. Гарантиями своей будущей занятости не удовлетворены 46 процентов студентов высших и средних специальных учебных заведений, а также 29 процентов профессионально занятых белгородцев. Многие граждане высказывают критические замечания по поводу качества медицинского обслуживания, жилищно - бытовых условий.

3. Потребности, связанные с самореализацией  личности, осуществлением ее прав  и свобод. Возникающие в связи  с их удовлетворением проблемы  обусловлены кризисным состоянием общества, отсутствием перспективной объединяющей идеи и противоречивостью процесса становления гражданского общества. Все это порождает ощущения нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне, лишает человека смысла существования. Исследования дают основания утверждать, что в Белгородской области данная группа проблем решается довольно успешно, тем более что доля тех, кто ощущает себя несчастливым, в различных статусных группах не превышает 14 процентов. В то же время сохраняются проблемы участия граждан в управлении обществом. Относительно низким, в сравнении с другими показателями, является коэффициент удовлетворенности степенью реализации гражданских прав и свобод.

Таким образом, реализация программы  приведет к улучшению показателей (индикаторов) человеческой жизни, сгруппированных в три основных блока.

Информация о работе Государственная политика в области регулирования уровня и качества жизни населения России