Инструментами денежно-кредитной политики являются: операции на открытом рынке (фондовом, валютном), регулирование учётной ставки (в России – это ставка рефинансирования), установление норм обязательных резервов коммерческих банков, контроль и ограничения по отдельным видам кредитов (кредит под залог, ипотечный кредит, потребительский кредит и пр.). Инструменты финансовой политики – выпуск государственных ценных бумаг для обеспечения и обслуживание государственного долга, выдача ссуд на развитие производства, регулирование и контроль за финансовыми рынками и финансовым обращением, оперативное управление государственными средствами.
1.4 Институциональная политика
Важное значение для осуществления государством целенаправленной промышленной политики имеют институциональные и законодательно-правовые преобразования, направленные на совершенствование отношений собственности, стимулирования перехода предприятий к современным формам организации бизнеса, развитие конкуренции между субъектами рынка и т.п. Институциональная политика подразумевает формирование соответствующей рыночным принципам и задачам промышленной политики правовой и организационной среды, утверждение общего для всех хозяйствующих субъектов порядка, правил поведения.
В ведение институциональной политики входят реформирование предприятий в соответствии с современной структурой экономики, развитие и всесторонняя поддержка малого предпринимательства, формирование крупных конкурентоспособных корпоративных и холдинговых образований (в частности финансово-промышленных групп), проведение мероприятий по переходу госсобственности в частное владение (приватизация) или наоборот (национализация), законодательное формирование и поддержка новых рыночных институтов. Арсенал институциональной политики состоит из таких инструментов, как: различные лицензии, нормативы, нормотворчество, формирование эффективных организационно-хозяйственных структур, преобразование отношений собственности, обеспечение рыночных процессов соответствующей правовой базой, разработка правовых основ создания, функционирования и ликвидации предприятий, в том числе через процедуру банкротства.[7]
1.5 Внешнеэкономическая политика
Так как Россия непосредственно контактирует с другими государствами, у которых есть свои национальные интересы, то в этом плане мировой рынок похож на национальный, только помимо уже известных субъектов – домашних хозяйств и фирм, – здесь появляются страны с их экономическими и политическими нуждами. Чтобы не затеряться в чужых интересах и нуждах и отстоять свои, государство проводит в рамках общей промышленной политики внешнеэкономическую политику, которая направлена на регулирование экономических отношений с другими странами-участниками мирового рынка.
Цель внешнеэкономической политики – улучшение положения страны в мировом хозяйстве, участие в международном разделении труда, поддержание отечественных товаропроизводителей на мировых рынках и рынках других стран и их защита на внутреннем рынке. Главная стратегическая задача внешнеэкономической политики – создание благоприятных внешнеэкономических условий для расширенного воспроизводства внутри страны.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности охватывает сферу внешнеэкономического сотрудничества, сферу внешней торговли, валютную политику государства. Имеется обширный набор инструментов внешнеэкономической политики – это меры стимулирования экспортёров (кредитование экспорта, льготы, таможенные и налоговые освобождения экспорта, субсидирование, государственные гарантии под экспортные поставки) , импортные или экспортные ограничения (таможенные тарифы, квоты, антидемпинговые расследования, установление технологических и экологических нормативов и стандартов), меры по привлечению или ограничению доступа иностранных инвестиций в экономику страны, изменение торговых пошлин, членство в международных экономических организациях, создание особых таможенных режимов и преференций, таможенные союзы.
1.6 Инвестиционная и инновационная политика
Инвестиции – долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли – являются необходимой составляющей эффективного развития любого предприятия и являются предпосылкой экономического роста экономики страны в целом. Для частных компаний источником инвестиций выступают собственные (прибыль, амортизационные отчисления), заёмные (кредиты, ссуды) и привлечённые (акции предприятия) средства.[8] Государственные же инвестиции финансируются за счёт налоговых поступлений в бюджет и бюджетные фонды, прибыли государственных организаций, выпуска внутренних и внешних займов.
Инвестиции весьма непостоянная субстанция. Величина инвестиций постоянно колеблется. Поэтому проводимая государством инвестиционная политика должна быть направлена на обеспечение гарантий стабильности инвестирования в национальную экономику. Основными задачами инвестиционной политики являются наращивание научного и производственного потенциала отечественной промышленности, решение социальных проблем общества, обеспечение равномерного развития народного хозяйства, регулирование накоплений капитала по различным секторам экономики.
Инновационная политика представляет собой разновидность инвестиционной политики. Она нацелена на обеспечение государственного регулирования процессов создания, ввода, эксплуатации и последующего выбытия новшеств в народном хозяйстве, т.е. регулирует проток инвестиционных ресурсов, направленный на разработку и создание технологических новшеств, для поддержания прогрессивной технологической базы отечественной промышленности.
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Этапы разработки промышленной политики
Исходя из маркетинговой основы промышленной политики, можно предположить следующие этапы ее разработки и проведения:
1. Разработка товарной специализации промышленности и ее уточнение, рекомендуемое промышленному комплексу к перспективному развитию, следование которым не только создает условия эффективного развития коммерческих структур, но и служит объектом государственной поддержки. Эта информация позволит оценить достигнутые и ожидаемые экономические результаты производства и обмена товарами, перспективы развития рынков этих товаров на краткосрочную и среднесрочную перспективу, выработать государственную стратегию развития промышленности.
2. Формирование перспективной группы товаров (товарных групп), производство которых может стать эффективным при условии проведения определенных мер поддержки (перспективной товарной специализации). Эти группы товаров разрабатываются для принятия неотложных мер по стимулированию выхода на соответствующие товарные рынки; для выработки долгосрочной стратегии развития промышленности.
Информация по этим группам товаров содержит предложения по расширению выхода на товарные рынки. Она оформляется в виде перечня прогрессивных товаров с указанием для каждого из них возможных рынков сбыта, их емкости и государственных мер поддержки и стимулирования, выхода на них ожидаемых доходов и пополнения бюджета. Анализ и обобщение этой информации позволит сформировать перспективные направления промышленной политики и увязать их с инвестиционной программой.
3. Формирование предложений по развитию внутренних российских рынков товаров производственного и непроизводственного назначения. Эти предложения отражают индикативную динамику внутреннего потребления промышленной продукции производственного и непроизводственного назначения, связанную с ростом покупательной способности и оживлением воспроизводственных процессов. Они разрабатываются на основе отмеченной в п. 1 информации и прогнозов развития внутренних товарных рынков. Потребность в реализуемых на этом рынке товарах в значительной степени обеспечивается промышленностью регионов. К этой группе относятся товары массового потребления, промышленные товары, потребляемые предприятиями, и т.д.
4. Развитие производств товарной и технологической специализации промышленности России. Промышленная политика в развитии этих производств может состоять в поиске путей повышения качества товаров (услуг), снижения их издержек с целью технического перевооружения предприятий, применения отечественной и зарубежной прогрессивной технологии (возможно, в смене совокупности базовых технологий).
Формирование этого направления промышленной политики осуществляется путем разработки эффективных технологических схем производства товаров на основе передовых технологий, проработки бизнес-планов и инвестиционных программ промышленных предприятий. Критериями оценки их эффективности могут служить цены и качество аналогичной зарубежной продукции с учетом таможенной политики.
5. Формирование государственной инвестиционной программы развития промышленности. В этой программе определяются товарные направления целевых инвестиций, соответствующие товарной специализации промышленности, конкретные объекты инвестиций, размеры, источники и эффективность инвестиций. Инвестиционная программа является инструментом регулирования структурных сдвигов и вытекает из товарной и технологической специализации экономики.
6. Развитие внешнеэкономических связей. В этом разделе содержатся анализ сложившихся товаров, их оценка и разработка предложений по товарной экспансии промышленности России, приводится перечень регионов и стран для вывоза и ввоза товаров для эффективного товарообмена; формируется политика участия России в международном разделении труда.
Чтобы выйти на мировые рынки с российскими товарами в условиях экономической депрессии, необходимо создать государственный механизм поддержки экспортеров. Для этого следует развивать политику экономически выгодных взаимоотношений с другими партнерами: странами СНГ, ближним и дальним зарубежьем. [9]
2.2 Перспективы развития технологической специализации промышленности
Для регулирования структурных преобразований промышленного производства на основе максимизации рыночных результатов и выработки товарной специализации промышленного комплекса необходимо провести:
- маркетинговые исследования для выявления потребности названных выше рынков в товарах, определения перспективных товаров российских товаропроизводителей и возможностей выхода на рынки с учетом фактора времени;
- оценку эффективности производства и реализации планируемой продукции промышленными предприятиями России;
- оптимизацию инвестиций в производственно-технологическую базу для выпуска выбранных в результате маркетинговых исследований товаров с учетом разумных требований к эффективности производства и ограничений на использование природных ресурсов.
Формирование товарной специализации должно обеспечить целенаправленную структурную перестройку промышленности с ориентацией на выпуск конкурентоспособных товаров, пользующихся стабильным спросом. Для промышленности России этот вопрос еще не решен. Вместе с тем рыночная конъюнктура и имеющийся производственный и научный потенциал позволяют осуществлять развитие промышленности в следующих направлениях:
- усиления ее ориентации на внутренние рынки продукции высоких технологий и экономически эффективные товарные рынки;
- обеспечения внутреннего потребительского спроса на промышленные товары и услуги.
Товарно-технологическая специализация основывается на сложившейся материально-технической базе с учетом ее достаточного научно-технического уровня и научного задела для развития, необходимости наиболее полного использования потенциальных и реальных возможностей для производства конкурентоспособной продукции.[10] Это также находит отражение в промышленной политике, которая обеспечивает концентрацию ресурсов общества на выбранных направлениях развития экономики и реализуется через долгосрочную программу развития промышленности. Государственное регулирование создает условия для целенаправленного проведения структурной перестройки промышленности на основе эффективного использования накопленного, развивающегося и привлеченного научно-технического потенциала и инвестиций.
Программа развития промышленности России должна реализоваться поэтапно с использованием системы экономических рычагов и стимулов[11]:
1. Необходимо вернуть ведущее положение российских товаропроизводителей на российском рынке промышленных товаров и услуг.
2. Российские промышленные товары должны вернуть свое место на рынках СНГ.
3. Российские промышленные товары должны выйти на рынки Восточной Европы и развивающихся стран.
4. Российские промышленные товары должны реализоваться в достаточном объеме на рынках развитых капиталистических стран.
На каждом этапе критерием оценки товаров является их конкурентоспособность.
Промышленность России имеет достаточный приоритет по выходу на не которые мировые рынки с рядом товаров, может быть, несколько упущенный ранее. Это рынки вооружения, авиакосмической техники.[12] Технологическая специализация промышленного комплекса в первую очередь проявляется в отраслевой структуре. В рыночных условиях она определяется совокупностью базовых технологий, ориентированных на выпуск конкретных видов продукции, состоянием материально-технической базы производства, научно-технологическим, патентным и лицензионным заделом, собственным или полученным по научной кооперации. Развитие конкретных производств осуществляется на основе бизнес-планов и инвестиционных программ.
В программах инвестирования технического развития предприятий должно предусматриваться качественное изменение их технического уровня, обеспечивающее переход к новому технологическому укладу. Это требование может выдвигаться при проведении мер государственной поддержки промышленных предприятий. Коммерческие предприятия, эффективно осуществляющие свою деятельность на товарных рынках, не нуждающиеся в протекционистских мерах, сами поддерживают необходимый технический уровень производства за счет собственных инвестиций. На них рассматриваемые условия и меры поддержки не распространяются.